Административно-служебные процедуры в кадровой работе при отборе и поступлении на службу в органы внутренних дел

(Подзин А. А.) («Юридический мир», 2013, N 10) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В КАДРОВОЙ РАБОТЕ ПРИ ОТБОРЕ И ПОСТУПЛЕНИИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А. А. ПОДЗИН

Подзин Александр Александрович, аспирант Московского гуманитарного университета.

Автор раскрывает последовательность административно-служебных процедур, которые проводятся кадровым подразделением ОМВД при отборе и поступлении на службу в органы внутренних дел. Статья подготовлена с учетом последних изменений административного законодательства, которые регламентируют процедуру первоначального и повторного поступления на службу в органы внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, кадры, государственный аппарат, государственная служба.

Administrative-official procedures in personnel work in selection and entry on duty in the agencies of internal affairs A. A. Podzin

Podzin A. A., degree-seeking student as Moscow Humanitarian University.

The author describes the sequence of administrative-official procedures which are carried out of the personnel subdivision of the Department of the Ministry of Internal Affairs in selection and entry on duty in the agencies of internal affairs. The article is prepared taking into consideration the latest amendments to the administrative legislation, which regulate the procedure of primary and repeated entry on duty in the agencies of internal affairs.

Key words: agencies of internal affairs, personnel, state apparatus, state service.

Административно-служебная процедура поступления на службу в ОМВД включает в себя разрешение следующего комплекса вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок — сам процесс поступления на службу, включая способы замещения вакантных должностей, документальное оформление приема на службу. Под правовыми основаниями поступления на службу понимается конкретный перечень норм, которые предусматривают правовую возможность гражданина поступить на федеральную государственную службу в ОМВД и получить статус сотрудника МВД. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ, предусматривающая право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе. Конкретными правовыми основаниями приема на службу в органы МВД России являются: 1) Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>; ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 49. Ст. 7020.

2) Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции»); 3) Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 4) Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; 5) Приказ МВД РФ от 19.05.2009 N 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации») <2>. Инструкция о приеме граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации. ——————————— <2> Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2009 N 14167.

Правовые условия поступления на службу в ОМВД — это конкретные, предусмотренные законодательством и подзаконными нормативными актами обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности в структуре МВД: обстоятельства, препятствующие поступлению на федеральную государственную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрастные ограничения поступления на службу в МВД России. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики МВД. Порядок поступления на службу ОМВД — это процесс отбора и приема, процедура замещения вакантных должностей на федеральной государственной службе с последующим кадровым оформлением приема и назначения кандидата на соответствующую должность. Основной целью отбора является прием на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации граждан, способных добросовестно и качественно выполнять возложенные на них обязанности при прохождении службы в органах внутренних дел. В настоящее время применяются четыре организационно-правовых способа замещения должностей на федеральной государственной службе в ОМВД: поступление, назначение, конкурс и восстановление в должности в органах внутренних дел. В современных условиях существуют два ведущих основных источника комплектования ОМВД: первый — из числа граждан, отслуживших срочную службу в вооруженных силах, и второй — из числа лиц, окончивших высшие (средние специальные) образовательные учреждения (в том числе МВД России). Поступление на службу — это решение о соответствии кандидата предъявляемым требованиям принимается кадровым подразделением, возглавляемым непосредственно вышестоящим руководителем или назначенным им лицом. Поступление на службу в некоторых ситуациях используется даже и для руководящих должностей, где наравне с профессиональной компетентностью большое значение придается умению кандидата налаживать отношения с партнерами разного уровня, быть совместимым с вышестоящим руководством и подчиненными. Преимущество поступления на службу как способа замещения должностей состоит в индивидуальном подходе и возможности получения достоверной информации о профессиональных и личных качествах кандидата. Недостаток этого способа состоит в длительности временного промежутка, необходимого для изучения и принятия решения по кандидату, и высокой степени субъективности сотрудника кадрового аппарата, которая носит эмоциональный характер. Зачисление в образовательное учреждение высшего профессионального образования МВД России для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел. Правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <3>. ——————————— <3> Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.

Назначение как способ замещения должностей на федеральной государственной службе в ОМВД охватывает должности рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Назначение как способ замещения должностей в ОМВД позволяет в любых условиях провести наиболее демократическую и в значительной степени свободную от субъективизма административно-служебную процедуру. Конкурс на замещение вакантной федеральной государственной должности в ОМВД обеспечивает право кандидатов на равный доступ к государственной службе. Конкурс проводится среди граждан и сотрудников, подавших заявление на участие в нем, причем сотрудники ОМВД могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения, здесь главное — соответствовать предъявляемым требованиям к участию в конкурсе. По действующему законодательству в конкурсном порядке могут замещаться вакантные должности младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. В литературе по управлению персоналом принято считать, что конкурс при приеме на работу — это кадровое мероприятие, призванное сопоставить между собой кандидатов на работу в одной должности и соотнести их качества с требованиями должности <4>. Специфика проведения кадровых конкурсов в органах внутренних дел состоит в том, что решение конкурсной комиссии носит лишь рекомендательный характер, а принятие окончательного решения в силу принципа единоначалия <5> остается за руководителем, имеющим право назначения на должность. ——————————— <4> Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2006. С. 544. <5> Принцип единоначалия свойствен централизованным, линейным структурам управления и состоит в том, что главные функции и полномочия руководства на предприятии, в учреждении концентрируются в руках одного лица — руководителя. Однако единоначалие, например, в органах внутренних дел не исключает, а предполагает широкое участие коллектива в обсуждении наиболее важных и актуальных вопросов деятельности органов внутренних дел, но все же окончательное решение по ним принимает руководитель.

Субъектами административно-служебных процедур по отбору, приему и назначению на должность являются Министерство внутренних дел и его структурные подразделения — кадровый аппарат, должностные лица кадрового аппарата, объектом административно-служебных процедур выступает гражданин либо сотрудник, которые желают поступить, продолжить службу в ОМВД. Изучение кандидата для поступления на службу в органы внутренних дел осуществляется в два этапа: а) предварительное изучение; б) изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования, сдачи испытаний по общей и физической подготовленности. Изучение личности кандидата на службу в органы внутренних дел осуществляется руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается прохождение службы кандидатом. Кандидат подает заявление, заполняет анкету, пишет автобиографию. Кадровым аппаратом ОМВД организуется проверка представленных кандидатом документов, после чего кандидат направляется на медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование, с целью выявления ограничений в приеме на службу в ОМВД, также проводится проверка общей физической подготовленности и проверка по оперативным учетам. Руководитель кадрового подразделения в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору. По окончании изучения и проверки кандидата сотрудниками кадрового подразделения оформляется заключение о приеме на службу в ОМВД и докладывается руководителю структурного подразделения, имеющего право назначения на должность для принятия окончательного решения. Результаты медицинского освидетельствования и психофизиологического обследования представляются в кадровое подразделение. Заключения ЦПД о целесообразности использования кандидата в предполагаемой должности носят рекомендательный характер. Кандидаты, признанные годными к службе в органах внутренних дел по состоянию здоровья, допускаются к последующим мероприятиям по отбору. Последующим мероприятием по отбору является проверка кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел, которая проводится с целью установления сведений, являющихся препятствием в приеме на службу в органы внутренних дел, установленных ст. 29 и 35 ФЗ «О полиции» <6>. ——————————— <6> Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

Кандидат и члены его семьи подлежат проверке по месту жительства и по оперативным учетам. Запросы о проверке, оформляемые в виде требований, направляются в отношении кандидата и членов его семьи — в информационные центры ОМВД, ГУМВД, УМВД по субъектам Российской Федерации по месту их рождения и регистрации по месту жительства. Параллельно проводится проверка по оперативным учетам ФСБ России. При получении сведений, которые могут препятствовать прохождению службы, в заключении обосновывается возможность приема (или отказа в приеме) кандидата на службу в органы внутренних дел. При этом следует объективно рассмотреть и оценить все характеризующие кандидата сведения. По результатам изучения кандидата даются предложения о приеме на службу в органы внутренних дел, назначении на должность (стажером по должности). Вывод подписывается руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается прохождение службы кандидатом, сотрудником кадрового подразделения, проводившим его изучение, и согласовывается с заместителем начальника органа внутренних дел, курирующим данное структурное подразделение, а также с руководителем кадрового подразделения органа внутренних дел, начальник которого имеет право назначения на должность. Вывод и рекомендации должны основываться на материалах предварительного изучения кандидата и записываться в четких, сжатых и конкретных формулировках <7>. ——————————— <7> Например: «Считаю возможным назначить Ф. И.О. стажером по должности следователя с установлением испытательного срока шесть месяцев. Полагаю необходимым закрепить наставником старшего следователя майора юстиции Ф. И.О.».

Решение о приеме кандидата на службу в органы внутренних дел принимается начальником органа внутренних дел, имеющего право назначения на должность, и скрепляется печатью подразделения установленного образца. Оно оформляется в конце заключения с указанием должности, на которую предполагается назначить кандидата. При назначении кандидата стажером по должности в решении указывается продолжительность испытательного срока, определяется наставник. Продолжительность испытательного срока (от трех до шести месяцев) указывается в контракте и в приказе о приеме на службу в органы внутренних дел. Действующий ныне контракт о службе — относительно новая форма в процессе комплектования должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Кандидаты, в отношении которых принято решение о приеме на службу (работу) в органы внутренних дел, дают обязательство о неразглашении сведений. При назначении кандидата на службу в органы внутренних дел стажером по должности с испытательным сроком начальник структурного подразделения, в котором работает стажер, обеспечивает дальнейшее изучение его деловых и личных качеств. Сотрудник органов внутренних дел принимает присягу, текст которой закреплен в ст. 28 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятие присяги — это конечный пункт перед вступлением в должность сотрудника того или иного подразделения УМВД. С момента подписания приказа о назначении кандидата на конкретную должность кандидат становится сотрудником органа внутренних дел. Этот юридический факт влечет возникновение правового статуса сотрудника (полиции, внутренней службы, юстиции), в зависимости от рода службы. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции». После окончания процедуры поступления или назначения на должность вновь принятые на службу сотрудники направляются в учебный центр для первоначальной подготовки.

Список литературы

1. Базарова Т. Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2006. 2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 49. Ст. 7020. 3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

——————————————————————

Название документа