Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов 1928 г

(Скоробогатова Н. В.) («История государства и права», 2009, N 2)

ПРАВИЛА О ПРИМИРИТЕЛЬНО-ТРЕТЕЙСКОМ И СУДЕБНОМ РАССМОТРЕНИИ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ 1928 Г.

Н. В. СКОРОБОГАТОВА

Скоробогатова Н. В., LL. M., магистр права Манчестерского университета.

В статье приводится историко-правовой анализ Правил о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов 1928 г. Указывается, что данный нормативно-правовой акт внес много положительных новелл в советское трудовое законодательство — установление компетенции органов по рассмотрению трудовых споров, ограничение количества инстанций, уполномоченных пересматривать эти решения, гарантии исполнения решений. В начале 1928 г. с целью упорядочения законодательства о порядке разрешения трудовых споров в ЦК ВКП(б) — НК РКИ была образована специальная комиссия. В результате изучения практики разрешения трудовых споров комиссия НК РКИ СССР и НК РКИ РСФСР пришла к выводу о том, что новый акт о порядке рассмотрения трудовых споров должен быть издан законодательными органами СССР в виде детально разработанных положений, а не только основ законодательства по данному вопросу <1>. Выводы о необходимости издания единого общесоюзного положения (правил) о порядке разрешения трудовых споров вытекали из многочисленных материалов, свидетельствовавших о большом разнобое в законодательстве и практике союзных республик. При тех значительных недостатках, которые имелись в системе прохождения трудовых споров, было особенно необходимо единое для всего Советского Союза положение о порядке рассмотрения трудовых споров. Издание общесоюзного закона по данному вопросу обеспечило бы создание благоприятных условий для контроля за установлением единообразной практики деятельности расценочно-конфликтных комиссий (РКК), примирительных камер, третейских судов и особых сессий народных судов по трудовым делам. ——————————— <1> ЦГАОР. Ф. 3316. Оп. 21. Д. 601. Л. 15.

ЦИК и СНК СССР 29 августа 1928 г. утвердили Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов <2> (далее — Правила 1928 г.). Это был первый общесоюзный законодательный акт, которым регулировался весь комплекс вопросов, связанных с рассмотрением трудовых споров. ——————————— <2> См.: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 29 августа 1928 г. «Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов» // СЗ СССР. 1928. N 56. Ст. 495.

Правила 1928 г. состояли из 4 разделов, 73 статей и имели следующую структуру: I. Общие положения. II. Органы примирительно-третейского разбирательства: а) расценочно-конфликтные комиссии; б) примирительные камеры; в) третейские суды; г) надзор за деятельностью РКК, примирительных камер и третейских судов; д) исполнение решений РКК, примирительных камер и третейских судов. III. Трудовые сессии народного суда. IV. Восстановление неправильно уволенных работников. В соответствии с Правилами трудовые споры должны были рассматриваться в: а) органах примирительно-третейского разбирательства: расценочно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах и третейских судах; б) трудовых сессиях народного суда. На трудовые сессии народных судов наряду с разрешением трудовых споров возлагались также функции по рассмотрению уголовных дел о нарушениях трудового законодательства и коллективных договоров. Во втором разделе Правил содержались основные указания по вопросам, относящимся к организации и деятельности органов примирительно-третейского разбирательства. Наркомтруд СССР уполномочивался издать особые положения о каждом из этих органов, с тем чтобы более детальные указания содержались в этих ведомственных актах. Предусматривалось, что положения об органах примирительно-третейского разбирательства трудовых споров должны были быть изданы Наркомтрудом по согласованию с правительствами союзных республик. НКТ СССР имел также право, по представлению ЦК соответствующего профсоюза и заинтересованного ведомства, в исключительных случаях устанавливать для отдельных отраслей народного хозяйства отступления от Правил. Народным комиссариатам труда союзных республик предоставлялось право в соответствии с местными условиями и особенностями издавать постановления, дополняющие издаваемые НКТ СССР положения о расценочно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах и третейских судах. Во исполнение Постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1928 г. Народный комиссариат труда СССР по согласованию с правительствами союзных республик 12 декабря 1928 г. утвердил и ввел в действие: Положение о расценочно-конфликтных комиссиях; Положение о примирительных камерах и третейских судах для разрешения трудовых конфликтов; Положение о надзоре за деятельностью расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов <3>. Основные указания о деятельности органов по рассмотрению трудовых споров, содержавшиеся в Правилах 1928 г. и в Положениях об этих органах, утвержденных НКТ СССР, сводились к следующему. ——————————— <3> ИНКТ СССР. 1928. N 51 — 52.

1. Расценочно-конфликтные комиссии. РКК организовывались на всех предприятиях и в учреждениях, где имелся фабрично-заводской или местный комитет. При отсутствии в предприятии или учреждении ФЗМК РКК организовывалась при групповом комитете профсоюза в составе представителя группового комитета и представителя администрации предприятия (учреждения), которое являлось стороной в трудовом споре; при отсутствии группового комитета РКК организовывались при волостном, районном или уездном комитете соответствующего профсоюза. РКК организовывались независимо от наличия или отсутствия коллективного договора. РКК состояли из равного числа представителей администрации предприятия или учреждения и комитета профсоюза данного предприятия. Закон 1928 г. не устанавливал срока, на который выделялись представители в состав РКК. Для подачи заявлений в РКК устанавливались следующие сроки: а) по вопросам увольнения — 14 дней; б) по вопросам оплаты сверхурочных работ — 1 месяц; в) по всем остальным вопросам — 3 месяца. Положение о РКК содержало весьма подробные правила исчисления сроков. Компетенция РКК определялась в соответствии с делением ее функций на расценочные и конфликтные. К расценочным функциям относилось: а) утверждение и изменение разбивки работ и должностей по тарифным разрядам; б) утверждение и изменение норм выработки и сдельных расценок; в) утверждение и изменение порядка применения поощрительных систем заработной платы; г) установление и изменение нормального процента брака, формы испытания, проб и иных условий труда; д) дача разрешения на производство сверхурочных работ; е) утверждение порядка предоставления отпусков. К конфликтным функциям РКК относилось рассмотрение споров искового характера. Подавляющее большинство этих споров подлежало обязательному рассмотрению в РКК как в первичной инстанции <4>. По остальным спорам искового характера заинтересованный работник мог по своему выбору обращаться либо в РКК, либо в трудовую сессию народного суда. Наряду с этим устанавливалось, какие дела не подлежали рассмотрению в РКК <5>. Решения РКК являлись окончательными и не нуждались в чьем-либо утверждении. С согласия обеих сторон РКК имела право пересмотреть ранее принятое ею решение. С изданием Правил 1928 г. была ликвидирована практика включения в коллективные договоры положений, связанных с организацией и деятельностью РКК; эти вопросы разрешались лишь путем издания законодательных и иных нормативных актов. ——————————— <4> Обязательному рассмотрению в РКК подлежали, в частности, споры по поводу: перевода на другую работу; увольнения по непригодности и за невыполнение обязанностей; выплаты выходного пособия; оплаты при выполнении работ различной квалификации; оплаты за время простоя, подготовки к сдельному наряду, за время испытания, за сверхурочную работу; выдачи денежной компенсации за непредоставленный отпуск; применения удлиненного отпуска и сокращенного рабочего дня и др. <5> В РКК не рассматривались дела об увольнении и восстановлении в должности руководящих работников, перечислявшихся в особых перечнях; дела о расторжении трудового договора по требованию профсоюза (ст. 49 КЗоТ); споры по вопросам об удовлетворении жилой площади и др.

2. Примирительные камеры и третейские суды. Примирительные камеры организовывались каждый раз по особому соглашению между профсоюзной организацией и администрацией предприятия для разрешения отдельных, возникавших между ними трудовых споров, не являясь постоянно действующим органом. Примирительные камеры разрешали две группы споров: а) споры по вопросам заключения, изменения, дополнения и толкования коллективных договоров; б) споры, связанные с установлением или изменением условий труда, в тех случаях, когда такие споры не получали разрешения в РКК. Трудовые споры искового характера в примирительных камерах не рассматривались. Примирительные камеры организовывались при различных органах Наркомтруда, в зависимости от значимости споров, подлежащих рассмотрению в них. В состав примирительной камеры входили представители каждой из спорящих сторон и председатель, назначавшийся соответствующим органом Наркомтруда. Дела, по которым в примирительной камере не достигались соглашения, могли передаваться на разрешение третейского суда, который организовывался каждый раз по соглашению между спорящими сторонами (профорганизацией и администрацией). 3. Надзор за деятельностью расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов. В Положении о надзоре за деятельностью РКК, примирительных камер и третейских судов, утвержденном НКТ СССР 12 декабря 1928 г., давались подробные указания по этому вопросу. Правила 1928 г. узаконили два важнейших положения, относящихся к деятельности РКК, примирительных камер и третейских судов: решения всех этих органов являлись окончательными и не нуждались в чьем-либо утверждении; отменить их могли лишь органы труда в порядке надзора. Основания для отмены решений были точно установлены в законодательном порядке. К их числу относилось: ухудшение условий труда по сравнению с законом или коллективным договором; превышение максимальных норм, установленных законом или коллективным договором, и др. 4. Трудовые сессии народного суда. Правила 1928 г. содержали лишь основные положения об организации и деятельности трудовых сессий народного суда. Правила исходили из того, что трудовые сессии народного суда организуются согласно законодательству союзных республик (ст. 6). Трудовые сессии народных судов действовали в составе народного судьи и двух постоянных членов народного суда. Правила 1928 г. относили к функциям трудовых сессий народных судов рассмотрение споров, возникавших вследствие неисполнения законов о труде, коллективных и трудовых договоров и правил внутреннего распорядка. 5. Административный порядок рассмотрения трудовых споров (в порядке подчиненности). 7 февраля 1927 г. Пленум Верховного Суда РСФСР на основе обобщения многочисленных решений судебных органов принял разъяснение о неподведомственности судебным органам жалоб некоторых категорий работников. Согласно этому постановлению из судебной юрисдикции изымались споры о восстановлении на работе сотрудников государственных учреждений и государственных предприятий, работа которых требует не только надлежащей квалификации, но и особого доверия к данному работнику, а также работников, получающих ставки ответственных политработников <6>. Изъятие трудовых споров определенных категорий работников из общей подведомственности судебных органов и установление административного порядка рассмотрения таких споров родилось в судебной практике. Судебные органы мотивировали подобное решение необходимостью предъявления к ответственным работникам особых требований, выходящих за рамки четкой трудовой функции. Судебные органы, делается вывод, не могут судить о соответствии или несоответствии работника этим требованиям. ——————————— <6> ИНКТ СССР. 1927. N 4.

Таким образом, судебная практика пришла в противоречие с законодательством. Законодательство не предусматривало изъятий из общего порядка разрешения споров, а судебная практика установила такое изъятие. Несоответствие было устранено Правилами 1928 г. Согласно ст. 65 Правил в РКК и трудовых сессиях не рассматривались дела в отношении: а) лиц, пользующихся правом найма и увольнения во всех предприятиях и учреждениях (в том числе и частных), а также иных категорий ответственных работников государственных кооперативных и общественных предприятий и учреждений согласно перечням, установленным НКТ СССР и НКТ союзных республик по согласованию с ВЦСПС, республиканскими советами профсоюзов; б) лиц, уволенных из государственных кооперативных и общественных предприятий и учреждений по требованию органов РКИ (вследствие ликвидации РКИ и создания комиссии советского контроля это правило относилось затем к лицам, снятым по постановлению комиссии). Для указанных работников законодательство установило особый порядок рассмотрения трудовых споров. Согласно ст. 73 Правил 1928 г. вопросы о восстановлении в должности этих работников рассматривались исключительно вышестоящими в порядке подчиненности органами и лицами. 6. Восстановление неправильно уволенных работников. В 1927 — 1928 гг. особую остроту приобрел вопрос о восстановлении на работе неправильно уволенных работников. Действовавшие в тот период нормативные акты о порядке разрешения трудовых споров представляли неограниченную возможность обжаловать решения любой инстанции и тем самым не исполнять даже правильные решения. Кроме того, в Советском Союзе еще не была полностью ликвидирована безработица, и это придавало вопросам увольнения с работы особую остроту. Исходя из этого, ВЦСПС вошел в Правительство СССР со специальным проектом нормативного акта о порядке восстановления неправильно уволенных работников. Впоследствии предложение ВЦСПС явилось основой раздела IV Правил 1928 г., посвященного восстановлению неправильно уволенных работников. В соответствии с Правилами 1928 г. дела о восстановлении неправильно уволенных работников рассматривались в РКК и трудовых сессиях народных судов. Из этой категории дел не подлежали рассмотрению в РКК и трудовых сессиях народных судов дела лиц, пользовавшихся правом найма и увольнения, а также дела иных категорий ответственных работников. Правила 1928 г. содержали указание о том, что, если РКК или трудовая сессия народного суда устанавливали факт неправильного увольнения, они должны были выносить решение о восстановлении уволенного работника в должности или на работе и о взыскании в пользу неправильно уволенного работника утраченного заработка за время вынужденного прогула. Особо предусматривалось, что в случае неисполнения нанимателем решения РКК или трудовой сессии народного суда о восстановлении уволенного работника последний имеет право на получение вознаграждения за все время вынужденного прогула до фактического восстановления в должности или на работе. Такое вознаграждение взыскивалось с нанимателя без вторичного рассмотрения дела по существу в принудительном порядке по исполнительному листу. Исполнительный лист должен был выдаваться трудовой сессией как по вынесенным ею решениям, так и по документам органов НКТ в отношении дел, разрешенных в РКК. Кратко подытоживая основное содержание Правил о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов и изданных на их основе актов НКТ, следует подчеркнуть, что благодаря данному нормативно-правовому акту было установлено и регламентировано три самостоятельных вида разбирательства трудовых споров: примирительно-третейское разбирательство, судебное и разбирательство в порядке подчиненности (административное). Трудовые споры по признаку их подведомственности делились на три основные группы: к первой группе относились споры, по которым расценочно-конфликтные комиссии являлись обязательной первичной инстанцией; вторую группу споров составляли те трудовые споры, которые были изъяты из ведения расценочно-конфликтных комиссий; к третьей группе относились споры по всем остальным вопросам; по таким спорам заинтересованный работник мог обращаться либо в РКК, либо в народный суд по своему усмотрению.

——————————————————————