Расизм, национальный и религиозный экстремизм на Олимпийских играх и других спортивных мероприятиях. История и реальность (криминологический анализ, предупреждение и пресечение экстремизма в спорте)

(Песков А. Н.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 3)

РАСИЗМ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ДРУГИХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ. ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

(КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СПОРТЕ) <*>

А. Н. ПЕСКОВ

——————————— <*> Peskov A. N. Racism, national and religious extremism in the olympics and other sporting events. History and reality (criminological analysis, prevention and suppression of extremism in the sport).

Песков Анатолий Николаевич, начальник управления безопасности Российского международного олимпийского университета, автор учебной программы «Спорт и безопасность», член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

Статья посвящена криминологическому анализу проблем расизма, национального и религиозного экстремизма на Олимпийских играх и других спортивных мероприятиях. Указанные проблемы анализируются в контексте событий истории и современного мира. Значительное внимание уделяется изучению причин экстремизма среди фанатских объединений, определению психологического портрета современного фаната-экстремиста. Кроме того, формулируются задачи по профилактике экстремизма на спортивных мероприятиях в соответствии с требованиями Совета Европы и европейских конвенций, определяются уголовно-правовые меры борьбы с этим негативным явлением.

Ключевые слова: дискриминация, расизм, экстремизм, ксенофобия, религиозная нетерпимость, фанаты, экстремистская организация, массовые беспорядки, публичный призыв к экстремизму.

The article is devoted to criminological analysis of the problems of racism, national and religious extremism in the Olympics and other sporting events. These problems are analyzed in the context of the events of history and the modern world. Considerable attention is paid to the causes of extremism among the fan associations, the definition of a psychological portrait of the modern fan-extremist. In addition formulated tasks for the prevention of extremism in the sporting events in accordance with the requirements of the Council of Europe and European Conventions, determined criminal law measures to combat against this negative phenomenon.

Key words: discrimination, racism, extremism, xenophobia, religious intolerance, fans, an extremist organization, riots, a public call to extremism.

В соответствии с Олимпийской хартией олимпийское движение представляет собой концентрированную, организованную универсальную деятельность всех лиц и организаций на пяти континентах, вдохновляемых ценностями олимпизма. Занятие же спортом рассматривается Олимпийской хартией как одно из прав человека, и любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера или по признаку пола не совместимы с Олимпийским движением <1>. ——————————— <1> Олимпийская хартия. Международный олимпийский комитет. Лозанна, 2007. С. 11.

История же Олимпийских игр, напротив, изобилует примерами, когда проявления расизма, национального экстремизма и религиозной нетерпимости становились факторами, препятствующими либо осложняющими их проведение. Причем расизм и шовинизм инициировали порой сами организаторы этих спортивных соревнований. Например, на III Олимпийских играх в 1904 г. (Сент-Луис, США) были устроены так называемые антропологические дни, где проводились специальные соревнования для «нецивилизованных» народов (индейцев, пигмеев, филиппинцев и т. п.). При этом в официальных документах признавалось, что представители «диких и нецивилизованных племен» показали себя слабыми атлетами с переоцененными возможностями. Легендарный основатель современного Олимпийского движения барон де Кубертен высказался в этой связи следующим образом: «Оплевана великая идея. Оплевана Хартия» <2>. ——————————— <2> Штейнбах В. Оборотная сторона медали. История Олимпийских игр в скандалах, провокациях, судейских ошибках и курьезах. М., 2008. С. 30 — 31.

Сам же барон де Кубертен не всегда был последователен в оценках проявлений расизма и шовинизма. В частности, он открыто проявлял симпатии к великому расисту Гитлеру и был инициатором ввода в состав Международного олимпийского комитета (далее — МОК) некоторых активистов нацисткой партии и генерала вермахта. Гитлер отвечал взаимностью барону и в 1935 г. даже представил кандидатуру Кубертена на соискание Нобелевской премии за мир <3>. ——————————— <3> Кыласов А. Окольцованный спорт. Истоки и смысл современного олимпизма. М., 2010. С. 108 — 111.

Олимпийские же игры в Германии в 1936 г. явились ярким примером проявления расовой дискриминации, демонстрации национального превосходства и милитаристского духа. Только благодаря личным усилиям президента МОК Анри де Байе-Латура Гитлер накануне Олимпийских игр вынужден был дать указание о снятии перед общественными туалетами объявлений с надписью «Собакам и евреям вход запрещен» <4>. В период организации этой Олимпиады нацисты вполне серьезно обсуждали идею создания новой расы светлых и голубоглазых «олимпийских» детей от брака женщин из «Союза немецких девушек» и выдающихся спортсменов мужчин «арийского происхождения» <5>. ——————————— <4> Штейнбах В. Указ. соч. С. 102. <5> Там же. С. 111.

Валерий Штейнбах констатирует, что эти игры выглядели как прекрасный и захватывающий дух спектакль превосходства арийской нации. Фашистских флагов было гораздо больше, чем олимпийских. Спортивные сооружения заполнялись чинами СС и СА в различных форменных одеждах, везде слышались резкие команды и щелкали каблуки. Восторг публики вызывали убедительные победы многочисленной спортивной делегации Германии <6>. Как ни странно, фильм Лени Рифеншталь «Олимпия» об успехе нацистской Олимпиады и нацисткой идеологии был даже удостоен приза на международном кинофестивале в Венеции в 1938 г. ——————————— <6> Там же. С. 108 — 114.

Как отмечает И. Куриной, после Олимпийских игр в фашистской Германии в психологии многих людей относительно восприятия игр произошел исторический переломный момент: «Победы на играх стали рассматриваться как военные победы в мирное время, доказательство силы государств, их генетической мощи, а чемпионы уже представляли не себя, а свои страны, являясь национальной гордостью и объектами пропаганды» <7>. Впоследствии МОК осудил расистский дух Олимпийских игр в Германии, вывел нацистов из своего состава и даже в 1948 г. не допустил к очередным Олимпийским играм страны-агрессоры — Германию и Японию. ——————————— <7> Куриной И. И. Игры, угодные богам. Древние и современные мифы олимпийских игр. Владимир, 2010. С. 271.

Однако скандалы, связанные с проявлениями расизма и шовинизма в спорте, продолжали оставаться актуальными и в послевоенный период. Под давлением многих возмущенных стран МОК вынужден был отменить приглашение расистской Родезии на Олимпийские игры в Мюнхен (1972 г.). На Олимпийских играх в Монреале (1976 г.) в знак протеста против участия команды Новой Зеландии, которая поддерживала связи с расистской ЮАР, 28 команд африканских стран отказались от участия в этих Олимпийских играх <8>. ——————————— <8> Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы Олимпийского движения // Закон и право. М., 2010. С. 474.

В 1970 — 1980 гг. большинство стран мира не хотели допускать на Олимпийские игры и другие международные соревнования представителей ЮАР, проводившей в то время политику апартеида, несмотря даже на попытки этой страны создать смешанные команды из «черных» и «белых». В 1986 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция против апартеида в спорте, в соответствии с которой это явление осуждалось во всех его формах и определялись жесткие меры по прекращению сотрудничества с командами и отдельными спортсменами, отобранными на основе апартеида либо связанными с ним. Благодаря принятым мерам расовая дискриминация в спорте к началу 90-х годов прошлого века потеряла свою актуальность <9>. ——————————— <9> Алексеев С. В. Указ. соч. С. 475 — 480.

Весьма противоречивое отношение к спорту складывалось и со стороны различных религий и религиозных течений, в том числе христианства. В частности, античные Олимпийские игры прекратили свое существование в 394 г. н. э. по указу императора Римской империи Феодосия из-за принятия Римом христианской религии, рассматривавшей Олимпиады как «дикую языческую вакханалию». В дальнейшем христианство на протяжении многих веков запрещало спортивную игру в шахматы. Такие запреты, например, были введены монархами во Франции, Польше и Англии <10>. ——————————— <10> Кыласов А. Указ. соч. С. 262.

Не лучше положение дел и в современный период развития человечества. Так, Талибан во время своего прихода к власти в Афганистане объявил Олимпиаду порождением Сатаны. Религиозными фанатиками был провозглашен правительственный запрет на участие команды Афганистана в Олимпийских играх <11>. ——————————— <11> Там же. С. 20.

Ислам в некоторых странах и сейчас отрицает равенство мужчин и женщин в спорте. По мусульманским догмам жены могут заниматься физическими упражнениями либо только вместе с мужьями и детьми, либо вообще отдельно от мужчин. В 1991 г. МОК даже подписал соглашение с Исламской федерацией женского спорта о проведении женских Исламских игр <12>. В связи с указанными исламскими догмами Международная федерация прав человека вынуждена была обратиться в ООН по поводу «дискриминации женщин» в спортивных делегациях исламских стран и отметила отсутствие женщин на Олимпийских играх в 1992 г. в Барселоне в спортивных делегациях Ирана, Кувейта, Катара, Пакистана, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Судана, Нигерии, Бахрейна и Джибути <13>. ——————————— <12> Там же. С. 266. <13> Штейнбах В. Указ. соч. С. 284.

К сожалению, в последние годы мы вновь наблюдаем всплеск расовой и националистической активности, религиозной нетерпимости на спортивных соревнованиях и играх. В частности, современный английский футбол погряз в скандалах, связанных с расистскими высказываниями, оскорбительным поведением отдельных спортсменов и групп болельщиков. Пресса Объединенного Королевства пестрит такого рода сообщениями, и они уже становятся предметом самостоятельного рассмотрения правительством Великобритании <14>. ——————————— <14> Deborah Orr. The Myth of «race» was invented by racism, and racism keeps it growing // Guardian. 2012. 17 February.

Профессор С. В. Алексеев, основоположник российского спортивного права, пишет: «Спорт, этот многоликий социальный субстрат, сформировал ряд актуальных «черных» социальных проблем, среди которых выделяется проблема дискриминации в спорте, в конечном счете подрывающая саму сущность спортивного движения» <15>. Профессор Алексеев отмечает, что даже и в настоящее время не исчезла актуальность проблемы расовой дискриминации в отношении темнокожих спортсменов и представителей других национальных меньшинств в профессиональном спорте США. По его мнению, скрытый расизм присутствует там везде: в распределении игровых позиций, размере заработной платы, действиях организаторов соревнований, телекомментаторов и журналистов <16>. ——————————— <15> Алексеев С. В. Международное спортивное право // Закон и право. М., 2008. С. 741. <16> Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения // Закон и право. М., 2010. С. 474.

Не лучше положение дел и в Российской Федерации. Так, опрос работающих в отечественных спортивных клубах иностранных игроков и тренеров показал, что практически все они сталкивались с проявлениями ксенофобии, национализма, шовинизма и расизма. Многие из них с «черным» цветом кожи отмечали, что болельщики, видя их на игровом поле и желая их публично унизить, нередко бросали в них бананы, изображали из себя обезьян, обзывали «черными макаками» и т. п. Причем проявления шовинизма допускали порой и их коллеги, спортсмены <17>. ——————————— <17> Есть ли расизм в России // URL: http://www. sports. ru (дата обращения: 06.10.2010).

Массовые драки на почве межнациональной неприязни с тяжкими криминальными последствиями между спортивными болельщиками вошли в моду, стали неизбежным атрибутом спортивной жизни России. Общеизвестны последствия одной такой групповой драки в декабре 2010 г. между жителями Москвы, с одной стороны, и Дагестана и Кабардино-Балкарии, с другой, в результате которой погиб один фанат и возникли на национальной почве крупномасштабные массовые беспорядки на Манежной площади в г. Москве с участием ультраправых экстремистских организаций «Славянская сила» и «Движение против нелегальной иммиграции» <18>. ——————————— <18> Правоохранительные органы столицы не ищут зачинщиков беспорядков на Манежной площади // URL: http://www. Newsru. com (дата обращения: 14.12.2010).

Проведенный автором настоящей статьи анализ сведений дежурной части МВД РФ об экстремистской деятельности показал, что в 2007 — 2011 гг. на спортивных мероприятиях и объектах Российской Федерации регистрировались факты распространения печатной продукции, направленной на возбуждение расовой, национальной и религиозной вражды, нередко появлялись антисемитские и иные экстремистские лозунги и т. п. В январе 2011 г., например, около 100 молодых людей организовали спортивное мероприятие в виде пробежки вокруг Останкинского дворцового пруда (Москва), скандируя лозунг «Русские выбирают спорт». Или другой пример. В августе 2007 г. в поселке Внуково Московской области во время проведения футбольного матча между командами «Альянс» и «Маккаби» был развернут транспарант с надписью «Хэппи Холокост», а болельщики выкрикивали в адрес игроков спортклуба «Маккаби» антисемитские лозунги. В МВД РФ не ведется специальная статистика преступлений, совершаемых на спортивных объектах и спортивными фанатами-экстремистами. Однако криминологические исследования показывают, что их доля может быть немалой в общем массиве преступлений экстремистской направленности. Всего же, по данным МВД РФ, в 2011 г. на территории России зарегистрировано 622 преступления экстремистской направленности, от действий преступников пострадало 11 440 иностранных граждан и лиц без гражданства <19>. ——————————— <19> Сайт МВД РФ Пресс-центр. Статистика. URL: http://www. mvd. ru.

По данным некоторых источников, на профилактическом контроле органов МВД находится около 150 молодежных экстремистских группировок общей численностью до 10 тыс. человек, имеющих централизованные структуры управления, в частности информационные и идеологические сектора, а также боевые отряды, проходившие специальную подготовку на организованных учебных базах, курсах боевых искусств и т. п. Наибольшее количество таких радикальных организаций зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Мурманской, Самарской и Нижегородской областях <20>. ——————————— <20> Арутюнов Л. С., Касьяненко М. А. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 5.

По весьма приблизительным оценкам, в России в настоящее время насчитывается около 100 тысяч активных фанатов, способных к любым групповым действиям, в т. ч. связанным с экстремизмом. Это, как правило, люди в возрасте 14 — 29 лет. Наибольшее количество таких болельщиков — в клубах «Спартак» (40 тыс.), «ЦСКА» (17 тыс.), «Локомотив» (8,5 тыс.) и «Динамо» (5 тыс.) <21>. ——————————— <21> Бороган И., Солдатов А. Полицейский интернационал против фанатов // URL: http://www. compromat. ru/page_31626.htm.

Главной особенностью фанатских футбольных объединений является фанатизм, т. е. исключительная сосредоточенность и преданность своим спортивным клубам и командам, любимым игрокам и неприятие других команд, клубов, в т. ч. спортсменов и зрителей других рас и национальностей, культур и вероисповеданий. Как отмечают исследователи, такие молодые люди постоянно находятся в состоянии экстремистско-идеологического конфликта с окружающими людьми, не разделяющими их идеологических взглядов, в т. ч. с фанатами и болельщиками других клубов и команд. Их поведение нередко характеризуется радикализмом, групповым нарциссизмом, агрессивностью, жестокостью, дерзостью, цинизмом, повышенной импульсивностью, ориентацией на насилие и демонстрацию своей силы <22>. ——————————— <22> Мусаелян М. Ф. О личности экстремиста // Военно-юридический журнал. 2010. N 2.

Экстремизму молодых фанатов способствуют и социально-психологические особенности их поведения, такие, как повышенный конформизм, преобладание групповой идентичности над самоидентичностью. Вследствие этих качеств действия фанатов особенно общественно опасными становятся в толпе, где их личности подвергаются нивелированию, деперсонализации, а внушаемость через механизмы психологического заражения достигает громадных размеров <23>. «Логика, совесть, стыд, здравый смысл, предвосхищение последствий, страх оказываются в толпе полностью подавленными, — пишет О. В. Шляпникова, — поведение подчиняется конформистскому пульсу «быть как все», тем самым индивид утрачивает ощущение ответственности за собственные поступки» <24>. ——————————— <23> Шляпникова О. В. Проблемы реагирования на поведенческие ситуации с участием членов криминогенных подростково-молодежных формирований в сфере охраны общественного порядка // Российский следователь. 2009. N 4. <24> Там же.

Исследователи считают, что зарождению националистического и религиозного экстремизма в фанатских объединениях способствуют и более серьезные, глубинные причины, в частности такие, как невозможность молодых людей реализовать себя в обществе, улучшить материальное положение и повысить свой материальный статус, а также состояние «социальной» скуки и отчуждение от ценностей общества. С. А. Ещенко к причинам, порождающим молодежный экстремизм, относит рост экономического неравенства, социокультурный дефицит и криминализацию сознания, несформированность новых идеологических идеалов, отсутствие альтернативных форм проведения досуга <25>. ——————————— <25> Ещенко С. А. Экстремизм: понятие и причины распространения // Общество и право. 2008. N 3.

Как отмечают психологи, в основе формирования ксенофобии молодых людей лежит недостаточная образованность и отсутствие культурных навыков общения. Не случайно ксенофобия, т. е. ненависть и нетерпимость к чужому, в т. ч. к людям другой национальности, формируется прежде всего в малокультурной среде, где присутствует порой дискриминационное отношение друг к другу, а также другим социальным группам населения <26>. ——————————— <26> Юрасова Е. Н. Психология формирования ксенофобии // Юридическая психология. 2006. N 4.

Е. А. Певцова, проводившая опросы современной российской молодежи, констатирует также, что детерминатором экстремистских взглядов нередко выступают факторы, связанные с межнациональной напряженностью, неприязнью к представителям богатых слоев общества и желанием достижения социальной справедливости <27>. ——————————— <27> Певцова Е. А. Экстремистские проявления в поведении молодежи в период правовых реформ и кризисных явлений в государстве: проблемы профилактики // Российская юстиция. 2009. N 7.

Однако необходимо учитывать также, что в основе антиобщественного поведения фанатов не всегда лежат вышеуказанные глубинные факторы социального негативизма, а порой — ситуативные психические реакции на конкретные обстоятельства жизни, во многом обусловленные желанием самоутверждения молодых людей, в т. ч. и состоятельных, психологическими и социально-психологическими возрастными характеристиками указанных лиц. С учетом результатов исследований психологических особенностей лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии, можно сформировать и собирательный психологический образ фаната — ксенофоба и экстремиста. Это, как правило, молодой человек, воспитанный в условиях жесткой критики, страха, стыда и унижений, неуважительного отношения родственников друг к другу; с ярко выраженной когнитивной ригидностью (неспособностью менять свои мировоззрения), нетерпимостью к противоположному мнению, с полярным и упрощенным восприятием мира, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью и агрессивностью. По мнению психологов, чувство его расового, национального и религиозного превосходства во многом является компенсацией собственных комплексов неполноценности, порожденных в детстве. Фанат-экстремист готов жертвовать собой во имя своих спортивных кумиров и идолов, проявлять неупорядоченную физическую агрессию, выкрикивать злобные расистские и националистические лозунги, шутки, в порыве ярости кричать и топать ногами, приписывать свои отрицательные черты болельщикам и спортсменам других национальностей и религий <28>. ——————————— <28> См., например: Юрасова Е. Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. N 4.

Современный фанат-экстремист, на наш взгляд, это не только молодой человек, замкнутый в собственной субкультуре национального или расового фанатизма. Это прежде всего так называемая горизонтальная личность, способная на виртуальном уровне находить и объединять последователей своих экстремистских идей, организовывать и планировать через социальные сети и Skype антиобщественные действия своих единомышленников против неугодных ему «чужих» оппонентов, представляющих иные культуры, религии и верования. Он готов использовать Интернет и современные средства полиграфии для пропаганды своих расовых и националистических взглядов. Его характеризует мобильность, он может оказаться в любом населенном пункте, готов использовать мобильную связь и Интернет для того, чтобы оказывать активное противодействие силам правопорядка, маневрировать, управлять толпой или просто действовать вместе с другими фанатами в антиобщественных целях. События последних лет показывают, что экстремизм спортивных фанатов представляет серьезную общественную опасность не только при проведении спортивных мероприятий. Фанаты-экстремисты нередко провоцируют крупные массовые беспорядки на национальной почве и за пределами спортивных сооружений. Как же противостоять расизму, национализму и религиозной нетерпимости в спорте? Как представляется, прежде всего должен быть предпринят комплекс идеологических мер, направленных на пропаганду олимпийских идей и положений Конституции Российской Федерации о недопустимости расовой, религиозной и политической дискриминации. К сожалению, после развала Советского Союза, особенно в период 90-х годов, так называемого дикого капитализма, в Российской Федерации многие формы интернационального воспитания населения были преданы забвению, в то время как, например, в Европейском союзе в это же время, напротив, заключались всевозможные соглашения, конвенции, декларации, направленные на объединение европейцев вокруг общечеловеческих ценностей, привитие населению разных стран идей толерантности и терпимости. По-видимому, необходимо вспомнить и возродить многие формы идеологической работы по интернациональному воспитанию молодежи, в частности направленные на воспитание патриотизма и интернационализма, межконфессиональной дружбы народов. Желательно активно реализовывать, прежде всего в многонациональных субъектах Федерации, образовательные и иные программы, связанные с изучением традиций и обычаев проживающих в них диаспор, проведением национальных фестивалей культур. Развернуть идеологическую борьбу с этническими и конфессиональными антиобщественными стереотипами поведения среди спортивной молодежи и болельщиков, наладить в этой связи необходимое взаимодействие и с местными диаспорами и землячествами. Главное, на наш взгляд, состоит в том, чтобы спортивная молодежь и болельщики, спортсмены различных национальностей и религий в результате этой идеологической работы идентифицировали себя как граждане единой страны, объединенные идеалами Олимпийского спорта и Справедливой игры. Как представляется, в воспитательной работе следует также более активно использовать гуманистический потенциал последних решений Совета Европы и европейских конвенций, определяющих пути строительства общества терпимости, основанного на уважении каждого, в котором нет места расизму и ксенофобии. Особое внимание, по-видимому, следует уделить реализации положений, связанных с повышением роли спорта в процессах социальной поддержки инвалидов и больных, малообеспеченных слоев населения; адаптации мигрантов и этнических меньшинств, укрепления межкультурных обменов, интеграции общества и социализации молодых людей. В частности, следует неукоснительно добиваться реализации положений Европейской спортивной хартии (1992 г.), требующей доступа к спортивным сооружениям и занятиям спортом всех, без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, вероисповедания, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам. Должны быть созданы в соответствии с европейскими стандартами условия для использования спортивных сооружений школами и жителями микрорайонов. Молодых спортсменов целесообразно воспитывать согласно требованиям европейского Кодекса спортивной этики «Справедливая игра — путь к победе» (1992 г.), в соответствии с которым справедливая игра — это не только справедливое поведение в поединке, но и образ мышления, исключающий обман, применение допинга, насилие, оскорбление, эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную коммерциализацию и коррупцию. Исходя из Венской декларации и Плана действий против проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости (1993 г.), а также Европейской декларации «Спорт, терпимость и чистая игра» (1996 г.), целесообразно подумать о разработке национального плана действий по укреплению терпимости и чистой игры в спорте и в Российской Федерации. Как представляется, в таком плане должны быть разделы, предусматривающие меры по борьбе с дискриминацией в спорте, по созданию соответствующей системы образования, где обучение терпимости и ответственности рассматривалось бы как главная предпосылка жизни в демократическом обществе; по использованию средств массовой информации в целях воспитания молодежи, в том числе на примерах жизни звезд спорта; по организации совместных спортивных проектов между странами-соседями, координационные мероприятия в этой связи правительственных и неправительственных организаций, олимпийских, федеральных, региональных и муниципальных спортивных структур всех уровней <29>. ——————————— <29> Европейская спортивная политика. Документы. Комитет Государственной Думы РФ по физической культуре и спорту. М., 2003.

Можно использовать уже имеющийся опыт европейских стран по укреплению дружбы народов посредством спорта. В Германии, например, в 1989 г. Немецким спортивным союзом при финансовой поддержке МВД осуществлялся посредством спорта проект интеграции иммигрантов и репатриантов. В Англии в 1993 г. Комиссия по расовому равноправию совместно с Ассоциацией профессиональных футболистов организовала компанию под девизом «Выбьем расизм из футбола». В Бельгии, в ряде населенных пунктов с высоким процентом эмигрантов, спортивные клубы, привлекающие к себе молодых мигрантов, получали дополнительные субсидии <30>. ——————————— <30> От нетерпимости в спорте — к терпимости через спорт // Бюллетень спортивной информации Совета Европы. 1997. N 1. С. 25 — 29.

Требуется обеспечить на всех объектах Российской Федерации строгое соблюдение Олимпийской хартии, запрещающей на спортивных объектах любую политическую, религиозную или расовую пропаганду. Средства поддержки зрителей (баннеры и флаги) не должны содержать надписей политического, экстремистского, провокационного или рекламного характера. Необходимо, как решил в марте 2012 г. Исполком Российского футбольного союза, запретить зрителям в период проведения спортивных соревнований выкрики, скандирование, речевки или песнопение, публичный показ знаков, распространение печатных материалов, а также иные действия, унижающие человеческое достоинство, оскорбляющие нравственность, носящие экстремистский характер либо направленные на разжигание расовой, социальной и национальной розни <31>. ——————————— <31> См. более подробно: Правила обеспечения безопасности зрителей на стадионах во время проведения матчей под эгидой Российского футбольного союза // URL: http://www. rfs. ru/rfs/documents/strategies/.

К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне нет какого-либо нормативного документа, направленного на борьбу с экстремизмом в спорте. Подготавливаемые же отдельными ведомствами различные методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде предлагают только общие модели профилактики этого явления и научные рассуждения, не подкрепленные конкретными организационными, управленческими, кадровыми и материальными решениями <32>. ——————————— <32> См., например: Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, разработанные Минспорттуризмом, МВД и ФСБ РФ [Официальный сайт Национального антикоррупционного Совета Российской Федерации]. URL: www. korupcii. net.

Между тем в некоторых регионах разработаны достаточно серьезные документы по профилактике экстремизма, которые могут быть приняты во внимание и при разработке соответствующих федеральных программ по предотвращению экстремизма в сфере спорта. В частности, представляются весьма полезными и интересными идеи и предложения, содержащиеся в Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений, одобренной правительством Москвы. Заслуживают, например, внимания предложения по разработке единой методологии интернационального воспитания, созданию интернациональных клубов, повышению образовательного уровня государственных служащих в сфере межэтнических отношений, этнокультурному воспитанию, оказанию поддержки национальным театрам и творческим коллективам, популяризации национальных языков, традиций и обычаев народов России, противодействию незаконной миграции и адаптации мигрантов в новые этнические общества, повышению грамотности населения в вопросах религиозной философии и культуры и т. п. <33>. ——————————— <33> О Концепции реали зации государственной политики в сфере межэтнических отношений в г. Москве: Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 522-ПП.

В целом в нашей стране, как представляется, на федеральном уровне должна быть создана система мониторинга состояния межрасовых, межэтнических и межконфессиональных отношений. Разработаны механизмы раннего выявления противоречий и конфликтов на национальной и религиозной почве, а также комплекс мер по их своевременному предотвращению и пресечению. Такие предложения уже высказывались в научной литературе <34>. ——————————— <34> См., например: Кузьмина Н. В. Детерминация и система профилактики насильственной этнической преступности в современный период // Уголовное судопроизводство. 2010. N 2.

В систему такого мониторинга, по нашему мнению, должны войти все заинтересованные структуры власти на федеральном уровне, в субъектах Федерации и муниципальных органах, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона о противодействии экстремистской деятельности работа по профилактике экстремизма возложена именно на эти органы государственного управления <35>. ——————————— <35> О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 29.04.2008).

Что же касается мониторинга экстремистской деятельности фанатских объединений и принятия мер оперативного реагирования на их антиобщественные действия, то, по нашему мнению, координация этой работы должна быть возложена на МВД РФ, т. к. органы полиции и их специальные подразделения обязаны принимать меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан <36>. Как представляется, по опыту некоторых стран, сотрудники полиции должны быть закреплены за наиболее крупными фанатскими объединениями не только для осуществления оперативно-розыскных функций, но и для организации предметной общей и индивидуальной профилактической работы с болельщиками. ——————————— <36> О полиции: Федеральный закон N 3-ФЗ. М.: Проспект, 2011. С. 14.

В целом же успех таких профилактических мероприятий во многом будет зависеть от того, как будет построена общая воспитательная и предупредительная работа с ассоциациями, советами, клубами, так называемыми фирмами спортивных болельщиков. Бесспорно, к этой работе наряду с органами МВД должны быть подключены все организаторы спортивных мероприятий и клубов, институты гражданского общества и средства массовой информации. В США, например, значительное внимание уделяется общественным программам полиции. В частности, в отделениях полиции Лос-Анджелеса функционируют многочисленные общественные и консультативные советы духовенства, по межрасовым и межрелигиозным отношениям, молодежные центры, созданные для профилактики так называемых преступлений ненависти (посягающих на равноправие рас, национальностей, религий, сексуальной ориентации и т. п.) <37>. ——————————— <37> Наумов А. В. Уголовно-правовая борьба с преступлениями на почве расовой, национальной, религиозной и иной ненависти в США: опыт законодательства и правоприменительных органов: сравнительно-правовое исследование // Общество и право. 2009. N 4.

Однако профилактическая и воспитательная работа с фанатами не исключает и активного применения действующего уголовного и административного законодательства в отношении действий фанатов и организаторов фанатских объединений, участников спортивных мероприятий, подготавливающих или совершающих экстремистские правонарушения в период организации и проведения спортивных мероприятий. В этой связи профессор С. В. Алексеев пишет: «В настоящее время в вопросах, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявление жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное проявление на спорт, усиливается роль уголовного законодательства» <38>. ——————————— <38> Алексеев С. В. Спортивное право России. М.: Закон и право, 2012. С. 798.

По-видимому, правоохранительным органам накануне проведения спортивных мероприятий необходимо не только организовывать профилактические встречи с группами фанатов, склонными к таким правонарушениям, но и одновременно осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по пресечению подготовительных мероприятий к экстремистской деятельности. В частности, в соответствии со ст. 20.3 и 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях — пресекать попытки массового распространения экстремистских материалов, нацистской атрибутики или символики, а также их производство и хранение в целях массового распространения (федеральные списки таких материалов размещены на официальном сайте Министерства юстиции РФ). Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 7 и 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» руководители прокуратуры вправе выносить письменные предупреждения руководителям общественных объединений фанатов, приостанавливать их деятельность, если в ней усмотрят признаки экстремизма, ходатайствовать перед судами о принятии решений об их ликвидации (если фан-клуб — юридическое лицо) либо запрете <39>. ——————————— <39> О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 29.04.2008).

Как представляется, необходимо, не дожидаясь массовых экстремистских выступлений на спортивных трибунах, привлекать в соответствии со ст. 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса РФ к уголовной ответственности лидеров фанатских объединений, уличенных в организации экстремистских преступлений, за создание и организацию деятельности таких сообществ. При этом надо учитывать, что действующее уголовное законодательство четко определяет понятие экстремистского сообщества и экстремистских преступлений. Так, в соответствии со ст. 282.1 УК РФ под экстремистским сообществом понимается «организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности». Под преступлениями же экстремистской направленности — «преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» <40>. ——————————— <40> Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 07.12.2011).

В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ для признания организованной группы экстремистским сообществом, каковым, например, может являться фанатское объединение, не требуется предварительного судебного решения о его запрете либо ликвидации. Уголовная ответственность за создание такого сообщества наступает с момента его фактического образования, т. е., например, когда несколько фанатов объединились в целях подготовки и совершения преступлений экстремистского характера в период организации и проведения спортивного мероприятия. В частности, когда эта группа решила, например, подготовить баннеры с соответствующими изображениями с целью возбудить ненависть либо вражду, унизить достоинство спортсменов, тренеров, других болельщиков по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе <41>. ——————————— <41> О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11.

Несут также ответственность и фанаты по соответствующим статьям УК РФ, распространяющие публично через Интернет, на сайтах призывы к экстремистской деятельности и массовым беспорядкам, в т. ч. посредством так называемых флэш-мобов <42>. ——————————— <42> Кузнецова М. Акция или провокация? Флешмоберов проверяют на причастность к экстремизму // Юридическая газета. 2011. N 16.

Рядовые же члены фанатских объединений могут задерживаться в период проведения спортивных мероприятий, если совершили публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); иные действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (ст. 282 УК РФ). Причем надо учитывать, что закон к публичным призывам относит как устные, так и письменные обращения, в том числе в виде SMS-сообщений. При этом преступление считается оконченным с момента провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения, например, скандирования болельщиками одного расистского или националистического высказывания, независимо даже от того, удалось ли побудить других зрителей и участников спортивных мероприятий к осуществлению экстремистской деятельности или нет <43>. ——————————— <43> О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11.

Как отмечают специалисты, различия между публичным призывом к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждением ненависти либо вражды к какой-либо социальной группе часто отличаются друг от друга степенью, силой проявленного экстремизма. Например, если болельщики изображают обезьян, чтобы унизить достоинство игроков с «черной кожей», то их действия можно квалифицировать по ст. 282 УК РФ как возбуждение ненависти либо вражды, если же они скандируют призывы «убивать всех черных», то их действия подпадают под ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Однако, по нашему глубокому убеждению, под действия экстремизма ни в коем случае не должна подпадать справедливая критика зрителей и фанатов в адрес неправомерных действий полиции, организаторов спортивных соревнований, администрации спортивных объектов, несправедливого судейства, плохих выступлений спортсменов и т. п. При реализации указанных норм уголовного права необходимо строго руководствоваться Конституцией Российской Федерации в части, касающейся обеспечения свободы слова, выражения своего мнения, свободного распространения информации, а также нормами Европейской декларации о свободе политической дискуссии (2004 г.), о возможности критики государственных должностных лиц, политических организаций, идеологических и религиозных объединений. Следует также иметь в виду, что некоторые ученые возражают против расширительного толкования понятия социальной группы как объекта экстремистской деятельности. По их мнению, в это понятие должны включаться социально значимые признаки (пол, возраст, образование и т. п.) и не должны входить, в частности, такие категории лиц, как полицейские, государственные чиновники и т. п. <44>. ——————————— <44> Агапов П. В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. 2011. N 10.

Кроме того, фанаты могут быть привлечены к ответственности и за организацию массовых беспорядков либо призывы к массовым беспорядкам (ст. 212 УК РФ), а также хулиганство и вандализм, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 213 и 214 УК РФ). По нашему мнению, заслуживают поддержки предложения отдельных ученых об усилении ответственности зрителей за совершение так называемого спортивного хулиганства. В частности, В. В. Сараев предложил установить специальную уголовную ответственность за хулиганство «при проведении спортивных соревнований либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо группы лиц или лица, поддерживающих участника спортивных соревнований» <45>. ——————————— <45> См.: Сараев В. В. Вопрос борьбы со «спортивным» хулиганством // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 1; Сараев В. В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России. Омская Академия МВД России, 2010. С. 98.

Как видно из вышеизложенного, государство располагает достаточно большим арсеналом правовых средств борьбы с экстремизмом фанатов. Однако, как представляется, не следует забывать, что применение суровых уголовно-правовых санкций, особенно против молодых людей, не является самоцелью. Главное предназначение применения закона, по нашему мнению, — обеспечить принцип неотвратимости наказания, с тем чтобы каждый молодой болельщик и зритель осознавал, что его антиобщественные действия, даже в толпе, не останутся вне сферы реагирования правоохранительных органов и всегда наступит ответственность за допущенные проявления экстремизма. Главная задача рассматриваемой правоприменительной практики — предотвратить дальнейшие проявления экстремизма на спортивных мероприятиях.

——————————————————————