О негативных последствиях негосударственной иностранной миграции для России

(Литвинов Н. Д.) («Российский следователь», 2013, N 24)

О НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНОСТРАННОЙ МИГРАЦИИ ДЛЯ РОССИИ

Н. Д. ЛИТВИНОВ

Литвинов Николай Дмитриевич, главный научный сотрудник НИИ ФСИН, доктор юридических наук, профессор.

Демократические преобразования в Российской Федерации привели к мощному негативному последствию — массовому заполнению России негосударственными иностранными мигрантами. Криминологический анализ организованной этнической преступности позволяет сделать выводы о росте ее распространенности; взаимодействии с государственными структурами и институтами гражданского общества; повышении криминальной опасности. Среди всех видов иностранной организованной преступности наибольшую опасность, на наш взгляд, представляет кавказская организованная преступность.

Ключевые слова: криминальная опасность, эмигранты, организованная преступность.

On negative consequences of non-state foreign migration for Russia N. D. Litvinov

The democratic transformation in the Russian Federation have led to a powerful negative result — the mass filling of Russia non-state foreign migrants. Criminological analysis of the organized ethnic crime allows to make conclusions about the growth of its prevalence; interaction with state structures and the civil society; improving criminal danger. Among all types of foreign organized crime of the greatest danger in our opinion, represents the Caucasian organized crime.

Key words: criminal danger, emigrants, organized crime.

Демократические преобразования в Российской Федерации привели к мощному негативному последствию — массовому заполнению России негосударственными иностранными мигрантами. Что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на социально-политические, экономические, демографические и иные характеристики самой России. На протяжении многих лет российские политики, ученые и журналисты дискутируют на тему: иностранная миграция — благо или беда для России? Официальные должностные лица чаще всего ратуют за иностранную трудовую миграцию, видя в ней залог экономического развития России. Прежде чем говорить о негосударственной иностранной миграции, необходимо вспомнить причины ее возникновения. Разрушение Советского Союза в результате комплекса регулируемых политических и организационно-правовых процессов на рубеже 90-х гг. привело к разрушению единого политического, экономического, правового, языкового пространства. Процессы суверенизации бывших союзных республик сопровождались не только языковой изоляцией инородцев, но и массовым физическим уничтожением либо изгнанием русскоязычного населения, которое обеспечивало работу производственного сектора союзных республик. Тем самым ставшие суверенными республики лишились своей самой работоспособной части населения, в результате чего промышленный сектор в этих республиках практически рухнул, следствием чего стала массовая безработица титульного населения. Титульное население в массовом порядке отправилось в миграцию в Россию. Анализ происходящих миграционных процессов в Российской Федерации позволяет выделить ряд наиболее опасных последствий негосударственной иностранной миграции для Российской Федерации. К числу основных можно отнести следующие. 1. Формирование на территории субъектов Российской Федерации этнических организационных структур для управления этническими диаспорами. Прибывая на территорию России, мигранты создают этнические организационные центры, которые представляют интересы мигрантов в государственных учреждениях. Исследователи отмечают высокий уровень этнической сплоченности иностранных мигрантов. Это в значительной мере достигается за счет использования тейповых, родовых связей, своего этнического языка, норм обычного права и др. Языковая и культурная изоляция мигрантов при наличии этнических органов общественного управления резко повышает уровень организационной сплоченности. Как отмечают исследователи, «в последние годы число ассоциаций содействия мигрантам увеличилось и в их функции входит помощь законным и незаконным мигрантам в поиске жилья, работы, а также предоставления ссуд». По сути дела, создаваемые этнические организации, действуя в политико-правовом поле Российской Федерации, защищают интересы нелегальных мигрантов уже на стадии проникновения, легализации, оказывают помощь в проникновении в доходные сферы деятельности. Как отмечалось на научно-практическом семинаре в Государственной Думе РФ, «в субъектах Федерации формируются устойчивые этнические кланы, влияющие на развитие целых регионов». Тем самым на территории субъектов Федерации возникают новые этнические организационные структуры, ориентированные на корыстное использование российского законодательства. 2. Давление этнических организационных структур на органы власти в Российской Федерации. А наличие сплоченных этнических организационных структур со статусом юридического лица позволяет мигрантам довольно успешно действовать в политико-правовом поле России. В последние годы в политической жизни России наблюдается все увеличивающееся воздействие этнических организаций мигрантов на работу местных органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов. Выражается это в разнообразных формах: коррупционном подкупе должностных лиц; проникновении для работы в органы власти; информационно-психологическом давлении на должностных лиц и др. Тем самым усиливается влияние иностранных мигрантов на функционирование органов власти в регионах в интересах этнических мигрантов. Усилив свои позиции в России, иностранные объединения начинают выдвигать требования к правительству России, подрывающие авторитет России на международной арене, но повышающие уровень неприкосновенности иностранцев в России. К примеру, в России в результате демократических преобразований происходит рост преступности, в т. ч. тяжких преступлений. Вполне естественно, жертвами преступлений становятся не только представители коренного населения, но и иностранцы. Иностранные землячества каждое преступление против «своих» расценивают как проявление российского экстремизма и фашизма, поднимают шум, требуя для себя особого статуса безопасности. «27 апреля 2006 г. руководители ряда национальных диаспор России предложили властям и правоохранительным органам свои меры по борьбе с экстремизмом. Лидеры диаспор хотят, чтобы власть официально признала наличие в России фашизма, а нападения на граждан других национальностей квалифицировались как факты разжигания межнациональной розни». Президент Союза армян России заявил, что «с каждым днем в России все больше преступлений против граждан других национальностей. Люди живут в страхе, матери боятся выпускать детей на улицу. Больше так продолжаться не может». И далее перед всеми иностранными диаспорами была поставлена конкретная задача — добиваться особого статуса для иностранцев путем установления влияния на чиновников. «Нам пора начинать влиять на умы чиновников, прессы, общества», — заявила глава Центра помощи трудовым мигрантам «Таджикистан». Для начала лидеры иностранных общественных объединений, перебравшиеся в Москву из своих титульных республик после разрушения Советского Союза и этнической зачистки русского населения в своих республиках, поставили задачу перед правительством приютившей их России признать наличие фашизма. «Власть должна официально признать, что в России существуют фашисты и скинхеды», — заявил армянский лидер. А чтобы правительство России долго не раздумывало, «лидеры диаспор предупредили, что действия националистов в России могут спровоцировать волну антироссийских настроений во многих странах бывшего СССР». «Подумайте о русских, которые живут в том же Таджикистане. Там найдутся те, кто в ответ на убийства в Москве ответит провокацией. И тогда будет война», — заявила бежавшая из Таджикистана в Москву таджичка от имени центра «Таджикистан». Обратим внимание, что угрозы в адрес русского населения раздаются уже в столице России. Такие угрозы нельзя оставить без внимания. Именно в Таджикистане в начале 90-х гг. XX в. таджикскими боевиками было уничтожено около 500 тысяч русского населения. Теперь таджикские мигранты, находясь в Москве, угрожают России и российскому правительству уничтожать в своих республиках русских, которые не смогли своевременно выехать. 3. Вмешательство иностранных мигрантов в социально-политические процессы в регионах. Власть в государстве характеризуется сложившимся политическим и правовым режимом, механизмом формирования органов власти, механизмом функционирования власти и др. Как правило, особенности формирования и функционирования власти тесно связаны с социальными характеристиками регионов и государств. По мнению криминологов, «в числе причин, вызывающих… наиболее резкую реакцию человека, следует назвать политические интересы и конфликты, возникающие на их почве. Ничто не разводит людей на различные полюса столь непримиримо, как политическое несогласие. Политические интересы в подавляющем большинстве случаев связаны и с борьбой за власть, в процессе которой в выборе средств политические антиподы не очень-то церемонятся». Чисто теоретически правовой статус негосударственного нелегального мигранта предполагает его стремление к изоляции от органов государственной власти. В действительности же все получается наоборот: негосударственные иностранные мигранты все активнее вмешиваются во внутриполитическую жизнь России, в деятельность органов законодательной и исполнительной власти. 4. Изменение национальных характеристик регионов. Криминология рассматривает социальные характеристики регионов, дифференцируя группы населения по полу, возрасту, национальности, вероисповеданию, семейному положению и иным социальным критериям. Мы же отдельно выделяем национальные характеристики мигрантов, ибо национальность — это и этнические, и этнокультурные, и криминальные различия. Население каждого государства характеризуется прежде всего национальными характеристиками, которые складываются на протяжении длительного времени. Иностранная, в т. ч. и трудовая, миграция оказывает разрушительное влияние на национальные характеристики регионов. Существенным отличительным признаком миграции является ее национально-этнический состав. В данном случае под словом «национальность» мы имеем в виду не просто отметку в паспорте, а те этнонациональные особенности поведения и образа жизни мигрантов, реализация (проявление) которых может создавать конфликтные ситуации в иной этнонациональной среде. Миграция иностранцев в государства и страны со сложившейся этнической характеристикой не только разрушает национальные характеристики местного населения; она способствует резкому изменению этнических норм и традиций. А это сопровождается ростом этнической агрессии мигрантов. Подобная ситуация прежде всего характерна для тех мигрантов, которые попадают в страны с высоким уровнем цивилизации. Перемещаясь из своей социально-культурной среды в социально-культурную среду более высокого уровня, представители малых народов освобождаются от моральных, нравственных норм своего народа, от своих обычаев, сдерживающих агрессию поведения. Выпадая из системы этнического контроля, они становятся намного агрессивнее. Объектом же агрессии становится коренное население России, прежде всего русские. В современных условиях под влиянием иностранных миграционных потоков очень резко меняется национальный состав наиболее крупных городов России. Наиболее заметно это в Москве, столице России, которая практически потеряла свое прежнее национальное лицо. Значительная часть представителей горских народов после распада СССР прибыла на постоянное жительство в Москву и Центральный федеральный округ. Примерный состав кавказских диаспор в Москве. 1. Азербайджанцы — около 1,5 млн. чел. 2. Армяне — 500000 чел. 3. Грузины — около 150 тыс. чел. 4. Курды — около 29 тыс. чел. «Между прибывающими и коренными жителями столицы возникает доселе невиданный контраст. Мигранты привносят в город не только свои нравы, обычаи и диалекты, но и сложную криминогенную обстановку… В истории крупных городов нет примеров столь радикальных трансформаций национального состава за столь короткое время, как у Москвы за последние десять лет». Но ведь столица государства — это не просто крупный город. Это — ярко выраженный политико-правовой, организационный, культурный и функциональный центр государства. Именно здесь, в столице, разрабатывается то, что называется внутренней и внешней политикой. Именно здесь формируется законодательная база государства, даются импульсы развитию культуры. А это все тесно связано с социальными характеристиками города, в т. ч. национальными. Изменение национальных характеристик столицы может привести к тому, что столица начнет генерировать идеи и решения в интересах иностранцев, опасные для целостности всего государства. Как утверждают специалисты, «заселение мировых столиц выходцами из других стран, являющимися носителями другой ментальности, образа жизни и поведения, ведет к перерождению глубинной внутренней тектоники, геодемографических центров. Они не только перестают выполнять роль консолидации народов страны, но и провоцируют сепаратистские и дезинтеграционные процессы, что в конечном счете ведет к разрушению национальных государств». 5. Изменение вероисповедальных характеристик регионов. В современной криминологии религиозные аспекты преступности, на наш взгляд, разработаны пока что слабо. Чаще всего они затрагиваются при исследовании проблем экстремизма и терроризма. Между тем религиозные аспекты функционирования общества могут угрожать национальной безопасности государства. Негосударственная миграция начинает угрожать конфессиональной стабильности государства. В процессе становления государства Российского на территории империи в равной степени уживались все конфессии и вероисповедания. Постепенно сложились определенные регионы «специализированного вероисповедания». Ислам — на Северном Кавказе, в Поволжье. Остальная часть России — преимущественно православная. После развала Советского Союза население бывших советских республик в Средней Азии и в Закавказье попали под контроль зарубежных исламских радикальных центров. В потоках негосударственных иностранных мигрантов из республик Закавказья и Средней Азии идут преимущественно мусульмане. Вот как выглядят титульные народы, выезжающие из титульных республик в Россию (в процентном отношении от всего количества выехавших).

Таблица

Характеристика мусульманских потоков, прибывавших на территорию России в конце XX — начале XXI в.

1998 1999 2000 Азербайджанцы 49,84% 58,47% 62,93% Казахи 80,39% 76,85% 86,43% Таджики 24,1% 27,4% 31,1%

Как видно из данных исхода титульного населения даже по трем республикам, основная часть мигрантов, исповедующих ислам, выезжает в Россию. В результате происходит активное заполнение православных регионов лицами, исповедующими ислам. Иностранные мигранты, исповедующие ислам и объединенные в этнические диаспоры, настойчиво требуют и добиваются строительства мечетей в местах компактного проживания в регионах России. Но дело в том, что функциональное предназначение мечетей существенно отличается от функционального использования православных церквей. Православные церкви используются только для богослужения. В лучшем случае при них создаются церковно-приходские школы, где юных прихожан учат церковным заповедям: не убий, не укради. Мечети используются как общественно-политические центры. При мечетях, как правило, создаются примечетные школы — мектебе. В этих школах проводится идеологическое воспитание мусульманской молодежи, направленное на формирование чувства этнической и религиозной нетерпимости, величия ислама, необходимости вести джихад с «неверными», не останавливаясь и перед убийством. Таким образом, создание мечетей в местах компактного проживания мусульманского населения на территории России, вне всякого сомнения, будет способствовать развитию терроризма и вовлечению в организационно-террористическую деятельность мусульман, проживающих на территории внутренних регионов России. А проникновение мусульман в регионы с православным населением создает условия для развития этнического и религиозного террора мусульман против коренного населения России. 6. Паразитирование иностранных мигрантов на регионах с высоким уровнем функционирования экономики. В многочисленных научных и политических спорах об иностранной трудовой миграции в качестве аргументов в пользу иностранцев говорится об их вкладе в развитие экономики России. Если проследить пути миграционных потоков, то в глаза бросится одна закономерность: они направляются из стран с низким уровнем развития экономики в страны и регионы с достаточно высоким уровнем развития экономики. На территории России трудовые мигранты направляются в города с промышленно развитой структурой, с высоким уровнем развития цивилизации и относительно высокими доходами местного населения. Тем самым нелегальные мигранты не просто используют результаты труда местного населения, но и паразитируют на чужом труде. Сотрудниками международной организации по миграции было проведено анкетирование мигрантов в ряде регионов России: Санкт-Петербурге, Саратове, Ставрополе, Улан-Удэ, Хабаровске, Владивостоке. Среди различных вопросов выяснялась и сфера деятельности мигрантов. По оценке самих мигрантов, сфера их деятельности в России выглядит следующим образом. В промышленности заняты 4,7%; сельском хозяйстве — 0,9%; транспорте — 3,0%; связи — 0,6%; здравоохранении — 1,3%; образовании — 2,4%; бизнесе — 9,1%; торговле — 31,3%; строительстве — 20,0%; сфере услуг — 25,2%; криминальной деятельности — 1,5%. Как видно из приведенного примера, почти 60% мигрантов заняты в непроизводственной либо криминальной сферах. Причем эти показатели в определенной мере связаны с этническими характеристиками мигрантов. Как отмечают исследователи, в «мелкооптовой и розничной торговле в основном… заняты азербайджанцы, строительстве и ремонте квартир — нелегалы с Украины, из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана… сфере обслуживания (официанты, повара, бармены) в кафе, барах, ресторанах — <…> наряду с украинцами и мигрантами из Центральной Азии работают китайцы, корейцы, мигранты из Африки». В результате в регионах России трудовые мигранты слабо участвуют в производственной, созидательной деятельности. Как отмечают исследователи, «иностранцев, добросовестно работающих и приносящих пользу России, в Москве и ее окрестностях гораздо меньше, чем торговцев. Они полностью контролируют торговлю за счет установления в ней своей этнической монополии. Происходит все это путем преступного оттеснения москвичей из многих сфер бизнеса». В результате неконтролируемой миграции происходит активное заполнение рынка труда мигрантами. Но на территории России в условиях приватизации промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики, финансового кризиса также имеется избыток рабочей силы. Особенно это характерно для молодых возрастов. Наиболее высокий и постоянно увеличивающийся уровень безработицы в Южном, Сибирском, Приволжском, Дальневосточном федеральном округах. А в результате активного проникновения мигрантов на трудовые рынки России среди постоянного населения России растет безработица. Многие представители бизнеса предпочитают брать на работу именно нелегалов, а не граждан России. Привлечение на работу мигрантов дает возможность работодателю получать сверхприбыли за счет ухода от уплаты налогов. Как отмечают исследователи, «идет деградация населения, потому что, когда приходит человек, который готов на любую работу, местное население этой работы лишается. И люди начинают спиваться». Незаконные мигранты «ломают» рынок труда, соглашаясь на любые кабальные условия. А не находя работы, они просто совершают преступления, чтобы найти средства к существованию. Как показывает анализ статистических данных, по самым приблизительным подсчетам в России количество зарегистрированных безработных примерно равно количеству прибывающих иностранных трудовых мигрантов. 7. Незаконный вывоз денежных средств из России. Неконтролируемая деятельность иностранных мигрантов в России наносит ущерб государственному бюджету Российской Федерации. В целом из России ежегодно вывозятся огромные суммы денег. «Убытки, ежегодно наносимые нелегальными мигрантами, — утверждает директор Федеральной миграционной службы, — составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения — 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику… Сумма денежных переводов, отправляемых грузинскими мигрантами из России к себе на родину, составляет примерно 20 процентов от валового внутреннего продукта Грузии. В Молдове это 30 процентов. Возьмем Таджикистан: при национальном бюджете в 485 миллионов долларов находящиеся в России мигранты… вывозят и пересылают домой в Таджикистан более миллиарда долларов, т. е. два бюджета страны, при этом легальными переводами отправляется не более 500 миллионов». Подсчитав убытки от пребывания на территории России незаконных мигрантов, начальник Федеральной миграционной службы России К. Ромодановский довольно откровенно заявил: «Нелегальную миграцию мы рассматриваем как угрозу национальной безопасности страны. По экспертным оценкам, на территории России сегодня насчитывается около 10 млн. нелегальных мигрантов. Только экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией России в виде неуплаты налогов, составляет, по нашим оценкам, более 8 млрд. долл. в год… При этом объем зарегистрированных денежных переводов граждан этих стран в 2005 г. превысил 3 млрд. долларов. Ежегодно объем денежных средств, переводимых трудовыми мигрантами из России, растет в полтора — два раза». 8. Формирование организованной этнической преступности. На наш взгляд, в развитии криминологии есть один существенный недостаток: резкое отставание науки от происходящих в государстве процессов, в т. ч. и криминальных. В учебниках по криминологии в разделе «Общая криминологическая характеристика и классификация преступлений» рассматриваются политическая преступность, терроризм, организованная преступность, коррупционная, корыстная и иные виды преступности. Не рассматривается только преступность мигрантов. Между тем «в криминологии давно доказана повышенная криминальная активность мигрантов. А в современных условиях… миграция приобрела новые негативные формы… ее отрицательные последствия опосредованы еще целым рядом обстоятельств, усугубляющих сложности процесса адаптации, есть все основания говорить о повышенной степени криминогенности в сфере миграции». Можно сделать вывод, что высокий уровень криминогенности мигрантов вытекает из самой цели их прибытия в Россию. Этническая организованная преступность — это сложная система организованных преступных этнических формирований, создаваемых на основе общности национальной (племенной) принадлежности, языка, культуры, традиций, а самое главное — корыстных интересов, которые можно удовлетворить преимущественно криминальным путем, действующая на территории государства приема мигрантов. Криминологический анализ организованной этнической преступности позволяет сделать выводы: о росте ее распространенности; о взаимодействии с государственными структурами и институтами гражданского общества; о повышении криминальной опасности. Среди всех видов иностранной организованной преступности наибольшую опасность, на наш взгляд, представляет кавказская организованная преступность. Положение с этнической организованной преступностью усугубляется наличием у этнических криминальных сообществ большого количества огнестрельного оружия и взрывных устройств. «Под ружьем» у этих ОПГ до 25 тысяч бойцов. Не знают проблем этноОПГ и с вооружением. Они оснащены современным огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами. У некоторых «на балансе» есть даже гранатометы!» По сути дела, на территории России сформированы и активно действуют незаконные вооруженные криминальные формирования, обладающие потенциально громадными криминальными возможностями. Сейчас на Россию надвигается еще и иная беда — проникновение на территорию России организованных криминальных группировок из стран дальнего зарубежья: китайской организованной преступности; японской организованной преступности и др.

Список литературы

1. Баранов А. П. Правонарушения и преступления, связанные с незаконной миграцией в Российской Федерации // Миграционное право. 2010. N 4. 2. Куликов Л. А. Анализ структуры миграции и ее влияния на социально-экономическое положение в стране // Миграционное право. 2010. N 4. 3. Селяков Н. А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (криминолог. аспект) // Миграционное право. 2010. N 4.

——————————————————————