Привлечение соотечественников в сибирские регионы страны в контексте реализации переселенческого проекта

(Шевцова Т. В.) («Миграционное право», 2014, N 1)

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В СИБИРСКИЕ РЕГИОНЫ СТРАНЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА <*>

Т. В. ШЕВЦОВА

——————————— <*> Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ, проект N 13-02-18003.

Шевцова Татьяна Васильевна, старший научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, кандидат экономических наук.

В статье освещаются проблемы, связанные с реализацией Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. На примере Омской области в контексте развития ситуации на региональном рынке труда охарактеризованы основные показатели реализации региональной переселенческой программы. Затронуты острые вопросы в сфере возвратной миграции. Разработаны предложения по стимулированию процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Россию.

Ключевые слова: миграция, возвратная миграция, соотечественники, миграционная политика, переселенческая программа.

Attraction compatriots in the Siberian regions of the country in the context of the implementation of resettlement project T. V. Shevtsova

Shevtsova Tat’yana Vasil’evna, Senior research associate at the ISESP RAS, Ph. D. in Economics.

The article highlights the problems connected with implementation of the Government program on rendering assistance to voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad. On the example of the Omsk region in the context of the situation at the regional labor market the main indicators of the implementation of the regional resettlement program are characterized. Critical issues in the field of return migration are examined. The proposals on the stimulation of the process of voluntary resettlement of compatriots for a permanent residence to Russia are developed.

Key words: migration, return migration, compatriots, migration policy, resettlement program.

В настоящее время Россия, как и большинство ее регионов, столкнулась с демографическими проблемами, связанными с депопуляцией, сокращением трудового потенциала и процессами старения населения. В решении вопросов по преодолению неблагоприятных демографических тенденций и улучшению ситуации на рынке труда многое зависит от регулирования миграционных процессов. В рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики России ее долгосрочные цели и задачи диктуют необходимость стимулирования возвратной миграции, одним из главных ресурсов которой являются соотечественники, проживающие за рубежом. По имеющимся оценкам, потенциал миграции русских и российских народов с территории только стран СНГ в среднесрочной перспективе составляет 3 — 4 млн. человек, или 350 — 400 тыс. человек в среднегодовом исчислении. Как в демографическом плане, так и с точки зрения социально-экономических, а также геополитических интересов Российское государство заинтересовано в их привлечении. Эта категория иммигрантов может быть безболезненно интегрирована в российское общество, причем на любых территориях страны. Особое место в миграционной политике занимает Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С принятием данной Программы Россия продемонстрировала всему мировому сообществу свою готовность прийти на помощь соотечественникам, ищущим пути возврата на свою историческую родину, повернулась лицом к тем людям, которые в разное время и по разным причинам убыли из страны. Согласно официальным статистическим данным, на 1 января 2013 г. в Россию в рамках Госпрограммы переселилось уже более 114 тыс. человек. Большинство участников Программы за время ее реализации в период 2007 — 2012 гг. переехали в регионы европейской части страны и в Сибирь. По информации ФМС России, в III квартале 2013 г. 47,5% от общего числа соотечественников переселились жить в Центральный федеральный округ страны, каждый пятый (24,9%) — в Северо-Западный федеральный округ, 17,7% — в Сибирский федеральный округ. Доля соотечественников, прибывающих в районы Дальнего Востока, откуда идет массовый отток населения, незначительна и составляет немногим более 2,0%. К настоящему времени субъектами РФ накоплен определенный опыт по добровольному переселению соотечественников на историческую родину. Некоторые российские регионы добились определенных успехов в реализации государственной переселенческой Программы. В этой связи следует обратить внимание на один из крупнейших промышленно-аграрных регионов Западной Сибири — Омскую область, опыт которой по привлечению и адаптации мигрантов заслуживает особого внимания. Омская область — один из крупнейших промышленно-аграрных регионов Сибирского федерального округа. Обладая высокой миграционной привлекательностью для соотечественников, проживающих за рубежом, область показывает лучшие в Сибири результаты по числу переселенцев. В рейтинге наиболее востребованных и привлекательных регионов для переселения соотечественников Омская область находится сегодня на четвертом месте в России после Калининградской, Калужской и Липецкой областей. По масштабам переселения регион занимает первое место в Сибирском федеральном округе и восточной зоне РФ в целом. Переселение соотечественников в Омскую область играет важную роль в решении задач противодействия здесь сокращению численности населения и стабилизации демографического потенциала. Суть проблемы заключается в том, что демографическая ситуация в регионе характеризуется устойчивым миграционным оттоком населения. Так, только за последние три года (2010 — 2012 гг.) ежегодное превышение числа выбывших из области над числом прибывших составляло в среднем около 2,5 тыс. человек. Миграционные потери населения осложняют ситуацию с обеспечением экономики региона трудовыми ресурсами. За счет устойчивой миграционной убыли населения демографический потенциал области сокращается. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность постоянного населения Омской области на 14 октября 2010 г. составляла 1977,7 тыс. человек. Несмотря на то, что в последние два года (2011 — 2012 гг.) в регионе отмечен естественный прирост населения, к началу 2013 г. в результате отрицательного миграционного баланса число жителей Омской области снизилось до 1974,0 тыс. человек. Примечательно, что рынок труда региона испытывает нарастающий дефицит трудовых ресурсов. За последние пять лет численность лиц трудоспособного возраста в области устойчиво снижалась. В среднем за 2008 — 2012 гг. ежегодные потери этой части населения составляли более 17 тыс. человек. Ситуация на рынке труда развивается под воздействием количественного дисбаланса и структурных диспропорций между спросом на рабочую силу и ее предложением в условиях снижения численности населения в трудоспособном возрасте и сокращения предложения рабочей силы. Необходимо отметить, что функционирование регионального рынка труда характеризуется относительно невысокой безработицей. По данным официальной статистики, в 2012 г. уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению составил 1,1%. В середине 2013 г. в целом по области в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 11,2 тыс. человек. При этом общая численность безработных, оцениваемая по методике МОТ, которые не имели работы и находились в ее поиске, составила 67,92 тыс. человек. За последние три года (2010 — 2012 гг.) численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, сократилась с 18,6 тыс. человек до 12,4 тыс. человек, или в 1,5 раза, а общая численность безработных (по методологии МОТ) — с 86,7 тыс. человек до 72,0 тыс. человек, т. е. в 1,2 раза. В условиях высокого уровня занятости наряду с безработицей на рынке труда сохраняется большое количество вакантных рабочих мест и наблюдается неудовлетворенный спрос на труд по отраслям, видам деятельности и занятий. Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости, имеет тенденцию к увеличению. После кризисного периода 2008 — 2009 гг. до 2013 г. дополнительная потребность предприятий региона в рабочей силе возросла в 3 раза (табл. 1).

Таблица 1

Потребность предприятий Омской области в работниках, заявленная в государственные службы занятости (2009 — 2013 гг., июнь)

Год 2009 2010 2011 2012 2013 тыс. человек 7,9 13,3 17,1 22,9 23,9 прирост за год

5,4 3,8 5,8 1,0

Источник: данные Росстата.

К середине 2013 г. под воздействием восстановления спроса на рабочую силу со стороны предприятий в целом по региону только заявленная потребность работодателей в работниках достигла 23,9 тыс. человек. Однако этого количества рабочих мест оказалось недостаточно для трудоустройства безработных граждан. По данным официальной статистики, на конец июня 2013 г. на каждые 100 заявленных вакансий приходилось менее 50 человек, не занятых трудовой деятельностью. В ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение спроса работодателей на рабочую силу, что связано с модернизацией экономики области, реализацией на ее территории ряда инвестиционных проектов. На фоне демографического спада последних лет в региональной экономике все более ощутимой становится проблема недостатка квалифицированных кадров, отсутствие которых превращается в препятствие для развития производства на многих предприятиях области. На фоне явного снижения предложения рабочей силы постоянно высокая потребность в кадрах наблюдается в промышленности. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы наблюдается в строительстве. Дефицит рабочей силы испытывает транспорт и связь. Самая острая нехватка кадров наблюдается в квалифицированных рабочих специальностях, а также среди рабочих по профессиям с большим количеством непривлекательных и тяжелых видов работ. По данным Федеральной службы по труду и занятости, на конец июня 2013 г. число заявленных вакансий в экономике Омской области составляло около 24 тыс. единиц, большая часть которых была представлена вакансиями по рабочим профессиям (слесари, токари, газоэлектросварщики, водители, монтажники). Треть свободных рабочих мест составляли вакансии по специальностям служащих. Среди них преобладали врачи различных специализаций, менеджеры, начальники отделов, главные специалисты (бухгалтеры, механики, технологи). В ближайшей перспективе региональный рынок труда столкнется с сокращением предложения рабочей силы в связи с продолжающейся тенденцией снижения численности населения трудоспособного возраста, низким притоком молодежи в трудовые ресурсы по сравнению с численностью лиц, выбывающих из трудоспособного возраста. По прогнозным оценкам, в перспективном периоде 2013 — 2020 гг. в Омской области численность населения в трудоспособном возрасте сократится на 149 тыс. человек, или на 12%. При этом численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 98 тыс. человек (на 23%). Воспроизводство трудовых ресурсов в Омской области проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи. В этой связи актуальным становится привлечение в регион переселенцев и трудовых мигрантов. В 2009 г. в Омской области для улучшения демографической ситуации и обеспечения динамично развивающейся экономики региона квалифицированной рабочей силой была разработана и в дальнейшем реализована целевая программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. На первоначальном этапе реализации переселенческой программы в 2009 — 2011 гг. в качестве территорий вселения для соотечественников были определены город Омск, а также Шербакульский, Саргатский, Тевризский, Крутинский, Колосовский, Называевский и Усть-Ишимский районы Омской области. Дополнительно к общим для всех регионов федеральным мерам социальной поддержки (компенсации затрат на переезд участника Государственной программы и членов его семьи железнодорожным, авиа — или водным транспортом, на перевозку личного имущества, выплаты единовременного пособия) за счет средств регионального бюджета соотечественникам компенсировалась оплата аренды жилья в течение первых трех месяцев, выплачивались единовременные подъемные пособия, выдавались областные субсидии на создание и развитие собственного дела, предоставлялась бесплатная медицинская помощь (в частности, медицинское освидетельствование прибывших на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих), оказывались меры социальной поддержки (социальные выплаты), установленные законодательством Омской области на период до получения гражданства Российской Федерации. Соотечественникам, прибывающим в Омскую область в рамках программы, оказывалось содействие в поиске работы и трудоустройстве. Был реализован ряд дополнительных мероприятий по обеспечению их занятости, в том числе по оказанию содействия переселенцам в организации собственного дела, профессиональному обучению и организации специализированных ярмарок вакансий для участников программы и членов их семей. На безвозмездной основе предоставлялись услуги для посещения курсов переподготовки или повышения квалификации с гарантированным трудоустройством после прохождения учебы, а также услуги в сфере здравоохранения, включая содействие при проведении предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу, подтверждении медицинского образования, сертификации врачей и др. К концу 2012 г. на территорию Прииртышья планировалось переселить около 3,0 тыс. человек (941 участник программы и 2022 члена их семей). В результате создания в области действенных стимулов для переселения из-за рубежа соотечественниками был проявлен большой интерес к региону — число прибывших к концу 2012 г. за период реализации региональной программы ее участников с членами семей составило здесь 6,6 тыс. человек, что в 2,2 раза превысило запланированный показатель. При этом большая часть переселенцев (4,2 тыс. человек, или 64%) прибыла в 2012 г., когда были созданы дополнительные условия для переезда и приняты решения о расширении территории вселения участников программы до масштабов всей области. По итогам реализации в 2009 — 2012 гг. региональной переселенческой программы 86% прибывших в область переселенцев имеют высшее или среднее профессиональное образование. В регион прибыли квалифицированные кадры в наиболее активном, трудоспособном возрасте. Три четверти от общего числа переселенцев не достигли 35 лет. За период реализации программы переселения 88% от общего числа участников программы в качестве территории вселения выбрали город Омск, 12% — муниципальные районы Омской области. Около 80% участников переселенческой программы — граждане соседнего Казахстана, у которых сложились длительные устойчивые социально-экономические, дружеские и родственные связи с жителями Омской области. Из других стран можно выделить прибывших из Киргизии, Узбекистана, Украины, Армении, Таджикистана, Молдовы, а также Германии. В 2013 г. в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 г. и Государственной программой Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г., в Омской области разработана и утверждена новая долгосрочная региональная целевая программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (2013 — 2017 гг.), которая должна улучшить демографическую обстановку и ситуацию на рынке труда в регионе, повысить его миграционную привлекательность; частично компенсировать миграционный отток населения. Ожидается, что на территорию области к концу 2017 г. будет привлечено не менее 6,8 тыс. соотечественников (3,4 тыс. участников программы и столько же членов их семей), в том числе не менее 5,0 тыс. переселенцев, находящихся в трудоспособном возрасте. Основными мероприятиями указанной подпрограммы являются информационное и консультационное сопровождение соотечественников в процессе их социальной интеграции и трудовой адаптации, предоставление единовременного подъемного пособия, выплат на организацию собственного дела, профессиональное обучение переселенцев, компенсаций их расходов по аренде жилья. Новая программа по сравнению с прежней в большей степени рассчитана на привлечение соотечественников в сельскую местность. Для переселяющихся в областной центр участников программы и членов их семей предоставляется единовременное подъемное пособие в размере величины среднегодового прожиточного минимума в расчете на душу населения, а для переезжающих в муниципальные районы области — в размере двукратной величины этого минимума. Для переселенцев предусмотрены меры социальной поддержки, направленные на создание условий для занятий личным подсобным, крестьянско-фермерским хозяйством, что будет способствовать закреплению соотечественников на селе и решению демографических проблем сельских районов. По данным официальной статистики, в результате создания для соотечественников действенных стимулов для переселения за 9 месяцев 2013 г. в Омскую область уже прибыло 2,4 тыс. участников государственной программы и членов их семей, что на 20% больше планируемого количества привлеченных на территорию области в течение всего 2013 г. Очевидно, что успешность реализации новой региональной переселенческой программы нельзя полностью относить к ответственности ее исполнителей на региональном уровне, так как она зависит как от эффективности принимаемых мер на федеральном уровне, так и от возможностей уполномоченных органов территориальных органов. Практическая реализация данного важнейшего направления миграционной политики Российской Федерации в регионах будет наталкиваться на ряд труднорешаемых вопросов. Наиболее существенными проблемами в организационно-правовой сфере реализации переселенческой программы является болезненная, сложная и длительная процедура легализации переселенцев, постановки на учет и регистрации по месту жительства. Трудности связаны с тем, что встать на учет и зарегистрироваться по месту жительства многие прибывшие в Россию не имеют возможности, так как у них, как правило, нет собственного жилья. Регистрируясь по месту пребывания и не имея регистрации по месту жительства, многие прибывшие в Россию не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице, не имеют возможности открыть свое дело, зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, встать на учет по улучшению жилищных условий, воспользоваться ипотечным кредитованием, устроить детей в дошкольные учреждения, поставить на учет автомобиль, оформить документы в ГИБДД и пр. Существует проблема признания официальных документов, полученных за рубежом, российскими органами власти. Возвращаясь на родину, переселенцы обнаруживают, что их представления о быстром трудоустройстве были не вполне адекватны. Реальных рычагов воздействия на процессы их занятости у местных властей оказывается не так много. При переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию проблемы возникают в связи с несоответствием квалификации или деятельности переселенца этим характеристикам, заявленным в анкете участника программы. Барьеры для трудоустройства переселенцев возникают и в связи с получением в местах выезда неполной информации о потребностях экономики российских регионов в необходимых кадрах. В условиях, когда региональные службы занятости обладают далеко не полным перечнем вакансий, многие потенциальные переселенцы нередко получают отказ для участия в переселенческой программе. С момента заявки региона на переселенца до момента его трудоустройства в территории вселения проходит 3 — 4 месяца, а иногда и полгода. В связи с отсутствием у работодателя возможности бронировать вакансию для переселенца на продолжительное время существует высокий риск отказа работодателей от трудоустройства участников программы и членов их семей. Часто прибывающие соотечественники не успевают занять заранее согласованные рабочие места и вынуждены повторно искать работу. По данным проведенных нами обследований, после переезда в Россию свыше 60% участников переселенческой программы не сразу находят постоянную работу. Каждый пятый трудоспособный член их семей также остается незанятым. Другая группа проблем вызвана жилищной необустроенностью участников программы и членов их семей, недоступностью услуг ипотечного кредитования для большинства переселенцев. Проблема жилья для соотечественников федеральной переселенческой программой и в новой редакции не решена. Поддержка соотечественников в этой сфере отнесена к компетенции субъектов РФ, возможности которых существенно ограничены. По данным проведенных нами опросов, большинство участников организованного переселения не имеют достаточных финансовых средств для жилищного обустройства. Только каждому десятому удается решить жилищную проблему сразу. Около половины прибывших собираются арендовать жилье, 17% — воспользоваться ипотекой, каждый десятый рассчитывает получить жилье по месту работы или приобрести земельный участок и начать строительство жилья. Менее 10% переселенцев планируют покупать жилье за собственные деньги. С большими трудностями связано и получение соотечественниками ипотечных кредитов. Как правило, предлагаемая средняя зарплата для переселенцев не позволяет им воспользоваться ипотекой. К тому же для получения ипотечного кредита необходимо иметь кредитную историю и поручителя, а переселенцу их взять неоткуда. Решение проблем интеграции и социальной адаптации участников переселенческой программы связано с осуществлением целого ряда мероприятий. На федеральном уровне успешному выполнению переселенческой программы могло бы способствовать расширение перечня территорий приоритетного заселения, в которых для соотечественников предусмотрены расширенные преференции и где переселенцы пользуются максимальным уровнем государственной поддержки. На региональном уровне требуется осуществить прорыв в деле жилищного обустройства не только для соотечественников, но и населения в целом. В связи с особой остротой проблемы жилищного обустройства прибывающих переселенцев следует обратить внимание на необходимость создания для них центров временного размещения. В целях повышения заинтересованности соотечественников в добровольном переселении в регионы Сибири и Дальнего Востока целесообразно вводить для переселенцев жилищные сертификаты, предусматривающие субсидии на приобретение и аренду жилья, оплату коммунальных услуг и возврат ипотечных кредитов. Среди существующих барьеров для интеграции соотечественников в принимающие сообщества особое значение имеет решение проблем трудоустройства и самозанятости участников переселенческой программы. Необходимо, с одной стороны, формирование у соотечественников, проживающих за рубежом, реального представления о рынке труда, уровне заработной платы и возможностях трудоустройства по приезде в Россию, а с другой — обеспечить большие гарантии занятости для переселенцев. Одной из мер в этом направлении могло бы стать введение в восточных регионах страны налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу участников переселенческой программы и членов их семей.

——————————————————————