Трудоустройство несовершеннолетних как показатель зрелости компании

(Алистархов В.)

(«Трудовое право», 2013, N 11)

ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ КОМПАНИИ

В. АЛИСТАРХОВ

Владимир Алистархов, эксперт по вопросам правового характера.

Каждый работодатель, будь то мелкая организация с небольшим штатом сотрудников или крупная компания, в которой работают тысячи сотрудников, в целом относится негативно к возможности использования труда несовершеннолетних граждан. Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд, и при достаточной проницательности работодателя и стратегическом планировании будущего компании использование труда несовершеннолетних может пойти только на пользу работодателю.

В настоящее же время в России труд несовершеннолетних в лучшем случае используется недостаточно активно. Это происходит в том числе по причине сложности законодательного регулирования процедуры найма несовершеннолетних на работу, большого количества ограничений при трудоустройстве несовершеннолетних, коррупционной составляющей контролирующих государственных органов и прочего.

В связи с указанными и другими причинами работодателю проще и безопаснее использовать труд несовершеннолетних неофициально или вообще отказаться от такого опыта.

Пока законодатели, контролирующие органы и представители бизнеса не могут найти общие подходы и точки соприкосновения при трудоустройстве несовершеннолетних, огромное количество подростков праздно проводит время на улицах населенных пунктов, приобретая негативный опыт, начиная от банальной лени и заканчивая пьянством и наркоманией, что крайне негативно сказывается на экономике страны и обществе в целом.

С целью исправления ситуации имеет смысл выделить основные минусы и плюсы для работодателей при трудоустройстве несовершеннолетних, а также выработать меры, которые привели бы к заинтересованности работодателей в приеме на работу несовершеннолетних граждан.

Для начала будет полезно ознакомиться с перечнем основных нормативных документов, которыми регулируются отношения, связанные с трудоустройством несовершеннолетних.

Основные нормативные акты,

регулирующие труд несовершеннолетних

Согласно ст. ст. 8, 24 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» никто не имеет права принуждать несовершеннолетнего к принудительному или обязательному труду и каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на защиту со стороны семьи, общества и государства.

Российское законодательство, в том числе связанное с трудоустройством несовершеннолетних, не должно противоречить указанному Международному пакту.

С учетом международно-правовых актов в России в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку до 18 лет гарантированы вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, льготы, ежегодный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства и другие льготы.

Кроме того, процедура трудоустройства и все что с этим связано предусмотрены ст. ст. 63, 94, 242, 265 — 272 Трудового кодекса РФ, и нет никакой необходимости переписывать Кодекс, чтобы понять, что к трудоустройству несовершеннолетних предъявляются более жесткие требования по сравнению с трудоустройством совершеннолетних.

Также трудоустройство несовершеннолетних граждан регулируется Законом от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н и другими нормативными актами.

Отдельно следует упомянуть о Приказе от 12 февраля 2013 г. N 58н «Об утверждении Федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые».

Очевидные минусы и угрозы для работодателя

в связи с трудоустройством несовершеннолетнего

Нормативное регулирование трудоустройства несовершеннолетних усложнено множеством правовых документов, которые, впрочем, дополняют друг друга, но при этом разобраться в их тонкостях и полностью исполнять требования законодательства работодатель может только при наличии в штате квалифицированного юриста или юридической службы.

Другими словами, далеко не все работодатели рискнут взять на себя смелость трудоустроить несовершеннолетнего, не боясь в дальнейшем получить наказание за нарушение законодательства.

Проблемой также являются коррупция и «репрессивный» характер российских контролирующих органов, то есть при нарушении законодательства в области трудоустройства несовершеннолетнего, первое, к чему стремятся контролирующие органы, это к наказанию работодателя, чем пользуются нечистые на руку служащие.

Помимо выплаты вознаграждения за труд работодатель должен нести и другие материальные расходы в связи с официальным приемом на работу несовершеннолетнего. Например, согласно ст. 266 Трудового кодекса РФ обязательным условием при приеме на работу несовершеннолетнего является прохождение медицинского осмотра и бремя расходов за осмотр возложено на работодателя.

Для работодателя может быть неудобным, а в какой-то степени и рискованным соблюдение требования ст. 269 Трудового кодекса РФ о том, что расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником возможно только с согласия инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних. Другими словами, есть большая вероятность того, что сотрудники инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних воспользуются своими полномочиями, чтобы заставить понервничать работодателя.

Также при определенных обстоятельствах работодатель в результате трудоустройства несовершеннолетних на работу может быть привлечен к уголовной ответственности согласно ч. 2 ст. 127.2 Уголовного кодекса РФ за использование рабского труда. Это еще один фактор, который отпугивает работодателя от принятия на работу несовершеннолетних, ведь очень часто допустимое законом действие может быть истолковано правоохранительными органами как действие, нарушающее закон. В таких обстоятельствах иногда приходится доказывать очевидное.

Плюсы и выгоды для работодателя

от трудоустройства несовершеннолетних

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что работодатель, который официально трудоустраивает несовершеннолетних граждан на постоянной основе, как минимум заслуживает уважения в силу социальной значимости этого поступка.

Отношение компании к своей деятельности не только как к механизму зарабатывания денег, но и как к субъекту, который несет социальную нагрузку, свидетельствует о том, что компания создана не на один день и с ней можно вести дела на долгосрочной основе.

Уверенная позиция компании, в том числе по вопросу трудоустройства несовершеннолетних, свидетельствует о зрелости компании, о ее качественно сформированной юридической службе, состоящей из профессионалов.

Компания, не боящаяся ответственности, умеющая отстоять свои права, в том числе в споре с контролирующими государственными органами в вопросе трудоустройства несовершеннолетних граждан, должна вызывать доверие со стороны контрагентов и клиентов при ведении бизнеса.

Для работодателя, чья деятельность связана с сезонными работами, использование труда несовершеннолетних является хорошим подспорьем при необходимости быстро выполнить какие-либо работы. Примером может служить уборка урожая фруктов, когда от быстроты сбора урожая зависит прибыль компании. При правильной организации труда ловкие подростки без труда справятся с такой работой.

Кроме того, работодатель, наблюдая за нанятыми несовершеннолетними работниками, может выбрать тех, кто станет потенциальными сотрудниками его компании. Другими словами, работодатель может подготовить себе достойные кадры и в будущем заключить с временными несовершеннолетними работниками долгосрочные трудовые договора по окончанию ими образовательных учреждений.

Подготовка собственных кадров и дальнейшее их использование — это ли не путь к развитию бизнеса в долгосрочной перспективе? Кроме того, работодатель, взаимодействующий с центрами занятости по вопросам квотирования рабочих мест для несовершеннолетних, вправе рассчитывать на частичное субсидирование своих расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Руководителям компаний непременно надо использовать перечисленные плюсы от трудоустройства несовершеннолетних, в том числе в целях поступательного развития бизнеса, но при этом со стороны государства должны быть предприняты шаги для упрощения процедур трудоустройства несовершеннолетних, чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в приеме несовершеннолетних на работу.

Рекомендации, которые увеличивают возможности

для трудоустройства несовершеннолетних

В связи с принятием Стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних от 12.02.2013 проявлять инициативу при трудоустройстве имеют право сами несовершеннолетние граждане.

Согласно п. 5 Стандарта несовершеннолетний гражданин вправе подать заявление о предоставлении соответствующей государственной услуги в органы занятости населения.

В свою очередь, органы занятости населения должны провести все административные процедуры, предусмотренные Стандартом, подобрать подходящего работодателя для несовершеннолетнего, согласовав с ним все условия приема на работу. После чего несовершеннолетнему гражданину выдается направление на работу.

При этом органы занятости населения обязаны согласовать с работодателем конкретную кандидатуру несовершеннолетнего, что позволяет работодателю оценить возможности лица, принимаемого на работу.

Также представляется правильным внесение изменений в ст. 266 Трудового кодекса РФ, чтобы освободить работодателя от обязанности нести расходы за медицинские осмотры несовершеннолетних. Медицинские осмотры несовершеннолетних при трудоустройстве должны проходить на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях.

Кроме того, было бы целесообразно внести изменение в ст. 269 Трудового кодекса РФ с целью исключения злоупотреблений со стороны инспекции труда и комиссии по правам несовершеннолетних при увольнении несовершеннолетних работников.

Для этого необходимо обязать работодателя направлять уведомления об увольнении несовершеннолетнего в вышеуказанные государственные органы по факту увольнения, а не получать предварительное согласие в органах на увольнение.

Если после получения уведомления соответствующие государственные органы обнаружат нарушение законодательства в отношении несовершеннолетнего, то может быть проведена соответствующая проверка в отношении работодателя.

Одной из главной задач, которые необходимо решить при трудоустройстве несовершеннолетних, является изменение подхода контролирующих государственных органов с «репрессивного» на поддерживающий и консультативный подходы в отношении работодателя.

Другими словами, необходимо обязать государственные органы консультировать потенциальных работодателей по вопросам трудоустройства несовершеннолетних, а при наличии каких-либо недочетов в их работе первой реакцией государственных органов должно быть желание помочь работодателю наладить процесс трудоустройства несовершеннолетних.

Кроме того, со стороны государства должны быть дополнительно разработаны меры поощрения работодателей за трудоустройство несовершеннолетних, в том числе для таких компаний возможны определенные налоговые послабления.

В итоге хотелось бы видеть результаты трудоустройства несовершеннолетних, которых добились в некоторых западных странах, где работодатель берет на заметку несовершеннолетнего гражданина, трудоустраивает его и «ведет» не один год, вкладывая в развитие ребенка свои денежные средства, с целью в дальнейшем получить подготовленного профессионала в конкретной области.

Тенденция подготовки несовершеннолетних к будущим успехам особенно проявляется в спорте, в том числе в некоторых видах спорта в России, но нет никаких препятствий применению подобной практики в других видах экономической деятельности.

С другой стороны, упрощение процедур трудоустройства несовершеннолетних должно быть истолковано не как изменение позиции государства в области защиты прав ребенка от недобросовестных работодателей, а как шаг навстречу несовершеннолетним с сохранением всех действующих гарантий и льгот.

——————————————————————