Актуальные проблемы правового воспитания полицейских в условиях реформирования МВД России

(Канунникова Н. Г.) («Административное право и процесс», 2012, N 10)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОЛИЦЕЙСКИХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ МВД РОССИИ

Н. Г. КАНУННИКОВА

Канунникова Наталья Геннадьевна, профессор кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции.

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся системы общественного правового воспитания, правовых взглядов, установок, ценностных ориентаций сотрудников ОВД. В качестве предмета исследования взяты факторы, влияющие на правовое воспитание сотрудников полиции, современное состояние правового воспитания сотрудников полиции, возможности формирования правового воспитания сотрудников ОВД на основе современных подходов и методов.

Ключевые слова: правовое воспитание, формирование личности сотрудника органов внутренних дел, правовые взгляды, установки, ценностные ориентации сотрудников полиции, реформирование системы МВД.

Problems of legal education of policemen in conditions of reform of the Ministry of Internal Affairs of Russia N. G. Kanunnikova

The article considers the problems related to the system of social legal education, legal views, arrangements, axiological orientations of employees of the Department of Internal Affairs. As a subject of research the author took factors influencing legal education of police employees; contemporary state of legal education of police employees; possibilities of formation of legal education of employees of the Department of Internal Affairs on the basis of contemporary approaches and methods.

Key words: legal education, formation of personality of an employee of agencies of internal affairs, legal views, arrangements, axiological orientations of police employees, reform of the system of the Ministry of Internal Affairs.

«Полицейский» — это слово с трудом приживается в словообороте российских граждан. Рожденный революцией милиционер ушел в прошлое, породив своим уходом массу споров, кривотолков, политико-правовых дискуссий. Актуальность исследуемой в рамках данной статьи проблемы определяется следующими факторами: необходимостью формирования личности сотрудника органов внутренних дел (далее — ОВД) с развитым правовым обликом; важностью развития правовых качеств, связанных со степенью эффективности и качеством деятельности сотрудников ОВД. Правовое воспитание является условием формирования таких качеств, и, следовательно, его эффективность определяет эффективность функционирования ОВД; спецификой правоохранительной деятельности. Правовое воспитание является средством, которое обеспечивает правильное, разумное использование принудительных мер и воспитывает нравственные качества, позволяющие активно противостоять влиянию профессиональной деформации личности. Совершенствование правового воспитания напрямую связано с научными разработками этой проблемы. Общие вопросы теории правового воспитания достаточно обстоятельно исследовались в трудах ученых-юристов: С. С. Алексеева, П. П. Баранова, Н. В. Витрука, М. М. Галимова, В. В. Головченко, Н. Л. Гранат, А. Ф. Гранина, А. И. Долговой, В. П. Казимирчука, Д. А. Керимова, В. Н. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, А. В. Мицкевича, О. Ф. Мураметса, И. Ф. Покровского, И. Ф. Рябко, В. П. Сальникова, Л. С. Явича и др. В связи с возрастающим интересом общетеоретического правоведения к исследованию личностного аспекта механизма действия права проблемы правовой активности личности и правового воспитания рассматривались в работах Е. В. Аграновской, В. И. Гоймана, В. А. Сапуна, Т. М. Шамба и др. В трудах А. И. Долговой, Г. Д. Марковой и других ученых детально исследовались вопросы правового воспитания несовершеннолетних правонарушителей, школьников и др. Вместе с тем проблема правового воспитания далеко не исчерпана. Как показывает анализ публикаций по этой теме, специальному исследованию практически не подвергались проблемы правового воспитания сотрудников ОВД. Работы по данной проблематике если и издавались, то десять и более лет тому назад, и в них, естественно, не получили освещения те реальные условия, которые существуют сейчас в период реформирования МВД и определяют особенности состояния проблемы правового воспитания российских полицейских. Объектом исследования, проведенного в рамках статьи, является система общественного правового воспитания, правовые взгляды, установки, ценностные ориентации сотрудников ОВД. В качестве предмета исследования взяты малоизученные стороны объекта: факторы, влияющие на правовое воспитание сотрудников полиции; современное состояние правового воспитания сотрудников полиции; возможности формирования правового воспитания сотрудников ОВД на основе современных подходов и методов. В качестве метода исследования автор использовала научное моделирование — мнемотехнику — совокупность специальных приемов и способов, мысленных образов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Ряд резонансных происшествий с участием сотрудников правоохранительных органов заставил власти вплотную заняться ситуацией в МВД, его совершенствованием. Начало процесса реформирования МВД России было положено Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 24 декабря 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» <1>. Активная фаза преобразований началась с 1 марта 2011 г., когда Закон «О полиции» <2> вступил в силу и главой государства были подписаны семь указов, непосредственно определяющих направления реформирования Министерства. Более того, основой нового полицейского законодательства стали, кроме Закона «О полиции», Федеральные законы (назовем их сокращенно) «О социальных гарантиях…» <3> и «О службе в органах внутренних дел…» <4>. Помимо них, обновленную правовую базу деятельности ОВД составляют 17 указов Президента России, 19 постановлений Правительства и более 800 ведомственных нормативных правовых актов. И эта работа еще не завершена. О масштабах и качестве нормативно-правовой деятельности говорит та оценка, которую дал Президент России Д. А. Медведев на коллегии по итогам года, отметив, что МВД получило добротную нормативную базу, которой не было никогда, за исключением царского периода <5>. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6536. <2> ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900. <3> ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4595. <4> ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020. <5> президент. рф/news/14474

Да, 2011 год стал знаковым для построения качественно новой системы МВД. Помимо образования принципиально нового института обеспечения правопорядка — российской полиции, кроме сформированной законодательной базы ее деятельности, проводились мероприятия по оптимизации функций и организационно-штатного построения всей системы. Казалось бы, государство предприняло все необходимые меры и создало все необходимые условия для того, чтобы изменить систему МВД, переломить ситуацию, сложившуюся вокруг него, в сторону более эффективной защиты прав и свобод наших граждан, противодействия преступности и охраны общественного порядка. Вместе с тем 2012 год уже представил нам внушительное количество фактов существования преступности в среде сотрудников полиции <6>, а количеству дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине сотрудников полиции, кажется, давно потерян счет. Следовательно, мы наблюдаем своего рода «однобокую» реформу: власть реформирует систему, а составляющее звено этой системы — ее сотрудник — перестраиваться не хочет или, если точнее выражаться, не может. ——————————— <6> См., напр.: Иркутские полицейские избили посетителей кафе // URL: http://s-pravdoy. ru/regions/14835-2012-03-11-161809.html; Двое полицейских ГУВД по Алтайскому краю обвиняются в «превышении должностных полномочий с применением насилия и специальных средств» // URL: http://ya-beda. com/altays; Сломанный нос в ответ на вопрос // URL: http://ya-beda. com/altays и др.

Очевидно, что реформированию, в первую очередь, должны подвергаться «головы» тех, кого сегодня государство гордо называет российскими полицейскими. Решение вышеозначенных проблем необходимо, по мнению автора, искать в уровне правового воспитания сотрудников ОВД. Основными особенностями, непосредственно обусловливающими специфику правового воспитания российских полицейских, являются: проведение в жизнь политики государства и участие в осуществлении его функций; реализация права не только в форме соблюдения, исполнения, использования, но и в форме применения; принятие решений в ситуациях, детально не урегулированных законом, в том числе и экстремальных; постоянное общение с различными категориями граждан и должностных лиц, многие из которых имеют деформированное правовое сознание; правильное применение на практике, в процессе правоохранительной деятельности, нормативных документов, регламентирующих работу. Как бы это громко сегодня ни звучало, но знание правовых норм и принципов, уважение к закону, солидарность с ним, убежденность в социальной полезности и необходимости правовых предписаний, в необходимости их строгого и неукоснительного соблюдения, исполнения во многом определяют характер правового поведения полицейского, правомерность его поступков и действий. Между тем положение дел в этом плане, как уже отмечалось выше, явно неблагополучно. Учитывая сложившееся положение, автору хотелось бы предложить свое видение по данному вопросу, свою версию его интерпретации. Очевидно, что нынешнему поведению полицейских и качеству их правового воспитания можно дать название — «ПОЗОР». Пользуясь правилами мнемотехники, расшифруем данное название путем подбора ключевых слов: «П» — правовой нигилизм; «О» — ошибки и просчеты в ходе оперативно-служебной деятельности; «З» — злоупотребление служебными полномочиями; «О» — отсутствие навыков правомерного поведения; «Р» — рукоприкладство. Проблемы улучшения правового воспитания личного состава полиции охватывают многочисленные аспекты организации и деятельности ОВД. Работа по правовому воспитанию многообразна, она требует научного анализа процессов, которые сегодня происходят в обществе, и постоянного решения возникающих в связи с этим проблем. Уровень правовой воспитательной работы зависит не только от того, на каких принципах она базируется, но и какими методами и приемами она осуществляется, насколько последовательно и умело применяется в жизни, а также соответствует сегодняшним общественным потребностям и перспективным целям развития России. В процессе правового воспитания вырабатывается правовая воспитанность, которую применительно к создавшейся ситуации автору хотелось бы назвать «СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ» и которая, по мнению автора, позволит существенно поднять авторитет российских «блюстителей порядка». Продолжая следовать правилам мнемотехники, исходя из теоретических аспектов института правового воспитания, выделим основные критерии, способствующие, по мнению автора, формированию такого уровня правового воспитания российского полицейского, который необходим нашему государству в свете проводимых социально-политических преобразований: «С» — строгое следование закону в своей работе; «В» — высокий уровень правосознания (глубокое понимание всех институтов права, привычка исполнения правовых норм, дисциплинированность); «Е» — ежедневное отслеживание всего нового, что появляется на законодательном уровне в профессии; «Т» — твердая убежденность в правоте принимаемых решений; «В» — высокий уровень общественного развития: образованность, знание своего дела, активность и быстрота в работе; «К» — качественное и своевременное рассмотрение материалов каждого дела, что является одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях и уголовных преступлениях; «О» — осознанное, рационально аргументированное суждение о том, что закон необходим, полезен, ценен для всего общества, для каждого человека и что в случае несовпадения с законом чьих бы то ни было интересов поступать следует все же по закону; «Н» — непримиримость к фактам преступлений и административных правонарушений, совершаемых физическими (юридическими) лицами, что является показателем духовной зрелости каждого сотрудника полиции; «Ц» — цель правового воспитания сотрудников полиции должна заключаться не только в воспитании уважения к нормам права и убежденности в необходимости их исполнения, формировании правового сознания, привитии навыков правомерного поведения, но и в воспитании социально-правовой активности каждого представителя власти, носящего полицейские погоны; «Е» — естественное восприятие критики в свой адрес, стремление к самосовершенствованию, к овладению тем минимумом правовых познаний, которые необходимы каждому сотруднику полиции в процессе осуществления им своих функциональных полномочий; «Т» — требовательный и принципиальный подход к понятию «честь мундира». Халатность или превышение должностных полномочий очень часто бывают следствием недостаточной профессиональной подготовки российского полицейского; «О» — обучение праву, что будет способствовать формированию теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечению необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитию правовых интересов, чувств, правового мышления, формированию научного правового мировоззрения <7>; ——————————— <7> Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 9.

«Н» — неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние сотрудником полиции; «Н» — нетерпимость к различного рода проявлениям нарушений норм права коллег, т. е. тех, кто призван обеспечивать борьбу с преступностью, охранять общественный порядок и общественную безопасность; «Е» — единство системы управления правовым воспитанием сотрудников полиции, которую можно рассматривать как составную часть системы правового воспитания, занимающую ее центральное место; «Л» — личная заинтересованность каждого сотрудника в совершенствовании качества и эффективности выполняемой работы по защите прав и свобод граждан; «Я» — ясное и четкое осознание каждым сотрудником ОВД того, что его работа тоже «золото» для системы Министерства внутренних дел, ведь в итоговом результате участвуют все. Реалии сложившейся ситуации свидетельствуют о том, что ведение активной правовой воспитательной деятельности с личным составом ОВД в современных условиях стало объективной необходимостью и диктуется, по мнению автора, следующими обстоятельствами: во-первых, быстрым обновлением общественно-политической жизни, наличием в обществе противоборствующих политических сил, национализма, экстремизма, правового нигилизма, «войны законов и суверенитетов» и острой необходимостью в связи с этим иметь кадры, способные обеспечивать общественный порядок и охрану прав личности; во-вторых, возросшей правовой активностью партий и движений, расширением прав российских граждан и необходимостью в этих условиях повышения правовой и политической культуры сотрудников ОВД; в-третьих, усложнением функций и условий деятельности полиции и необходимостью повышения профессиональной культуры личного состава. Таковы, по мнению автора, условия, в которых протекает и которыми диктуется современное состояние правового воспитания в ОВД. Хочется надеяться, что работа по «возрождению» правового воспитания станет тем светом в конце тоннеля, благодаря которому российские граждане увидят, наконец, на улицах нашей страны обновленного «дядю Степу», готового в любой момент прийти на помощь.

——————————————————————