Комментарий к новости о предложении главы Федеральной миграционной службы РФ Константина Ромодановского лишать граждан регистрации по месту жительства при их фактическом отсутствии в течение трех месяцев и о розыске таких граждан миграционной службой

(Вешкурцева З.)

(«Административное право», 2012, N 2)

КОММЕНТАРИЙ К НОВОСТИ О ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РФ КОНСТАНТИНА РОМОДАНОВСКОГО ЛИШАТЬ

ГРАЖДАН РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПРИ ИХ ФАКТИЧЕСКОМ

ОТСУТСТВИИ В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ И О РОЗЫСКЕ ТАКИХ

ГРАЖДАН МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ

З. ВЕШКУРЦЕВА

Вопросы регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания регулируются Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 06.12.2011), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (в редакции от 26.10.2011), Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20.09.2007 N 208 (в редакции от 23.12.2009).

Предложения главы Миграционной службы Российской Федерации Константина Ромодановского о лишении граждан регистрации по месту жительства при их фактическом отсутствии в течение трех месяцев и о розыске таких граждан миграционной службой по существу может входить в противоречие с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Право на выбор места жительства корреспондирует с правом проживания и правом пользования жилым помещением. Пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 2 Закона N 5242-1 местом пребывания является: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно. Местом жительства является: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

На настоящий момент действующим законодательством не предусмотрена возможность лишения лица регистрации по месту жительства.

Снятие с регистрационного учета по месту жительства возможно при определенных условиях и в случаях, строго ограниченных ст. 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1:

— призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;

— осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;

— признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

— смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

— выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

— обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

— изменения гражданином указанных в статье 6.1 Закона маршрутов кочевий, в результате чего такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого гражданин зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 Закона;

— прекращения гражданином указанного в статье 6.1 Закона кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме.

Из вышеуказанного следует, что в целях реализации основных прав и свобод человека и гражданина вопрос о снятии с регистрационного учета решается за исключением одного случая (при призыве в армию), либо на основании заявления самого лица, либо на основании соответствующего решения суда.

Проблему «массовых» регистраций, безусловно, нужно решать.

Однако в предложенном Константином Ромодановском варианте практически невозможно обеспечить фиксацию нарушения. Для этого миграционным органам придется заниматься круглосуточным «наблюдением» за определенной квартирой или домом в течение 3 месяцев. Ведь как иначе объективно зафиксировать, что человек на протяжении трех месяцев отсутствовал в определенном жилом помещении?

Следует отметить, что на практике правоохранительные органы зачастую закрывают глаза на жилые объекты с массовыми регистрациями даже в явных случаях, например, в том случае, когда помещение фактически является непригодным для проживания. Например, в Московской области имеются случаи, когда в брошенном и в уже развалившемся доме зарегистрировано большое количество жильцов. Хотя по факту дом явно не пригоден для проживания. Однако местные власти и правоохранительные органы не стремятся выявлять такие факты и признавать жилое помещение аварийным, не пригодным для проживания.

Еще более спорно предложенный вариант решения этой проблемы выглядит в случае, когда лицо имеет несколько жилых помещений (например, в собственности, в аренде и т. п.) и зарегистрировано в одном из них. Как объективно установить, что такой человек нарушает принцип «постоянного или преимущественного проживания в определенном месте»? А главное, не ясно, для какой законной цели это требуется устанавливать…

И как гарантировать, что человек не будет лишен регистрации, если, например, он пенсионер и около пяти — семи месяцев проживает за городом на даче?

Приходится согласиться с тем, что предложенное решение одной важной задачи создаст существенные проблемы огромному количеству жителей страны.

——————————————————————