Административно-правовые меры противодействия незаконной трудовой миграции

(Сухаренко А. Н.) («Миграционное право», 2013, N 3)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

А. Н. СУХАРЕНКО

Сухаренко Александр Николаевич, юрист (г. Владивосток).

В статье содержится анализ законодательных новелл, направленных на совершенствование миграционного законодательства в части привлечения рабочей силы и ответственности за его нарушение.

Ключевые слова: трудовая миграция, иностранец, ответственность.

Administrative-law measures of counteraction of illegal labor migration A. N. Sukharenko

Sukharenko Aleksandr Nikolaevich, lawyer, Vladivostok.

The article contains analysis of legislative novellas aimed at improvement of migration legislation with regard to attraction of working force and responsibility for violation thereof.

Key words: labor migration, foreigner, responsibility.

Миграция является важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития. Вместе с тем неконтролируемая миграция наносит ущерб экономике и интересам граждан России [6]. Согласно опросу ВЦИОМ, 65% россиян признались, что негативно относятся к иммиграции, т. к. она усиливает рост преступности и коррупции. При этом 47% россиян полагают, что приезжие восполняют нехватку рабочих рук на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе. Относительное большинство респондентов (53%) не склонны думать, что иммиграция способна решить демографические проблемы страны (2005 г. — 46%) и обогащает ее культуру (45%). Влияние иммиграции на экономику также чаще оценивается негативно (40%). Одновременно 58% россиян поддерживают идею привлечения в страну русскоязычных иммигрантов при ограничении въезда представителей иных национальностей (2005 г. — 69%), а также выступают за ограничение притока нетрудоспособных и малообразованных иммигрантов (53%). За последние семь лет россияне стали более негативно относиться к присутствию мигрантов в ряде сфер — в органах местной власти (с 71 до 86%), правоохранительных органах (с 68 до 84%), образовании (с 63 до 81%), медицине (с 61 до 76%), общественном питании (с 54 до 70%), общественном транспорте (с 53 до 68%) [5]. По данным ФМС России, за первое полугодие 2013 г. в страну въехало более 11,3 млн. иностранцев, что на 9,9% больше, чем в 2012 г. (рис. 1). При этом 1,8 млн. имеют разрешения на работу или патенты (рис. 2) и почти вдвое больше, около 3,5 млн., трудятся нелегально. В результате в прошлом году федеральный бюджет недополучил более 60 млрд. рублей. Наряду с этим 140 тыс. иностранцам был закрыт въезд в Россию, из них 90% — граждане стран СНГ, остальные из Китая, Вьетнама, Турции [1].

Рис. 1

СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ РФ, В КОТОРЫХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЗАНЯТЫ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ, %

Строительство 42

Торговля, авторемонт, ремонт бытовых изделий 20

Обрабатывающие производства 7

Сельское хозяйство 6,5

Транспорт и связь 4

Источник: ФМС РФ.

ДИНАМИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛЕГАЛЬНОЙ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РФ, 2001 — 2011 ГОДЫ, ТЫС. ЧЕЛ.

2001 283,7

2002 359,5

2003 377,9

2004 460,4

2005 702,5

2006 1014,0

2007 1717,9

2008 2425,9

2009 2223,6

2010 1640,8

2011 1720,0

Источник: ФМС РФ, Росстат.

Рис. 2

В свою очередь, по данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), за первое полугодие 2013 г. за пределы РФ было выдворено 10,7 тыс. нелегальных мигрантов. Большая часть из них — уроженцы Средней Азии. По количеству выдворенных лидируют Москва и область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск и Екатеринбург [2]. Сегодня трудовые мигранты распределяются по территории РФ неравномерно. Между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции по-прежнему существует значительный разрыв. Государство скорее фиксирует трудовую иммиграцию, чем управляет ею. В итоге в стране сформировался теневой рынок перепродажи квот: 25 — 30 тыс. рублей за мигранта вместо 2 тыс. госпошлины [3]. В Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г., продекларирована необходимость создания системы оценки потребностей в иностранной рабочей силе, которой пока не существует. В конце июля Президент РФ подписал Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ [4], направленный на совершенствование миграционного законодательства и ответственности за его нарушение. Данный Закон предусматривает внесение изменений в следующие правовые акты. Часть положений из ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», предусматривающей возможность ограничения въезда в РФ иностранным гражданам, а именно: — для иностранцев, использовавших подложные документы для въезда; — для иностранцев, в период предыдущего пребывания уклонившихся от уплаты налога или административного штрафа либо не возместивших расходы, связанные с их административным выдворением за пределы РФ либо депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме — перенесены в ст. 27, которая предусматривает запрет на въезд иностранным гражданам, совершившим указанные деяния. В Кодекс РФ об административных правонарушениях вносятся следующие изменения: 1. Увеличивается размер штрафа для граждан, должностных лиц и юрлиц. 2. В отношении правонарушений, совершенных иностранцами: а) отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, неподача заявления об утрате таких документов и уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания выводятся из ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и образуют самостоятельный состав правонарушения с санкциями в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. рублей с обязательным выдворением за пределы РФ (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа с выдворением либо без такового); б) статья 18.8 КоАП РФ дополняется ч. 3, устанавливающей ответственность иностранных граждан, совершивших правонарушения, предусмотренные ч. 1, 1.1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 7 тыс. рублей с обязательным выдворением за пределы РФ; в) статья 18.8 КоАП РФ дополняется ч. 4, устанавливающей ответственность иностранных граждан, повторно в течение 1 года совершивших правонарушение, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение правил въезда и режима пребывания в РФ, нарушение правил миграционного учета, порядка выбора места пребывания или жительства, несоответствие заявленной цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий). За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 7 тыс. рублей с обязательным выдворением за пределы РФ. При совершении данного правонарушения не допускается контролируемый выезд иностранного гражданина (под честное слово), выдворение происходит в принудительном порядке (под конвоем); г) к составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях по ст. 18.8 КоАП РФ допущены сотрудники полиции (что, несомненно, отразится на коррупционной составляющей в процессах регулирования трудовой миграции); д) статья 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление трудовой деятельности на территории РФ) дополняется ч. 2, устанавливающей ответственность иностранных граждан, совершивших данные правонарушения, на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 7 тыс. рублей с обязательным выдворением за пределы РФ; е) статья 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ) дополняется ч. 3, устанавливающей ответственность иностранных граждан, повторно в течение одного года совершивших данное правонарушение. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 7 тыс. рублей с обязательным выдворением за пределы РФ. При совершении данного правонарушения не допускается контролируемый выезд иностранного гражданина (под честное слово), административное выдворение происходит под конвоем; ж) статья 19.27 КоАП РФ (представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета) дополняется ч. 3, устанавливающей ответственность иностранных граждан, представивших при осуществлении миграционного учета заведомо ложные сведения либо подложные документы на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность для иностранных граждан в виде штрафа в размере от 5 до 7 тыс. рублей с выдворением за пределы РФ или без такового; з) статья 20.25 КоАП РФ дополняется примечанием, в соответствии с которым к иностранным гражданам, уклонившимся от исполнения наказания в виде выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ, применяются санкции в виде штрафа с выдворением за пределы РФ под конвоем. 3. В отношении правонарушений, совершенных юрлицами и их должностными лицами: а) в части 1 ст. 18.15 КоАП РФ (привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу) срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки); б) в части 2 ст. 18.15 КоАП РФ (привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников) срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки); в) в части 3 ст. 18.15 КоАП РФ (неуведомление органов исполнительной власти о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина) расширяется состав административного правонарушения. Предполагается административная ответственность, в т. ч. за нарушение установленного порядка (т. е. сроков) и (или) формы уведомления. Кроме того, устанавливается административная ответственность за неуведомление, нарушение установленного порядка (т. е. сроков) и (или) формы уведомления соответствующего органа о: — расторжении трудового либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником; — предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца. При этом срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки); г) статья 18.15 КоАП РФ дополняется ч. 4, устанавливающей ответственность юрлиц и их должностных лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ст. 18.15 КоАП РФ, на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере: на должностных лиц от 35 до 70 тыс. рублей (сейчас от 35 до 50 тыс. рублей); на юрлиц от 400 тыс. до 1 млн. рублей (сейчас от 250 до 800 тыс. рублей). При этом срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки); д) статья 18.15 КоАП РФ дополняется ч. 5, устанавливающей ответственность в отношении юрлиц и их должностных лиц, не исполнивших обязательства по уведомлению органов ФМС России о привлечении иностранных высококвалифицированных специалистов. «Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере миграции, об исполнении обязательств по выплате зарплаты (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, или о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, или о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года либо непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет в налоговом органе, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа: — на должностных лиц в размере от 35 до 70 тыс. рублей; — на юрлиц — от 400 тыс. до 1 млн. рублей»; е) в статью 18.16 КоАП РФ (нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в т. ч. в торговых комплексах)) вносятся следующие изменения: — срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки). Статья 18.16 КоАП РФ дополняется ч. 3, устанавливающей ответственность юрлиц и их должностных лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 18.16 КоАП РФ, на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере: — на должностных лиц от 45 до 70 тыс. рублей (сейчас от 45 до 50 тыс. рублей); — на юрлиц от 450 тыс. до 1 млн. рублей (сейчас от 450 до 800 тыс. рублей). При этом срок административного приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки); ж) в статью 18.17 КоАП РФ (несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности) вносятся следующие изменения: — срок административного приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки). 4. Статья 29.11 КоАП РФ дополняется ч. 4, в соответствии с которой по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями: — 18.9 (неисполнение обязанностей принимающей/приглашающей стороной); — 18.15 (незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина); — 18.17 (несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности) — КоАП РФ, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, предполагается направление копии постановления о назначении административного наказания. Закон расширяет перечень оснований для прекращения членства в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, включая в указанный перечень неоднократное в течение 1 года привлечение члена СРО к ответственности за нарушение миграционного законодательства. Следует отметить, что изменения в КоАП РФ вступают в силу с 9 августа 2013 г. В заключение остается упомянуть также Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ [4], запрещающий устраиваться на работу иностранцам, не достигшим 18-летнего возраста <1>. Указанное возрастное ограничение не касается иностранных артистов кино, театра, цирка, творческих работников концертных организаций, а также спортсменов. Кроме того, в ТК РФ прописано, что предусмотренные миграционным законодательством ограничения прав иностранных работников не считаются дискриминацией в сфере труда, поскольку установлены для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан России. ——————————— <1> Указанное возрастное ограничение уже содержится в административном регламенте выдачи разрешений на работу иностранцам.

Список литературы:

1. Грицюк М. Диплом на жительство // Российская газета. 2013. 31 июля. 2. ИТАР-ТАСС. 2013. 26 июля. 3. Магомедов А. А., Чирков Д. К. Незаконная миграция граждан Китайской Народной Республики на территорию Российской Федерации как угроза экономической безопасности // Миграционное право. 2011. N 4. 4. Наумов И. Квоты на трудовых мигрантов превратились в товар // Независимая газета. 2013. 30 июля. 5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ // Российская газета. 2013. 25 июля. 6. Пресс-выпуск ВЦИОМ N 2360 от 1 августа 2013 г. 7. Фирсов И. В. Международная трудовая миграция и ее влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2012. N 1.

——————————————————————