Рецензия на диссертацию Владимира Михайловича Редкоуса на тему «Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств»

(Дугенец А. С.) («Административное право и процесс», 2012, N 6)

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА РЕДКОУСА НА ТЕМУ «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ» <*>

А. С. ДУГЕНЕЦ

——————————— <*> Диссертация Владимира Михайловича Редкоуса на тему «Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств», защищенная в диссертационном совете при Российском университете дружбы народов, на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.14 (научный консультант — доктор юридических наук, профессор Александр Борисович Зеленцов).

Дугенец Александр Сергеевич, профессор.

The review of V. M. Redkous’s dissertation of a subject «Administrative legal support of national security in the states — participants of the Commonwealth of Independent States» A. S. Dugenets

Диссертация Владимира Михайловича Редкоуса выполнена на актуальную для теории и практики тему «Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств». Несмотря на очевидную актуальность темы, глубоких исследований по научному обобщению накопленного в нашей стране и за рубежом опыта по вопросам административно-правового обеспечения национальной безопасности по существу не проводилось. В этой связи появление рецензируемой диссертации представляется весьма актуальным и своевременным. Методологический аппарат проведенного исследования представлен достаточно полно, объект, предмет, цель и задачи исследования сформулированы корректно, коррелируют с заявленной темой. Предметной областью исследования выбрана недостаточно разработанная и слабо освещенная в современной научной литературе тема, связанная с формированием административно-правовой основы обеспечения национальной безопасности в России и государствах — участниках СНГ, а также деятельностью государств СНГ и государственных органов по ее совершенствованию и реализации в целях обеспечения национальной безопасности. Определив научную цель в объектно-предметной области исследования, Владимир Михайлович четко определил ряд задач, последовательность решения которых позволила выстроить адекватную целевым установкам систему проведения научного исследования, результатом которого является формирование концептуальных направлений совершенствования административно-правового обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации, развития национального законодательства в данной области, принятия соответствующих доктринальных документов по вопросам нормативно-правового обеспечения национальной безопасности. Уважаемым диссертантом проведен многосторонний анализ объекта и предмета исследования путем обращения к широкому кругу научной и специальной литературы, нормативным правовым документам. Исследованию серьезных проблем, по которым отсутствует единство мнений в теории и проявляется неоднозначный подход в практике, предшествовало изучение широкого круга монографической и специальной юридической литературы по избранной теме, значительного объема нормативных правовых актов, посвященных теме настоящего исследования. Изложенное позволило с достаточной степенью объективности определить актуальные проблемы в деятельности органов национальной безопасности в России и государствах — участниках СНГ, выявить недостатки в административно-правовом регулировании общественных отношений в данной сфере, а также сформулировать и научно обосновать возможные пути их решения на теоретическом и практическом уровнях. Основные идеи и результаты диссертационного исследования лаконично сформулированы и адекватно представлены в научных положениях, выносимых на защиту. Содержание работы в достаточной степени обеспечивает раскрытие защищаемых научных положений и их подтверждение результатами исследования, которые прошли широкую апробацию и внедрение. Научная новизна и наиболее существенные результаты, полученные диссертантом, заключаются в том, что им комплексно рассматривается проблема административно-правового обеспечения национальной безопасности в развитии ее основных административно-правовых институтов, определяющих административно-правовой статус органов национальной безопасности, осуществляемые ими виды деятельности, государственную службу в органах национальной безопасности, административно-правовые режимы, устанавливаемые в целях обеспечения национальной безопасности, посредством чего выявляются закономерности и проблемы его развития, позволяющие определить основные направления его совершенствования. Владимиром Михайловичем обобщен и систематизирован исторический опыт становления и развития административно-правового обеспечения национальной безопасности, рассмотрено влияние международных договоров, заключаемых в рамках СНГ, на формирование административно-правовой основы обеспечения национальной безопасности; определены основные направления реформирования органов национальной безопасности в современных условиях; выделены проблемы административно-правового регулирования отбора кандидатов на службу в органы национальной безопасности. Уважаемым диссертантом значительно расширен категориально-понятийный аппарат за счет введения новых и уточнения уже имеющихся понятий. Так, например, обоснованы и введены в научный оборот новые понятия: «механизм административно-правового обеспечения национальной безопасности»; «субъекты административно-правового обеспечения национальной безопасности»; «функции субъектов административно-правового обеспечения национальной безопасности»; административно-правовой режим противодействия коррупции; «производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами национальной безопасности»; «государственная служба в органах национальной безопасности». В рецензируемой работе показана специфика административной деятельности, осуществляемой органами национальной безопасности в ее единстве с иными основными направлениями деятельности, осуществляемыми органами национальной безопасности; предложены научно обоснованные рекомендации по совершенствованию административно-правовых режимов в области обеспечения национальной безопасности. Выработанные уважаемым автором научные положения обогащают теорию современного административного права, а предлагаемые рекомендации способствуют совершенствованию правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности всех субъектов в области обеспечения национальной безопасности. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что с помощью современного научного инструментария сформулированы (разработаны) теоретические положения об административно-правовом обеспечении национальной безопасности; осуществлен сравнительно-правовой анализ основных понятий и категорий в области национальной безопасности, в результате чего были уточнены понятия «национальная безопасность», «государственная безопасность», «обеспечение национальной безопасности»; исследовано понятие органов национальной безопасности в государствах — участниках СНГ; дано понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности, предложена их классификация; рассмотрены теоретические подходы к определению понятия государственной службы в органах безопасности и ее прохождения. Теоретические выводы, сформулированные Владимиром Михайловичем на основе результатов лично проведенного исследования, являются в достаточной степени обоснованными и отражают целевую составляющую диссертационной работы. Диссертация при ее высоком научно-теоретическом уровне характеризуется практической направленностью. Автором выявлены пробелы в административно-правовом регулировании общественных отношений в области обеспечения национальной безопасности и предложены конкретные меры их восполнения. Выработаны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию российского законодательства в области обеспечения национальной безопасности (Федеральных законов «О безопасности», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «О внешней разведке» и ряда других); в области воинской обязанности и военной службы и статуса военнослужащих; защиты государственной тайны, а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Выводы и рекомендации, изложенные в рецензируемой диссертации, по своему содержанию являются серьезным вкладом в разработку исследуемой проблематики, совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере и практики его применения. Диссертантом использован также собственный опыт работы в государственных органах обеспечения национальной безопасности, что позволило сделать ряд убедительных выводов и практических рекомендаций. Избранная структура диссертации правомерна, обусловлена современным состоянием разработки проблемы, подчинена замыслу представленной исследовательской работы и логике достижения поставленной перед нею цели. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена исследованию теоретических основ сравнительно-правового исследования административно-правового обеспечения национальной безопасности в государствах — участниках СНГ. Особенно следует отметить, что автором выстроен категориальный ряд: «обеспечение» — «правовое обеспечение» — «правовое обеспечение национальной безопасности» — «административно-правовое обеспечение национальной безопасности», определена цель административно-правового обеспечения национальной безопасности, выявлены ее особенности; уточнены определения ряда научных понятий, в частности понятия национальной безопасности; дано понятие административно-правовой основы обеспечения национальной безопасности в государствах — участниках СНГ и показаны проблемы ее формирования. Во второй главе проанализировано административно-правовое положение органов национальной безопасности; дано определение административной деятельности органов национальной безопасности, рассмотрены проблемы административно-правового обеспечения специальных видов деятельности, осуществляемых органами национальной безопасности; определены основные направления совершенствования административно-правового положения органов национальной безопасности. Заслуживает внимания предложенное соискателем определение специальных видов деятельности, осуществляемых органами национальной безопасности. Третья глава посвящена исследованию особенностей административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности. Важное теоретическое значение данной главы заключается в том, что в ней Владимир Михайлович разработал понятие административно-правового режима, устанавливаемого в области обеспечения национальной безопасности, а практическая значимость проявляется в том, что соискатель рассмотрел возможности использования административно-правовых режимов в целях обеспечения национальной безопасности. В четвертой главе раскрывается институт административной ответственности в деятельности органов национальной безопасности России и государств — участников СНГ; а также административно-правовое регулирование применения органами национальной безопасности мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Важнейшим выводом, сделанным соискателем в данной главе, является то, что определены признаки производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами национальной безопасности. Пятая глава посвящена рассмотрению вопросов административно-правового обеспечения государственной службы в органах национальной безопасности. Уважаемым диссертантом раскрыты теоретические подходы к определению понятия государственной службы в органах безопасности и ее прохождения, рассмотрены проблемы административно-правового регулирования отбора кандидатов на службу в органы национальной безопасности, а также проблемы реализации административно-правового статуса сотрудника органов национальной безопасности, проходящего военную службу. Одним из основных результатов исследования в данной главе является предложенное уважаемым автором определение государственной службы в органах национальной безопасности. В шестой главе соискателем определяются основные направления совершенствования административно-правовой основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации с учетом опыта государств — участников СНГ. Следует отметить, что соискателем разработаны конкретные предложения по совершенствованию Федерального закона «О безопасности», а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Одним из основных выводом в данной главе является обоснование автором иерархии концептуальных документов в области обеспечения национальной безопасности — «концепция» — «доктрина» — «стратегия», а также разработка автором определения концепции национальной безопасности Российской Федерации. Отмечая теоретическую и практическую значимость рецензируемой диссертации, следует обратить внимание на удачное сочетание различных аспектов исследования, умелое применение современных научных методов. Научно-исследовательский материал диссертации четко структурирован, выдержан в строгом методическом стиле, имеет завершенный вид. Диссертация написана стилистически точным научным языком и оформлена в соответствии с требованиями ВАК, предъявляемыми к такого рода научным работам. Полученные научные выводы настоящего диссертационного исследования свидетельствуют о научной зрелости уважаемого Владимира Михайловича, его способности самостоятельно анализировать сложные научные проблемы, свободно оперировать полученными эмпирическими данными, делать на их основе адекватные выводы, формулировать практически значимые рекомендации. Заслуживает уважения и делает честь соискателю то, что основные положения и выводы диссертации с достаточной полнотой изложены в 154 опубликованных научных статьях. Содержание автореферата соответствует основным идеям, положениям и выводам проведенного исследования. Основные положения и выводы исследования, касающиеся основных направлений реформирования органов национальной безопасности, определения видового состава государственной службы в органах национальной безопасности, определения содержания административно-правовых режимов, устанавливаемых в целях обеспечения национальной безопасности, целесообразно использовать в научно-исследовательской работе по специальности 12.00.14, а также в практической деятельности органов национальной безопасности и правоохранительных органов Российской Федерации. Диссертация «Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств» соответствует специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право, отвечает требованиям Положения о порядке присуждения ученых степеней, является научно-квалификационной работой, в которой решена научная проблема, имеющая существенное значение для административно-правового обеспечения национальной безопасности. Уважаемым читателям будет приятно узнать, что в декабре 2011 г. решением Президиума ВАК России Владимиру Михайловичу Редкоусу присуждена ученая степень доктора юридических наук.

——————————————————————