Трудовое законодательство 2008: подводим итоги

(Погодина И. В.) («Трудовое право», 2009, N 3)

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2008: ПОДВОДИМ ИТОГИ

И. В. ПОГОДИНА

Статья подготовлена по материалам семинара «Итоги трудового законодательства 2008 года». Лектор — О. Н. Скрябина, консультант в области трудового законодательства, руководитель отдела кадрового делопроизводства ГК «Градиент Альфа».

С 1 сентября 2008 г. действуют новые правила, касающиеся Порядка проведения аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда <1>. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация предполагает оценку рабочих мест по гигиеническим показателям, по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. ——————————— <1> Приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 10.03.2008. N 10.

Указанную аттестацию необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Документы по аттестации рабочих мест хранятся в организации 45 лет. На каждое рабочее место должна быть составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда. Для проведения аттестации целесообразно нанять организацию, которая имеет лицензию на ее проведение. При этом необходимо создать комиссию из специалистов своей организации, куда могли бы войти представитель отдела кадров, юрист, инженер по охране труда и др. В рамках аттестации рабочих мест привлеченная организация обычно осуществляет следующие работы (поэтапно): — анализ штатного расписания для подтверждения перечня рабочих мест, подлежащих аттестации; — определение уровня опасных и вредных производственных факторов (проведение замеров) и оценка травмобезопасности рабочих мест; — определение для каждого рабочего места обеспеченности средствами индивидуальной защиты работников; — оформление и сдача документов после аттестации рабочих мест: плана улучшения условий труда, протоколов, ведомостей и карт АРМ по условиям труда. В зависимости от количества мест, типа объекта и других обстоятельств стоимость аттестации может составлять от 1000 до 5000 руб. за рабочее место. Отдельно можно осветить сложные аналитические исследования, необходимые, например, для химических производств. Нижняя граница ценового диапазона относится к крупным объектам с большим количеством однотипных рабочих мест. Кроме этого, подразумевается наличие у заказчика таких документов, как штатное расписание или список профессий по аттестуемым рабочим местам, план (программа) производственного контроля, сведения об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и др. Для типичного офиса или небольшого производства средняя стоимость составляет от 2500 до 5000 руб. за место. При этом стоимость аттестации рабочего места, например, сварщика значительно выше, чем места инженера. В связи с тем что аттестации подлежит каждое рабочее место, процедура получается для организации довольно дорогой. Следует также учитывать, что покупка нового оборудования и перестановка рабочего стола на другое место влекут новую аттестацию. Чтобы уменьшить расходы на аттестацию, ее можно провести самостоятельно, без привлечения сторонней аттестующей организации. Ведь последняя согласно п. 10 Порядка на паритетной основе осуществляет лишь координацию, методическое руководство и контроль над проведением работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Но в этом случае организации следует быть готовой к тому, что проверяющие органы потребуют доказать, что аттестующая комиссия была сформирована из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, а ее измерительные приборы признаны соответствующими действующим стандартам. В то время как у приглашенной аккредитованной специализированной организации обычно есть и обученные специалисты, и измерительное оборудование. Несмотря на то что согласно п. 1 Порядка аттестации подлежат все имеющиеся на предприятии рабочие места, нигде не сказано, что они должны аттестовываться одновременно. Эту работу не запрещено проводить поэтапно, растянув процесс на годы. Наконец, необходимо отметить, что законодатель дает организации возможность компенсировать часть расходов, понесенных в связи с аттестацией рабочих мест. Во-первых, в налоговом учете затраты на аттестацию рабочих мест являются расходами на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Налогоплательщики, применяющие УСН, затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующим получением сертификата соответствия работ по охране труда могут включить в расходы на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Во-вторых, если на предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (причем не обязательно все места должны быть аттестованы) и если за определенный период не было травм, то работодатель имеет право на льготы — снижение ставки взносов по страхованию от несчастных случаев (скидки к страховым тарифам на величину до 40% от исходной ставки). Расчет таких скидок по отношению к страховым тарифам осуществляется согласно Методике, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 05.02.2002 N 11. До настоящего времени основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от 14.03.1997 N 12. Существенным отличием Приказа N 569 от Постановления N 12 является значительное расширение круга работодателей, обязанных проводить аттестацию. Если прежде это должны были делать только организации, то теперь согласно п. 1 Приказа N 569 обязанность по проведению аттестации возложена и на работодателей — физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. Кроме того, Приказ N 569 значительно расширил перечень целей, в которых могут использоваться результаты аттестации. Эти результаты теперь должны предоставляться соискателям, принимаемым на работу, для получения ими достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях. Результаты аттестации теперь могут использоваться в целях подготовки контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу), периодическим (в течение трудовой деятельности) и внеочередным медицинским осмотрам. Еще одним нововведением является требование к работодателю после проведения аттестации направить в государственную инспекцию труда перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации, а также сводную ведомость рабочих мест. Определен порядок проведения аттестации нестационарных рабочих мест. К ним относятся места с территориально меняющимися рабочими зонами (например, у строителей). Поэтому если аттестация таких рабочих мест ранее не проводилась, то теперь это следует сделать. Избежать расходов на аттестацию рабочих мест работодателю, скорее всего, не удастся. Ведь в случае проверки государственной инспекцией труда он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Уплата административного штрафа не освободит работодателя от необходимости пройти аттестацию. Для того чтобы скрасить несколько печальную картину для работодателей, приведем случай, описанный В. Егоровым, в качестве примера, когда проведенная аттестация выручает организацию самым неожиданным образом. Так, например, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека попыталось оштрафовать ОАО по ст. 6.4 КоАП РФ на 10000 руб. за превышение допустимой нормы шума на рабочем месте (в автомобиле «ГАЗ — 3110»). Однако суд поверил не показаниям прибора при разовом замере шума, а результатам аттестации рабочего места, по которым суммарно в течение рабочего дня уровень шума не превышает допустимые нормы (Постановление ФАС УО от 13.08.2008 N Ф09-5707/08-С1) <2>. ——————————— <2> Егоров В. Старая аттестация еще послужит // ЭЖ-Юрист. 2008. N 36.

Некоторые нововведения коснулись регулирования вопроса о персональных данных работника. Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» был принят 27.07.2006, и вступил в действие по истечении 180 дней со дня его официального опубликования (ст. 25 данного Закона) <3>. Однако в 2008 г. вышли новые нормативные акты, регламентирующие порядок обработки и хранения персональных данных, также был создан новый федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных — Россвязькомнадзор <4>. ——————————— <3> СЗ РФ. 31.07.2007. N 31 (ч. 1). Ст. 3451. <4> См.: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 419 // СЗ РФ. 09.06.2008. N 23. Ст. 2709.

Статья 22 Федерального закона N 152 говорит именно об этом органе, обязывая оператора до начала обработки персональных данных уведомить уполномоченный орган о своем намерении осуществить обработку. Указанной службой 17.07.2008 был издан Приказ «Об утверждении образца формы уведомления об обработке персональных данных» <5>. ——————————— <5> Документ опубликован не был.

Напомним, что персональные данные работника — информация, касающаяся конкретного работника и необходимая работодателю в связи с возникновением трудовых отношений. Персональные данные идентифицируют личность каждого человека. Эти сведения являются конфиденциальной информацией, то есть информацией строго ограниченного и регламентированного доступа. Безопасность персональных данных должна достигаться путем исключения несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иные несанкционированные действия. Персональные данные работника могут накапливаться по месту работы и содержаться в кадровой документации, включающей: — личные дела и трудовые книжки работников; — документы, возникающие при оформлении трудовых правоотношений (при решении вопросов о приеме на работу, переводе, увольнении, поощрении и тому подобном); — документы по анкетированию, тестированию и тому подобные; — приказы (распоряжения) по личному составу; — документацию по аттестации сотрудников, служебным расследованиям и тому подобному; — учетную документацию (картотеки, книги, журналы и другое); — аналитическую и справочную документацию, как используемую руководством, так и выдаваемую работникам для представления в заинтересованные органы; — отчетную документацию, передаваемую в государственные органы статистики, налоговые органы и другие учреждения. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Следовательно, в каждой организации необходимо принять положение о конфиденциальности персональных данных и ознакомить с ним под роспись сотрудников, работающих с персональными данными. Некоторые изменения коснулись путевых листов — первичных документов по учету работы автотранспорта, являющихся основанием для начисления заработной платы водителям. 18 сентября 2008 г. Минтранс России выпустил Приказ N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» <6>. ——————————— <6> Российская газета. 10.10.2008. N 213.

Порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают наименование (Ф. И.О. индивидуального предпринимателя), организационно-правовую форму, местонахождение (почтовый адрес для индивидуального предпринимателя), номер телефона. Сведения о транспортном средстве, помимо описания его типа, модели, государственного регистрационного знака, включают еще и показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), а также дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. В сведениях о водителе должны быть данные (дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты)) о проведении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство на один день или срок, не превышающий одного месяца. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет. Путевой лист — это документ, необходимый для нескольких целей, а именно: налогово-бухгалтерских (подтверждение расходов организаций и предпринимателей по эксплуатации автомобилей, учет труда водителей), гражданско-правовых (для осуществления расчетов сторон за перевозки), административно-правовых (для обеспечения безопасности дорожного движения). В связи с этим правильное его заполнение просто необходимо. Однако в настоящее время оформлять его только в соответствии с новым Приказом вряд ли будет правильно. В целях налогового и бухгалтерского учета организации используют унифицированные формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Пункт 2 данного Постановления устанавливает, что унифицированные формы должны использовать юридические лица всех видов собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Однако, по мнению Минфина России, такие формы являются обязательными только для автотранспортных организаций (см. письмо от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327). Остальные же, использующие автотранспорт, например, для служебных поездок, могут разрабатывать свои образцы путевых листов с условием, что в них будут отражены обязательные реквизиты первичного учетного документа. Для предпринимателей существовали формы путевых листов, разработанные Минтрансом в административно-правовых целях (Приказ Минтранса России от 30.06.2000 N 68 <7>). При этом налоговики разрешали применять эти формы и для подтверждения расходов и даже настаивали на этом (см. письмо ФНС России от 06.11.2007 N 04-2-03/003249). ——————————— <7> В настоящее время утратил силу.

После появления Приказа N 152 он оказался единственным нормативным актом по данному вопросу для предпринимателей. Соответственно, они, руководствуясь новым Приказом Минтранса, вправе самостоятельно разработать форму путевого листа и применять его для всех целей. Организации же обязаны пользоваться унифицированной формой первичной учетной документации Госкомстата и применять ее для подтверждения своих автомобильных затрат. Но и путевой лист, разработанный в соответствии с Приказом Минтранса N 152, они также должны иметь. В данной ситуации оптимальным вариантом будет создание «гибрида», т. е. внесение в форму Госкомстата дополнительных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса (это разрешено Постановлением Госкомстата от 24.03.1999 N 20). Приказ Минтранса также разрешает размещение на путевом листе дополнительных реквизитов. Правда, это касается только реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Но в рассматриваемой ситуации данный пункт, как считает М. Мошкович, видимо, можно трактовать и шире <8>. Организации, не являющиеся автотранспортными, свой путевой лист могут создавать из обязательных реквизитов Приказа Минтранса и Закона о бухучете. ——————————— <8> Мошкович М. «Гибрид» путевого листа // ЭЖ-Юрист. 2008. N 41.

Некоторые проблемы могут возникнуть и при заполнении путевых листов. Так, Приказ Минтранса разрешает оформлять любые путевые листы на срок до одного месяца и сразу на нескольких водителей. Тогда как формы Госкомстата допускают оформление путевого листа сроком больше чем на день только в случае командировки, а указание нескольких водителей допускается лишь при заполнении путевого листа автобуса. Представляется, что во избежание недоразумений с налоговиками автотранспортным организациям лучше пока придерживаться указаний по заполнению формы, утвержденной Госкомстатом. До последнего времени работодатели в отношении командировок руководствовались Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» <9>. 13.10.2008 появился современный документ — Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749) <10>. Старая Инструкция все еще действует, но только в том случае, если она не противоречит ни Трудовому кодексу РФ, ни новому Положению, и актуальна она лишь для командировок по России. ——————————— <9> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. N 8. <10> СЗ РФ. 20.10.2008. N 42. Ст. 4821.

Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки — как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств. В командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. Специалисты, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, в командировки по правилам данного Положения не направляются. Ранее лица, работающие по гражданско-правовым договорам, также ездили в командировки, расходы на которые возмещал работодатель. Ограничение срока командировки в новом Положении отсутствует. Согласно п. 4 Положения срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. В итоге решена проблема оплаты командировок, срок которых составляет более 40 дней. Ведь раньше превышение этого срока квалифицировалось как перевод на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ), со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями (см., например, письмо Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/2/30). Отмена предельного срока командирования не означает, что работников теперь можно отправлять в командировку надолго. Ведь выполнение служебного поручения (а именно так определяет командировку ст. 166 ТК РФ) не предполагает постоянной работы в месте командирования. Это может быть проверка, контроль, прием работ и т. п. Следовательно, срок командировки обусловлен выполнением такого задания. Если же работник в месте командирования выполняет постоянные трудовые функции, то это действительно следует рассматривать как перевод на другую работу. Следует указать, что в силе остались ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 97 «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства…» <11>. Так, временно пребывающие в России иностранцы могут направляться в служебную командировку на срок не более чем 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина, работа которого носит разъездной характер, не может превышать 60 календарных дней вне пределов субъекта РФ, где он получил разрешение на работу. ——————————— <11> СЗ РФ. 26.02.2007. N 9. Ст. 1088.

Следует учитывать, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются. Указанное относится в первую очередь к водителям. Нововведением является и то, что, в случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта. Документы, которые следует оформлять при командировках, остались прежними: командировочное удостоверение, служебное задание, решение работодателя (приказ), авансовый отчет, отчет о выполненной работе. Порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Такая форма до настоящего времени не определена. Ее утверждение ожидается в ближайшее время. До этого момента, очевидно, придется применять формы журналов прибытия (убытия) в командировку, утвержденные в качестве Приложений к Инструкции N 62. Согласно п. 15 Положения направление работника в командировку за пределы территории РФ производится по распоряжению работодателя без оформления командировочного удостоверения. Однако при командировании работника в страны СНГ, заключившие между собой межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, командировочное удостоверение выписывать все же надо. Именно в нем принимающая нашего работника сторона по-прежнему, как в советские времена, должна проставлять отметки о прибытии и убытии. Перечень расходов, возмещаемых работнику при загранкомандировках, п. 23 Положения дополняет затратами на загранпаспорт, визы и другие выездные документы; на обязательные консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда или транзита автотранспорта; на обязательную медицинскую страховку; на иные обязательные платежи и сборы. По мнению В. Егорова и М. Мошкович, включение в указанный перечень обязательной медицинской страховки поможет работодателям убедить налоговые органы в правомерности учета подобных затрат в составе командировочных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ранее налоговики были против, указывая, что названная норма НК РФ такого не предусматривает (см. письма Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138, УФНС России по г. Москве от 19.05.2006 N 20-12/43886@). Поэтому налогоплательщикам приходилось добиваться справедливости в судах (см. Постановление ФАС ЗСО от 17.04.2006 N Ф04-10064/2005(20874-А27-37) <12>). ——————————— <12> Егоров В., Мошкович М. Поездки служебные и не очень // ЭЖ-Юрист. 2008. N 43.

В случае болезни во время командировки работника будут выплачены суточные и возмещены расходы на проживание в течение всего периода болезни (п. 25 Положения). Ранее согласно п. 16 Инструкции N 62 заболевшему командированному возмещались расходы по найму жилого помещения (кроме случаев нахождения в стационаре) и выплачивались суточные в течение всего времени, пока он по состоянию здоровья не имел возможности приступить к выполнению поручения или вернуться к месту своего постоянного проживания, но не свыше двух месяцев. В настоящее время ограничение по сроку снято. При однодневных командировках, когда работник имеет возможность ежедневно возвращаться из места командировки на территории РФ в место жительства, суточные ему, как и ранее, не выплачиваются (п. 11 Положения). Если все же в локальном нормативном акте или в коллективном договоре выплата суточных за подобные командировки предусмотрена, сумма таковых не может быть отнесена к расходам в целях налогообложения прибыли (письмо УФНС по г. Москве от 10.02.2006 N 20-12/11312). Однако судебная практика содержит примеры, что такие выплаты все-таки могут уменьшать базу по налогу на прибыль, но тогда на них следует начислять ЕСН (см., например, Постановление ФАС ВВО от 16.08.2007 N А28-1084/2007-3/29). Кроме того, указанные суточные являются налогооблагаемым доходом работника. Как следует из п. 5 нового Положения, оплата труда командированного работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством РФ. То есть подразумевается применение общих правил ст. 153 ТК РФ, которые обязывают работодателя оплачивать работу в такие дни не менее чем в двойном размере тарифной ставки (оклада) либо (по желанию работника) в одинарном размере с предоставлением другого дня отдыха. Введение подобной нормы разрешило проблему, которую рассмотрел Верховный Суд РФ в решении от 20.06.2002 N ГКПИ2002-663. Верховный Суд РФ разъяснил, что выезд в командировку в выходной день по желанию работника можно оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ как работу в выходной день в размере двойной ставки. В соответствии с п. 8 Инструкции N 62 возможность двойной оплаты выходного дня в командировке не была предусмотрена, а в случаях, когда по распоряжению администрации работник выезжал в командировку в выходной день, ему по возвращении должен был предоставляться другой день отдыха. В настоящее время работодатель должен оплатить выходной день, потраченный на командировку, в двойном размере и может от этого отказаться только по желанию работника, предоставив ему другой день отдыха. Пришедшийся на выходные день выполнения задания или выезда (приезда) будет в таком случае рассчитываться по среднему заработку. С другой стороны, Положение не содержит прямого указания на то, что же считать выходным днем командированного работника — выходной по его обычному графику или выходной по графику места командировки (ранее Инструкция N 62 закрепляла второй вариант). Представляется, что логично будет продолжать придерживаться этого правила, учитывая, что Инструкция не отменена. Напомним также, что, по мнению ВС РФ, изложенному в Определении от 27.08.2002 N КАС02-441, такой вывод прямо следует из положений ст. 189 ТК РФ о дисциплине труда (работник должен подчиняться правилам поведения, определенным в той организации, где им выполняются трудовые обязанности). В 2009 г. также ожидаются некоторые изменения в регулировании трудовых отношений. Например, предполагается введение нового альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Ожидается, что личная карточка работника будет изготовлена на бланке Гознака, что подразумевает ее заполнение вручную. Поправки в ТК РФ будут связаны с изменениями Закона о воинской обязанности и военной службе. Так, в ближайшее время специалист, ведущий воинский учет на предприятии, должен будет пройти обучение в специализированной организации по поводу ведения данного учета. В Кодексе об административных правонарушениях будут увеличены штрафные санкции за правонарушения в области трудовых отношений. Реформа пенсионного законодательства — увеличение возраста выхода на пенсию (женщины — с 60 лет, мужчины — с 62,5) — потребует изменений и в нормах трудового права. Вопрос об отмене трудовой книжки остается открытым. И решить его положительно планируется в 2014 г.

——————————————————————