Развитие третейского урегулирования разногласий в трудовых отношениях

(Матненко М. В.) («Трудовое право», 2009, N 11)

РАЗВИТИЕ ТРЕТЕЙСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

М. В. МАТНЕНКО

Матненко М. В., старший преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина.

Разрешение трудовых споров возможно осуществлять через их урегулирование или разбирательство. Оба варианта разрешения споров имеют цель прекращения спора, но разными способами ее достигают <1>. Целью третейского разбирательства являются установление доказательств по делу и вынесение решения по существу спора (по сути, установление правых и виноватых). Как правило, разбирательство спора основывается на принципе состязательности. Урегулирование спора основывается на правилах, которые формулируют стороны самостоятельно или при помощи третьей стороны, и строится на сотрудничестве сторон. ——————————— <1> Носырева Е. А. Альтернативное разрешение споров в США. С. 30 — 31.

Третейское урегулирование разногласий в трудовых отношениях представляет собой форму урегулирования разногласий в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях, которая включает в себя деятельность третейского суда, а также других негосударственных органов и лиц, которая направлена на разрешение разногласий с позиции согласования интересов работника (работников) и работодателя. В зависимости от природы трудового спора — индивидуального или коллективного, предмета спора стороны вправе выбрать конкретную форму третейского урегулирования разногласий в трудовых отношениях. На практике выбор органа или лица, осуществляющего третейское урегулирование, зависит от совокупности различных факторов, включая возможность и (или) необходимость получения взаимного волеизъявления сторон на применение конкретной формы третейского урегулирования. Методика третейского урегулирования разногласий в трудовых отношениях может быть отображена следующими этапами. Этап 1. Выявление и формулирование истинных причин разногласий сторон. Этап 2. Выбор тактики урегулирования противоречий сторон. Этап 3. Осуществление урегулирования разногласий сторон. Этап 4. Оформление результатов соглашения сторон. Третейское урегулирование в трудовых отношениях может осуществляться различными органами и лицами, например КТС, посредниками, примирительными комиссиями, трудовыми арбитражами, а также любыми иными органами и лицами, уполномоченными сторонами и способствующими мирному разрешению разногласий сторон. Органы и лица, осуществляющие третейское урегулирование, должны согласовывать свою деятельность с основными принципами разрешения трудовых споров: законностью, оперативностью, независимостью, беспристрастностью, ответственностью. В зависимости от конкретной формы урегулирования разногласий возможно дополнение данных принципов другими, например принципом конфиденциальности. Каждый этап урегулирования разногласий важен для эффективного и быстрого разрешения разногласий <2>. На первом этапе необходимо выявить мотивы противоречий сторон, которые могут ими скрываться или подменяться. Второй этап связан с выявлением отношений между спорящими сторонами и в случае наличия между ними состояния агрессии должен быть направлен на освобождение сторон от эмоционального напряжения, и лишь затем — на организацию взаимодействия по предмету разногласий. Третий этап обращен к непосредственному осуществлению урегулирования разногласий в трудовых отношениях, поиску компромисса в согласовании интересов спорящих сторон. Четвертый этап связан с оформлением достигнутого соглашения сторон. По общему правилу итогом третейского урегулирования является заключение соглашения сторон по предмету разногласий; оно может представлять собой отдельный документ или быть зафиксированным в решении органа. ——————————— <2> В настоящее время в теории и практике трудового права для обозначения правовых противоречий между сторонами трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений используются преимущественно три правовые категории: конфликт, разногласие, спор. Ввиду отсутствия в трудовом праве общепризнанных, единых научных критериев разграничения данных понятий, они могут быть объединены широким понятием «разногласия». Понятие разногласий несет в себе общий, нейтральный оттенок и характеризуется автором как несогласованные противоречия между субъектами трудовых отношений, которые возникают в отношениях, входящих в предмет трудового права.

Характеристика третейского урегулирования разногласий в трудовых отношениях выглядит следующим образом: — юрисдикционная и неюрисдикционная формы деятельности; — обязательность третейского разрешения разногласий или добровольный характер применения; — досудебная или внесудебная форма применения; — процессуальная или процедурная форма применения; — единоличная или коллегиальная форма рассмотрения разногласий сторон; — добровольная или принудительная форма исполнения обязательств; — возможность получения исполнительного листа на решение третейского органа в упрощенном порядке или исполнение обязательств в ином порядке. Общая характеристика третейского урегулирования разногласий в трудовых отношениях основывается на негосударственном порядке деятельности третьих лиц, привлекаемых к урегулированию разногласий в трудовых отношениях. Цель деятельности данных органов (лиц) — содействие в урегулировании разногласий сторон. Разнообразие форм и способов разрешения разногласий в трудовых отношениях обусловливается особенностями метода трудового права, для которого характерна уникальность в объединении большого разнообразия форм и способов регулирования трудовых отношений <3>. ——————————— <3> Привалова С. В. Методы правового регулирования трудовых отношений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 4.

Полномочия отдельных органов и лиц, используемых для разрешения трудовых споров, позволяют отнести к числу субъектов, осуществляющих третейское урегулирование, не только третейские суды. Характеристика деятельности КТС по разрешению индивидуальных трудовых споров позволяет отнести данный орган к формам третейского урегулирования на основании следующих обстоятельств. Формирование КТС строится на основах социального партнерства. КТС создаются не при государственных органах и иных образованиях, а в организациях и структурных подразделениях организаций. Данный орган является общественным, то есть по общему правилу носит негосударственный характер. Полномочия КТС по вынесению решений позволяют отнести этот орган к числу юрисдикционных. В ст. 388 ТК РФ устанавливаются определенные требования к порядку принятия решения КТС и его содержанию. Определенные требования, установленные законодателем к решению КТС, обоснованны и объясняются определенным принудительным порядком исполнения решений комиссий по трудовым спорам. По общему правилу решение КТС должно исполняться добровольно. В соответствии с ч. 2 ст. 389 ТК РФ в случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок (в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование) комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа. Обращение работников в КТС носит добровольный характер. Деятельность КТС носит процессуальный характер и осуществляется в соответствии с нормами ТК РФ. Однако в части, не регламентированной ТК РФ, деятельность КТС может регулироваться на локальном уровне. Отсутствие в ТК РФ цели деятельности КТС, задач, процедуры рассмотрения индивидуальных споров создает на практике определенные сложности. К пробелам деятельности КТС следует отнести отсутствие норм, регламентирующих возможность КТС содействовать урегулированию возникших разногласий. Отсутствие на федеральном уровне указания на то, что КТС должна способствовать урегулированию возникших между работниками и работодателями разногласий и лишь затем переходить к разбирательству спора, создает на практике тенденцию преимущественного разбирательства споров в КТС и отход от их примирительного урегулирования. В науке трудового права обоснованно отмечается, что КТС в организации может играть позитивную роль только в том случае, если перед ней будет стоять основная цель — разрешить индивидуальный трудовой спор с помощью выявления и устранения причин и условий его возникновения либо путем примирения сторон <4>. ——————————— <4> Костян И. А. Индивидуальные трудовые споры и гарантии их разрешения: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 126.

Таким образом, КТС изначально содержит в себе большой потенциал мирного разрешения спора на местах <5>. В связи с чем существует необходимость совершенствования законодательства о КТС, включения в ТК РФ норм о примирительном характере деятельности КТС. ——————————— <5> Голощапов С. А., Толкунова В. Н. Трудовые споры в СССР. М., 1967; Мостовщиков А. Г. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров: Дис. канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 10; Андреев В. Организация и деятельность комиссий по трудовым спорам на предприятиях // Человек и труд. 2003. N 2. С. 42; и др.

Как свидетельствует практика разрешения споров, включая зарубежную и собственный исторический опыт <6>, самостоятельное, совместно выработанное сторонами соглашение по предмету разногласий в большей степени отвечает интересам сторон. Урегулирование разногласий несет в себе нейтрализацию конфликтного противостояния сторон, чего не происходит при формальном разрешении спора по существу. ——————————— <6> Исторически третейское урегулирование трудовых споров применялось в России с момента вступления в силу Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г. и в дальнейшем регламентировалось Положением о примирительных камерах и третейских судах (1923 г.), Правилами о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов (1928 г). Данные акты ориентировали стороны трудовых отношений разрешать спор путем его урегулирования, а не разбирательства, в соответствии с существующим примирительно-третейским порядком.

Анализ норм ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные ТК РФ формы и способы разрешения индивидуальных споров ориентируют работодателя и работника, не сумевших самостоятельно урегулировать разногласия посредством переговоров, на разрешение споров в порядке разбирательства. Формы и способы разрешения коллективных споров в большей степени направлены на урегулирование разногласий сторон. Совершенствование и развитие практики урегулирования разногласий в трудовых отношениях во многом зависят от осознания сторонами преимуществ привлечения к урегулированию разногласий третьих лиц. Самостоятельные переговоры сторон не всегда дают положительный результат. Напряженность и противостояние сторон во многом препятствуют ведению переговоров. Привлечение к урегулированию разногласий третьей стороны имеет то преимущество, что посредник (арбитр) обладает навыками налаживания переговоров между сторонами, знаком с психологией разрешения разногласий, умеет организовать между сторонами взаимодействие и возможность согласования интересов сторон <7>. ——————————— <7> Цезар Урсула. Как дирижировать симфоническим диалогом? // Медиация и право. 2008. N 4. С. 46 — 55.

Для развития деятельности посредничества и третейских судов в России необходимы формирование культуры разрешения споров, выработка практики разрешения разногласий за столом переговоров, а не путем насилия и длительных судебных тяжб. Долгое время существовавший советский режим, обстановка нетерпимости и агрессии способствовали деформации сознания российских граждан. Стремление россиян судиться, а не разрешать споры в порядке их урегулирования можно объяснить еще и тем, что наше законодательство и правоприменительная практика, в том числе государственная, судебная, не ориентированы на примирение сторон. Множество пережитых войн на разных исторических этапах также сформировали у россиян привычку защищаться и воевать с врагами. Поэтому даже в мирное время для россиян все еще актуальны лозунги «А нам нужна одна победа! Мы за ценой не постоим!» <8>. ——————————— <8> Лисицын В. В. Мнения экспертов по основным вопросам развития альтернативного разрешения споров // Третейский суд. 2009. N 3. С. 25.

В европейских странах и Америке участие третьих лиц в разрешении споров считается нормой и необходимостью, а в российском сознании по-прежнему считается чем-то экзотичным не самим разбираться в споре или организовывать судебную тяжбу с противником, а прибегать к помощи третьих лиц, не доводя дело до суда <9>. ——————————— <9> См.: Мета Г., Похмелкина Г. Медиация — искусство разрешать конфликты // www. conflict-mediation. ru.

Привлечение к урегулированию трудовых споров квалифицированной третьей стороны гарантирует справедливость и безопасность разрешения разногласий. Урегулирование разногласий в трудовых отношениях третьими лицами дает цивилизованные и гуманные способы к мирному сосуществованию и сохранению трудовых отношений. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие рекомендации по развитию и применению деятельности третейского суда и иных третейских форм урегулирования разногласий в трудовых отношениях: — для широкого применения третейской формы урегулирования разногласий в трудовых отношениях необходимо проводить работу по информированию работодателей и работников о преимуществах альтернативного разрешения споров во внегосударственном порядке; — государство, заинтересованное в сокращении количества трудовых споров в судах общей юрисдикции (что неоднократно было озвучено представителями государства), должно принять участие в развитии третейской формы урегулирования разногласий посредством агитирования за нее в СМИ, оказать содействие в создании примирительных центров (выделение помещений, создание благоприятного налогового режима и т. д.), обучении посредников (медиаторов); — изучение зарубежного опыта рассмотрения трудовых споров с участием представителей общественности (с учетом российских правовых особенностей развития) позволяет развивать третейские формы урегулирования разногласий в трудовых отношениях как за пределами государственной судебной системы, так и в ее рамках; — для внедрения третейской практики урегулирования трудовых разногласий необходимо включать в тексты коллективных договоров, соглашений условие о третейской форме урегулирования разногласий; — при включении третейской оговорки права работников не должны быть ограничены; работнику как менее защищенной стороне трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений должно быть предоставлено право выбора конкретного органа и (или) лица, осуществляющего урегулирование разногласий; — необходимо создавать как постоянно действующие третейские суды для разрешения трудовых споров, так и третейские суды для разрешения конкретного спора (ad hoc); — создание постоянно действующих третейских судов для разрешения трудовых споров следует осуществлять при организациях различного уровня: объединениях работников, правозащитных организациях и иных общественных структурах, куда работники и работодатели могли бы обращаться за урегулированием разногласий; — деятельность трудового арбитража, являющегося подвидом третейских судов ad hoc, должна быть распространена на урегулирование не только коллективных трудовых разногласий, но и индивидуальных; — для внедрения третейской практики урегулирования трудовых разногласий необходимо включать в состав арбитров третейских органов уважаемых людей, имеющих ученые степени, чей авторитет и профессионализм будут способствовать быстрому и эффективному урегулированию разногласий. Исследование позволило разработать проекты положения о постоянно действующем третейском суде, примирительного регламента постоянно действующего третейского суда, а также образцы третейского соглашения, которые направлены на практическое применение третейской формы урегулирования разногласий в трудовых отношениях и представлены в приложении.

Приложения

Приложение 1

Утверждено Приказом ______ N ___ от «__» _____ 200_ г.

Положение о постоянно действующем третейском суде при _______________

Москва 200_ г.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о третейском суде 1. Постоянно действующий третейский суд при общественной организации «_________» (далее по тексту — третейский суд) создан в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и является самостоятельным постоянно действующим органом по разрешению споров, указанных в настоящем Положении. 2. Третейский суд разрешает споры на основании действующего законодательства и Положения о третейском суде. 3. Настоящее Положение о постоянно действующем третейском суде (далее — Положение) устанавливает порядок организации и деятельности третейского суда, а также порядок разрешения споров в постоянно действующем третейском суде.

Статья 2. Компетенция постоянно действующего третейского суда 1. Третейский суд полномочен разрешать любые споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, подведомственные судам общей юрисдикции, в том числе вытекающие из социально-трудовых и других отношений, если иное не установлено федеральным законом Российской Федерации. 2. Третейский суд по каждому делу самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Статья 3. Передача спора на разрешение третейского суда 1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами письменного соглашения о его рассмотрении в данном третейском суде (третейская оговорка). 2. Недействительность договора, соглашения, содержащего третейскую оговорку, не влечет недействительности третейской оговорки (третейского соглашения).

Статья 4. Место разрешения споров 1. Если стороны не договорились об ином, то местом проведения судебных заседаний является местонахождение третейского суда. 2. Стороны могут заключить письменное соглашение о проведении заседаний третейского суда в ином месте, определенном сторонами. Расходы по проведению заседаний в ином месте относятся на стороны спора.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕТЕЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья 5. Независимость и беспристрастность третейского суда Третейский судья независим и беспристрастен при исполнении своих обязанностей и не может выступать в роли представителя одной из сторон.

Статья 6. Равенство прав сторон Разрешение спора в третейском суде осуществляется на началах равенства прав сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для формирования суда, изложения своих требований, возражений и защиты своих прав.

Статья 7. Конфиденциальность третейского разбирательства 1. Третейский суд гарантирует конфиденциальность при осуществлении своей деятельности. 2. Слушание дела в третейском суде проводится в закрытом заседании. С разрешения состава третейского суда и с согласия сторон в судебном заседании могут присутствовать лица, не участвующие в третейском разбирательстве.

Статья 8. Состязательность сторон в третейском разбирательстве 1. Стороны обязаны доказать обстоятельства, на которые ссылаются в обоснование своих требований или возражений. 2. Исключение из этого правила составляют случаи, определенные законодательством. Суд вправе распределить бремя доказывания иным образом, исходя из специфики спора и на основании действующего законодательства.

Статья 9. Содействие достижению сторонами мирового соглашения Третейский суд содействует урегулированию спора мировым соглашением сторон. Мировое соглашение не должно противоречить законодательству и нарушать охраняемые законом права и интересы других лиц.

Статья 10. Обязательность решения третейского суда и добровольность его исполнения Соглашаясь на рассмотрение спора третейским судом по правилам настоящего Положения, стороны вправе признать, что принятое решение по спору является окончательным и подлежит немедленному исполнению. Условие об этом должно быть включено в третейское соглашение. Отсутствие данного условия означает возможность оспаривания решения третейского суда путем подачи заявления о его отмене в компетентный суд в течение трех месяцев со дня выдачи решения третейского суда.

Статья 11. Язык третейского разбирательства Если стороны не договорились об ином, рассмотрение дел осуществляется на русском языке — официальном языке третейского суда. Сторона, представляющая доказательства и другие документы на ином языке, за свой счет обеспечивает их перевод. Услуги переводчика в заседании оплачиваются за счет стороны.

Глава 3. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Статья 12. Форма и содержание третейского соглашения 1. Третейское соглашение заключается в письменной форме следующими способами: путем включения данного соглашения в текст договора (третейская оговорка), заключения отдельного письменного третейского соглашения, а также иным не запрещенным законом способом: путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. 2. Содержание третейского соглашения определяется сторонами. 3. Соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда (третейское соглашение) может касаться конкретного спора, определенных категорий или всех без исключения споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с конкретными отношениями. 4. Стороны, заключившие третейское соглашение, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке.

Глава 4. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРА В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

Статья 13. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде 1. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают в себя: 1) третейский сбор за рассмотрение спора в третейском суде; 2) дополнительные расходы сторон. 2. При подаче искового заявления истец обязан уплатить авансом третейский сбор. До уплаты аванса третейского сбора в полном размере дело остается без движения. 3. Размер третейского сбора и состав дополнительных расходов сторон в связи с ведением третейского разбирательства, а также порядок их уплаты и распределения устанавливаются Положением о третейских сборах и расходах, которое является неотъемлемой частью настоящего Положения.

Глава 5. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 14. Требования, предъявляемые к третейскому судье 1. Третейским судьей назначается физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. 2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. 3. Третейским судьей может быть лицо, не входящее в состав постоянно действующего третейского суда, определенное стороной третейского разбирательства. В этом случае каждая из сторон имеет право на определение равного количества судей, которые выбирают председательствующего из списка судей постоянно действующего третейского суда.

Статья 15. Список третейских судей 1. Список третейских судей утверждается организацией, при которой создан постоянно действующий третейский суд. В списке должны быть указаны следующие данные судей: фамилия, имя, отчество; образование; ученая степень, ученое звание; специальность и стаж работы по специальности.

Статья 16. Председатель постоянно действующего третейского суда и его заместители 1. Председатель постоянно действующего третейского суда организует его деятельность и выполняет обязанности, возложенные на него настоящим Положением. 2. Председатель постоянно действующего третейского суда (а в его отсутствие — один из его заместителей) представляет постоянно действующий третейский суд в его отношениях с другими организациями, предприятиями и учреждениями, государственными органами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами и другими лицами. 3. Председатель третейского суда и его заместитель избираются третейскими судьями постоянно действующего третейского суда из числа третейских судей третейского суда сроком на три года большинством голосов. 4. При изменении состава третейских судей постоянно действующего третейского суда, избиравших председателя постоянно действующего третейского суда, более чем наполовину проводятся досрочные выборы председателя постоянно действующего третейского суда. 5. Одно и то же лицо может быть избрано председателем постоянно действующего третейского суда неограниченное количество раз.

Статья 17. Секретарь третейского суда 1. Функции секретаря состава третейского суда могут быть возложены председателем состава на одного из третейских судей. 2. Председатель состава может назначить иное лицо секретарем судебного заседания. 3. В случае единоличного рассмотрения спора третейский судья самостоятельно решает вопрос о секретаре третейского суда. 4. Секретарь осуществляет функции, необходимые для обеспечения деятельности третейского суда, в соответствии с настоящим Положением, в том числе организует делопроизводство по рассматриваемым третейским судом спорам.

Статья 18. Число третейских судей 1. В третейском соглашении стороны вправе определять число третейских судей, которое должно быть нечетным. 2. Если стороны не договорились о единоличном разрешении спора, то для разрешения конкретного спора назначаются три третейских судьи. Каждая сторона избирает по одному третейскому судье (и одному запасному судье). Назначенные таким образом судьи избирают третьего судью, который становится председательствующим. 3. Стороны вправе предлагать свои кандидатуры третейских судей на равноправной основе. Назначенные таким образом судьи выбирают председательствующего из состава постоянно действующего третейского суда.

Статья 19. Основания для отвода третейского судьи 1. Отвод третейскому судье может быть заявлен сторонами в случае его несоответствия требованиям, установленным действующим законодательством. 2. Третейский судья вправе взять самоотвод. 3. В случае наличия обстоятельств, препятствующих третейскому судье рассматривать спор, третейский судья должен заявить самоотвод, о чем стороны должны быть извещены. 4. Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом третейского судьи, то вопрос об отводе третейского судьи разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав суда, разрешающего спор, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. 5. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, разрешается председателем суда, его заместителем.

Статья 20. Замена третейского судьи Если назначенный стороной судья не может исполнять свои обязанности по причине прекращения полномочий, болезни, самоотвода либо иной уважительной причине и отсутствует запасной судья, третейский судья, выполняющий функцию секретаря постоянно действующего третейского суда, должен поставить стороны в известность и предложить им назначить нового судью в срок до 15 дней. В случае неназначения судьи в течение указанного срока он назначается председательствующим состава в третейском суде либо его председателем, заместителем.

Статья 21. Прекращение полномочий третейского судьи 1. Полномочия третейского судьи при рассмотрении конкретного дела могут быть прекращены по соглашению сторон, в связи с самоотводом или отводом третейского судьи. 2. Полномочия судьи постоянно действующего третейского суда могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Глава 6. ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Статья 22. Компетенция третейского суда Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор в соответствии с действующим законодательством.

Статья 23. Срок рассмотрения спора, исчисление сроков 1. Третейский суд принимает меры к рассмотрению спора в возможно короткий срок. Третейское разбирательство должно быть завершено не позднее двух месяцев со дня формирования состава третейского суда. 2. В случае необходимости и в зависимости от сложности дела состав третейского суда вправе продлить срок производства по делу. 3. Сроки, предусмотренные настоящим Положением или установленные третейским судом, начинают исчисляться со дня, следующего за датой, которой определено его начало. 4. Если последний день соответствующего срока является праздничным или нерабочим, срок истекает в конце первого последующего рабочего дня. 5. Уведомления или сообщения считаются полученными в день их вручения в письменной форме или получения в иной форме, не противоречащей законодательству, в частности в виде телеграммы, по телетайпу, факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения извещения адресату.

Статья 24. Порядок представления документов 1. Документы должны быть представлены сторонами в третейский суд в количестве, обеспечивающем их вручение участникам третейского разбирательства. 2. Расходы по представлению документов несет сторона, которая представила их в третейский суд. Данные расходы включаются в состав судебных и распределяются по результатам третейского разбирательства.

Статья 25. Направление и вручение документов 1. Документы и иные материалы направляются сторонам по известному месту их нахождения или жительства заказными письмами с уведомлением о вручении. 2. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает, если адресат заблаговременно не сообщил третейскому суду об изменении места нахождения или жительства.

Статья 26. Предъявление иска 1. Третейское разбирательство начинается подачей искового заявления в третейский суд, которое может быть направлено по почте или передано в секретариат третейского суда. 2. Исковое заявление подается в третейский суд в письменной форме и подписывается руководителем юридического лица; лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени истца; предпринимателем без образования юридического лица; физическим лицом либо его представителем. 3. Датой подачи искового заявления считается день его вручения третейскому суду, а при отправке искового заявления по почте — дата его получения третейским судом.

Статья 27. Содержание искового заявления 1. Исковое заявление должно содержать: 1) дату составления искового заявления; 2) полное наименование и местонахождение организации, являющейся стороной третейского разбирательства; 3) фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства и место работы физического лица, являющегося стороной третейского разбирательства; 4) обоснование компетенции третейского суда; 5) требования истца; 6) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 7) доказательства, подтверждающие основания исковых требований; 8) цену иска; 9) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов. 2. К исковому заявлению прилагаются следующие документы: 1) документ, подтверждающий компетенцию третейского суда (третейское соглашение, третейская оговорка); 2) документ, подтверждающий уплату третейского сбора в порядке и размере, установленном настоящим Положением; 3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается исковое требование. 3. Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. 4. Сторона вправе изменить предмет или основание иска, дополнить свои исковые требования или возражения против иска в порядке, установленном законодательством и настоящим Положением.

Статья 28. Устранение недостатков искового заявления 1. Председатель, его заместитель или, по их поручению, судьи третейского суда, установив, что исковое заявление подано без соблюдения требований, предусмотренных законодательством и настоящим Положением, предлагают истцу устранить выявленные недостатки в срок, не превышающий десяти дней, начиная со дня получения указанного предложения, о чем истец извещается в письменной форме. 2. Отсутствие данных об исправлении недостатков искового заявления в указанный срок позволяет названным в п. 1 данной статьи лицам возвратить исковое заявление.

Статья 29. Уведомление ответчика (ответчиков) о предъявлении иска 1. Третейский судья, осуществляющий функции секретаря третейского суда, уведомляет ответчика о подаче искового заявления и направляет ему копии искового заявления и приложенных к нему документов, а также список третейских судей. 2. В случае изменения истцом (истцами) исковых требований относительно числа ответчиков уведомление о возбуждении дела с приложенными копиями искового заявления и иными документами направляется в адрес дополнительно указанного истцом ответчика, при этом ранее уведомленный ответчик ставится в известность о привлечении в дело соответчика. 3. Одновременно третейский судья, осуществляющий функции секретаря третейского суда, предлагает ответчику (ответчикам) в срок не более пятнадцати дней с даты получения копии искового заявления представить по нему свой отзыв, обосновав его соответствующими доказательствами.

Статья 30. Отзыв (возражения) на исковое заявление 1. Ответчик вправе представить истцу, в третейский суд отзыв на исковое заявление, в котором излагаются его возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется истцу, в третейский суд до первого заседания третейского суда. Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание требований истца. 2. Третейский судья, осуществляющий функции председателя третейского суда, может продлить ответчику срок для представления отзыва на иск при условии, что ходатайство о таком продлении содержит сведения, имеющие значение для дела.

Статья 31. Встречный иск и зачет встречных требований 1. Ответчик вправе предъявить встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением и не направлен на затягивание третейского разбирательства. 2. Встречный иск может быть предъявлен до принятия решения третейским судом. 3. Встречный иск должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к исковому заявлению. 4. Истец вправе представить возражения против встречного иска ответчику, третейскому суду. Возражения против встречного иска представляются до вынесения решения судом. 5. Ответчик вправе в соответствии с законодательством потребовать зачета встречного требования.

Статья 32. Формирование состава третейского суда 1. Порядок формирования состава третейского суда может быть предусмотрен в третейском соглашении. При отсутствии письменного соглашения между сторонами о порядке формирования состава третейского суда состав третейских судей для рассмотрения и разрешения конкретного спора формируется в порядке, предусмотренном настоящим Положением. 2. При формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона из списка третейских судей третейского суда или из других лиц избирает одного третейского судью. Назначенные таким образом судьи в течение пятнадцати дней избирают председательствующего из списка постоянно действующего третейского суда. В таком же порядке назначаются запасные третейские судьи, которые, как правило, могут быть назначены для разрешения конкретного спора. 3. Если по соглашению сторон дело рассматривается единолично судьей, то судья и запасной судья избираются по соглашению сторон в течение пятнадцати дней после обращения в третейский суд. Отсутствие такого соглашения при наличии третейской оговорки (соглашения) о единоличном рассмотрении спора позволяет председателю суда (его заместителю) назначить судью для разрешения спора. 4. Если иск предъявлен к двум или более ответчикам, то они обязаны в течение пятнадцати дней после получения искового заявления представить в третейский суд письменное соглашение об избрании ими судьи и запасного судьи. Отсутствие такого соглашения позволяет назначить судью третейского суда решением председателя (его заместителя). 5. Состав третейских судей для рассмотрения конкретного спора должен быть сформирован не позднее двух месяцев с момента обращения лица за рассмотрением и разрешением спора в постоянно действующий третейский суд. Отсутствие согласованного решения сторон о назначении кандидатур третейских судей в течение указанного срока позволяет определить состав суда решением председателя (его заместителя) постоянно действующего третейского суда.

Статья 33. Полномочия третейского суда по применению обеспечительных мер 1. Третейский суд по просьбе стороны вправе принимать обеспечительные меры с целью обеспечения решений суда. 2. Третейский суд может потребовать от сторон обеспечить надлежащее поведение в связи с обеспечительными мерами.

Статья 34. Определение обстоятельств, имеющих значение для дела 1. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определяются составом третейского суда до начала рассмотрения спора по существу с учетом мнения лиц, участвующих в споре. В процессе разрешения спора судом стороны должны воздерживаться от изменения предмета судебного разбирательства. Невыполнение стороной этой обязанности, которое приводит к необоснованному затягиванию третейского разбирательства, позволяет суду вынести решение по тем обстоятельствам, которые были включены в предмет доказывания до начала судебного заседания. 2. Стороны вправе представить третейскому суду до начала судебного заседания перечень обстоятельств, которые, по их мнению, подлежат установлению при разрешении спора. Изменение этих обстоятельств не должно приводить к затягиванию разрешения спора.

Статья 35. Извещение сторон о заседании 1. О времени и месте проведения заседания по делу стороны извещаются повестками, письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксацию такого извещения. 2. Извещения сторонам должны быть направлены с таким расчетом, чтобы каждая из сторон располагала сроком не менее пяти дней для подготовки к разбирательству дела и прибытия на заседание. По соглашению сторон или по решению третейского суда этот срок может быть увеличен. При необходимости проведения последующих заседаний даты их проведения устанавливаются составом суда с учетом конкретных обстоятельств дела и мнения сторон.

Статья 36. Доказательства 1. Обстоятельства дела устанавливаются судом при помощи объяснений сторон, письменных и вещественных доказательств, показаний свидетелей, заключений экспертов, аудио — и видеозаписей, заключений специалистов, а также с применением иных средств доказывания, содержащих информацию об обстоятельствах дела. 2. Письменные доказательства представляются в оригинале или в виде заверенной копии оригинала. 3. Стороны обязаны представить имеющиеся у них доказательства в заседании третейского суда. 4. Оценка доказательств осуществляется третейскими судьями по их внутреннему убеждению. Проверка доказательств производится способом, устанавливаемым составом третейского суда. Состав третейского суда может возложить производство проверочных действий на одного из судей. 5. Непредставление стороной надлежащих доказательств не препятствует третейскому суду продолжить разбирательство и вынести решение на основе имеющихся у него доказательств.

Статья 37. Отложение разбирательства по делу 1. В третейском суде споры должны получать разрешение в одном судебном заседании на основании определенного до его проведения предмета доказывания и представленных сторонами доказательств. 2. В исключительных случаях судебное разбирательство может быть отложено, если третейский суд придет к выводу о невозможности разрешения дела по имеющимся в деле материалам. Отложение дела должно быть мотивировано третейским судом в определении.

Статья 38. Прекращение производства по делу 1. Третейское производство подлежит прекращению по следующим основаниям: 1) истец отказывается от своего требования, если только ответчик не заявит возражения против прекращения третейского разбирательства в связи с наличием у него законного интереса в разрешении спора по существу; 2) стороны достигли соглашения о прекращении третейского разбирательства; 3) третейский суд вынес определение об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор; 4) третейский суд принял решение об утверждении письменного мирового соглашения; 5) организация, являющаяся стороной третейского разбирательства, ликвидирована; 6) гражданин-предприниматель либо гражданин, являющийся стороной третейского разбирательства, умер, объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим; 7) имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда. 2. Прекращение третейского производства осуществляется определением третейского суда.

Глава 7. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ПО СУЩЕСТВУ

Статья 39. Доклад дела 1. В случае коллегиального рассмотрения спора, если третейский суд сочтет необходимым, одним из судей состава или иным лицом, назначаемым председателем состава, делается доклад дела. 2. Цель доклада — изложение обстоятельств дела, требований истца, изложенных в исковом заявлении, доводов и объяснений ответчика, изложенных в отзыве на иск, а также сообщение иных данных, которые составу третейского суда необходимо рассмотреть для принятия решения по делу.

Статья 40. Проведение предварительного слушания 1. По наиболее сложным категориям дел третейский суд вправе проводить предварительное слушание дела с целью определения предмета доказывания и распределения бремени доказывания. 2. Предварительное слушание дела проводится тем же составом суда, который назначен для рассмотрения спора.

Статья 41. Разбирательство на основе письменных материалов Стороны вправе договориться о разрешении спора в их отсутствие на основе представленных ими письменных документов без проведения устного разбирательства. В этом случае стороны надлежащим образом извещаются о времени и месте судебного заседания. Данное соглашение не препятствует явке сторон в судебное заседание.

Статья 42. Урегулирование спора путем заключения мирового соглашения 1. На любой стадии разбирательства третейские судьи способствуют урегулированию спора путем заключения мирового соглашения. 2. По просьбе сторон третейский суд утверждает своим решением суда заключенное мировое соглашение.

Статья 43. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов или неявки сторон 1. Непредставление документов и иных материалов, в том числе в связи с неявкой на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания третейского суда, не является препятствием для третейского разбирательства и принятия решения третейским судом. 2. В исключительных случаях при наличии ходатайства сторон третейский суд откладывает разбирательство, если считает невозможным рассмотрение дела по представленным материалам.

Статья 44. Назначение и проведение экспертизы 1. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов. 2. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить одного или нескольких экспертов. 3. Если стороны не договорились об ином, то кандидатура эксперта, а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определяются третейским судом с учетом мнения сторон. 4. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд распределяет расходы, понесенные при проведении экспертизы, в соответствии с настоящим Положением. 5. Экспертное заключение представляется в письменной форме. 6. Если стороны не договорились об ином и если третейский суд считает это необходимым, то эксперт при возникновении спорных вопросов по ходатайству сторон может быть приглашен в заседание третейского суда. 7. Суд вправе отказать в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы, если признает, что оно направлено на затягивание дела и имеющиеся материалы позволяют вынести решение без проведения экспертизы.

Статья 45. Протокол заседания третейского суда 1. Если стороны не договорились об ином, то ход судебного заседания третейского суда отражается в протоколе. 2. Протокол должен содержать: наименование третейского суда, номер дела, место заседания, наименование спорящих сторон и их представителей, сведения об участии сторон, фамилии судей, экспертов, свидетелей, переводчиков и других участников заседания, краткое описание хода заседания, требования сторон и изложение иных важных заявлений сторон, указание оснований отложения заседания или завершения производства, подписи судей. 3. Стороны вправе фиксировать ход заседания третейского суда не запрещенными законом способами. Фиксирование хода заседания третейского суда с помощью видеозаписи допускается с согласия сторон. 4. В случае если третейский суд фиксирует ход судебного заседания с помощью аудиозаписи (звукозаписи), в качестве письменного протокола выступает расшифровка записи, утвержденная председательствующим или одним из судей состава суда. 5. Стороны вправе ознакомиться с содержанием протокола.

Глава 8. РЕШЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 46. Принятие решения третейским судом 1. Третейский суд принимает решение большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, после исследования доказательств и установления обстоятельств дела. Решение объявляется в заседании третейского суда. Третейский суд вправе объявить только резолютивную часть решения. В этом случае мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения. 2. По ходатайству сторон третейский суд принимает решение об утверждении мирового соглашения. 3. Решение третейского суда считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно подписано третейскими судьями, входящими в состав третейского суда.

Статья 47. Форма и содержание решения третейского суда 1. Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в том числе третейским судьей, имеющим особое мнение. Особое мнение третейского судьи прилагается к решению третейского суда. 2. В решении третейского суда должны быть указаны: 1) дата принятия решения; 2) место третейского разбирательства; 3) состав третейского суда и порядок его формирования; 4) наименование и местонахождение организации, являющейся стороной третейского разбирательства; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и место работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства; 5) обоснование компетенции третейского суда; 6) требования истца и возражения ответчика, ходатайства сторон; 7) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался третейский суд при принятии решения, обстоятельства дела, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об их доказанности; 8) выводы третейского суда об удовлетворении или об отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования; 9) сумма расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, распределение указанных расходов между сторонами; 10) срок и порядок исполнения принятого решения. 3. После принятия решения каждой стороне должна быть вручена его копия.

Статья 48. Дополнительное решение 1. Если стороны не договорились об ином, то любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение десяти дней после получения решения третейского суда обратиться в тот же третейский суд с заявлением о принятии дополнительного решения в отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не нашли отражения в решении. Указанное заявление должно быть в течение десяти дней после его получения рассмотрено составом третейского суда, разрешившим спор. 2. По результатам рассмотрения соответствующего заявления принимается либо дополнительное решение, которое является составной частью решения третейского суда, либо определение об отказе в удовлетворении заявления о принятии дополнительного решения.

Статья 49. Разъяснение решения 1. Если стороны не договорились об ином, то любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение десяти дней после получения решения третейского суда обратиться в тот же третейский суд с заявлением о разъяснении решения. Заявление о разъяснении решения должно быть рассмотрено в течение десяти дней после его получения составом третейского суда, разрешившим спор. 2. Третейский суд вправе разъяснить принятое им решение, не изменяя его содержания. 3. По результатам рассмотрения соответствующего заявления выносится либо определение о разъяснении решения, которое является составной частью решения третейского суда, либо определение об отказе в разъяснении решения.

Статья 50. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок 1. Третейский суд вправе по заявлению любой из сторон или по своей инициативе исправить допущенные описки, опечатки, арифметические ошибки. 2. Об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок третейский суд выносит определение, которое является составной частью решения.

Статья 51. Обязательность решения третейского суда Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Неисполнение решения третейского суда позволяет обратиться в компетентный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа.

Статья 52. Определение третейского суда По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определения.

Статья 53. Хранение решений и дел Рассмотренное в постоянно действующем третейском суде дело хранится в данном третейском суде в течение пят лет с даты принятия по нему решения.

Глава 9. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 54. Исполнение решения третейского суда 1. Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, которые установлены в данном решении. 2. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Статья 55. Принудительное исполнение решения третейского суда 1. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно может быть принудительно исполнено заинтересованной стороной. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (далее — исполнительный лист). 2. В случае отказа компетентным судом в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, такое решение может быть использовано любой стороной третейского разбирательства в качестве доказательства при обращении за разрешением спора в компетентный суд.

Глава 10. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА, ОТКАЗ В ВЫДАЧЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИСТА НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 56. Оспаривание решения третейского суда в компетентном суде Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то оно может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

Статья 57. Порядок оспаривания решения третейского суда Порядок оспаривания решения третейского суда в компетентном суде, порядок рассмотрения компетентным судом заявления об отмене решения третейского суда и принятия решения (определения) об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления определяются арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 58. Основания для отмены решения третейского суда Решение третейского суда может быть отменено компетентным судом в случаях, если: 1) сторона, подавшая заявление об отмене решения третейского суда, представит доказательства того, что третейское соглашение является недействительным по основаниям, предусмотренным законодательством; 2) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третейского суда по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, то может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением; 3) состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали положениям действующего законодательства; 4) сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения; 5) компетентный суд установит, что спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства; 6) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Статья 59. Последствия отмены решения третейского суда В случае отмены решения третейского суда компетентным судом любая из сторон вправе, в соответствии с третейским соглашением, обратиться в третейский суд. Однако в случае, если решение третейского суда отменено полностью или частично вследствие недействительности третейского соглашения или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, соответствующий спор дальнейшему рассмотрению в третейском суде не подлежит.

Статья 60. Последствия отказа в выдаче исполнительного листа 1. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа компетентный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу. 2. Компетентный суд выносит определение об отказе в выдаче исполнительного листа в случаях, если: 1) сторона, против которой было принято решение третейского суда, представит в компетентный суд доказательства того, что третейское соглашение является недействительным, в том числе по основаниям, предусмотренным действующим законодательством; 2) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третейского суда по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение той части решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, не может быть отказано; 3) состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали требованиям, предусмотренным законодательством; 4) сторона, против которой было принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения; 5) компетентный суд установит, что спор не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с действующим законодательством; 6) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права. 3. В случае вынесения компетентным судом определения об отказе в выдаче исполнительного листа стороны вправе, в соответствии с третейским соглашением, обратиться в третейский суд либо в компетентный суд с соблюдением правил подведомственности и подсудности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Приложение 2

Примирительный регламент постоянно действующего третейского суда

Примирительный регламент… (название третейского суда и организации, при которой создан) принят в целях примирения сторон с учетом их интересов и направлен на выработку сторонами совместного решения при помощи третьего лица (третьих лиц), деятельность которого осуществляется в соответствии с принципами законности, беспристрастности, ответственности, оперативности, конфиденциальности.

Статья 1. Применение примирительного регламента 1. Примирительный регламент (далее по тексту — регламент) применяется для урегулирования споров, которые могут передаваться на рассмотрение постоянно действующего третейского суда при… (название организации) в случаях, когда стороны, стремясь к мирному урегулированию споров, договорились о проведении примирительной процедуры в постоянно действующем третейском суде при… (далее по тексту — третейский суд) в соответствии с настоящим примирительным регламентом третейского суда. 2. Примирительный регламент применяется для урегулирования разногласий в социально-трудовых отношениях. 3. Проведение примирительных процедур не регулируется Положением о постоянно действующем третейском суде при… (название организации).

Статья 2. Начало примирительной процедуры 1. Сторона, желающая урегулировать спор посредством примирительной процедуры, направляет соответствующее заявление в… (название третейского суда и организации, при которой создан). 2. Заявление о примирительной процедуре должно содержать: 1) наименования и адреса сторон; 2) краткое изложение существа спора; 3) размер требования; 4) копию соглашения сторон о примирительной процедуре (если таковое достигнуто); 5) подпись уполномоченного лица. 3. При направлении заявления о примирительной процедуре уплачивается регистрационный сбор. 4. Секретарь или иное уполномоченное лицо извещает другую сторону или стороны о получении заявления о примирительной процедуре и предлагает в срок не более пятнадцати дней с даты получения соответствующего извещения сообщить свое краткое мнение по существу спора. 5. Если между сторонами отсутствует соглашение о примирительной процедуре по настоящему регламенту, сторона, выступающая с инициативой о проведении примирительной процедуры, может обратиться в третейский суд с целью получения согласия другой стороны или сторон на проведение примирительной процедуры. 6. В этом случае третейский суд извещает другую сторону или стороны о предложении обратиться к примирительной процедуре по настоящему регламенту и предлагает в срок не более тридцати дней с даты получения извещения сообщить о своем согласии или отказе участвовать в примирительной процедуре, а также сообщить свое краткое мнение по существу спора при наличии такого согласия. 7. При неполучении ответа в указанный срок или получении отрицательного ответа примирительная процедура не проводится, о чем третейский суд извещает сторону, обратившуюся с просьбой о примирительной процедуре.

Статья 3. Назначение посредника 1. При наличии соглашения сторон о примирительной процедуре по настоящему регламенту председатель третейского суда (или иное уполномоченное им лицо) назначает единоличного посредника, если иное не установлено соглашением сторон. 2. В случае прекращения полномочий посредника назначение нового посредника осуществляется в соответствии с положениями настоящего регламента.

Статья 4. Посредники 1. При выполнении своих функций посредники беспристрастны и независимы. В качестве посредников не могут выступать лица, лично, прямо или косвенно заинтересованные в исходе примирительной процедуры. 2. Посредники не являются представителями сторон. 3. Лицо, принимающее на себя функции посредника, должно сообщить третейскому суду (председателю третейского суда или лицам, его заменяющим) о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости в связи со спором, в урегулировании которого предполагается его участие. 4. Посредник должен незамедлительно сообщить третейскому суду о любом обстоятельстве, которое препятствует выполнению функции посредника, если оно станет ему известно впоследствии в ходе проведения примирительной процедуры.

Статья 5. Прекращение полномочий посредника 1. При наличии указанных в ст. 4 обстоятельств третейский суд вправе решить вопрос об отводе посредника. 2. Третейский суд вправе решить вопрос о прекращении полномочий посредника, если он затягивает осуществление своих функций без уважительной причины. 3. Полномочия посредника прекращаются при его самоотводе.

Статья 6. Принятие решений о назначении посредника и прекращении его полномочий 1. Назначение посредника осуществляется председателем третейского суда. В отсутствие председателя его назначение осуществляется лицом, его заменяющим. 2. Вопрос о прекращении полномочий посредника, в том числе в случае его отвода, решается председателем третейского суда.

Статья 7. Организационное содействие посреднику 1. Третейский суд оказывает организационное содействие проведению примирительной процедуры. 2. Организационное содействие включает следующие функции: — направление документов сторонам и посреднику; — содействие посреднику в определении даты, времени и места встречи со сторонами и направление заблаговременного уведомления сторонам о встрече; — предоставление помещений для встреч посредника со сторонами; — оформление печатных документов; — получение аванса расходов на примирительную процедуру и его дальнейшее перечисление с учетом установленного распределения таких расходов; — оказание иного содействия.

Статья 8. Запрашивание третейским судом информации от сторон Третейский суд может запрашивать от сторон спора информацию, необходимую для выполнения функций в соответствии с настоящим регламентом.

Статья 9. Участие сторон 1. Стороны могут участвовать в проведении примирительной процедуры непосредственно или через своих представителей. 2. Полномочия представителей сторон оформляются в соответствии с требованиями законодательства.

Статья 10. Роль посредника 1. Посредник оказывает сторонам помощь в мирном урегулировании спора. 2. В своей деятельности посредник руководствуется принципами законности, беспристрастности, ответственности, оперативности, конфиденциальности. 3. Посредник проводит примирение сторон в соответствии с обстоятельствами дела, пожеланиями сторон и необходимостью скорейшего урегулирования спора. 4. Посредник с учетом обстоятельств дела, пожеланий сторон и сложившейся практики уточняет цели и позиции сторон, выявляет их общие интересы и противоречия, помогает сторонам выработать совместное решение, допуская прения между сторонами, предлагает один или несколько вариантов решения спора, помогает в обсуждении и согласовании вносимых каждой из сторон предложений о возможных вариантах решения спора. 5. Посредник может вносить предложения об урегулировании спора на любой стадии примирительной процедуры. Посредник не обязан вносить предложения сторонам в письменной форме.

Статья 11. Направление заявлений посреднику 1. Посредник может предлагать сторонам спора представлять ему письменные заявления с изложением позиции по спору, а также фактов и доводов в поддержку позиции стороны, прилагать к заявлению любые документы и иные доказательства, которые стороны сочтут необходимым. 2. На любой стадии примирительной процедуры посредник вправе просить у сторон спора предоставить ему дополнительную информацию, которую он считает необходимой.

Статья 12. Сотрудничество сторон с посредником Стороны обязуются добросовестно сотрудничать с посредником и стремиться к выполнению его просьб о предоставлении ему информации, письменных материалов, доказательств и о присутствии на встречах с ним.

Статья 13. Предложения сторон по урегулированию спора Стороны спора вправе по своей собственной инициативе или по приглашению посредника вносить предложения по урегулированию спора.

Статья 14. Мировое соглашение 1. Когда, по мнению посредника, стороны готовы прийти к согласию, посредник вправе сформулировать условия возможного урегулирования спора и представить их на рассмотрение сторонам. 2. Если стороны достигли согласия об урегулировании спора, они составляют мировое соглашение в письменной форме и подписывают его. 3. Стороны прекращают спор путем подписания мирового соглашения и обязуются придерживаться выполнения данного мирового соглашения.

Статья 15. Конфиденциальность 1. Посредник должен соблюдать конфиденциальность в отношении всех вопросов, касающихся примирительной процедуры. 2. Требование конфиденциальности распространяется и на мировое соглашение, за исключением тех случаев, когда раскрытие его содержания необходимо для целей его выполнения или принудительного исполнения.

Статья 16. Прекращение примирительной процедуры 1. Примирительная процедура прекращается в случаях: — подписания сторонами мирового соглашения; — письменного заявления посредника после консультации со сторонами о том, что дальнейшее проведение примирительной процедуры не имеет смысла; — письменного заявления сторон или одной из них, адресованного посреднику, о том, что примирительная процедура прекращается. 2. Посредник принимает меры к тому, чтобы примирительная процедура была завершена по возможности в срок не более сорока пяти дней со дня его назначения. 3. После прекращения примирительной процедуры посредник представляет в третейский суд документы, подтверждающие прекращение примирения сторон.

Статья 17. Участие посредника в разбирательстве спора 1. Если стороны не договорились об ином, посредник не может выступать в качестве третейского судьи в третейском разбирательстве спора, являвшегося предметом примирительной процедуры. 2. В случае достижения мирового соглашения стороны могут при согласии посредника договориться об избрании лица, выполнявшего функции посредника, третейским судьей (при соответствии посредника требованиям Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации») и просить его зафиксировать мировое соглашение в виде решения третейского суда на согласованных условиях. Если данный посредник не может быть третейским судьей (отсутствие высшего юридического образования при единоличном составе третейского суда и т. д.), стороны вправе рассчитывать на содействие третейского суда в утверждении мирового соглашения. 3. Посредник не может выступать в качестве представителя какой-либо из сторон в любом третейском или ином судебном разбирательстве в отношении спора, являвшегося предметом примирительной процедуры. Стороны обязуются также, что они не будут привлекать посредника в качестве свидетеля.

Статья 18. Допустимость доказательств в других разбирательствах Стороны обязуются не приводить и не представлять в качестве доказательств в третейском или ином судебном разбирательстве, независимо от того, касается ли это разбирательства спора, являвшегося предметом примирительной процедуры: — мнения или предложения, высказанные другой стороной в отношении возможного урегулирования спора; — признания, сделанные другой стороной в ходе примирительной процедуры.

Статья 19. Третейский сбор 1. Если стороны не договорились об ином, третейский сбор уплачивается лицом, подавшим заявление. 2. Сторона, направляющая в третейский суд заявление о примирительной процедуре, должна уплатить регистрационный сбор для покрытия первоначальных расходов третейского суда по организационному содействию примирительной процедуре. 3. Регистрационный сбор уплачивается в соответствии со ставками, утвержденными Положением о третейском сборе, при проведении примирительной процедуры. 4. Если спор не подлежит оценке, третейский сбор вносится в размере минимального третейского сбора за проведение примирительной процедуры и составляет пятьсот рублей. 5. До уплаты регистрационного сбора просьба о примирительной процедуре не считается поданной. 6. Последующая (итоговая) уплата третейского сбора устанавливается в соответствии с Положением о третейском сборе при проведении примирительной процедуры. 7. Итоговая уплата третейского сбора по спору, не подлежащему оценке, составляет две тысячи рублей. 8. Итоговая уплата третейского сбора осуществляется после назначения кандидатуры посредника, даты и времени примирительной процедуры за десять рабочих дней до проведения примирительной процедуры. В случае если разногласие сторон носит особо сложный характер, сопряжено с исследованием большого объема материала или разрешение разногласия требует большого количества времени, размер третейского сбора за проведение примирительной процедуры может быть увеличен с согласия обеих сторон, а если расходы по оплате третейского сбора за проведение примирительной процедуры несет только одна сторона, то с согласия этой стороны. 9. По просьбе обеих сторон размер третейского сбора за проведение примирительной процедуры может быть уменьшен, но не меньше минимального сбора. Решение об изменении размера третейского сбора фиксируется соглашением, заключаемым между третейским судом и стороной (сторонами). 10. Третейский сбор возврату не подлежит.

Приложение 3

Примерное третейское соглашение о разрешении спора в постоянно действующем третейском суде

г. _________ «__» ______ 200__ г.

Общество с ограниченной ответственностью (название), именуемое в дальнейшем ООО «______________», в лице Генерального директора (Ф. И.О.), действующего на основании Устава (далее — Работодатель), с одной стороны, и (Ф. И.О.) (далее — Работник), с другой стороны, именуемые далее Стороны, а каждое в отдельности — Сторона, заключили настоящее третейское соглашение о нижеследующем: 1. В соответствии с п. 2 ст. 1, ст. 5, ст. 7 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» Стороны передают возникший между ними спор об оплате труда на рассмотрение постоянно действующего третейского суда (название организации, при которой образован суд), расположенного по адресу: _______________, в соответствии с его Положением о постоянно действующем третейском суде. 2. Стороны договорились, что рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора будут осуществляться единолично третейским судьей. 3. Стороны установили десятидневный срок для избрания третейского судьи с момента подписания настоящего соглашения. В случае недостижения согласия Сторон по вопросу избрания третейского судьи в течение указанного срока, третейский судья назначается в пятидневный срок по истечении десяти дней, предоставляемых Сторонам для самостоятельного избрания третейского судьи, председателем постоянно действующего третейского суда. 4. Стороны договорились, что рассмотрение и разрешение возникшего между ними разногласия будут осуществляться третейским судом без проведения устного разбирательства на основе представленных письменных материалов. 5. Стороны договорились, что решение по их спору является окончательным и обжалованию не подлежит. 6. Стороны обязуются немедленно, в добровольном порядке, исполнить решение третейского суда. 7. Настоящее соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, по одному для каждой из Сторон спора и для третейского суда, имеющих равную юридическую силу. 8. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

Приложение 4

Образцы третейских оговорок, рекомендуемые для включения в коллективные договоры, соглашения

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего коллективного договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в… (название третейского суда и организации, при которой он создан)».

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего коллективного договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в… (название третейского суда и организации, при которой он создан). Решение третейского суда является окончательным».

——————————————————————