История возникновения института юрисконсульства

(Антонова А. М.) («История государства и права», 2008, N 4)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ЮРИСКОНСУЛЬСТВА

А. М. АНТОНОВА

Антонова А. М., соискатель кафедры государственного права Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

В связи с тем что в настоящее время количество специалистов в области гражданского и трудового права стремительно увеличивается, практически каждое предприятие и организация в штате имеют юридическую службу или отдел, хочется обратиться к истории возникновения института юрисконсульства. Слово «юрист» в переводе с латинского языка означает правовед, законник, законовед. Большой вклад в разработку юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римлянин, перед тем как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить заем, — шел за советом к юристу. Составление таких документов требовало специальных знаний. Право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнения определенных жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки. Римские юристы толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости. Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которые они приобретали в результате своей деятельности. Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало, в свою очередь, не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления и даже сравнения с правом других народов. В процессе толкования права юристы, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право, по существу, было таким же источником, как и обычное право. Так появились первые попытки систематизации и обобщения права. К концу III в. до нашей эры юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов. Их место заняли светские юристы. Расцвет деятельности юристов относится к I — III вв. — эпохе начала принципата. Авторитет юристов, их мнения, заключения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко. Со времен Тиберия виднейшие юристы были наделены правом ответа, их заключения по конкретным делам имели официальную силу, обязательный характер для тех судей, где рассматривалось дело, по которому дана консультация. Ответ юриста мог состоять из одного слова: «да» или «нет». Стала пословицей знаменитая формула: «Без закона нет преступления, нет наказания». Закон, по мнению юристов, прежде всего нацелен на будущее, судья же рассматривает прошлое, т. е. свершившийся факт. Из этого делается вывод: правосудие рассматривалось как постоянное и вечное желание государства обеспечить каждому гражданину его права. Авторитет закона усматривался в неуклонном его исполнении. Широкую известность имела формула: «Да свершится правосудие, чего бы это ни стоило, хотя бы и мир погиб». Принципы, заложенные юристами Древнего Рима, оказали влияние на деятельность юрисконсультов в последующие времена. Так, в середине XIX в. российский профессор Д. И. Мейер, первопроходец отечественной цивилистики, в своем курсе лекций «Русское гражданское право» отмечал, что «путем практики образуется целая масса юридических определений, составляющих не что иное, как логические выводы из законов». Он имел в виду «совокупность юридических определений, выведенных юристами путем мышления из законов и обычаев», и подчеркивал, что вся деятельность юриста состоит в логическом процессе, от себя же он не может прибавить ни йоты. …Но выводы юриста необходимо связаны с законами и обычаями» <1>. ——————————— <1> Мейер Д. И. Русское гражданское право. Ч. 1. М., 1997. С. 82 — 83.

В России после революции 1917 г. юристы, перешедшие на сторону советской власти, приняли активное участие в создании нового законодательства, юридически закрепившего преобразования в стране. Первыми нормативными документами, регламентирующими деятельность юрисконсультов, стали Положение о юрисконсультах государственных предприятий, подведомственных ВСНХ СССР от 27 июня 1925 г., а также Положение о бюро юрисконсультов. Эти документы содержали ряд важных для юрисконсульта моментов, в частности, был очерчен круг вопросов, которыми должен заниматься юрисконсульт: помимо консультативной работы и представительства в судах различных юрисдикций предусматривалось соблюдение законности. 30 марта 1927 г. СНК РСФСР было издано Постановление «О юрисконсультах государственных учреждений и предприятий и кооперативных организаций и надзоре за их деятельностью». Основными обязанностями юрисконсульта по данному Постановлению были признаны: дача письменных и устных заключений по правовым вопросам; участие в составлении проектов инструкций, постановлений и т. п.; составление и рассмотрение с юридической стороны заключаемых учреждениями и предприятиями договоров и иных актов правового характера в целях охраны правовых интересов предприятий в соответствии с действовавшим законодательством; представительство интересов учреждений и организаций по их поручениям <2>. ——————————— <2> СУ РСФСР. 1927. N 36. Ст. 238.

Данный документ сыграл положительную роль в улучшении организации работы юрисконсультов, но все же не смог мобилизовать их на активную работу по укреплению законности и соблюдению прав работников предприятий и учреждений. В связи с тем что вышеназванное положение не отражало особенности работы юристов в различных отраслях промышленности, многие наркоматы издали свои положения о юрисконсультах, в которых сделали попытку расширить полномочия юристов. В настоящее время статус юридической службы предприятия, ее задачи и функции определяются в положении об этом структурном подразделении, которое утверждается локальным нормативным актом (приказом, распоряжением). Права и обязанности каждого юрисконсульта предусмотрены в его должностной инструкции. При этом существует утвержденное Советом Министров СССР Общее положение о юридической службе 1972 г., которое уже во многом устарело. В настоящее время не существует какого-либо единого документа, регулирующего правовое положение юридических служб предприятий различных форм собственности. Деятельность юридических служб государственных органов власти регулируется Указом Президента РФ от 8 мая 2001 г. N 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» <3>. Основные функции юрисконсульта определяются также квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Как представляется, в настоящее время возникла необходимость разработки и принятия федерального закона о правовом положении юрисконсультов. ——————————— <3> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 2000.

——————————————————————

Вопрос: Служу в должности старшего преподавателя 610 ЦБП и ПЛС, который согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 013 является учреждением дополнительного профессионального образования. Почему начальник финансовой службы отказывает в выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 августа 2000 г. N 396? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 2)

Вопрос: Служу в должности старшего преподавателя 610 ЦБП и ПЛС, который согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 013 является учреждением дополнительного профессионального образования. Почему начальник финансовой службы отказывает в выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 августа 2000 г. N 396?

Ответ: Приказ Министра обороны Российской Федерации «О выплате денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» от 28 июля 2000 г. N 396 утратил силу. В настоящее время действует Приказ Министра обороны Российской Федерации «О выплате денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» от 4 октября 2002 г. N 401. Указанным Приказом утвержден Перечень педагогических работников образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, которым выплачивается денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. К сожалению, в данном Перечне 610 ЦБП и ПЛС не содержится, в связи с чем Вы не имеете права на получение денежной компенсации.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————