Полиция и социальное государство

(Костенников М. В., Куракин А. В.) («Российская юстиция», 2012, N 6)

ПОЛИЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО <1>

М. В. КОСТЕННИКОВ, А. В. КУРАКИН

——————————— <1> Статья подготовлена при информационной поддержке компании «КонсультантПлюс».

Костенников М. В., доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Куракин А. В., доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

В статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации социальной политики в системе МВД России, анализируются законодательство о социальных гарантиях установленных для сотрудников полиции, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию ведомственной социальной политики.

Ключевые слова: полиция, государство, полицейский, защита, охрана, гарантии, компенсация, жизнь, здоровье, страховка, льгота, право, управление, министерство.

The article studies legal and organizational issues of realization of social policy in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author presents the legislation analysis on social guarantees established for police officers and puts forward suggestions on how to improve the departmental policy.

Проблемы социальной защиты личности в современный период становления российской государственности настоящее время имеют весьма актуальное значение. В этой связи формирование и совершенствование соответствующего правового механизма реализации социальных прав различных категорий граждан объективно необходимы. Однако, несмотря на это, приходится констатировать, что на пути создания правовых и организационных средств социальной защиты граждан имеется достаточно много правовых и организационных проблем, решить которые наше государство в полной мере пока не может <2>. ——————————— <2> См.: Костенников М. В., Куракин А. В., Михайлюк П. А. Организация социальной защиты сотрудников органов внутренних дел как метод обеспечения законности и дисциплины в системе МВД России // Актуальные проблемы обеспечения законности и противодействия коррупции в системе МВД РФ. М., 2012. С. 127.

Создание подлинно социального и правового государства — достаточно длительный процесс, требующий значительных усилий как органов публичного управления, так и институтов гражданского общества. Социальное государство дает возможность спокойно и планомерно развиваться личности, берет под особую защиту отдельные категории граждан, которые в силу объективных и субъективных причин не могут в полной мере реализовать свои права в различных сферах публичного управления. Сотрудники полиции занимают особое место среди субъектов социальной защиты. Именно поэтому государство не случайно определило специальные меры социальной защиты и поддержки сотрудников органов внутренних дел (полиции). Однако говорить о том, что механизм социальной защиты сотрудников полиции эффективно работает, а меры социальной защиты в полном объеме достигают своей цели, пока невозможно. Сегодня не вызывает сомнений, что социальная защита полицейских самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. В идеале меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в полиции, стимулировать служебную деятельность сотрудников, давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности полицейских. В этой связи С. П. Матвеев, верно утверждает, что современная модернизация государственной правоохранительной службы невозможна без усиления гарантий социальной защиты сотрудников органов внутренних дел <3>. ——————————— <3> См.: Матвеев С. П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Воронеж, 2012. С. 18.

Следует отметить, что в действительности же те социальные гарантии, которые закреплены нормативно, используются (могут быть использованы) сотрудниками полиции далеко не в полном объеме. Подобное положение дел, разумеется, не может в полной мере стимулировать их служебную деятельность, и, как следствие, мы наблюдаем систематические и циничные факты нарушения законности, прав граждан, а также различного рода коррупционные правонарушения со стороны сотрудников полиции. Кстати в целях наиболее полной реализации социальных гарантий, установленных для сотрудников полиции, целесообразно нормативно закрепить (в соответствующем административном регламенте) положение, обязывающее сотрудников подразделений по социальной работе органов и учреждений системы МВД России в инициативном порядке информировать о социальных гарантиях и возможностях их реализации как непосредственно сотрудников полиции, так и пенсионеров органов внутренних дел и членов их семей. Для создания современной полиции, повышения престижности правоохранительной службы в органах внутренних дел необходимо формирование соответствующего правового механизма социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и закрепления адекватных социальных гарантий для них. Формирование правового, организационного и финансового механизма их реализации должно внести свой вклад в дело повышения престижности полицейской службы, а также способствовать обеспечению законности в административной, процессуальной и оперативно-розыскной деятельности полиции. Кадровая ситуация в органах внутренних дел прямо влияет на эффективность оперативно-служебной деятельности всей системы МВД России, а также показывает разрыв, проявившийся между уровнем материальной обеспеченности и степенью социальной защищенности полицейских и членов их семей. В настоящее время значительно возросли нагрузки на личный состав подразделений и служб полиции, вызванные ростом преступности, возникающими внутренними конфликтами. Это привело к ощутимому размыванию профессионального кадрового ядра, снижению престижа полицейской службы, оттоку наиболее квалифицированных кадров. Как справедливо отмечает О. В. Рагузина, «в настоящее время привлечь в систему МВД высококвалифицированных специалистов с должным уровнем знаний достаточно сложно. Это обусловлено рядом причин, в том числе и несовершенством законодательства, закрепляющего гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, и крайне неэффективной практикой их реализации» <4>. Н. Д. Кочеткова, в свою очередь, замечает, что социальная защита сотрудников органов внутренних дел является одним из существенных факторов эффективного функционирования этой правоохранительной структуры <5>. ——————————— <4> См.: Рагузина О. В. Законодательство Российской Федерации о социальной защите сотрудников органов внутренних дел // Правовая культура: научный журнал. 2007. N 1. С. 130. <5> См.: Кочеткова Н. Д. Административно-правовое обеспечение социальной защиты сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 12.

Таким образом, несовершенство до недавнего времени законодательства, закрепляющего гарантии социальной защиты сотрудников полиции, а также крайне неэффективная практика их реализации, существенно усиливали остроту проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим приоритетной задачей в настоящее время является совершенствование правовой и социальной защищенности полицейских, как составной части социально-правовой защиты личности в Российской Федерации. В результате вышеперечисленных обстоятельств комплексное рассмотрение механизмов социального обеспечения сотрудников полиции представляется актуальным. Системный характер социальной политики государства, затронувшей все стороны жизни населения России, помимо всего прочего требует совершенствования соответствующих управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию возникающих проблем в сфере внутренних дел. Так, высокий уровень инфляции, низкая оплата труда значительной части населения Российской Федерации — все это и ряд других проблем, создают социальную напряженность в обществе. А практически все социальные проблемы в той или иной степени касаются и служебной деятельности сотрудников полиции. Многие вопросы, связанные с неудовлетворительной социальной защитой сотрудников органов внутренних дел, объясняются неэффективным административно-правовым регулированием соответствующих отношений. Однако многие аспекты социальной защиты сотрудников полиции находят свое отражение в целом ряде законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих режим прохождения службы в органах внутренних дел. Следует также отметить, что отдельные положения относительно социальной защиты личности имеют самое непосредственное отношение и к социальной защите сотрудников органов внутренних дел <6>. ——————————— <6> См.: Якунин В. И., Роик В. Д., Сулакшин С. С. Социальное измерение государственной экономической политики. М., 2007. С. 14.

Как следует из Конституции, Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В научной литературе констатируется тезис о том, что социальная государственная политика волнует всех граждан России, потому что она тесно связана с жизнью каждого человека и общества в целом, ведь человека может защитить только сильное государство <7>. ——————————— <7> См.: Нелюбина Е. В., Добрынин Н. М. Социальное государство и социальные права человека // Проблемы становления социального государство в России. Тюмень, 2008. С. 18.

Д. А. Керимов, характеризуя феномен социального государства, правильно на наш взгляд отмечает, что «понятие социального государства сопряжено не только с понятием свободы, но и с такими феноменами, как справедливость и равенство» <8>. Т. К. Миронова, исследуя сущность и систему социальной защиты, отмечает, что «социальное государство — это государство, в котором человек имеет возможность реализовывать свои социальные права через функционирующую в государстве систему социальной защиты» <9>. ——————————— <8> См.: Керимов Д. А. Социальное государство // Право и образование. 2007. N 3. С. 5. <9> См.: Миронова Т. К. Социальная защита в России: правовые вопросы. М., 2004. С. 188.

Термин «социальная защита» был впервые применен в правовом акте США в Законе «О социальной безопасности» в 1935 г., который стимулировал разработку социальных программ для различных категорий граждан. В последующем рамки данной дефиниции были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций Международной организацией труда по различным социальным гарантиям <10>. ——————————— <10> См.: Костыря Ю. С. Экономические аспекты управления системой социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в современных условиях: Дис. … канд. эконом. наук. М., 2004. С. 39.

Если говорить о социальном государстве, то в научной литературе термин «социальное государство» чаще всего употребляется по отношению к таким европейским странам, как Швеция, Германия, Дания, однако можно без преувеличения сказать, что любое современное государство несет в себе те или иные признаки социального. Даже там, где социально-экономический либерализм имеет глубокие корни, как, например, в США, проводится целенаправленная государственная социальная политика <11>. В настоящее время укореняются представления о необходимости сознательного управления социальными процессами, зарождаются социальные технологии. В современный период, как уже отмечалось, в той или иной степени любое демократическое государство является социальным, так как признает ответственность за благополучие и развитие своих граждан <12>. Однако в последнее время концепция социального государства претерпевает некоторые изменения, которые обусловлены мировым финансово-экономическим кризисом. Негативные процессы в экономике и финансовой сфере заставляют многие государства пересмотреть свои социальные расходы. В. Е. Чиркин пишет о том, что государство должно обеспечить лишь основные нужды человека, человек должен сам заботиться о себе, своей семье. Современное «государство поддержки труда» расходует на социальные нужды приблизительно треть государственного бюджета. В связи с чем концепция государства благоденствия, как излишне иждивенческая, на практике обнаружила свои слабости и начала пересматриваться в целом ряде зарубежных государств» <13>. ——————————— <11> См.: Чорбинский С. И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992. С. 18. <12> См.: Технологии социального обслуживания населения / Под ред. В. Г. Попова и Е. И. Холостовой. М., 2000. С. 6. <13> См.: Чиркин В. Е. О «сильном государстве» и его Конституции // Государство и право на рубеже веков: конституционное и административное право. М., 2000. С. 12.

Говоря о нашей стране, необходимо сказать, что расходы государственного бюджета на социальную политику составляют более 50%, что позволят говорить о социальной ориентации бюджетной политики Российской Федерации. Подобное положение вещей является в определенной степени гарантией социальной стабильности, сдерживающим фактором протестных настроений со стороны значительной части населения нашей страны. По официальным сведениям, реформа МВД России в 2012 г. потребует более 1 трлн. руб. Из них 586 млрд. руб. пойдут на выплату полицейским повышенного денежного довольствия, 165 млрд. руб. — повышенных пенсий, еще 15 млрд. руб. будут потрачены на пособия сокращенным сотрудникам. Кроме того, более 330 млрд. руб. предполагается пустить на решение квартирного вопроса полицейских <14>. ——————————— <14> Официальный сайт ФЭД МВД России: http://www. mvd. ru/mvd/structure/unit/fed.

Как уже отмечалось, специфическим направлением реализации социальной политики Российского государства является сфера внутренних дел, субъектом управления которой преимущественно выступает МВД России. Министерство проводит свою ведомственную социальную политику, которая касается как непосредственно сотрудника, так и членов его семьи. А это особенно важно, когда сотрудник погиб при исполнении своих служебных обязанностей, получил увечье, травму или инвалидность, вследствие чего произошло снижение или утрата им трудоспособности. Социальные отношения в сфере внутренних дел регламентируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «О полиции» <15>, Федеральным законом от 19 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» <16>, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» <17> и др. ——————————— <15> См.: Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900. <16> См.: Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4595. <17> См.: Собрание законодательства РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.

Исходя из анализа вышеназванных законов, можно сделать вывод, что важным элементом социальной поддержки сотрудников полиции является оплата их труда. Денежное довольствие сотрудников включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных средств — Министром внутренних дел РФ. Денежное содержание сотрудников полиции имеет большое значение для повышения престижа службы, а также укрепления законности и дисциплины сотрудников. В зарубежных государствах жалование полицейским устанавливается чаще всего в таких размерах, чтобы их служба считалась престижной и позволяла тем полицейским, которые происходят из средних слоев общества, чувствовать себя достойно. Таким образом, денежное содержание, устанавливаемое для полицейских, позволяет государству повысить их социально-правовой статус, реализовать себя в полной мере, чувствовать себя полноценными членами общества. Так, в Германии полицейские не только имеют бесплатную страховку, льготы на жилье, право на бесплатный проезд в городском транспорте. Минимальная зарплата сотрудника полиции — самого младшего чина после академии — составляет 2500 евро в месяц. Кроме того, сотрудник немецкой полиции может быть уволен со службы только в случае осуждения судом. В полиции Германии есть некая философия: «Беруфсбеамтентум» — опека государством своего чиновника. В основе — полное доверие сторон <18>. Немецкий полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно в свою очередь заботится о нем и его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов. Кроме того, полицейскому гарантируется зарплата среднего уровня, «тринадцатая зарплата». Минимальная зарплата полицейского в Греции составляет около 650 евро без учета надбавок. В Великобритании денежное содержание полицейского составляет около 25 тысяч фунтов стерлингов в год <19>. ——————————— <18> См.: Горбачев М. Больше порядка — богаче страна // За рулем. 2008. N 4. С. 22. <19> См.: Сухаренко А. Н. Социальное обеспечение полицейский в России и Европе // sartraccc. ru/print. php? print_file=Pub/suharenko(12-08-11).htm.

Как видно из приведенных цифровых данных, оплата труда полицейского в различных европейских государствах весьма различна, размер заработной платы полицейского напрямую зависит от эффективности национальной экономики. В Российской Федерации с 1 января 2012 г. оплата труда полицейского с учетом самых разнообразных надбавок выросла в 2 — 3 раза, однако вместе с этим отменены льготы по оплате проезда в место проведения отпуска и обратно, бесплатные санаторные путевки и др. В итоге социальные гарантии и оплата труда полицейского в Российской Федерации выглядят не очень убедительно. А если к этому добавить высокий уровень инфляции, как следствие этого — рост цен на энергоносители, проезд и др., заработной платы полицейского с учетом ее повышения хватает лишь на весьма скромный образ жизни, как самого российского полицейского, так и членов его семьи. Ведя разговор о таком стимулирующем факторе служебной деятельности, как государственные награды и почетные звания Российской Федерации, то они предоставляют сотруднику полиции соответствующий правовой статус. Следует подчеркнуть, что МВД России является чуть ли не единственным федеральным органом исполнительной власти, который установил денежные доплаты за государственные награды и почетные звания Российской Федерации, которыми награжден сотрудник. Так, присвоение почетного звания «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации» и др., влечет определенные позитивные последствия для сотрудника, в частности, за почетные звания, начинающиеся со слова «заслуженный» сотруднику полиции производится выплата 10% надбавки от должностного оклада. В качестве положительного момента следует отметить, что в системе МВД России установлена система поощрительных выплат за особые достижения в службе, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, присвоенные квалификационные звания, а также за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну и др. Особый статус полицейского предполагает и государственное страхование его жизни и здоровья. Государственное страхование призвано обеспечить соответствующие компенсационные выплаты сотруднику и членам его семьи при наступлении соответствующего страхового случая. Страховые выплаты дадут возможность сотруднику полиции пройти наиболее полную реабилитацию и оздоровление, с целью помочь ему восстановиться и впоследствии приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей. В случае гибели сотрудника полиции государственное страхование призвано в материальной форме в какой-то степени «возместить» понесенную утрату его родственникам. Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел РФ. Социальные гарантии, установленные для сотрудников полиции, касаются не только сотрудника полиции, который находится на службе, но и членов его семьи, а также лиц, находящихся на его иждивении. Такое право у членов семьи сотрудника возникает, если он погиб, выполняя свои обязанности по должности (ст. 12 Федерального закона «О полиции» <20>), а также в случае, если сотрудник заболел в период службы, и это заболевание стало причиной его смерти. Законом «О полиции» определен перечень страховых случаев, а также перечень лиц, которые должны получить при наступлении этих случаев компенсации. ——————————— <20> См.: Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Сотрудник полиции, а также иные лица, имеют право на получение соответствующих выплат и компенсаций лишь по одному из оснований, которые определены в Законе «О полиции». Нестабильное социально-экономическое положение Российской Федерации вызывает объективную необходимость их индексации. Так, как, например, индексируются единовременные пособия, которые выплачиваются сотрудникам полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «О полиции» <21>. Индексация производится исходя из уровня инфляции, выплатами из федерального бюджета. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации, лоббировать соответствующее решение должно МВД России. ——————————— <21> См.: Там же.

В системе МВД России, так же как и в других ведомствах, сложилась весьма напряженная ситуация с обеспечением жильем своих сотрудников. Так, по официальным данным МВД России, по состоянию на 1 января 2012 г. в улучшении жилищных условий нуждались 77 тыс. 800 семей сотрудников. Потребность в средствах на обеспечение их жилищных прав в 2012 г. составила 330,47 млрд. руб. Обеспечение служебным жильем только участковых уполномоченных полиции потребует дополнительно еще 81,44 млрд. руб. <22>. ——————————— <22> Официальный сайт ФЭД МВД России: http://www. mvd. ru/mvd/structure/unit/fed.

Согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» <23> сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (ст. 4). ——————————— <23> См.: Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4595.

На наш взгляд, для решения жилищной проблемы в системе МВД России следует законодательно закрепить механизм погашения Министерством внутренних дел Российской Федерации кредитов (ипотеки) полицейских, имеющих высокие показатели в служебной деятельности и прослуживших в органах внутренних дел более 15 лет, полученных на приобретение жилья или получение образования. В целях охраны здоровья сотрудника полиции и реализации права на медицинскую помощь в системе МВД России созданы поликлиники, госпиталя, санатории, дома отдыха, где сотрудникам полиции оказывается самая разнообразная медицинская помощь. В современных условиях в Российской Федерации активно развивается рынок платных медицинских услуг. В связи с этим очень важной социальной гарантией является предписание о том, что сотрудник полиции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, которое реализуется в различных формах в медицинских учреждениях системы МВД России. Это же право предоставляется членам семьи сотрудника полиции, а также лицам, находящимся на его иждивении. В целом складывающуюся в этой сфере ситуацию можно признать удовлетворительной, однако нужно оговориться, что зачастую реализовать свое право на медицинское обслуживание как сотруднику полиции, так и членам его семьи бывает крайне затруднительно. Сотрудник полиции, выполняя свои служебные обязанности, зачастую вынужден использовать общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, поезда пригородного сообщения). В связи с этим сотрудник в установленном порядке обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси). Исходя из складывающейся оперативной обстановки сотрудник полиции может быть переведен на службу в другой район, а также быть направлен в служебную командировку в другой субъект РФ или за границу. В этой связи могут возникать проблемы, связанные с приобретением проездных документов, бронированием мест в гостиницах и др. Поэтому сотруднику полиции предоставляются дополнительные гарантии, касающиеся бронирования и внеочередного получения мест в гостинцах, при приобретении проездных документов на все виды транспорта при предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы или нахождения в служебной командировке <24>. ——————————— <24> См.: Костенников М. В., Куракин А. В. Научно-практический комментарий к главе 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» / Под ред. И. Л. Трунова. М., 2012. С. 121.

Сотрудник полиции, выполняя свои обязанности, которые предусмотрены Законом «О полиции», имеет право пользоваться общественным транспортом без приобретения поездных документов. Так, в случае, если сотрудник полиции задержал правонарушителя, он имеет право бесплатно его произвести и проехать сам при предъявлении служебного удостоверения на общественном транспорте до помещения соответствующего органа внутренних дел. Однако необходимо отметить, что названные гарантии, предоставленные сотруднику полиции, могут быть реализованы им только при исполнении предписаний Закона «О полиции» предприятиями транспорта, администрациями гостиниц и др. Для того чтобы соответствующие положения Закона работали четко и эффективно, МВД России должно заключить соответствующие межведомственные соглашения с соответствующими ведомствами, а также соответствующими государственными и муниципальными учреждениями. Весьма актуальной на сегодняшний день является проблема предоставления детям сотрудника полиции мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от их форм собственности. Места детям полицейского, детям погибшего, умершего сотрудника, сотрудника, уволенного со службы в полиции, вследствие увечья в соответствии со страховым законодательством должны предоставляться в первоочередном порядке. Это положение будет практически невозможно исполнить, если органы местного самоуправления, органы социальной защиты, администрация соответствующих образовательных учреждений не будут выполнять предписания Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» <25>. Как представляется, на выполнение данного предписания Закона должно дополнительно выделять средства МВД России. ——————————— <25> См.: Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Таков перечень основных социальных гарантий установленных государством для сотрудников полиции, проанализированные меры социальной поддержки, которые должны стимулировать сотрудника к добросовестному исполнению возложенных на него обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, и в конечном счете обеспечению правопорядка в Российской Федерации. В заключение необходимо отметить, что Министерством внутренних дел Российской Федерации проводится большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам социальной защиты сотрудников полиции. Министерством подготовлен и реализуется целый ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение социальной защищенности полицейских, ветеранов и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов их семей. Несмотря на это, механизм социальной защиты полицейских необходимо уже сегодня модернизировать так, чтобы социальная помощь оказывалась максимально адресно и оперативно, кроме того, необходимо сформировать такие условия, при которых сам полицейский, а также его трудоспособные члены семьи сами могли бы решать свои социальные, организационные и иные бытовые проблемы.

——————————————————————