Проблемы квотирования иностранной рабочей силы в России

(Никишенко А. В.) («Трудовое право», 2009, N 2)

ПРОБЛЕМЫ КВОТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ

А. В. НИКИШЕНКО

Никишенко А. В., магистр права, партнер юридического бюро «Никишенко и Партнеры».

Если необходимо оформить на работу регионального директора по продажам, а в перечне такая должность отсутствует, то организация должна выбрать из перечня наиболее подходящую по характеру и трудовым функциям должность. В последний год обострилась проблема найма иностранных сотрудников в российские компании. Сейчас оформление иностранных работников в некоторых случаях может занимать от 6 месяцев до 1 года. Российские компании столкнулись с целым рядом трудностей и проблем при приеме на работу иностранных сотрудников, в первую очередь — высококвалифицированных. Ни для кого не секрет, что на данном этапе становления рыночной экономики наша страна нуждается в квалифицированной рабочей силе. В этом отношении реалии времени требуют привлечения специалистов практически во все отрасли народного хозяйства, например в строительство, машиностроение, электронную, пищевую, легкую промышленность. Россия как никогда нуждается в опытных специалистах, и опыт прошлого времени показывает: чтобы российская экономика развивалась, необходима поддержка со стороны иностранных компаний, приобретение российскими специалистами опыта руководства и знаний новых технологий и процессов производства. Необходимо отметить, что в данной статье речь не идет о неквалифицированной иностранной рабочей силе, которую некоторые российские компании привлекают для снижения собственных издержек производства. К сожалению, объем таких работников превышает количество квалифицированных сотрудников, прежде всего из дальнего зарубежья. В российском законодательстве детально урегулирован процесс получения разрешения на работу иностранными гражданами. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, осуществляющие деятельность в России по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны получать разрешение на работу. Порядок получения разрешений на работу утвержден в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681, которое установило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации <*>. Согласно этому порядку организация, намеревающаяся принять на работу иностранного сотрудника, должна сначала подать заявление на оформление разрешения на привлечение и использование иностранных работников в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган, а затем, после получения данного разрешения, подать заявление на оформление разрешения на работу для иностранного гражданина. В каждом случае процесс оформления занимает не менее 30 дней и может быть увеличен еще до 15 дней, если у миграционной службы возникнут замечания или необходимо проведение экспертизы документов. ——————————— <*> Российская газета. 16.11.2006. N 257.

На первый взгляд можно предположить, что за два месяца компания может оформить разрешение на работу для иностранного гражданина. Однако существует целый ряд подводных камней, которые делают процесс оформления разрешения весьма непредсказуемым по времени и конечному результату. Во-первых, порядок, установленный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ N 681, содержит одну небольшую оговорку, а именно: «Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации». Правительство РФ установило на 2009 г. квоту в размере 1 млн. 250 тыс. 769 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности <*>. ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 836 // Российская газета. 14.11.2008. N 235.

С одной стороны, эта цифра может показаться значительной, однако, как показывает практика, для огромной России — это капля в море. Исходя из результатов 2008 г., Правительством РФ была утверждена квота на 2008 г. в размере 1 млн. 140 тыс. 633 приглашения <*>. ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 983 // Российская газета. 12.01.2008. N 4.

В целом Правительство РФ утвердило на 2009 г. квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 3 млн. 976 тыс. 747: см. Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 835 («Российская газета», 14.11.2008, N 235). Если проанализировать для примера ситуацию в г. Москве с выдачей разрешения на работу в 2008 г., то на 2008 г. было выделено квот в количестве 3 млн. 384 тыс. 129 шт. и данной квоты хватило только до мая 2008 г. После этого Федеральная миграционная служба России на несколько месяцев прекратила оформлять разрешения на работу для иностранных сотрудников в московские компании, пока не добавили дополнительное количество квот. Можно только предполагать, сколько убытков принесла эта приостановка для крупнейшего финансово-торгового центра страны, а также для страны в целом, поскольку за эти месяцы компании не могли начислять зарплату иностранным сотрудникам, соответственно — отчислять в федеральный бюджет налоги на заработную плату и социальное страхование. Да и самим иностранным сотрудникам приходилось или ожидать разрешения на работу у себя в стране, что негативно сказывалось на развитии компаний, или нелегально трудиться в России. Судя по всему, в этом году ситуация с оформлением разрешений снова повторится. Квоты будут выбраны уже в первой половине года, и российским компаниям, привлекающим иностранных сотрудников и не успевшим оформить разрешения в начале года, нужно будет ждать дополнительных квот. Однако, исходя из заявлений Правительства РФ и ситуации в мировой экономике, уже нельзя быть абсолютно уверенным в положительном исходе. Вторая проблема в оформлении разрешения на работу кроется в следующем. Прежде чем обратиться в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган за получением разрешения на работу, российская компания должна обратиться в территориальный орган занятости населения и представить сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест. Чтобы урегулировать порядок обращения потенциальных работодателей, привлекающих иностранных граждан на работу, был принят специальный Регламент, с длинным названием и не менее объемным содержанием <*>. ——————————— <*> Приказ ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства». Опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 14.07.2008, N 28.

Описывать порядок не представляется возможным, можно лишь кратко сказать, что компания за месяц до подачи документов в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган должна подать сведения о потребности в работниках в территориальный орган занятости населения по месту нахождения компании. На основании поданных сведений орган занятости формирует реестр и направляет данные сведения по запросу ФМС, когда компания подаст заявление об оформлении разрешения на работу. На основании данного Регламента ФМС вправе отказать в оформлении разрешения в случае, если компания не обратилась в службу занятости населения или обратилась в ФМС ранее чем через один месяц либо в течение данного месяца отказала в трудоустройстве российскому гражданину, направленному из службы занятости по заявленной для иностранного гражданина вакансии. В этой связи хотелось бы остановиться на применении названия должностей при оформлении вакансии. Существует Классификатор ОКПДТР, на основании которого служба занятости требует оформлять сотрудников на должности <*>. ——————————— <*> Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» (ред. от 18.07.2007) (вместе с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94) (дата введения 01.01.1996).

Данный Классификатор содержит перечень должностей рабочих и служащих. Центры занятости населения требуют указывать в сведениях о потребностях в работниках названия должностей согласно данному перечню. В этой связи возникают значительные проблемы, например, если организации необходимо оформить на работу регионального директора по продажам, а в перечне такая должность отсутствует. В этом случае организация должна выбрать из перечня наиболее подходящую по характеру и трудовым функциям должность. Хотя должностей генерального директора в этом перечне около 20, но на практике возникает проблема подачи сведений о вакансии генерального директора, например, общества с ограниченной ответственностью; в данном перечне такой должности нет, однако есть, например, должность генерального директора предприятия или акционерного общества. Можно предположить, что, когда принимался данный Классификатор, нельзя было предполагать, что он будет вплотную затрагивать права российских компаний в свободе выбора должностей для своих сотрудников. Например, предприятие — это не организационно-правовая форма, а имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (см. ст. 132 ГК РФ). Предприятие может быть как акционерным обществом, так и обществом с ограниченной ответственностью. В этой связи предполагается, что компания должна подавать сведения не на вакансию генерального директора общества с ограниченной ответственностью, а на генерального директора предприятия. Соответственно, данная должность также указывается в заявлениях в ФМС для оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников и на работу для иностранного работника. И в заключение хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему — это формирование квот и определение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников. Данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» <*>. ——————————— <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 (опубликовано в «Российской газете», 31.12.2006, N 297).

Согласно данному порядку российские компании — работодатели представляют заявки о потребности в привлечении иностранных работников в определенную межведомственную комиссию не позднее 1 мая на предстоящий год. На основании данных заявок формируется сумма необходимых вакансий и определяется общее количество в потребности на следующий год. Количество устанавливается Постановлением Правительства РФ. На 2009 г. потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников установлена в количестве 3 млн. 976 тыс. 747 человек <*>. ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 834 // Российская газета. 14.11.2008. N 235.

Данный порядок, на мой взгляд, является слишком инертным и не отвечает реалиям рыночной экономики. Если компания решила привлечь в течение года еще несколько иностранных сотрудников, то это количество идет вне заявленной квоты и ей может быть отказано в оформлении разрешения на работу для данных иностранных работников. Кроме того, если компания была создана после 1 мая, то она вообще не имеет права тогда привлекать иностранных работников в текущем году, поскольку не попала в период формирования квоты на текущий год, а также на следующий год. Данная ситуация с определением квот вызывает сильные трудности при выходе на рынок новых компаний с участием иностранного капитала, а также препятствует их нормальной деятельности в России и может повлиять на общую экономическую ситуацию в стране.

——————————————————————