Нормативно-правовые основы трудового законодательства для пожилых граждан РФ

(Заплатина И. С.)

(«Социальное и пенсионное право», 2009, N 1)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН РФ

И. С. ЗАПЛАТИНА

Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным прежде всего остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетворять свои сущностные потребности и интересы, свои социально-ценностные ориентиры и установки. В немалой степени реализация этих законов влияет на поддержание пожилыми людьми своего здоровья, взаимоотношений в семье и на отношение к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, на всю социальную активность.

Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.

Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный Суд РФ признал нормы Кодекса законов о труде, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции Российской Федерации, а также целому ряду международно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольнение работников только по той причине, что они достигли пенсионного возраста, является антиконституционным актом.

Вместе с тем некоторые законодательные акты Российской Федерации допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом.

Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» установил предельный возраст для нахождения на должности государственной службы — 60 лет. И предоставил право руководителю государственного органа осуществлять помимо оснований, предусмотренных законодательством, увольнение по своей инициативе государственного служащего в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы.

Аналогичные нормы существуют относительно военнослужащих офицерского состава, служащих правоохранительных структур.

Некоторые ограничения содержит и Закон «О занятости населения в Российской Федерации». При выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обратиться в органы службы занятости, и те обязаны оказать ему содействие в поиске подходящей работы. Согласно этому же Закону, граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными, и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.

Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста и современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и тому подобное.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.

В настоящее время происходит резкое старение населения, снижение рождаемости и повышение смертности. Заметно активизировалась деятельность и политика государства по повышению рождаемости и увеличению продолжительности жизни человека. Но ничего глобального не происходит в политике по отношению к пожилым гражданам страны и их месту в обществе. Хотя благополучие страны напрямую зависит от положения и состояния в социуме пожилых граждан.

Проблема привлечения пожилых людей к трудовой деятельности сейчас стоит остро по нескольким причинам: имеет место заметное увеличение доли населения пенсионного возраста, состав специалистов пенсионного возраста значительно изменился в сторону повышения его профессионального и общеобразовательного уровня и т. д.

Данная проблема нуждается в решении и с позиции удовлетворения интересов самих пенсионеров. Здесь необходимо, во-первых, смягчить своеобразный «скачок», «разрыв» в жизненном цикле человека, преодолеть социальные последствия резкого изменения его социальной роли и образа жизни, во-вторых, создать условия для формирования индивидуальной и групповой потребностей в продолжении трудовой деятельности (материальная заинтересованность, улучшение условий труда, сокращение рабочего дня или недели и т. д.).

Правительству Российской Федерации предстоит решить массу вопросов по занятости, трудоустройству пожилых граждан и улучшению их социального, экономического, правового положения в обществе.

——————————————————————