Индексация заработной платы — обязанность работодателя

(Умяров И.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 27)

ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ — ОБЯЗАННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

И. УМЯРОВ

Ильдар Умяров, юрист по трудовому праву, г. Москва.

Обязан ли работодатель, не относящийся к организациям, финансируемым из бюджета, производить индексацию заработной платы работников и предусматривать в локальных нормативных актах и трудовых договорах соответствующие условия?

Согласно ст. 130 ТК РФ в систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Одной из таких мер является индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). В юридической литературе отмечается, что индексация «помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы» <1>. Другими словами, индексация позволяет сохранить покупательную способность заработной платы, которая неизбежно снижается в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Следовательно, индексация заработной платы должна проводиться работодателем только в том случае, когда такой рост имеет место. ——————————— <1> Орловский Ю. П., Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения: Практ. пособие / Отв. ред. Ю. П. Орловский. М.: Юрайт-Издат, 2007.

Из содержания ст. 134 ТК РФ следует, что порядок индексации зависит от источников финансирования организаций. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В других организациях порядок индексации заработной платы устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом. Длительное время не было единого мнения по вопросу об обязательности применения норм ст. 134 ТК РФ работодателями во внебюджетной сфере. Одни специалисты полагали, что ТК РФ не обязывает работодателей, которые не являются бюджетными организациями, индексировать заработную плату работникам, если такая обязанность не предусмотрена в коллективном договоре, соглашении или ином локальном нормативном акте <2>. Другие высказывали противоположную точку зрения, согласно которой приведенная норма закона является императивной, то есть законодатель устанавливает обязанность осуществлять индексацию заработной платы. Следовательно, указанные работодатели должны обеспечить включение условия об индексации заработной платы в коллективный договор, соглашение либо локальный нормативный акт <3>. ——————————— <2> http://www. moscow-git. rostrud. info/questioner/; http://www. kadis. ru/interview/8430 —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Т. С. Ивановой «Письменная форма трудового договора: фиксация факта возникновения трудовых отношений. Проблемы и комментарии» включена в информационный банк согласно публикации — «Трудовое право», 2009, N 10. —————————————————————— <3> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю. П. Орловского. М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2009; Горячая линия: оплата труда и иные выплаты в 2011 году. Интервью с Н. З. Ковязиной // Российский налоговый курьер. 2011. N 3; Иванова Т. Письменная форма трудового договора: фиксация факта возникновения трудовых отношений. Проблемы и комментарии // Управление персоналом. 2009. N 19.

Буквальное толкование рассматриваемой нами нормы ст. 134 ТК РФ свидетельствует в пользу сторонников второй точки зрения, так как законодатель прямо указывает на то, что работодатели «производят» индексацию заработной платы, а не «могут ее производить». То есть речь идет об обязанности индексировать заработную плату работников, поскольку норма сформулирована императивно. Аналогичную точку зрения поддерживает Федеральная служба по труду и занятости РФ, которая в письме от 19.04.2010 N 1073-6-1 разъяснила следующее: «Действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты». В этом же ключе складывается практика проведения органами государственной инспекции труда проверок работодателей, не относящихся к бюджетным организациям. Она показывает, что государственные инспекторы труда обращают внимание на выполнение установленной действующим трудовым законодательством обязанности по проведению индексации заработной платы посредством контроля установления обязанностей работодателя по проведению индексации в коллективном договоре и (или) локальном нормативном акте организации. Отсутствие в их локальных нормативных актах (или в коллективных договорах) правил индексации зарплаты квалифицируется трудовой инспекцией как нарушение требований трудового законодательства. Например, в числе нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной в марте 2008 года Государственной инспекцией труда в Приморском крае в отношении работодателя, являющегося коммерческой организацией (ЗАО с иностранными инвестициями), фигурировало и следующее: в локальном нормативном акте работодателя (положении об оплате труда работников ЗАО) отсутствовал порядок проведения индексации оплаты труда в связи с ростом потребительских цен. В результате на ЗАО с иностранными инвестициями постановлением Государственной инспекции труда в Приморском крае от 03.03.2008 N 04608/08 был наложен административный штраф в размере 30000 руб. В дальнейшем упомянутое постановление трудовой инспекции безуспешно оспаривалось организацией в арбитражном суде <4>. ——————————— <4> Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 N 05АП-335/2008.

К рассматриваемому вопросу обращался и Конституционный Суд РФ. Именно туда обратилась крупная коммерческая компания, посчитавшая, что в ст. 134 ТК РФ имеется неопределенность, поскольку нормы этой статьи по-разному понимаются в правоприменительной практике — либо как обязывающие работодателей, не финансируемых из государственного бюджета, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, либо как предоставляющие им такое право, но не обязывающие осуществлять такое регулирование. Проанализировав нормы Трудового кодекса, Конституционный Суд РФ отказал организации в принятии ее жалобы, указав следующее: «В силу предписаний статей 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы… не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права» <5>. ——————————— <5> Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О.

Следовательно, Конституционный Суд РФ исходит из того, что право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя (то есть от того, включены ли им соответствующие положения в локальные нормативные акты). Таким образом, и контролирующие органы, и судебная практика применения ст. 134 ТК РФ демонстрируют приверженность второй точки зрения. Поскольку какие-либо требования к условиям, порядку и механизму проведения индексации заработной платы во внебюджетных организациях действующим законодательством РФ не установлены, при принятии соответствующих локальных нормативных актов такие работодатели свободны в том, каким образом будут решать эти вопросы. На практике индексация производится периодически (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) в зависимости от увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ) либо в зависимости от динамики роста индекса потребительских цен, который официально публикуется государственными органами статистики. Так, информация Федеральной службы государственной статистики (Росстата) об индексе потребительских цен регулярно публикуется на ее официальном сайте (http://www. gks. ru). При этом судебная практика судов общей юрисдикции подтверждает, что рост потребительских цен на товары и услуги является основанием (причиной) проведения индексации заработной платы работников, но не обязательной величиной такой индексации <6>. ——————————— <6> Кассационные Определения Верховного Суда Республики Карелия от 04.05.2010 N 33-1248/2010, Магаданского областного суда от 13.07.2010 по делу N 2-1058/10.

Если же в локальном нормативном акте работодателя, регулирующем вопросы оплаты труда (например, в положении об оплате труда работников), в коллективном договоре, соглашении не определен порядок проведения индексации заработной платы работников, то суд может применить для ее индексации индекс роста потребительских цен, который рассчитан органами государственной статистики. Данная точка зрения подтверждается судебной практикой <7>. ——————————— <7> Обзор практики рассмотрения гражданских дел мировыми судьями Красноярского края и апелляционной практики районных судов (утв. Красноярским краевым судом 05.05.2008); решения Медногорского городского суда Оренбургской области от 04.04.2010; Балейского городского суда Забайкальского края от 22.10.2008.

Учитывая изложенное, условие об индексации заработной платы может быть сформулировано в локальном нормативном акте (коллективном договоре) следующим образом. Пример из положения об оплате труда и материальном стимулировании работников: «7. Индексация заработной платы работников. 7.1. В целях повышения уровня реального содержания заработной платы работников в организации производится ее индексация в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. 7.2. Индексация заработной платы производится ежеквартально при условии, что индекс роста потребительских цен в регионе превысил в расчетном периоде 2 процента. При этом используются официально опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов. 7.3. Размер и порядок индексации заработной платы определяются приказом генерального директора. Приказ должен быть издан не позднее месяца после окончания того квартала, за который производится индексация». Таким образом, работодатели, не являющиеся бюджетными организациями, обязаны индексировать заработную плату работников, а также предусматривать условия и порядок ее проведения в своих локальных нормативных актах, регулирующих вопросы оплаты труда (либо в коллективном договоре, соглашениях).

——————————————————————