Виды выплат стимулирующего характера в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях и их характеристика

(Ковалев В. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 3)

ВИДЫ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В. И. КОВАЛЕВ

Ковалев В. И., заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Их размеры и условия выплаты устанавливаются, как правило, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принятыми в бюджетном учреждении Министерства обороны Российской Федерации, воинской части в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств. На выплаты стимулирующего характера могут быть направлены средства, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на основании генерального разрешения Министерства обороны Российской Федерации. При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Какие же стимулирующие выплаты предусмотрены действующим законодательством? Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818. А. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. Гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы воинской части (подразделения). Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов бюджетных обязательств утверждаются в зависимости от подчиненности бюджетного учреждения: Министром обороны Российской Федерации; заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе; главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации; командующими объединениями, командирами соединений. Истребование дополнительных средств на выплату заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Критерии вышеуказанной выплаты устанавливаются руководителем бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части применительно к задачам, выполняемым организацией, ее структурными подразделениями, по конкретным профессиям и должностям по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников. Что же касается размеров выплаты конкретному работнику, то они определяются по результатам его деятельности и в пределах объемов фондов оплаты труда лиц гражданского персонала и максимальным размером не ограничиваются. При определении размера выплаты учитываются: — отношение работника к выполнению своих должностных обязанностей; — своевременность и качество выполняемой работы, поручений и заданий; — личный вклад в выполнение структурным подразделением возложенных на него задач и функций и некоторые другие критерии. Наибольшее количество споров по поводу указанной выплаты возникает между работником и работодателем из-за неопределенности критериев ее выплаты и соответственно ее размеров. Встречаются ситуации, когда руководители выплачивают премии в произвольном размере, руководствуясь субъективным усмотрением, что на практике может повлечь негативные последствия. При изложенных обстоятельствах действенным средством являются разработка и принятие в бюджетном учреждении Минобороны Российской Федерации, воинской части локального нормативного акта, в котором были бы закреплены порядок выплаты указанной премии, основания для ее уменьшения или лишения, раскрыты критерии ее выплаты. Б. Выплаты за выслугу лет. Размеры, порядок исчисления стажа и выплаты процентной надбавки за выслугу лет установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 (с последующими изменениями). В стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка за выслугу лет, включается все время работы в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в федеральных государственных унитарных предприятиях и федеральных государственных учреждениях (в том числе автономных) Министерства обороны Российской Федерации, и в воинских частях, независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо. Кроме перечисленных периодов в стаж, дающий работникам право на получение процентной надбавки, включается также время работы независимо от перерывов в работе и причин увольнения: — в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, других министерств и ведомств Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в которых законодательством предусмотрена либо была предусмотрена военная служба; — на должностях медицинских и фармацевтических работников в медицинских учреждениях, независимо от формы собственности, при условии поступления на работу на медицинские и фармацевтические должности в воинские части (подразделения); — в Вооруженных Силах СССР, КГБ СССР и МВД СССР; — в вооруженных силах государств — бывших республик Союза ССР до окончания переходного периода (до 31 декабря 1994 г.); — периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»; — на ответственных должностях в органах представительной и исполнительной власти СССР, Комитете конституционного надзора СССР, Контрольной палате СССР, органах народного контроля СССР, органах государственного арбитража СССР, судах и органах прокуратуры СССР; — на выборных должностях в государственных органах Российской Федерации и СССР, профсоюзных органах Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил СССР; — на должностях в интеграционных межгосударственных органах, созданных российской стороной совместно с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, в дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом, в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации (СССР) представляли интересы государства, если перед направлением за границу они работали в воинской части и после возвращения из-за границы поступили на работу непосредственно в воинскую часть. В стаж работы включаются и периоды иной деятельности, а именно: — военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; — военная служба в вооруженных силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств; — военная служба в Вооруженных Силах государств — бывших республик Союза ССР до окончания переходного периода (до 31 декабря 1994 г.) и до 31 декабря 1999 г. — в случаях заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров; — служба в органах внутренних дел и таможенных органах Российской Федерации и СССР, федеральных органах налоговой полиции, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; — военная служба по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации и бывшего СССР, других войсках, воинских формированиях и органах из расчета один день военной службы за два дня работы. Действительная военная служба офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы для исчисления стажа работы приравнивается к военной службе по контракту, а действительная срочная военная служба сержантов, старшин, солдат, матросов, призывавшихся на военную службу, а также период обучения курсантов в военно-учебных заведениях до заключения контракта — к военной службе по призыву. В стаж работы, исчисленный по изложенным выше правилам, включается также период выполнения депутатских полномочий депутатом Федерального Собрания Российской Федерации, работавшим на профессиональной постоянной основе, при условии поступления его на работу непосредственно в воинскую часть. Периоды работы, не засчитываемые в стаж работы, дающий право работникам на получение процентной надбавки за выслугу лет. Ряд периодов не засчитывается в стаж работы, дающий работникам право на получение процентной надбавки. К ним относятся: — периоды отбывания исправительных работ и административного ареста; — периоды военной службы в воинских частях, из которых военнослужащий был уволен по основаниям, указанным в подп. «д» — «з» п. 1 и подп. «в», «д» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; — периоды работы в учреждениях, организациях и на предприятиях министерств и ведомств, не перечисленных выше; — периоды работы в воинских частях и других войсках, из которых работник был уволен по следующим основаниям <1>: ——————————— <1> Также к указанным периодам относятся периоды работы в воинских частях и других войсках, из которых работник был уволен за другие виновные действия, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы.

1) за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, возлагаемых на него трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, положениями, приказами работодателя, техническими правилами и т. п.), если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК РФ); 2) за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей: а) совершение прогула, т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) (подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ); 3) за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения (подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ). При увольнении по данному основанию не имеет значения, в какой промежуток рабочего времени работник находился в указанном состоянии и отстранялся ли он в связи с этим от работы. Необходимо также учитывать, что увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию. В соответствии со ст. 76 ТК РФ руководитель бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части не должен допускать к выполнению трудовых обязанностей работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического, токсического опьянения. Появление работника в данном состоянии на работе подтверждается медицинским заключением, объяснениями очевидцев и другими документами; 4) за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника; 5) за совершение работником по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ). В качестве чужого имущества следует расценивать любое имущество, не принадлежащее данному работнику, в частности имущество, принадлежащее работодателю, другим работникам, а также лицам, не являющимся работниками данной организации; 6) за нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; 7) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). По данному основанию могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.), совершившие виновные действия, которые дают работодателю основание для утраты доверия к ним. Например, не могут быть уволены по этому основанию главные бухгалтеры, так как последние непосредственно не обслуживают денежные ценности; 8) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ). По этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, воспитателей детских учреждений; 9) принятие необоснованного решения руководителем бюджетной организации Министерства обороны Российской Федерации, командиром воинской части, его заместителями и главным бухгалтером (не военнослужащими), повлекшее за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации. Решая вопрос о том, являлось ли принятое решение необоснованным, необходимо учитывать, наступили ли названные неблагоприятные последствия именно в результате принятия этого решения и можно ли было их избежать в случае принятия другого решения. При этом, если доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, отсутствуют, увольнение по данному основанию не может быть признано законным; 10) однократное грубое нарушение руководителем бюджетной организации Министерства обороны Российской Федерации, командиром воинской части, его заместителями и главным бухгалтером (не военнослужащими) своих трудовых обязанностей. По указанному основанию могут быть уволены только вышеперечисленные должностные лица. С руководителями других структурных подразделений организации и их заместителями трудовой договор не может быть расторгнут по п. 10 ст. 81 ТК РФ. Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе. В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части, его заместителями следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации; 11) представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора. Под подлогом документов следует понимать внесение работником в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Порядок установления стажа, подлежащего включению в непрерывный стаж, выслугу лет. Для определения стажа работы в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях, руководители которых имеют право приема на работу и увольнения с работы гражданского персонала, приказами руководителей создаются комиссии в составе: заместителя руководителя — председателя комиссии и членов: начальника финансового органа (главного бухгалтера), начальника кадрового органа или другого лица, занимающегося кадрами работников, и представителя выборного профсоюзного органа или уполномоченного работниками представительного органа. Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка, а для граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, — военный билет. С 1 января 2004 г. введены трудовые книжки нового образца. Форма трудовой книжки и форма вкладыша в нее утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225. Этим же документом установлены Правила ведения и хранения трудовых книжек. Выданные работникам трудовые книжки старого образца обмену не подлежат. Порядок обеспечения работодателей новыми бланками определяет Министерство финансов Российской Федерации. Инструкцию по заполнению новых трудовых книжек разработало и утвердило своим Постановлением от 10 октября 2003 г. N 69 Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В случаях, когда стаж работы не подтверждается записями в трудовой книжке, военном билете, он может быть подтвержден другими документами. Так, стаж, приобретенный после регистрации работника в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. С 1 января 1997 г. на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации открыт индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — это совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки, а также иные сведения, учитывающие его пенсионные права. Система персонифицированного учета обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются пенсионные взносы. Кроме того, в лицевой счет включаются сведения о времени работы каждого застрахованного лица в особых условиях труда, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, и о нестраховых периодах. Стаж работы (кроме работы у граждан) может устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясение, наводнение, ураган, пожар и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (например, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т. п.). Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 июня 1994 г. N 50. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и др. В подтверждение военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР, органах государственной безопасности и внутренних дел принимаются: военные билеты; справки военных комиссариатов, вышестоящих воинских частей, штабов и учреждений Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и РСФСР, Комитета государственной безопасности СССР и РСФСР; справки архивных и военно-лечебных учреждений; записи о военной службе, внесенные в трудовую книжку на основании документов, и другие документы. При отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и др.), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации) устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или одной системе. При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации организации либо отсутствия архивных данных трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе в организации и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя. Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи. Выписка из протокола заседания с решением об установлении стажа работы, подписанная председателем комиссии и скрепленная печатью воинской части, оформляется на каждого работника в отдельности в двух экземплярах, из которых один передается в финансовый орган (бухгалтерию), а второй выдается работнику на руки. По особо сложным случаям исчисления стажа право давать разъяснения предоставлено Департаменту социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации. Размеры стимулирующих выплат за выслугу лет. Гражданскому персоналу воинских частей устанавливается стимулирующая выплата за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) в следующих размерах: — за выслугу лет свыше 1 года — 5%; — за выслугу лет свыше 2 лет — 10%; — за выслугу лет свыше 3 лет — 15%; — за выслугу лет свыше 5 лет — 20%; — за выслугу лет свыше 10 лет — 30%; — за выслугу лет свыше 15 лет — 40%. В. Премиальные выплаты по итогам календарного года. Указанный вид единовременной выплаты гражданскому персоналу был установлен ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск, органов внутренних дел». Данным документом было предоставлено право Министру обороны Российской Федерации и министру внутренних дел Российской Федерации устанавливать с 1 января 1995 г. гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел Российской Федерации единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов. В настоящее время порядок и условия выплаты единовременного денежного вознаграждения (далее — ЕДВ) за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555. ЕДВ выплачивается в целях обеспечения материальной заинтересованности гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей в своевременном и качественном выполнении своих трудовых обязанностей, повышении ответственности за порученный участок работы, и его размер устанавливается с учетом конкретного вклада работника в выполнение задач, стоящих перед воинской частью. Право на получение вознаграждения имеют все работники, содержащиеся по штатам воинских частей и примечаниям к ним, а также по зарегистрированным и утвержденным в установленном порядке штатным расписаниям, в том числе принятые на работу на условиях совместительства. Вознаграждение выплачивается в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом, а уволенным с работы в течение года — одновременно с окончательным расчетом. По решению Министра обороны Российской Федерации выплата ЕДВ может быть произведена в декабре календарного года, за который оно выплачивается. Работникам, проработавшим в бюджетном учреждении Министерства обороны Российской Федерации, воинской части неполный календарный год, вознаграждение выплачивается пропорционально отработанным полным календарным месяцам в году увольнения (приема). Работникам, которым в течение календарного года предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, вознаграждение выплачивается на общих основаниях в первом квартале следующего года из должностных окладов (тарифных ставок), установленных им на 1 декабря текущего календарного года. При этом выплата им вознаграждения производится за полные календарные месяцы в текущем году с учетом времени нахождения в отпуске по беременности и родам. Тем работникам, которые находятся в отпусках без сохранения заработной платы, вознаграждение выплачивается за полный календарный год в том случае, если отпуска без сохранения заработной платы в календарном году не превышали одного месяца (30 календарных дней) непрерывно или суммарно. Указанное положение Приказа, по мнению автора настоящей статьи, не соответствует ст. 128 ТК РФ, которая предусматривает предоставление работающим инвалидам отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней, а участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году. В случаях, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации или он получал пособие по временной нетрудоспособности, находился в учебных оплачиваемых отпусках (независимо от их продолжительности), вознаграждение выплачивается за полные календарные месяцы с учетом этих периодов. При заболевании (травме) самого работника, связанном с утратой трудоспособности, ему выдается листок временной нетрудоспособности. Указанный документ служит основанием для освобождения от работы, он выдается и в других случаях, предусмотренных законодательством. Во всех случаях, независимо от продолжительности освобождения от работы, указанные периоды не исключаются для расчета и выплаты ЕДВ. Размер вознаграждения, выплачиваемого работнику, не может превышать двух месячных должностных окладов (тарифных ставок) с учетом повышений, фактически установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенным с работы в течение года — на день увольнения. Педагогическим работникам и тренерам спортивных школ размер вознаграждения определяется исходя из фактической ставки заработной платы, установленной по соответствующему разряду оплаты труда при тарификации, но не более двух месячных должностных окладов. Работникам, принятым на работу на условиях совместительства, а также работающим неполное рабочее время (день, неделя), размер вознаграждения устанавливается исходя из должностных окладов (тарифных ставок), исчисленных пропорционально отработанному рабочему времени, за которое выплачивается вознаграждение. Например, при условии отработки одного календарного года на условиях внутреннего совместительства (0,5 ставки) и при наличии права на максимальный размер вознаграждения у работников возникает право на ЕДВ в размере трех должностных окладов (два оклада по основной должности и один оклад по должности штатного совместителя). В тех случаях, когда работники в течение календарного года работали неполный рабочий день или на условиях совместительства, а на день издания приказа о выплате вознаграждения были приняты на полный рабочий день или на постоянную работу или наоборот, выплата вознаграждения производится за полные календарные месяцы работы пропорционально отработанному времени. Например, работник работал в воинской части на условиях внешнего совместительства на 0,5 ставки с 10 января по 30 июня 2009 г., а с 1 июля 2009 г. был принят в ту же воинскую часть на постоянную работу. В этом случае за пять месяцев работы (февраль — июнь) вознаграждение будет выплачено из расчета одного должностного оклада, а за шесть месяцев (июль — декабрь) — из расчета полной ставки — двух должностных окладов. Порядок выплаты вознаграждения. Основанием для выплаты вознаграждения является приказ руководителя бюджетной организации Министерства обороны Российской Федерации, командира воинской части с указанием его конкретного размера каждому работнику. Как было указано выше, ЕДВ выплачивается за полные календарные месяцы, поэтому в тех случаях, когда работники, например, будут приниматься на работу в первых числах месяца, а увольняться в последних, хотя и отработают в указанных месяцах все рабочие дни, права на вознаграждение за эти месяцы они не имеют. Руководитель бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части имеет право снижать размер либо лишать работников вознаграждения за невыполнение должностных обязанностей или нарушения трудовой дисциплины в случаях, предусмотренных коллективными договорами. Снижение размера вознаграждения или его лишение также оформляется приказом руководителя с обязательным указанием причины. Вознаграждение не выплачивается (если иное не предусмотрено коллективным договором): — работникам, заключившим срочный трудовой договор на срок до двух месяцев; — работникам, выполняющим работу на условиях почасовой оплаты; — работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; — работникам, уволенным с работы за виновные действия (п. п. 5 — 11 ст. 81 ТК РФ); — работникам, принятым с испытательным сроком и уволенным при неудовлетворительном результате испытания. Г. Иные стимулирующие выплаты. 1. Стимулирующие выплаты профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования по должности: — профессора — 60% должностного оклада; — доцента — 40% должностного оклада. 2. Стимулирующие выплаты за ученые степени гражданскому персоналу, занимающему штатные должности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования: — доктора наук — 7000 руб.; — кандидата наук — 3000 руб. 3. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. За выполнение функций классного руководства указанным работникам выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 1000 руб. 4. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ и кадетских корпусов. За реализацию в обучении воспитанников дополнительных образовательных программ им выплачивается ежемесячная надбавка в следующих размерах: — в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях — 200% должностного оклада; — в других городах и прочих населенных пунктах — 100% должностного оклада.

——————————————————————