Проблемы правового регулирования оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

(Макаров А. В., Фирсов О. В.) («Российский следователь», 2012, N 10)

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» <*>

А. В. МАКАРОВ, О. В. ФИРСОВ

——————————— <*> Makarov A. V., Firsov O. V. Problems of legal regulation operative-search measures «inspection of the premises, buldings, facilities, terrains and vehicles».

Макаров Андрей Владимирович, декан юридического факультета Забайкальского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Фирсов Олег Вячеславович, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Рассматриваются отдельные проблемы правового регулирования осуществления оперативными подразделениями органов внутренних дел оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, органы внутренних дел, обследование.

This article about some problems of legal regulation of accomplishing by the operational units of the law-enforcement bodies operational-search activities «inspection of the premises, buildings, facilities, terrains and vehicles».

Key words: operational-search activity, operational-search measures, law-enforcement bodies, inspection.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) в п. 8 ч. 1 ст. 6 предусматривает проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскных органов оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», заключающегося в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) непроцессуальном осмотре и изучении указанных объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, похищенного имущества, разыскиваемых лиц, а также получения иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности <1>. ——————————— <1> Синонимом слова «обследование» является слово «осмотр». См.: Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Чешко. М., 1968. С. 300.

Содержание, цели, виды, основания и условия проведения этого оперативно-розыскного мероприятия (далее — ОРМ) достаточно подробно освещены в учебной и научной литературе <2>. Отметим лишь, что данное ОРМ может осуществляться в гласной, зашифрованной и негласной формахе. Обследование жилища против воли проживающих в нем лиц (гласное и негласное) проводится на основании судебного решения в порядке, установленном ч. 2 ст. 8 и ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». ——————————— <2> Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 288 — 305, 341 — 350; Фирсов О. В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 53 — 64, 95 — 146; Чечетин А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: Монография. М.: Изд. дом И. И. Шумиловой, 2006. С. 91 — 93; и др.

Рассмотрим более детально особенности и проблемы правового регулирования проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств оперативными подразделениями органов внутренних дел. Несомненный интерес по данному вопросу представляет Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее — Инструкция) <3>. ——————————— <3> Утверждена Приказом МВД РФ от 30 марта 2010 г. N 249. Зарегистрирована в Минюсте РФ 29 июня 2010 г. N 17645.

В п. 1 Инструкции указано, что «действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений», из чего следует, что на иные объекты обследования (нежилые помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства) ее действие распространяется. Далее в Инструкции описывается порядок проведения гласного обследования указанных объектов (п. п. 2 — 12). Для принятия решения о назначении проведения обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочный осуществлять оперативно-розыскную деятельность, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства РФ, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с согласия непосредственного начальника представляет руководителю органа внутренних дел мотивированный рапорт. В рапорте для проведения обследования должны быть изложены основания, указанные в ст. 7 ФЗ об ОРД, принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника о необходимости проведения обследования; дата, время и место проведения обследования. Проведение обследования назначает руководитель органа внутренних дел путем вынесения соответствующего распоряжения по установленной форме. Перед началом обследования сотрудник предъявляет представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления распоряжение о проведении обследования и вручает его копию под роспись. При проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы. По результатам такого обследования составляется протокол в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД. Изучив содержание Инструкции, можно отметить, что ее нормы достаточно подробно регламентируют порядок проведения обследования и оформления его результатов; вводится в действие новый оперативно-служебный документ — распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (бланк распоряжения содержится в приложении N 1 к Инструкции). Вне сомнения, все это соответствует целям принятия Инструкции — обеспечению законности и обоснованности проводимого сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», исключению нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц. Однако, по мнению авторов, возникает ряд проблем в связи с введением в действие данной Инструкции. Во-первых, повторим, что в п. 1 Инструкции указано: «…действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений». Норма ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД требует вынесения судебного решения для проведения обследования в случае ограничения конституционного права человека и гражданина на неприкосновенность жилища. Однако понятия «жилое помещение» и «жилище» не тождественны, последнее шире. Этот вывод следует из законодательных определений указанных понятий, изложенных в Жилищном кодексе РФ, УК РФ и УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 15 и ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. В УК РФ под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания (примечание к ст. 139). Норма п. 10 ст. 5 УПК РФ определяет жилище как индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания. А. Ю. Шумилов, А. В. Чуркин в своих работах справедливо отмечают, что, поскольку ФЗ об ОРД не раскрывает многие юридически значимые аспекты каждого ОРМ, судьи, прокуроры, следователи и оперативные сотрудники ориентируются на правовые правила проведения следственных действий, которые по своему содержанию во многом схожи с соответствующими ОРМ (обследование — со следственный осмотром, обыском; прослушивание телефонных и иных переговоров — с контролем и записью переговоров и др.) <4>. ——————————— <4> Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. М., 2007. С. 70 — 76; Чуркин А. В. Возвращаясь к вопросу о понятии жилища в оперативно-розыскной деятельности и правовых аспектах проникновения в жилище оперативных работников // Оперативник (сыщик). 2007. N 4 (13). С. 23.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются: 1) последующий закон; 2) закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений; 3) закон, который представляет гражданам больший объем прав и свобод и в силу ст. 18 Конституции РФ устанавливает более широкие их гарантии <5>. ——————————— <5> См.: п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 439-О «По жалобе граждан С. В. Бородина, В. Н. Буробина, А. В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 2.

Учитывая данную позицию Конституционного Суда РФ и правоприменительную практику, при осуществлении рассматриваемого ОРМ следует руководствоваться определением понятия «жилище», изложенным в УПК РФ <6>. ——————————— <6> Проблемы определения содержания понятия «жилище» рассматривались подробнее в работах: Фирсов О. В. Ограничение конституционного права человека на неприкосновенность жилища при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий // Вестник ЧитГУ. 2008. N 2. С. 84 — 89; Фирсов О. В. Некоторые проблемы применения уголовно-правового понятия «жилище» при квалификации хищений // Закон и практика. 2004. N 3. С. 36 — 38.

УПК РФ относит к жилищу помимо жилых помещений и иные помещения и строения, используемые для проживания (садовый дом, незарегистрированное строение, купе поезда, каюту теплохода и др.). Учитывая, что такие объекты Жилищный кодекс РФ не относит к жилым помещениям, возникает вопрос: какой документ необходимо оформлять для их обследования — распоряжение руководителя органа внутренних дел или судебное решение? С учетом правовой нормы ст. 89 УПК РФ, указанного Определения Конституционного Суда РФ необходимо оформлять судебное решение. Во-вторых, следует ли руководствоваться нормами Инструкции и издавать распоряжение при необходимости проведения гласного обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц. Ведь ст. 25 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность жилища от проникновения в него «против воли проживающих в нем лиц» и, соответственно, судебного решения для проведения обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц уже не требуется. По мнению авторов, нет необходимости издавать распоряжение о проведении гласного обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц. Нужно лишь в документе по результатам такого обследования (протоколе, акте) отразить предварительное получение такого согласия проживающих в жилище лиц, данное ими в присутствии понятых. В-третьих, из содержания п. 3 Инструкции следует, что для принятия решения о назначении проведения обследования оперативный сотрудник должен располагать сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства РФ в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Рассмотрев основания проведения ОРМ, изложенные в ст. 7 ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что наличие такой первичной информации входит в содержание основания проведения ОРМ, изложенного в пп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД. Соответственно, возникает вопрос: следует ли руководствоваться нормами Инструкции при наличии иных оснований проведения рассматриваемого ОРМ, предусмотренных ст. 7 ФЗ об ОРД (например, при наличии возбужденного уголовного дела)? Изучив содержание Инструкции, однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. В частности, последующие абзацы того же п. 3 Инструкции предписывают оперативному сотруднику докладывать в рапорте о необходимости проведения обследования оснований, указанных в ст. 7 ФЗ об ОРД, в том числе данные о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ. В-четвертых, исходя из содержания Инструкции вынесение распоряжения необходимо при обследовании нежилых помещений, транспортных средств независимо от наличия или отсутствия согласия на гласное обследование собственника или лиц, в законном владении которых находится осматриваемый объект. По мнению авторов, такое распоряжение целесообразно издавать лишь в случае отсутствия согласия указанных лиц на проведение гласного обследования. Если же эти лица дают добровольное согласие, его вынесение теряет смысл и лишь создает дополнительные процедуры, затрудняя работу оперативных сотрудников. В протоколе такого обследования необходимо отразить предварительное получение такого согласия собственника или лиц, в законном владении которых находится осматриваемый объект. В-пятых, исходя из буквального толкования норм Инструкции следует, что ими регламентируется порядок проведения гласного обследования помещений (кроме жилых), а также любых зданий, сооружений и участков местности. Возникают сомнения в целесообразности оформления распоряжения при необходимости проведения гласного обследования чердачных и подвальных помещений, лестничных пролетов и прилегающих к месту происшествия участков местности, бесхозных сооружений и т. п. Более того, зачастую сложно установить владельца такого объекта (физическое или юридическое лицо), обеспечить его присутствие при обследовании и вручить копию распоряжения, чего требует норма п. 6 Инструкции. В-шестых, если в ходе проведенного обследования будут получены результаты, могущие служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также необходимые для использования в доказывании по уголовному делу, их представление дознавателю, органу дознания, следователю или в суд регламентировано нормами ст. 11 ФЗ о ОРД, п. 36.1 ст. 5, ст. ст. 84, 89, 143 УПК РФ и Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд <7>. ——————————— <7> Утверждена Приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН, ФСКН и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147.

В Инструкции о порядке представления результатов ОРД не определено, необходимо ли представлять дознавателю, органу дознания, следователю или в суд распоряжение руководителя органа внутренних дел о проведении гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Однако непредставление такого распоряжения может повлечь признание полученных результатов недопустимыми доказательствами в связи с несоблюдением установленного ведомственным нормативным актом МВД России порядка проведения данного мероприятия. Учитывая вышеизложенное, по мнению авторов, целесообразно: 1) внести изменения и дополнения в текст Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», указав для проведения обследования, при наличии каких объектов (производственных, складских, торговых и иных служебных), при наличии каких оснований и при каких условиях (отсутствии согласия владельца или иного лица, нецелесообразности либо невозможности получения такого согласия) требуется вынесение уполномоченным руководителем органа внутренних дел распоряжения о проведении гласного обследования; 2) дополнить п. 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд указанием о необходимости представления дознавателю, органу дознания, следователю или в суд подлинника распоряжения руководителя органа внутренних дел о проведении гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Эти уточнения в ведомственный и межведомственный нормативные акты позволят оперативным сотрудникам органов внутренних дел своевременно реагировать на информацию, требующую проведения ОРМ, а также избежать проблем при использовании полученных в ходе проведения обследования результатов в доказывании по уголовным делам.

——————————————————————