О некоторых сравнительно-правовых и системных проблемах прохождения государственной службы в Российской Федерации

(Шанхаев С. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 9)

О НЕКОТОРЫХ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ И СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. В. ШАНХАЕВ

Шанхаев С. В., кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета.

В теории административного права установлено, что государственная служба выражает, по существу, практическую деятельность всей государственной организации. Государственная служба — категория, которая органически связана с государством, его ролью и местом в жизни общества. Возникновение, развитие государственной службы обусловлены возникновением, развитием и отмиранием государства <1>. ——————————— <1> Манохин В. М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 3, 5.

На сегодняшний день в юридической литературе нет единого подхода к пониманию системы государственной службы. Данная проблема осложняется тем, что неоднократно, на разных этапах развития нашего государства, менялись представления о понятии и значении самой государственной службы, ее принципах и границах <2>. ——————————— <2> Щукин В. В. Правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 11.

По мнению Ю. Н. Старилова, государственная служба Российской Федерации — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах <3>. ——————————— <3> Старилов Ю. М. Служебное право: Учеб. М., 1996. С. 134.

Раскрывая легальное определение правового института «государственная служба», необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются, в частности, такие как: — федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы; — единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Военная служба и порядок ее прохождения всегда существовали в государствах мира, в том числе и в России. Одновременно с развитием общества и государственности менялись принципы и условия <4> прохождения военной службы, но неизменным оставалось стремление обеспечить надежную безопасность государства. В России постоянно и настойчиво создавалось, укреплялось и совершенствовалось правовое регулирование военной службы и порядка ее прохождения. ——————————— <4> Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы (Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы. М., 2001).

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу <5>; военную службу; правоохранительную службу <6>. ——————————— <5> Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 5 вышеназванного Федерального закона). <6> Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (ст. 7 вышеназванного Федерального закона).

Военная, гражданская и правоохранительная службы являются государственной службой, т. е. профессиональной служебной деятельностью граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти. Государственно-служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, регулируются федеральными законами о видах государственной службы на единых принципах построения и функционирования системы государственной службы. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы носят конституционно-правовой характер, что обеспечивает их обязательность, стабильность и неукоснительное соблюдение при правовом регулировании всех видов государственной службы. Взаимосвязь всех видов службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования. Прохождение государственной службы любого вида включает в себя назначение на должность, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности, увольнение с государственной службы <7>. ——————————— <7> Ноздрачев А. Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2005. N 12.

Однако в юридической литературе справедливо отмечалось, что обязательный способ комплектования воинских должностей характеризуется тем, что при нем государственные интересы в переводе военнослужащего к новому месту службы преобладают над интересами военнослужащих, он связан с принципиальным положением, предусматривающим использование военнослужащего там и тогда, когда это соответствует государственным интересам, направленным на обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Данное условие является объективно необходимым фактором, влияющим на безопасность государства, так как в противном случае при несовпадении интересов государства и военнослужащего в определении места военной службы последнего создаются предпосылки к подрыву боеготовности военной организации государства. Со всей очевидностью указанное принципиальное положение проявляется в период ведения войны и находит свое юридическое выражение в актах, применяемых в военное время. Верховенство публичных интересов над личными в сфере отношений, связанных с обязательным комплектованием воинских должностей, детерминировано важностью возложенных на военную организацию задач. Оно имеет существенное и принципиальное значение, наглядно выражает специфику прохождения военной службы военнослужащими, охраняется мерами юридической ответственности, в том числе и уголовной (ст. 337 УК Российской Федерации) <8>. ——————————— <8> Фортушин В. Е. Некоторые правовые аспекты комплектования воинских должностей и их влияние на безопасность Российской Федерации и личные права военнослужащих // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1. С. 69.

Как указывают В. А. Козбаненко и И. Н. Барциц, статус гражданских служащих отличен от статуса иных категорий государственных служащих, который заключается в порядке прохождения службы (перемещение по службе военнослужащего может осуществляться без его согласия) <9>. ——————————— <9> Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 124; Барциц И. Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. N 6.

В военно-юридической литературе советского периода (А. Е. Лунев) отмечалось, что в отличие от обычной государственной службы военная служба в СССР основывалась не на договоре найма, а на долге и обязанности, узаконенных в Конституции СССР и в Законе о всеобщей воинской обязанности <10>. ——————————— <10> Советское военно-административное право. Часть общая / Под ред. С. С. Студеникина. М. С. 121; Долгопятов Г. М., Виноградов Н. А. Военная служба в СССР: Учеб. пособие. М., 1954. С. 5; Долгопятов Г. М. Правовое регулирование военной службы в СССР. М., 1960. С. 5.

Особенность военной службы состоит в том, что в ней, в отличие от иных видов государственной службы, правовое регулирование перемещений по службе осуществляется на других принципах. Действующее законодательство о прохождении военной службы стало итогом продолжительного и в то же время закономерного процесса становления и развития Российского государства, его военной организации и военной службы. В настоящее время действуют следующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы прохождения военной службы: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Указанные нормативные правовые акты являются базовыми и устанавливают исходные начала для правового регулирования прохождения военной службы: поступление на военную службу, определение общих условий назначения военнослужащих на должности, полномочия должностных лиц по назначению на должности, основания для назначения и перевода к новому месту службы, особенности и виды перемещения военнослужащих по службе, присвоение воинских званий, снижение в воинском звании, проведение аттестации, предоставление отпусков, увольнение с военной службы и др. Однако правовое регулирование прохождения военной службы осуществляется также на уровне подзаконных нормативных правовых актов, имеющих в основном ведомственный характер <11>. Ведомственными нормативными правовыми актами также регулируются вопросы командирования, предоставления различных видов отпусков и некоторые другие вопросы. Указанные нормативные правовые акты издаются с учетом целей, задач, условий и особенностей прохождения военной службы в том или ином федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. ——————————— <11> Так, например, в соответствии с п. 21 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В соответствии с п. 3 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные п. п. 1 и 2 данной статьи воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Статья 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закрепляет, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. В соответствии с п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и указанным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих. В период состояния на военной службе служебно-правовое положение военнослужащего может существенно меняться <12>. ——————————— <12> Кузнецов Н. И., Старов Б. Ф. Военная администрация: Учебник. М., 1998. С. 97.

Одним из элементов прохождения военной службы является определение должностного положения военнослужащих <13>. В процессе прохождения военной службы происходит изменение служебно-должностного положения военнослужащих (назначение на должность, освобождение и отстранение от должности) <14>. ——————————— <13> Калинин А. Е. Прохождение военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: правовые аспекты: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 52. <14> Кудашкин А. В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 226.

Сегодня назначение военнослужащих на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», разд. III Положения о порядке прохождения военной службы и соответствующими нормативными правовыми актами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. В соответствии со ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются: — военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, — указами Президента Российской Федерации; — остальных военнослужащих — в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы. Действующее военное право устанавливает, что военнослужащий может занимать только одну воинскую должность (должность). Военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность. При этом из тринадцати оснований для назначения на указанные должности (кроме первой воинской должности) девять ставятся в зависимость от наличия согласия назначаемого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Данная новация является, безусловно, шагом вперед в деле усиления социальной защищенности военнослужащих, так как, например, ранее ст. ст. 27, 30 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240 и объявлено Приказом Министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. N 100) было предусмотрено только одно основание для назначения офицера, требующее его обязательного согласия, — назначение на низшую воинскую должность по возрасту или по семейным обстоятельствам <15>. ——————————— <15> Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы. М., 2001.

Из вышесказанного видно, что основания и права назначения военнослужащих на воинские должности как ранее, так и в настоящее время были и остаются строго регламентированными и значительно ограниченными. При этом они ставятся в зависимость от наличия определенных условий (одно из основных — согласие назначаемого). Такая регламентация существует потому, что оставление за государством неограниченного права на освобождение от должности и назначение на должность военнослужащих нарушало бы самые существенные их интересы, так как создавало бы для них неустойчивость их служебного положения. Далее рассмотрим правовые аспекты перемещений по службе отдельных видов государственных служащих. Например, в ранее действовавшем законодательстве об устройстве военных судов (ч. 4 ст. 36 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах») было предусмотрено, что назначение на должность и освобождение от должности, а также перевод или перемещение на другую должность работников аппаратов военных судов из числа военнослужащих производятся руководителем соответствующего подразделения Судебного департамента, а работников аппарата Военной коллегии — председателем Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. При этом Перечень должностей в военных судах Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, которые могут замещаться высшими офицерами, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 26 апреля 2000 г. N 730. В ч. 2 ст. 26 Федерального конституционного закона «О военных судах» было закреплено, что назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение <16>. ——————————— <16> В соответствии с Федеральным конституционным законом от 29 июня 2009 г. N 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» указанные правовые нормы с 1 июля 2009 г. признаны утратившими силу.

В настоящее время в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных указанным Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность <17> вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего. ——————————— <17> Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе возможен по различным обстоятельствам. При этом инициатива в переводе может исходить как от представителя нанимателя, так и от самого гражданского служащего, а также от медицинских органов (например, в связи с состоянием здоровья гражданского служащего). Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы <18>. ——————————— <18> Корнийчук Г. А. Особенности регулирования труда государственных служащих Российской Федерации. М., 2007.

В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы <19>. ——————————— <19> Статья 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, можно сделать вывод, что перевод гражданского служащего по службе возможен: 1) на иную должность в том же государственном органе; 2) на другую должность в ином государственном органе; 3) в другую местность вместе с государственным органом. При этом законодательством предусмотрено обязательное согласие на перевод. Однако указанным Федеральным законом установлено, что не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ч. 3 ст. 28). В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» перевод сотрудника таможенного органа на другую должность в том же таможенном органе, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность по инициативе начальника таможенного органа или министра экономического развития и торговли Российской Федерации допускается с согласия сотрудника таможенного органа, если иное не оговорено в контракте. Комментируя данную норму, Н. В. Новоселова указывает: «…по смыслу данной статьи в самом контракте могут быть определены условия перевода сотрудника таможенного органа без его согласия. Формулировка данной статьи не совсем удачна. Следовало назвать случаи перевода сотрудника таможенного органа без его согласия, которые возможно установить в контракте. Но поскольку они не определены, исходя из характера перевода без согласия лица, который представляет собой не что иное, как ограничение, такой перевод может быть установлен в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» <20>. ——————————— <20> Новоселова Н. В. Обязанности и права государственного служащего: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 158.

В соответствии со ст. 16 («Перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе») Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации <21>, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится: ——————————— <21> Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции» установлено, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в части, не противоречащей Закону Российской Федерации «О милиции».

а) на вышестоящую должность — в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника органов внутренних дел; б) на равнозначную должность — с согласия сотрудника органов внутренних дел — при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования сотрудника органов внутренних дел с учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту; в) на нижестоящую должность: — при сокращении штатов — в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел; — по состоянию здоровья — в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; — по личной просьбе; — по служебному несоответствию в аттестационном порядке; — в порядке дисциплинарного взыскания; г) при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой штатной должности, а также при назначении на должность после окончания учебы; д) в порядке прикомандирования к представительным органам государственной власти и органам государственного управления. При перемещении сотрудника органа внутренних дел на должность <22> ему обеспечивается работа по основной или родственной специальности либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования сотрудника органа внутренних дел на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его переподготовка на соответствующих курсах (сборах). ——————————— <22> Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел с указанием основания перемещения. Приказ объявляется сотруднику под расписку.

В случае перемещения на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы. Сотрудник, перемещенный на нижестоящую должность, в последующем может продвигаться по службе с учетом его служебной квалификации, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья. В соответствии со ст. 18 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации перемещение сотрудника органов внутренних дел на службу в другую местность, в том числе в связи с передислокацией органа внутренних дел, допускается только с его согласия, если иное не предусмотрено контрактом. Перемещение сотрудника органов внутренних дел на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с начальниками соответствующих органов (подразделений) внутренних дел. Как видно, в большинстве случаев перемещение по службе сотрудников органов внутренних дел производится только с их согласия (исключение составляет перемещение по служебному несоответствию в аттестационном порядке, а также в порядке дисциплинарного взыскания). Необходимо отметить, что согласие также необходимо при перемещении по службе прокурорского работника. Так, Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 41.5) устанавливает, что перевод прокурорского работника в интересах службы в другую местность допускается только с его согласия, а при переводе в местности с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями — также при наличии медицинского заключения. Перевод прокурорского работника на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры. В соответствии со ст. 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» военными прокурорами, а также руководителями и следователями военных следственных органов назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям ст. 40 названного Федерального закона. При этом по решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица. По решению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или с его согласия на должности руководителей и следователей военных следственных органов могут быть назначены гражданские лица. Органы военной прокуратуры в нашей стране являются неотъемлемой составной частью единой федеральной централизованной системы прокуратуры России. По закону офицеры органов военной прокуратуры являются военнослужащими, а значит, на них в полной мере распространяются положения Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и Положения о порядке прохождения военной службы <23>. ——————————— <23> См.: Анисимов В. С. Особенности прохождения военной службы офицерами органов военной прокуратуры // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 5. С. 191; Зорин А. С. К вопросу о прохождении военной службы в органах военной прокуратуры при введении чрезвычайного положения // Там же. 2005. N 5. С. 209.

Однако в силу указанной нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 41.5) какое-либо перемещение по службе военнослужащего органов военной прокуратуры и военных следственных органов без его согласия невозможно. Ярким примером тому служит правоприменительная практика — Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2000 г. <24>, в котором было отмечено, что перевод прокурорских работников в интересах службы в другую местность согласно ст. 41.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» возможен только с их согласия и данное положение в полной мере распространяется и на прокурорских работников органов военной прокуратуры. ——————————— <24> Текст Постановления официально опубликован не был.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» прокурорские работники по заявлению или с их согласия могут быть переведены на другую, временную или постоянную работу (службу), переселены на другое, временное или постоянное, место жительства <25>. ——————————— <25> Это происходит в целях обеспечения государственной защиты работников, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательством на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

Таким образом, проведенный выше анализ законодательных положений о порядке прохождения службы государственными служащими позволяет сделать вывод об отсутствии системы в унификации основных принципов прохождения государственной службы и неоднозначном подходе государства к правовому регулированию видов государственной службы в Российской Федерации, в связи с чем действующее законодательство о видах и порядке прохождения государственной службы нуждается в корректировке с учетом требований ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

Приложение

Сравнительная характеристика правового регулирования перемещения по службе некоторых видов государственных служащих

Вид Но рмативный правовой акт Характеристика правовых норм, государственной регулирующих перемещение службы государственных служащих по службе

Военная служба Федеральный закон «О Перемещение по службе воинской обязанности и осуществляется как по военной службе», Положение о инициативе командования, так порядке прохождения военной и по инициативе военнослужа — службы, нормативные правовые щего (его согласия). По акты федеральных органов общему правилу согласие на исполнительной власти, в перемещение требуется при которых предусмотрена назначении на высшие и низшие военная служба воинские должности

Государственная Федеральный закон «О Устанавливает обязательное гражданская государственной гражданской согласие на перемещение по служба службе Российской Федерации» службе

Служба в Федеральный закон «О Перемещение по службе таможенных службе в таможенных органах допускается с согласия органах Российской Федерации» сотрудника таможенного органа, если иное не оговоре — но в контракте

Служба в Положение о службе в Перемещение по службе органах органах внутренних дел допускается с согласия внутренних дел Российской Федерации сотрудника, если иное не оговорено в контракте

Служба в орга — Инструкция о порядке Перемещение по службе нах по контролю приема на службу, испытания допускается по инициативе за оборотом при приеме на службу, директора или начальника наркотиков назначения на должности, территориального органа с заключения контрактов о письменного согласия, службе, освобождения от если иное не оговорено должностей и присвоения оговорено в контракте специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 3 мая 2005 г. N 144

——————————————————————

Вопрос: При положительной характеристике мне отказано в присвоении квалификации инженера-электроника I категории, так как на военной службе я не имел этой категории. Законен ли отказ? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 9)

Вопрос: При положительной характеристике мне отказано в присвоении квалификации инженера-электроника I категории, так как на военной службе я не имел этой категории. Законен ли отказ?

Ответ: Как следует из квалификационных требований к инженеру-электронику I категории, которые содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37) (с последующими изменениями), инженер-электроник (электроник) I категории должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-электроника II категории не менее трех лет. Вместе с тем Квалификационным справочником предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемым в организации положением о порядке проведения аттестации. Работник вправе обжаловать результаты его аттестации в установленном законодательством порядке.

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета

——————————————————————