Административное принуждение в деятельности ведомственной милиции РСФСР (1924 — 1928 гг.)

(Ерин Д. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 6)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ МИЛИЦИИ РСФСР (1924 — 1928 ГГ.)

Д. А. ЕРИН

Ерин Дмитрий Александрович, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

Рассматриваются особенности применения мер административного принуждения в достижении основной цели правового режима охраняемых объектов ведомственной милицией РСФСР в период 1924 — 1928 гг.

Ключевые слова: история милиции, ведомственная милиция РСФСР, административное принуждение, меры административного принуждения.

Administrative compulsion in the activity of departmental militia of the RSFSR (1924 — 1928 гг.) D. A. Erin

In the article the features of application of measures of administrative compulsion in achievement of a main purpose of a legal regime of protected objects by departmental militia of the RSFSR during the period of 1924 — 1928 are considered.

Key words: militia history, departmental militia of the RSFSR, administrative compulsion, measures of administrative compulsion.

Рост преступности в бывшей РСФСР и увеличение числа преступлений в сфере экономики, среди которых значительный объем приходился на расхищение имущества фабрик, заводов и иных объектов народного хозяйства, выявили необходимость организации эффективной системы охраны. Это повлекло за собой создание «…за счет обслуживаемых ведомств и предприятий, на договорных началах, определяющих на эту надобность средства и потребное количество милиционеров» <1>, — ведомственной милиции. Основной задачей ведомственной милиции ставилась охрана имущества заводов, фабрик, советских учреждений и иных народнохозяйственных объектов от краж, хищений и иных противоправных деяний, а также охрана общественного порядка как на территории указанных объектов, так и на территории фабрично-заводских поселков. ——————————— <1> Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ), ф. 393, оп. 43 (а), д. 548, л. 21.

Организация и деятельность ведомственной милиции в РСФСР регулировалась совокупностью как общегосударственных нормативно-правовых актов, так и ведомственными актами. К числу которых относились такие, как Постановление СНК РСФСР от 6 февраля 1924 г. «О ведомственной милиции», Положение о ведомственной милиции, Инструкция о порядке организации ведомственной милиции и ее деятельности от 21 февраля 1925 г. и другие. Среди всех организационно-правовых мер, которые предписывалось использовать для обеспечения безопасности различных форм собственности, значительное место уделялось административному принуждению. Административное принуждение в деятельности ведомственной милиции как способ обеспечения правового режима охраняемых объектов выражалось в применении административно-предупредительных, процессуально-обеспечительных мер и мер административного пресечения. Причем применение соответствующих мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, осуществлялось не только в отношении потенциальных преступников, но и в отношении граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность на том или ином предприятии или учреждении. Вместе с тем все указанные акты носили общий характер, тогда как наиболее подробно административное принуждение, направленное на обеспечение правового режима охраняемых ведомственной милицией объектов, нашло отражение в инструкциях о порядке организации и несении службы охраны, составленных для конкретного предприятия или учреждения. В инструкциях, разработанных для охраны промышленных предприятий, существенное внимание уделялось обеспечению пропускного режима на охраняемых объектах, так как от качественного выполнения этой функции ведомственными милиционерами во многом зависела эффективность всей системы охраны завода, фабрики или иного предприятия. Как правило, инструкции разрабатывались не только для всего подразделения ведомственной милиции, осуществляющего охрану объекта, но и конкретно для каждого поста, с учетом специфики несения службы и в них устанавливались конкретные обязанности постового милиционера по охране порученного имущества. Отличительной чертой данных инструкций была скрупулезная детализация обязанностей постового, а также перечень возможных нестандартных ситуаций, могущих возникнуть при несении службы, и способы их разрешения. Такой подход разработчиков инструкций, несомненно, отражал не только объективную необходимость тщательного разъяснения милиционерам их прав и обязанностей, но и стремление руководства подразделений ведомственной милиции оградить себя от возможных претензий за некачественную охрану со стороны администрации предприятий и учреждений. Например, в Инструкции «Права и обязанности часовых Монетного Двора» в г. Ленинграде отмечалось, что милиционеры из команды охраны не допускаются в цеха без разрешения начальника Монетного Двора, «…а поэтому состав команды не несет ответственности за то, что внутри происходит» <2>. ——————————— <2> ГАРФ, ф. 393, оп. 58, д. 101, л. 134.

В первую очередь к числу административно-предупредительных мер относились, такие как обеспечение пропускного режима, проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр вещей и личный досмотр как рабочих и служащих предприятия, так и посторонних лиц. Так, в Инструкции постовым милиционерам у проходных N 1, 2, 3 завода «Этна» и в Правилах-инструкции прохода на завод и из завода работающих, заказчиков, посторонних лиц и выноса материалов и изделий из завода, для ведомственной милиции по охране завода «Красное Сормово» <3>, разработанных начальником Канавинского РАО Нижегородского губадмотдела в октябре 1924 г., особое внимание уделялось именно организации пропускного режима. ——————————— <3> ГАРФ, ф. 393, оп. 43 (а), д. 377, л. 52, 114.

Соблюдение пропускного режима в первую очередь было направлено на предотвращение хищений со стороны рабочих и служащих предприятия. Так, в Инструкции постовым милиционерам у проходных N 1, 2, 3 важнейшей задачей, стоящей перед ведомственной милицией, определялось «…следить за тем, чтобы из завода не выносили предметов, не принадлежащих рабочим». А в Инструкции Сормовской ведомственной милиции по охране Ц. Р.К. четко указывалось, что постовой милиционер обязан «…задерживать каждого гражданина, если в неурочное время несет какую-либо ношу или узел» <4>. ——————————— <4> ГАРФ, ф. 393, оп. 43 (а), д. 377, л., 117.

В инструкциях указывалось, что основная обязанность постовых милиционеров заключается в пресечении прохода на территорию завода посторонних лиц «…чтобы рабочий показывал свой номерной значок… так, чтобы милиционер мог определить, что у рабочего именно его знак… а в случае сомнения или отсутствия… немедленно задерживать» <5>. ——————————— <5> ГАРФ, ф. 393, оп. 43 (а), д. 377, л., 114.

Учитывая тот факт, что все инструкции составлялись с учетом пожеланий администраций предприятий и утверждались после согласования с ними, довольно часто в обязанности ведомственных милиционеров включались функции, не связанные напрямую с охраной заводского имущества от хищений. На милиционеров возлагалась обязанность осуществлять контроль за временем прибытия и убытия рабочих завода. Так в Правилах-инструкции прохода на завод и из завода работающих, заказчиков, посторонних лиц и выноса материалов и изделий из завода, для ведомственной милиции по охране завода «Красное Сормово» указывалось, что милиционеры должны фиксировать всех опоздавших, а опоздавших на срок более 20 минут на территорию завода не пропускать до обеденного перерыва. Кроме того, в рабочее время выпускать рабочих с территории заводов только по пропускам, подписанным мастером, обращая внимание на соответствие цвета пропуска характеру производства (вредное или нет) или возрасту рабочих (совершеннолетие). Несомненно, эти дополнительные требования включались в инструкции под воздействием администраций, которые, приняв финансирование ведомственной милиции на свой счет, стремились максимально использовать возможности ведомственных милиционеров. Как правило, во многих инструкциях содержались разделы, касающиеся несения службы на так называемых особых постах на территории предприятий, к числу которых относились заводские кассы, склады нефтепродуктов, железнодорожные пути, электростанции и т. д. Так, постовому милиционеру в кассах завода «Красное Сормово», помимо непосредственной охраны, предписывалось «…следить за порядком в кассе во время выдачи денег, устанавливать очередь для получающих деньги, ни в коем случае не допускать шума и курения табака…» <6>. ——————————— <6> ГАРФ, ф. 393, оп. 43 (а), д. 377, л., 114.

Отличительной особенностью всех инструкций по охране предприятий и учреждений было включение в обязанности постовых милиционеров контроля за соблюдением рабочими правил пожарной безопасности, а также принятия своевременных мер по оповещению рабочих и администрации завода в случае создания аварийных ситуаций. Так, в Инструкции по охране заводов имени 26 казненных бакинских комиссаров от 11 октября 1924 года <7>, составленной начальником Сормовской районной милиции, указывалось, что в случае утечки нефтепродуктов постовой милиционер обязан немедленно сообщить об этом дежурному технику и по возможности, не покидая поста, принять меры к предотвращению этой аварии. ——————————— <7> ГАРФ, ф. 393, оп. 43 (а), д. 377, л., 120.

Сочетание применения административно-предупредительных мер и административного пресечения в основном осуществлялось сотрудниками ведомственного уголовного розыска. Круг обязанностей ведомственного уголовного розыска определялся всеми действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими организацию и функционирование как всей милиции РСФСР, так и уголовного розыска в частности. Однако, исходя из сложившейся практики, на местах разрабатывались специальные инструкции, определяющие приоритетные направления деятельности агентов УРО на конкретном предприятии или учреждении либо в масштабах всей губернии. Например, Инструкция о несении службы, правах и обязанностях ведомственных агентов уголовной милиции Нижегородской губернии, утвержденная 16 ноября 1926 г. В тексте договоров с предприятиями и учреждениями особым пунктом устанавливались обязанности соответствующего агента. Например, договор Грозненского окрисполкома Северо-Кавказского края с Рыночным комитетом от 1 августа 1926 г., Донецкого окрисполкома с правлением Миллеровского городского общества потребителей <8> и т. д. ——————————— <8> ГАРФ, ф. 393, оп. 66, д. 20. л. 170, 170 (об); д. 40. л. 69, 71.

Как правило, основная задача агентов уголовного розыска определялась как «…полное обслуживание учреждения или предприятия по пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений со стороны простых злоумышленников, равно и служащих в учреждениях» <9>, причем агент не освобождался от выполнения задач, возложенных на общегосударственный уголовный розыск. ——————————— <9> ГАРФ, ф. 393, оп. 66, д. 20, л. 170.

К числу приоритетных направлений деятельности, как правило, относились такие, как наблюдение за сохранностью имущества, наблюдение за злоупотреблениями служащих и выявление таковых, принятие мер к предупреждению, предотвращению и раскрытию преступлений. Причем особое внимание обращалось на проведение профилактических мероприятий с целью выявления работников предприятий, склонных к совершению преступлений, а также и в первую очередь среди сотрудников учреждений «…ранее скомпрометированных по уголовным и политическим делам» <10>. ——————————— <10> ГАРФ, ф. 393, оп. 66, д. 20, л. 170 (об).

Учитывая значительный рост преступлений коррупционного характера, которые получили развитие в период новой экономической политики, а также должностных преступлений, связанных с нанесением материального ущерба государству, агентам ведомственного уголовного розыска вменялось в обязанность постоянное «…освещение деятельности как служащих, так и лиц, состоящих в коммерческих сношениях с ними, а также имеющих доступ на предприятие и заподозренных в попытках к совершению преступных деяний» <11>. ——————————— <11> ГАРФ, ф. 393, оп. 66, д. 40, л. 71.

Таким образом, административное принуждение в деятельности ведомственной милиции РСФСР в период 1924 — 1928 гг., осуществляющей охрану различных форм собственности на основании договоров, было направлено на предупреждение незаконных действий в отношении охраняемого имущества, а в случае их совершения — на задержание правонарушителей.

——————————————————————