Без провокаций! О недопущении оперативными сотрудниками провокационных действий при документировании преступных действий лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств

(Петров С. П.)

(«Прокурор», 2012, N 3)

БЕЗ ПРОВОКАЦИЙ!

О НЕДОПУЩЕНИИ ОПЕРАТИВНЫМИ СОТРУДНИКАМИ ПРОВОКАЦИОННЫХ

ДЕЙСТВИЙ ПРИ ДОКУМЕНТИРОВАНИИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛИЦ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

С. П. ПЕТРОВ

Петров С. П., прокурор управления по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Практика рассмотрения поступающих в Генеральную прокуратуру Российской Федерации обращений Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека свидетельствует об увеличении количества жалоб, касающихся соблюдения прав личности при проведении проверочной закупки наркотических средств.

Наиболее характерными вопросами, которые при рассмотрении указанных обращений ставит Европейский суд по правам человека (далее — Европейский суд) перед властями Российской Федерации, являются:

1. Располагали ли органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, до проведения в отношении заявителя проверочной закупки (оперативного эксперимента) информацией о намерении последнего совершить преступление? Поступала ли данная информация от источника, не участвовавшего в проведении указанного ОРМ?

2. Оказывало ли лицо, участвовавшее в проведении ОРМ, воздействие, в том числе путем убеждения, внушения, обращения к сочувствию, на проверяемое (разрабатываемое) лицо с целью побудить его совершить преступление, которое без такого воздействия не было бы совершено?

3. Содержало ли постановление о проведении ОРМ информацию о причинах, целях и мотивах его проведения?

4. Имелись ли достаточные основания для проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия? Какие другие ОРМ осуществлялись до проведения проверочной закупки (оперативного эксперимента)?

В качестве аргументов при подготовке обращений заявители ссылаются на вступившие в законную силу решения Европейского суда («Ваньян против Российской Федерации», «Худобин против Российской Федерации», «Тейшейра де Кастро против Португалии»), в которых действия оперативных сотрудников признаны не соответствующими Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция).

Так, в Постановлении от 26 октября 2006 г. по делу «Худобин против Российской Федерации» (в отношении заявителя была проведена проверочная закупка наркотических средств) Европейский суд, констатируя нарушение положений статьи 6 Конвенции, указал на то, что у Худобина не было криминального прошлого, а в деле отсутствовали данные о его причастности к незаконным операциям с наркотическими средствами. Лицо, действовавшее под прикрытием, обратилось к заявителю с просьбой помочь приобрести у кого-либо героин, при этом оно показало, что ранее у Худобина наркотических средств не приобретало. При таких обстоятельствах Европейский суд пришел к выводу, что ОРМ было направлено не на задержание непосредственно Худобина как наркоторговца, а на задержание любого гражданина, который продаст героин лицу, оказывающему содействие сотрудникам милиции.

В Постановлении Европейского суда от 15.12.2005 по делу «Ваньян против Российской Федерации», с учетом положений статьи 6 Конвенции, указывается на необходимость получения правоохранительными органами полной и достоверной информации о причастности того или иного лица к совершению преступления. При этом разъясняется: простое заявление сотрудников милиции о том, что они располагали информацией о причастности заявителя к совершению преступлений, не может приниматься во внимание, если в деле не имеется иных данных, уличающих его в преступной деятельности.

Применительно к вопросу о возможности оказания лицом, действующим под прикрытием, воздействия на подозреваемого, побудившего последнего к совершению преступления, Европейский суд в Постановлении от 09.06.1998 по делу «Тейшейра де Кастро против Португалии» растолковал, что при отсутствии оснований предполагать о совершении преступления заявителем без вмешательства сотрудников полиции действия последних представляют собой подстрекательство к совершению преступления. Согласно фабуле данного дела сотрудники полиции, действовавшие под прикрытием, предложили заявителю деньги за продажу им героина. Тот, заинтересовавшись предложенной суммой, приобрел наркотическое средство и передал сотрудникам полиции, после чего был задержан. Оценивая данную ситуацию, Суд пришел к выводу, что своими действиями сотрудники полиции спровоцировали совершение преступления заявителем, так как доводы в пользу того, что он совершил бы преступление без вмешательства полиции, в деле отсутствовали.

Анализ изучаемых в ходе прокурорских проверок оперативных материалов, в частности документов, передаваемых в следственные подразделения в порядке Инструкции о представлении результатов ОРД, зачастую позволяет констатировать фактическое отсутствие в них оснований для проведения рассматриваемых ОРМ. Информация о причастности потенциального «продавца» к незаконным операциям с наркотиками либо о намерении совершить преступление ограничивается заявлением лица, желающего изобличить последнего посредством своего участия в проверочной закупке (оперативном эксперименте), или рапортом оперативного сотрудника. Иной информации в материалах оперативно-розыскной деятельности не имеется.

Вместе с тем согласно части 2 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой одним из главных оснований и условий проведения оперативно-розыскного мероприятия является наличие достоверной информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Как справедливо отмечает А. Е. Чечетин, «чтобы не давать повода для компрометации своей деятельности, оперативные сотрудники должны при проведении проверочных закупок более тщательно документировать противоправные устремления наркосбытчика, собирая информацию, подтверждающую их причастность к сбыту наркотиков и доказывающую наличие у них преступного умысла, не зависящего от действий правоприменителей. При этом проверочная закупка должна быть направлена на поимку конкретного подозреваемого лица, а не в отношении неопределенного круга граждан».

По нашему мнению, наличие в материалах, отражающих результаты ОРД, сведений о проведении в отношении подозреваемого комплекса иных оперативно-розыскных мероприятий позволит подтвердить законность и обоснованность проведенной проверочной закупки либо оперативного эксперимента. Такими документами, помимо рапорта оперативного сотрудника и заявления лица, выступающего в роли покупателя, могут быть: материалы характеризующего плана, документы, результаты проведенных в отношении разрабатываемого (проверяемого) лица оперативно-розыскных мероприятий, а также объяснения лиц, которые впоследствии могут стать свидетелями по уголовному делу и показать о ранее совершенных фактах преступной деятельности.

Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации по делу Рыкова В. В., осужденного по статьям 30, ч. 3, 228.1, ч. 2, п. «б», указано на отсутствие оснований для рассмотрения преступления, за которое был осужден Рыков, как результат провокации со стороны сотрудников милиции, т. к. супруга подсудимого в судебном заседании пояснила, что тот неоднократно занимался сбытом наркотических средств.

Кроме этого, анализ обращений граждан в Европейский суд позволяет говорить о негативной тенденции проявления инициативных действий со стороны участвующих в ОРМ лиц, фактически подстрекающих подозреваемого к совершению противоправного деяния. К примеру, заявители сообщают о том, что оперативные сотрудники неоднократно звонили им и настойчиво предлагали совершить сделку по купле-продаже наркотических средств.

Безусловно, утверждать, что действующее законодательство содержит в себе четкие и понятные нормы, позволяющие отграничить провокацию от того или иного ОРМ, в настоящее время возможным не представляется. Но в то же время в ряде норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо указано на недопустимость таких действий.

Так, в одном из положений статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится прямой запрет на подстрекательство, склонение и побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий.

Поэтому из содержания оперативных материалов должно явствовать, что продажа наркотического средства оперативному сотруднику или лицу, оказывающему ему конфиденциальное содействие, не явилась результатом подстрекательства со стороны последних. Инициатива совершения преступления должна исходить исключительно от объекта оперативной проверки (разработки). Определенные действия инициативного характера со стороны правоохранительных органов в данном случае могут быть обусловлены только необходимостью решения отдельных оперативно-тактических задач проводимого ОРМ (к примеру, необходимостью уточнения места и времени сделки). При этом эти действия должны быть соответствующим образом обоснованы (согласно порядку, указанному выше) и не носить системного характера. Побуждение к преступным действиям объекта оперативной проверки (разработки) недопустимо.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что деятельность оперативных подразделений по противодействию преступной деятельности лиц, занимающихся сбытом наркотических средств, должна осуществляться в четком соответствии с нормами законодательства об оперативно-розыскной деятельности, а также с учетом требований Европейского суда, Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации. Это позволит свести к минимуму решения об удовлетворении необоснованных жалоб заявителей как в Европейском суде, так и в российских судебных инстанциях, а также позволит избежать утраты доказательственного значения данных, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности.

——————————————————————

Интервью: «При осуществлении прокурорского надзора особое внимание мы уделяем вопросам профилактики экстремизма и терроризма» (интервью с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации В. Я. Гринем)

(«Прокурор», 2012, N 3)

«ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

МЫ УДЕЛЯЕМ ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА»

ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. Я. ГРИНЕМ

Экстремизм и особенно крайняя форма его проявления — терроризм — наиболее опасная угроза правовому государству и консолидированному обществу. Сегодня в России перед лицом этой угрозы самым уязвимым является Северо-Кавказский федеральный округ. О проблемах предупреждения, пресечения экстремизма и терроризма в субъектах Северо-Кавказского федерального округа и других актуальных вопросах читателям журнала «Прокурор» рассказал заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В. Я. Гринь.

— Виктор Яковлевич, в конце прошлого и начале этого года сотрудниками курируемых Вами подразделений осуществлялись выезды в республики Северо-Кавказского региона. Какова была цель этих командировок?

— Действительно, на протяжении второго полугодия прошлого и в начале этого года работники центрального аппарата неоднократно выезжали в субъекты Северо-Кавказского федерального округа для оказания практической и методической помощи прокурорским работникам по линии противодействия экстремизму и терроризму.

Кроме того, для подготовки предложений по совершенствованию деятельности не только правоохранительных органов, но и других субъектов противодействия экстремизму и терроризму возникла необходимость изучения обстановки, что называется, на местах, ознакомления как с положительным опытом работы, так и с нерешенными проблемами.

— И как бы Вы могли охарактеризовать ситуацию в этом регионе?

— Думаю, что все, кто следит за новостными выпусками, прекрасно знают, что ситуация в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе продолжает оставаться достаточно напряженной.

В ряде субъектов России, входящих в СКФО, не прекращается деятельность незаконных вооруженных формирований, совершаются нападения на представителей власти, общественных деятелей, работников правоохранительных органов. Фиксируются попытки активного вмешательства в процессы духовного возрождения традиционного для этого региона религиозного направления — ислама со стороны представителей различных радикальных исламистских группировок из-за рубежа.

Происходящие процессы свидетельствуют о том, что экстремистские настроения стали долговременным фактором, влияющим на криминогенную ситуацию на Северном Кавказе.

Руководством страны принимаются действенные меры, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в регионе. Правительством России в сентябре утверждена комплексная Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., приняты экономические проекты по созданию на его территории реальной производственной базы, образован Северо-Кавказский федеральный университет.

Вместе с тем в прошлом году мы фиксируем увеличение количества преступлений террористического характера в СКФО более чем на 7%. Нестабильная обстановка в регионе характеризуется наличием латентных межэтнических конфликтов, тенденциями к распространению этнического и религиозного сепаратизма.

В этих условиях органам прокуратуры необходимо активизировать работу по надзору за исполнением законодательства в деятельности правоохранительной системы, органов власти, местного самоуправления, обеспечить безусловное соблюдение конституционных принципов равенства всех граждан перед законом, законности в деятельности правоохранительных органов.

— Речь идет о работе органов следствия, полиции и федеральной безопасности по пресечению, раскрытию и расследованию преступлений?

— Не только. Безусловно, совершенствование работы правоохранительных органов как в уголовно-процессуальной сфере, так и в области оперативно-розыскной деятельности является одним из приоритетных направлений нашей работы. Но не менее важными являются вопросы профилактики экстремистских и террористических проявлений. Решением этих вопросов обязаны заниматься не только правоохранительные органы, но и органы власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные и религиозные организации.

Поэтому при осуществлении прокурорского надзора большое внимание уделяется вопросам профилактики экстремизма и терроризма органами власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

— То есть сегодня выстроена система органов, работающих на данном направлении?

— Да, сегодня систему органов, осуществляющих профилактику (предупреждение и пресечение) террористической и экстремистской деятельности, составляют республиканские и муниципальные антитеррористические комиссии, органы исполнительной власти субъектов, постоянно действующие межведомственные рабочие группы, а также территориальные подразделения правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти.

Во всех субъектах приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по профилактике экстремизма и терроризма, утверждены и реализуются комплексные и специализированные программы республиканского и местного уровня.

Например, в Республике Дагестан в декабре 2011 г. утверждена Комплексная программа противодействия экстремизму и терроризму на 2012 — 2016 гг. с объемом финансирования республиканского бюджета в размере более 113 млн. руб. Аналогичная программа в КБР на 2011 — 2015 гг. предусматривает финансирование в объеме более 261 млн. руб.

Следует отметить, что в обоих субъектах аналогичные программы, действовавшие в 2008 — 2010 гг., предусматривали явно недостаточное финансирование (в пределах 10 млн. руб.), а по факту были профинансированы не более чем на 50%.

Такое значительное увеличение финансирования — результат работы в том числе прокуратур субъектов, которые, информируя высших должностных лиц субъектов, постоянно и целенаправленно добивались активизации работы органов власти субъектов на этом направлении.

— Можно сказать, что работа прокуроров приносит видимые результаты?

— Безусловно. Со второй половины 2011 г. и в 2012 г. мы можем отметить значительную активизацию общепрофилактической, контрпропагандистской и воспитательной работы со стороны органов власти республик, увеличение финансирования и количества проводимых профилактических мероприятий.

Было бы, наверное, неправильно полностью приписывать себе заслуги в этих вопросах, но определенный весомый вклад прокуроров в этом, конечно, есть.

Нельзя сказать, что данная работа полностью завершена. Не во всех сложных регионах вопросы финансирования, реального выполнения программных профилактических мероприятий решаются одинаково успешно.

Например, финансирование республиканской целевой программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Республике Ингушетия на 2011 — 2013 годы» в прошлом году было предусмотрено лишь по истечении третьего квартала и в объеме менее 30%.

Кроме того, пока мы не можем говорить о качественном улучшении работы и в тех субъектах, где нам удалось добиться выделения соответствующих финансовых средств.

В вопросах профилактики остается нерешенным целый ряд проблем, требующих как организационного, так и нормативного регулирования.

Отмечая достаточно низкую эффективность реализации программных мероприятий в прошлые годы, можно сделать вывод, что общим недостатком явились причины не только слабого их финансирования, но и недостатки при их планировании, формальный подход к их реализации и отсутствие эффективной координации усилий различных ведомств и исполнителей.

Так, один из основных исполнителей указанной программы в Дагестане дважды за период ее действия находился в процессе реорганизации из комитета в министерство по национальной политике и информации и в министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям (Миннац РД). Кроме того, как и в отношении действующей в настоящее время программы на 2012 — 2016 гг., возникают опасения в связи с отсутствием у Миннаца РД достаточных полномочий по координации ее исполнения другими государственными органами и органами местного самоуправления. Аналогичные проблемы характерны и для других субъектов округа.

Таким образом, помимо решения вопросов финансирования в республиках должен быть решен вопрос более эффективной координации профилактической деятельности всех субъектов с наделением координирующего органа необходимым объемом полномочий.

Думаю, что проведенный нами анализ и рекомендации, выработанные по итогам оказания практической и методической помощи, помогут как прокуратурам субъектов, так и руководству республик принять дополнительные меры по совершенствованию данной работы.

— Ни для кого не секрет, что пропагандистская деятельность экстремистов в основном сейчас сконцентрирована в интернет-пространстве. Можно ли этому эффективно противодействовать, какая работа ведется?

— С 2011 г. в указанных субъектах развернута достаточно активная информационно-пропагандистская деятельность по пресечению и профилактике экстремистских проявлений.

С целью выявления ресурсов, содержащих сведения террористической, экстремистской направленности, в республиках осуществляется постоянный мониторинг сети Интернет сотрудниками правоохранительных органов (ФСБ и МВД), прокуратур республик, органами власти.

В этой работе заслуживает внимания положительный опыт КБР, где с использованием интернет-технологий, других медийных возможностей (еженедельная программа «Служба 02 сообщает», радио КБР «Территория закона», ТВ-49 «Наша безопасность», ведомственные сайты Президента, Правительства, прокуратуры, МВД и УФСБ по КБР) осуществляется значительная работа по реализации контрпропагандистских мероприятий идеологии экстремизма и терроризма.

Отдельно необходимо отметить роль в данной деятельности интернет-сайта «Вести КБР», где размещаются транслируемые на местном телевидении видеосюжеты, в том числе пропагандистского характера.

Указанный сайт, согласно системе электронной статистики количества просмотров, посещают до 2000 «уникальных» пользователей в сутки. Интернет-сайт «Вести КБР» активно посещают представители 60 стран ближнего и дальнего зарубежья (преимущественно страны, в которых проживают представители адыгской и карачаево-балкарской диаспор: США, Турция, Иордания, Дания, Канада, Саудовская Аравия и пр.).

Вместе с тем проводимая органами власти республик контрпропагандистская работа пока не вполне эффективна.

Публикуемые в республиканских и муниципальных средствах массовой информации материалы по вопросам противодействия экстремистской идеологии и пропаганды ценностей правового государства и гражданского общества не всегда отличаются высоким качеством и востребованностью у населения.

Среди обстоятельств, препятствующих эффективному проведению контрпропагандистской работы, можно отметить отсутствие единого координирующего центра по ее проведению как на федеральном, так и на региональных уровнях с выработкой единой информационной политики, тактики и стратегии ее проведения. Кроме того, по-прежнему нуждается в правовом регулировании информационное интернет-пространство, так как на него в настоящее время перенесен основной фокус внимания подрастающего поколения.

— Кстати, о подрастающем поколении. Молодежь, как известно, наиболее восприимчива к экстремистским идеям. Как ведется работа на этом направлении?

— Работа ведется большая, но и здесь существуют свои проблемы и недостатки.

Результаты наших проверок показывают, что профилактическая работа с молодежью сконцентрирована в основном в рамках образовательных учреждений и проведения отдельных разовых мероприятий (фестивалей, конференций и семинаров).

В рамках образовательного процесса в республиках проводится активная работа по предупреждению и противодействию распространению экстремистской и террористической идеологии, недопущению агитации этой деятельности и вовлечения молодежи в противоправные действия.

В образовательно-воспитательные процессы внедрены лекции и беседы по культуре и традициям народов республик, истории, обществоведению и другим предметам, направленным на профилактику проявлений терроризма и экстремизма.

Например, в Республике Дагестан осуществляется 14 целевых программ, направленных на гражданско-патриотическое и нравственное воспитание молодежи, противодействие религиозно-политическому экстремизму, поддержку талантливой молодежи.

Однако указанные мероприятия охватывают в основном детей и подростков, обучающихся в соответствующих учебных заведениях.

Это объясняется в том числе и тем, что при наличии программ и значительных усилиях органов исполнительной власти и местного самоуправления в республиках практически утрачена материально-техническая база для проведения молодежной политики на постоянной планомерной основе.

Например, в ведении республиканского органа, ответственного за реализацию молодежной политики в РД, на 36 муниципальных районов и 10 городов приходится всего 5 учреждений и 4 детских лагеря, что явно недостаточно для организации досуга молодежи.

Приходится констатировать, что в организационном плане, в материально-техническом обеспечении органы власти и местного самоуправления зачастую проигрывают представителям различных религиозных течений (прежде всего исламских), так как не могут предложить молодежи альтернативные проекты, позволяющие заполнить не только вакуум в плане досуга, но и организовать занятия с перспективой дальнейшей самореализации.

Другой проблемой является, по сути, утрата контроля со стороны органов власти за ситуацией с получением образования в молодежной среде.

Наши проверки показывают, что ни органы управления образованием, ни органы социальной защиты не обладают полной и непротиворечивой информацией о детях, не посещающих учебные заведения.

Перекрестный анализ данных демографической статистики и о количестве учащихся выявляет серьезные расхождения, которые не находят убедительного объяснения.

В результате, по данным последней переписи населения, большое количество молодых людей, в отдельных субъектах до 30%, не имеют основного среднего образования.

Думаю, что эта информация по результатам наших проверок послужит серьезным основанием для органов власти субъектов по принятию дополнительных действенных мер в работе с молодежью.

В свою очередь, после обобщения всей полученной в ходе выездов информации нами будут подготовлены информация и предложения в Правительство Российской Федерации, что позволит выработать соответствующие меры на федеральном уровне.

— В начале нашего разговора мы затрагивали тему религиозного возрождения. Быть может, здесь и находится решение проблем досуга и образования?

— Безусловно, в условиях отсутствия официальной идеологии (какая, например, была в бывшем СССР) процессы духовного возрождения, религиозного воспитания и привития традиционных ценностей молодежи способны в значительной степени решить эти проблемы.

Однако важно, чтобы под предлогом этого возрождения в общество не внедрялись чуждые, зачастую радикальные идеи и ценностные установки, а процессы духовного и нравственного развития не подменяли, а органично дополняли усилия государства по развитию подрастающего поколения.

Сегодня, к сожалению, наши проверки в большинстве субъектов СКФО выявляют проблемы отсутствия достоверной информации об образовательной деятельности в религиозной сфере.

Такое положение создает реальную опасность внедрения в процесс духовного воспитания и религиозного образования представителей радикальных направлений, как правило, экспортируемых из-за рубежа.

В этих условиях очевидна необходимость консолидации усилий надзорных, контролирующих органов власти субъектов во взаимодействии с руководством зарегистрированных религиозных организаций по контролю за процессами в сфере духовного воспитания и образования. Не должны оставаться в стороне и прокуроры, в полной мере используя предоставленные законом полномочия.

— Проблемы, которые Вы обозначили, носят комплексный характер и относятся к сфере полномочий различных органов власти, не всегда регионального уровня. Какова роль прокуратуры в решении этих проблем? Иными словами, что мы можем предпринять со своей стороны?

— Ну, во-первых, прокурорам необходимо обеспечить комплексный, системный надзор за исполнением требований законодательства всеми органами, наделенными полномочиями в указанных сферах. На это, кстати, и направлены наши выезды с оказанием практической и методической помощи.

Практика показывает, что последовательная, наступательная позиция прокуратуры нередко является единственным залогом надлежащего исполнения этими органами возложенных на них законом обязанностей по профилактике экстремизма.

Во-вторых, наша информация, внесенная в адрес руководителей субъектов, часто служит весомым основанием для принятия дополнительных организационных, нормативных и финансовых мер по совершенствованию этой работы.

Думаю, что при таком комплексном подходе общими усилиями мы сможем решить многие проблемы и внести реальный вклад в стабилизацию обстановки в этом непростом регионе нашей страны.

Во втором полугодии мы планируем еще ряд выездов с оказанием практической и методической помощи в субъекты Северо-Кавказского округа. Основными целями выездов будут выявление и всестороннее изучение причин и условий, способствующих экстремистским и террористическим проявлениям, и выработка мер по повышению эффективности деятельности не только правоохранительных органов, но и всех субъектов противодействия экстремизму и терроризму.

По их результатам нами будет подготовлена информация Президенту и Правительству Российской Федерации с конкретными предложениями как в сфере законодательного регулирования, так и в плане совершенствования профилактической работы соответствующих министерств и ведомств, что также будет способствовать нормализации ситуации.

——————————————————————