Проблемы и перспективы развития страхования спасателей

(Грешных А. М.) («Социальное и пенсионное право», 2008, N 4)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ

А. М. ГРЕШНЫХ

Грешных А. М., соискатель Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

С момента создания в 1992 г. поисково-спасательной службы МЧС России спасатели всегда выступали первыми там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в огне пожаров, в местах выброса опасных и вредных веществ. Они постоянно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду. На счету спасателей огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, десятки тысяч спасенных жизней, сотни случаев оказания помощи пострадавшим. Поскольку профессиональная деятельность спасателей связана с повышенным риском, первостепенное значение для общества и государства приобретают вопросы защиты жизни и здоровья спасателей — и государство должно нести «ответственность», возмещая вред, причиненный жизни и здоровью данных лиц при осуществлении ими своей трудовой деятельности. Становление и развитие спасательной службы невозможно без создания и функционирования в государстве эффективной системы правовых гарантий, связанных с защитой имущественных интересов спасателей. Законодатель закрепил страховые гарантии спасателей в ст. 31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» <1>, ввел обязательное страхование их жизни и здоровья, а также специальный порядок его финансирования из средств соответствующих бюджетов, направляемых соответствующим министерствам, иным федеральным органам исполнительной власти, а также органам местного самоуправления и организациям. Сущность указанных отношений заключается в том, что жизнь и здоровье спасателей обеспечены страховой защитой государства и находятся под его гарантией. Указанное страхование можно классифицировать как личное, поскольку объектом страхования является жизнь, здоровье и трудоспособность спасателя. ——————————— <1> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503.

Отечественная система социальной защиты спасателей представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности относительно обособленных элементов, среди которых обязательное страхование спасателей является одной из составляющих. В научной литературе вопросам страховых гарантий спасателей, в силу немногочисленности и наличия специфических особенностей этой категории, уделяется недостаточно внимания. Имеющиеся публикации содержат в основном не правовую, а экономическую и историческую информацию. Заметим, что отношения по страхованию спасателей имеют немалое количество проблем. В первую очередь законодателю следует выработать концептуальный подход к проблеме страхования спасателей, определить пути совершенствования нормативно-правового регулирования страховых гарантий спасателей, проработать указанные вопросы и вписать их в общую концепцию единообразных страховых гарантий всех сотрудников МЧС России. Следует указать, что понятия, закрепленные в ст. 31 указанного Закона, не в полной мере соответствуют страховой терминологии. Категории и термины в указанной статье целесообразно привести в соответствие с общими положениями страхового права, закрепить конкретный размер страховой суммы и размеры страховых выплат в зависимости от страхового случая, а также закрепить такие понятия, как «страховой случай», «страховой риск», «страховая выплата» и т. д. Кроме того, страхование спасателей, по сути, является обязательным государственным страхованием, поскольку финансируется за счет средств соответствующих бюджетов. Однако Закон упоминания об этом не содержит, поэтому законодателю следует устранить подобную неопределенность в правовой природе страхования спасателей. Также обращает на себя внимание, что страховые гарантии спасателей нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований не соответствуют гарантиям спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, которые, как вытекает из положений Закона, более защищены. Поскольку спасатели в процессе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций зачастую вынуждены причинять имуществу граждан и организаций вред, то законодателю следует, по нашему мнению, также предусмотреть страховую защиту ответственности спасателя при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Потребности нормального функционирования аварийно-спасательных служб и формирований требуют устранения неопределенности в вопросах правовой защиты спасателей в ходе осуществления ими своей профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском для жизни и здоровья, а также возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью спасателей в ходе проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

——————————————————————