Не надо «ездить» на водителях

(Терешко Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 47)

НЕ НАДО «ЕЗДИТЬ» НА ВОДИТЕЛЯХ

Ю. ТЕРЕШКО

Юлия Терешко, эксперт «ЭЖ-Юрист».

Водители нашего завода работают по пятидневному графику с двумя выходными днями, у них очень много дальних командировок. Иногда их длительность составляет 12 дней, в которые входят по приказу суббота и воскресенье. Иногда в течение месяца из 8 положенных дней отдыха водители отдыхают только 2 — 4 дня. Более того, в месяц фонд рабочего времени некоторых водителей составляет 180 — 190 часов. Каким образом нужно предоставлять выходные дни водителям? Обязан ли работодатель компенсировать дни отдыха, которые выпали на период командировки? Есть ли переработка у водителей и как ее оплачивать? Считается ли такая работа работой с разъездным характером?

Е. Потрясова, г. Москва

Вопрос о характере работы в данном случае является первоочередным. Необходимо различать такие понятия, как «командировки» и «разъездной характер работы». Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это «поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются».

Работа водителей является разъездной (т. к. поездки составляют основную их работу), поэтому служебные поездки нельзя оформлять как командировки. Постановление Совета Министров РСФСР от 12.12.78 N 579 утверждает Перечень профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков (который применяется в части, не противоречащей ТК РФ).

В данный Перечень входит и профессия водителей грузовых автомобилей, постоянно работающих на регулярных междугородных перевозках. Следовательно, указанные поездки никак не будут являться служебными командировками, а водителям грузовых автомобилей положена надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за сутки работы в пути.

Более того, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работодатель обязан возмещать этой категории работников расходы, связанные со служебными поездками, перечень которых установлен настоящей статьей.

Необходимо внести соответствующие изменения в трудовые договоры данных работников, поскольку в соответствии со ст. 57 ТК РФ разъездной характер работы следует прописывать в трудовом договоре. Кроме того, в нем может быть установлен порядок возмещения и размер таких расходов. В свою очередь, перечень работ, профессий, должностей работников, которым полагается возмещение расходов, связанных со служебными поездками, должен быть установлен либо в коллективном трудовом договоре, либо в иных локальных нормативных актах вашей организации.

Теперь рассмотрим вопрос о переработке. Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Если фактически отработанных часов будет больше, чем предполагает нормальная продолжительность времени за определенный период (при суммированном учете рабочего времени — за учетный период), то указанную разницу следует считать переработкой (сверхурочной работой).

Режим работы водителей регламентируется Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15. Положением, в частности, установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю; при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями она не должна превышать 8 часов в день; если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя, и другие немаловажные нормы.

В рассматриваемом случае соблюдать ежедневную и еженедельную норму рабочего времени не удается, поскольку водители отправляются в командировки аж на целых 12 дней, а фонд рабочего времени достигает 190 часов. Скорее всего, ежедневная норма рабочего времени водителей превышает допустимую норму, причем регулярно. В связи с этим следует установить суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), порядок введения которого определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Для водителей учетный период не может превышать одного месяца (ст. 8 Положения).

При суммированном учете работник в отдельные дни или недели может перерабатывать норму рабочего времени (ч. 1 ст. 104 ТК РФ). Однако сверхурочной работой будет считаться переработка только сверх нормы учетного периода. Но даже при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, определенных в Положении.

Таким образом, автор вопроса имеет право привлекать водителей к сверхурочной работе, но с определенными ограничениями. К примеру, сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (это требования как ТК РФ, так и Положения). В связи с этим советуем посчитать общее количество сверхурочных часов ваших водителей на предмет их законности, а также обратить внимание на соблюдение порядка привлечения к сверхурочной работе. Ведь согласно ст. 99 ТК РФ привлечение работника к сверхурочной работе почти во всех случаях осуществляется только с его письменного согласия.

Однако даже если в организации порядок привлечения работников к сверхурочной работе не был должным образом оформлен, это все равно не лишает работников права на оплату сверхурочной работы.

Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Перейдем к вопросу работы водителей в выходные и праздничные дни. Время отдыха водителей регламентируется нормами ТК РФ, а также главой III Положения. Согласно ст. 110 ТК РФ, ст. 26 Положения еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 часов. Поэтому каждому водителю обязаны предоставлять полагающееся ему время отдыха и двух дней отдыха за месяц быть не должно — это грубое нарушение трудового законодательства.

Что касается порядка оплаты таких дней, то он регулируется ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни». Кроме того, по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Водители работают по пятидневной рабочей неделе, поэтому любую работу в субботу или воскресенье следует рассматривать как работу в выходные дни. При суммированном учете рабочего времени и работе по сменам выходным днем будет считаться тот день, который является таковым согласно графику смены.

В заключение напомним, что нарушение законодательства о труде и об охране труда согласно ст. 5.27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В связи с этим описанная в вопросе эксплуатация водителей может обернуться неприятными материальными и административными последствиями.

——————————————————————