Проблемы стимулирования трудовой миграции в регионе (на примере Республики Дагестан)

(Абдулманапов П. Г.)

(«Миграционное право», 2008, N 3)

ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕГИОНЕ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

П. Г. АБДУЛМАНАПОВ

Абдулманапов П. Г., стажер Института социально-политических исследований РАН, кандидат экономических наук.

В течение длительного времени (до 90-х годов) Республика имела в межрегиональном обмене населения отрицательное сальдо миграции, что было связано с отъездом населения на заработки в другие регионы страны. С распадом СССР начался массовый исход дагестанского населения из стран СНГ и России. Во многом это результат незащищенности основных прав и свобод граждан, создающей возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания и языка. Миграционный прирост трудовых ресурсов, по официальным данным, за 1990 — 1995 гг. в Республике составил 36,5 тыс. человек. С 1996 г. сальдо миграции вновь приобрело отрицательное значение, и в последние годы этот показатель достиг уровня минус 7 тыс.

Однако реальная картина миграции населения Республики Дагестан сильно отличается от официальной. Управление Федеральной миграционной службы по РД информацией о точной численности уезжающих трудовых ресурсов не располагает. Также отсутствуют сведения о продолжительности миграции и месте пребывания трудовых мигрантов, совершающих регулярные отъезды в другие регионы России в поисках работы или места приложения труда, позволяющие получать достойное вознаграждение за свой труд.

Значительная часть уезжающих находит заработок в Москве, Подмосковье и крупных промышленных городах. По некоторым неофициальным данным, дагестанская община в Москве составляет 70 тыс. человек, а постоянная численность дагестанцев, работающих в столице, превышает 200 тыс. В основном они заняты в отраслях строительства, торговли и транспорта, но с преобладанием доли строительства. Это связано с тем, что большинство трудовых мигрантов трудятся у частных (физических) лиц, выполняя ремонтно-строительные работы, не требующих, во-первых, официальной регистрации в органах милиции, во-вторых, документов о наличии специального профессионального образования, в-третьих, уплаты налогов и иных взносов, за счет чего повышается получаемая на руки заработная плата.

По оценкам экспертов ФМС России, на территории России расквартирована нелегальная трудовая армия из стран СНГ численностью свыше пяти миллионов человек. Общая численность граждан дальнего зарубежья в России, по оценкам специалистов, превышает два миллиона. Не занимая официально зарегистрированных рабочих мест, указанные категории иностранцев оказывают существенное влияние на рынок труда, уходят от налогов и вовлекаются в теневую экономику, нанося тем самым значительный ущерб государству. Кроме того, рынок труда России доукомплектовывается официально приглашенными иностранными гражданами, согласно утвержденной Правительством РФ квоте.

В то же время в отдельных регионах страны наблюдается массовая безработица, которая исчисляется сотнями тысяч человек. Общая численность безработных в России доходит до 6 млн., а регистрируемая варьируется в пределах 1,5 — 2,0 млн. человек. Для Республики Дагестан эти показатели составляют соответственно 250 — 290 и 50 — 55 тыс.

После всего вышеперечисленного правомерно напрашивается вопрос: что сдерживает трудовую мобильность населения регионов? Ведь доля незанятых трудовых ресурсов только одного региона — Республики Дагестан способна покрыть московскую квоту иностранной рабочей силы, а количество столичных рабочих вакансий теоретически может поглотить зарегистрированную часть безработных Дагестана, получающих пособие по безработице.

Как видим, в стране имеются довольно большие резервы повышения уровня занятости. Но в силу ряда каких-то объективных и субъективных причин население регионов, в том числе Республики Дагестан, не проявляет в должной мере активности в процессах территориального передвижения.

Основываясь на результатах проводимых в РД исследований, можно отметить, что население региона в целом положительно относится к миграции — и как минимум каждый третий дагестанец согласен на совершение миграционного акта при определенных условиях. Миграционным настроениям подвержена самая активная часть населения — молодые люди, стремящиеся реализовать свой социальный и экономический потенциал в полной мере. Большинство из них согласно на непрестижную работу, на которую москвичи идут неохотно (строительство, общественный транспорт, дорожные работы и т. д.) при условии высокой оплаты труда, обеспечения жильем и т. д.

В последние годы Правительство РФ разработало и ввело в действие целый ряд важных законодательных и иных актов, касающихся миграции как внутренней, так и внешней. Основными направлениями деятельности по регулированию трудовой миграции в Республике Дагестан являются: оказание содействия безработным гражданам в трудоустройстве в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению органов службы занятости; организация помощи гражданам Республики, желающим выехать на временную работу за пределы Республики. В регионе, соответственно, сформированы федеральный и региональный банки вакансий, которые призваны обеспечить возможность выбора рабочих мест в соответствии с предпочтениями населения и требованиями работодателей, а также обязательствами, которые принимают на себя работодатели и выдвигают претенденты на рабочие места.

Однако общероссийский банк вакансий для Дагестана малоэффективен в связи с тем, что рынок труда региона нуждается в массовом оттоке рабочей силы, а регион сильно удален от центра: высокая стоимость транспортных расходов нивелирует достоинства от перемещения. Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденное Приказом Минтруда России N 57 и Минфина России N 21н от 25 марта 2002 г., не предусматривает финансирование расходов на реализацию мероприятий по содействию в переезде граждан для их трудоустройства по направлению органа занятости.

Участие региональных органов исполнительной власти в регулировании и стимулировании внутренней и внешней трудовой миграции пока не дает желательного результата — эффективности перераспределения трудовых ресурсов, прежде всего потому, что государство действует на ограниченном, организованном сегменте рынка труда, представляющем зарегистрированную безработицу.

Выезд людей на заработки из региона в наиболее благополучные или в крупные города сопровождается тяжелыми условиями труда и проживания, более низкой, по сравнению с ожидаемой (или заявленной), оплатой труда и несвоевременной ее выплатой, отсутствием доступа к образованию и здравоохранению, опасностью попадания на преступный рынок труда.

Работодатели в основном дают заявки на временные и сезонные рабочие места, на работу вахтовым методом по низкооплачиваемым и непрестижным профессиям, выдвигают жесткие требования к стажу работы по специальности, квалификации и здоровью, принимают на себя заниженные обязательства по оплате труда, по социально-бытовому обустройству, по оплате транспортных расходов.

У тех, кто решился на самостоятельный выбор места работы за пределами региона без посредничества службы занятости, тоже возникают определенные трудности. Во-первых, это необходимость иметь постоянную регистрацию по месту пребывания. Во-вторых, это неприязненное отношение местного населения и работодателей к иногородним, особенно к выходцам из северокавказских регионов.

Тем не менее дагестанцы уезжают из Республики. В 90-е годы уезжали в основном жители недагестанских национальностей, и безвозвратно. Общеизвестно, что представители русскоязычного населения являлись костяком многих промышленных предприятий Дагестана, отъезд которых повлек за собой развал целых отраслей и производств. В настоящее время уезжают представители коренных национальностей — и едут туда, где у них кто-то есть, кто может помочь с жильем и трудоустройством.

В общем потоке лиц, намеренных выехать за рубеж, около 50% составляют представители технической и творческой интеллигенции, научно-технические и педагогические кадры, специалисты высокой квалификации. Этот процесс, судя по имеющимся прогнозам, может заметно активизироваться и приобрести глобальный характер. На смену этническим причинам выезда приходят причины социально-экономического характера: низкий уровень жизни, недостаточное материальное вознаграждение за свой труд, снижение престижа научного и творческого труда и т. п.

Из-за повышенной смертности и сокращения рождаемости в настоящее время Россия находится в глубоком демографическом кризисе. Промышленно развитые регионы уже сегодня ощущают нехватку рабочей силы. Предпринимаемые в последние годы меры по стимулированию рождаемости дают результат, но как рабочая сила это поколение состоится только по истечении определенного времени. Выходом из сложившейся ситуации видится только миграция, за счет которой могут восполняться естественные потери населения. Но в первую очередь необходимо стимулировать внутреннюю, межрегиональную миграцию. Поэтому важную роль в повышении эффективности рынка труда должна играть миграционная политика.

Трудовая миграция призвана не только снять напряженность на рынке труда, она также способствует росту профессиональной квалификации трудовых мигрантов, культурного и материального уровня развития мигранта, притоку дополнительных инвестиционных средств и т. д. Все это говорит о приоритетности задач по разработке соответствующего механизма государственного регулирования процессов трудовой миграции, создания соответствующей инфраструктуры миграции трудовых ресурсов, а также о высокой роли трудовой миграции в обеспечении регионального развития.

На уровне страны в условиях ограниченности трудовых ресурсов повысить трудовую мобильность населения, а это необходимо для преодоления массовой бедности и экспансии иностранной рабочей силы, освоения территорий, богатых природными ресурсами, можно при гарантиях государства по выполнению положений договора (контракта), привлекательности условий труда, его оплаты и жизнедеятельности населения. Все это должно способствовать снижению негативных последствий вынужденной трудовой миграции населения и обеспечить рост национального дохода государства с одновременным снижением уровня безработицы и обеспечения производства необходимой рабочей силой.

——————————————————————