Отстранение работника от работы

(Гуданова Е. В.) («Налоги» (газета), 2011, N 13)

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Е. В. ГУДАНОВА

Гуданова Е. В., Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Содержащиеся в Трудовом кодексе Российской Федерации и других нормативных актах правовые нормы призваны детально регулировать взаимоотношения участников трудового процесса. Несмотря на серьезное внимание специалистов в области трудового права к вопросу трудового правоотношения, сегодня ни законодательство о труде, ни судебная практика, ни теория трудового права не выработали определенного понятия отстранения от работы, что неизбежно приводит к ошибкам в правоприменительной практике. Зачастую расширительно толкуются нормы, определяющие случаи и порядок отстранения от работы; нередко отстранение от работы отождествляется с переводом или увольнением. Подынститут отстранения работника от работы регламентирован главным образом ст. 76 ТК РФ. Но, как уже было сказано, четкого определения отстранения в самой статье нет. Я. А. Пушкарь определяет отстранение работника от работы как «временное приостановление работником выполнения трудовой функции по распоряжению работодателя или по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, в целях предотвращения наступления возможных неблагоприятных последствий и профилактики правонарушения, как правило, сопровождающееся приостановкой выплаты заработной платы» <1>. Эта предупредительная мера всегда носит временный характер, и независимо от длительности отстранения оно не может являться самостоятельным основанием для прекращения трудового договора. ——————————— <1> Пушкарь Я. А. Отстранение от работы как основание приостановления трудового правоотношения: Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2006. С. 7.

По общему правилу в случаях отстранения работника от работы трудовые отношения, установленные на основе трудового договора, сохраняются. В принципе не изменяются также основные права и обязанности сторон трудового договора, кроме обязанности работодателя оплачивать труд работника. Кроме того, нужно отметить, что отстранение работника от работы по предусмотренным ТК РФ основаниям является безусловной юридической обязанностью работодателя. Отстранение работника от работы необходимо отличать от прекращения трудового договора. Прекращение действия трудового договора предполагает разрыв трудового правоотношения, а отстранение работника предполагает «консервацию», «замораживание» части трудового правоотношения по правилам ст. 76 ТК РФ. Данная статья находится в ТК РФ в гл. 12 «Изменение трудового договора». Место, отведенное этой статье в системе трудового права, свидетельствует, что законодатель рассматривает отстранение работника от работы в качестве вида изменения трудового договора. В то же время «анализ правовой природы отстранения от работы, оснований его применения и вызываемых им последствий позволяет выявить заметные различия между отстранением от работы и видами изменения трудового договора. Прежде всего, отстранение работника от работы имеет иное назначение, нежели перевод на другую работу или изменение определенных сторонами условий трудового договора», — указывают В. И. Егоров и Ю. В. Харитонова <2>. ——————————— <2> Егоров В. И., Харитонова Ю. В. Трудовой договор. М., 2007. С. 285 — 286.

В отличие от переводов и других видов изменения условий трудового договора отстранение работника от работы производится работодателем в одностороннем порядке, без получения письменного или иного согласия работника, без предварительного предупреждения его о предстоящем отстранении от работы. Еще одним отличием отстранения от работы от видов изменения трудового договора является то, что любое изменение трудового договора (кроме перемещения) влечет обязательность заключения нового трудового договора (например, при переводе на постоянную работу к другому работодателю) либо внесения в него согласованных сторонами изменений, а также внесения соответствующих записей в трудовую книжку работника. При отстранении работника от работы ничего этого не происходит. Также и Л. Ю. Бугров отмечает, что «определение, которое в настоящее время вытекает из содержания ст. 76 ТК РФ, видится крайне неудачным. Ведь сейчас российский законодатель, по сути, подчеркивает, что отстранение от работы — это недопущение работодателем трудящегося к работе. А такой взгляд нивелирует различие между увольнением, переводом на другую работу и отстранением от работы» <3>. Например, уволенный работник также не может быть допущен к той работе, которая оговаривалась прекращенным трудовым договором. ——————————— <3> Бугров Л. Ю. Приостановление трудового договора // Российский юридический журнал. 2009. N 1. С. 112 — 124.

Некоторые полагают, что это дает повод считать, что ст. 76 «Отстранение от работы» ТК РФ по своему назначению и содержанию имеет больше общего со статьями гл. 30 «Дисциплина труда», а не гл. 12 «Изменение трудового договора», в которой она находится. Интересно, что ТК РФ рассматривает понятия «отстранение» и «недопущение» как синонимы. Однако смысловая разница между этими понятиями все же существует. Так, если признаки состояния опьянения (одного из оснований для отстранения, предусмотренных ст. 76 ТК РФ) обнаружены у работника до начала рабочего дня (смены), например на пропускном пункте предприятия, то работодатель обязан не допустить его до выполнения работы, обусловленной трудовым договором. Если же данные признаки были выявлены в течение рабочего дня (смены), работник должен быть отстранен от работы. Из последнего абзаца ст. 76 ТК РФ следует, что перечень оснований отстранения работника от работы, приведенный в ст. 76 ТК РФ, не является исчерпывающим. Но, как справедливо указывает В. И. Миронов, перечень возможных случаев отстранения работника от работы или недопущения его к работе исчерпывающим образом определен в федеральном законодательстве. Работодатель не может на законных основаниях произвольно отстранить работника от работы или не допускать его к работе. Решение работодателя об отстранении работника от работы может быть признано законным и обоснованным при доказанности перечисленных в федеральном законодательстве обстоятельств, позволяющих отстранить работника от работы или не допустить работника до работы <4>. ——————————— <4> Миронов В. И. Трудовое право России. М., 2005.

При наличии соответствующих оснований работник отстраняется от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к ней. Поэтому, хотя отстранение и предполагается как временный акт, оно не может быть ограничено фиксированным сроком. Итак, как видим, возникает много вопросов, связанных с отстранением от работы. Поэтому я считаю, что нужно подойти к более четкому законодательному регулированию данного явления. И в первую очередь, не мешало бы дополнить гл. 12 «Изменение трудового договора» ТК РФ, куда входит ст. 76 ТК РФ, таким образом: «Изменение трудового договора и отстранение от работы», так как эти понятия все же отличаются, как было сказано выше. Явным пробелом, на мой взгляд, является отсутствие в ст. 76 ТК РФ указания на цели отстранения: предупреждение возможности наступления вредных, опасных для жизни и здоровья работника, организации или общества последствий. К тому же не следует отождествлять отстранение от работы и недопущение к работе, как предусмотрено в данной статье, а попытаться отграничить случаи применения каждого из этих понятий. Отстранение работника от работы — это самостоятельная правовая категория, которая отражает возникновение новой правовой связи между работником и работодателем, являющейся отдельным элементом трудового правоотношения. К сожалению, данное явление недостаточно урегулировано законодателем, однако часто используется на практике. Для устранения ошибок, возникающих в связи с применением норм об отстранении от работы, следовало бы устранить вышеназванные пробелы.

——————————————————————