Кредитная организация как субъект предупреждения легализации (отмывания) незаконных доходов, полученных преступным путем

(Собчук С. О.) («Безопасность бизнеса», 2014, N 1) Текст документа

КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

С. О. СОБЧУК

Собчук Светлана Олеговна, соискатель Московского нового юридического института, начальник отдела правового обеспечения Открытого акционерного общества «Коммерческий банк «Русский Региональный Банк».

В статье рассматриваются вопросы участия банков и иных кредитных организаций в предупреждении легализации преступно нажитых доходов, даются рекомендации по усилению контроля за банковскими операциями.

Ключевые слова: легализация доходов, полученных преступным путем, банковский контроль, кредитная организация, финансовый мониторинг.

Credit organization as a subject of prevention legalization (laundering) of illegal revenues received by illegal means S. O. Sobchuk

The article concerns issues of participation of banks and other credit organizations in prevention of legalization of criminally received revenues, gives recommendations with regard to strengthening of control over banking operations.

Key words: legalization of revenues received by illegal means, bank control, credit organization, financial monitoring.

Меры банковского контроля в противодействии отмыванию преступных доходов предусмотрены ст. 7 Палермской конвенции. Согласно требованиям данной Конвенции, каждое Государство-участник: — устанавливает всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков и небанковских финансовых учреждений, а также, в надлежащих случаях, других органов, являющихся особо уязвимыми с точки зрения отмывания денежных средств, в пределах своей компетенции в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств, причем такой режим основывается на требованиях в отношении идентификации личности клиента, ведения отчетности и предоставления информации о подозрительных сделках; — обеспечивает, чтобы административные, регулирующие, правоохранительные и другие органы, ведущие борьбу с отмыванием денежных средств (в т. ч. когда это соответствует внутреннему законодательству, и судебные органы), были способны осуществлять сотрудничество и обмен информацией на национальном и международном уровнях на условиях, устанавливаемых его внутренним законодательством, и в этих целях рассматривает вопрос об учреждении подразделения по финансовой оперативной информации, которое будет действовать в качестве национального центра для сбора, анализа и распространения информации, касающейся возможных случаев отмывания денежных средств. Также Конвенцией предлагается государствам-участникам руководствоваться соответствующими инициативами региональных, межрегиональных и многосторонних организаций, направленными против отмывания денежных средств. К таким организациям относятся ФАТФ и ЕАГ. Стандарты по борьбе с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма, установленные в Рекомендациях ФАТФ, предусматривают среди прочих и такую группу мер, как «меры, которые следует принять финансовым учреждениям и нефинансовым предприятиям и лицам определенных профессий в целях предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма» <1>. ——————————— <1> Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ. М.: Вече, 2012. Сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. URL: http://eurasiangroup. org/ Rekomendatcii_FATF. pdf.

В Рекомендациях сформулированы основы организации антилегализационной деятельности банков. Государствам рекомендуется устанавливать такой порядок регистрации и лицензирования банковских учреждений, который предусматривал бы «прозрачность» их деятельности для того, чтобы обеспечить возможность постоянного контроля и мониторинга со стороны контролирующих органов. Согласно Рекомендациям ФАТФ главными обязанностями банков являются идентификация клиента, бенефициара и информирование компетентных органов обо всех подозрительных сделках, совершаемых клиентами банка. В соответствии с данными Рекомендациями компетентными органами Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на регулирование деятельности банков в части противодействия отмыванию преступных доходов. Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» <2> установлено, что кредитные организации представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу соответствующую информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу. Кредитные организации представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее письменным запросам дополнительную информацию об операциях клиентов, а также в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, информацию о движении средств по счетам (вкладам) таких клиентов. Данный порядок утвержден Положением Банка России от 29 августа 2008 г. N 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <3>. ——————————— <2> Постановление Правительства РФ от 17 апр. 2002 г. N 245 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» // Российская газета. 2002. 24 апр.; СЗ РФ. 2002. N 16. Ст. 1572. <3> Положение Банка России от 29 авг. 2008 г. N 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2008. 26 сент.

Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторингом) как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, принимаются нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Так, Приказом Росфинмониторинга от 11 августа 2010 г. N 213 утверждены Рекомендации по сведениям, включаемым в сообщение сотрудника организации об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю, или необычной операции (сделке). К данным сведениям относятся следующие. 1. Сведения об операции (сделке), в т. ч. принадлежность к указанным категориям: а) операция, подлежащая обязательному контролю; б) необычная операция (сделка), а также содержание операции (сделки). 2. Дата, сумма и валюта операции (сделки). 3. Сведения о лице (лицах), проводящем операцию (совершающих сделку). 4. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная. 5. Сведения о сотруднике, составившем сообщение об операции (сделке). 6. Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке). 7. Дата составления сообщения об операции (сделке). 8. Подпись непосредственного руководителя сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке) (в случае его наличия). 9. Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении сообщения об операции (сделке). 10. Запись (отметка) о решении руководителя организации, принятом в отношении сообщения об операции (сделке). 11. Запись (отметка) о действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков <4>. ——————————— <4> Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11 авг. 2010 г. N 213 «Об утверждении Рекомендаций по сведениям, включаемым в сообщение сотрудника организации об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделке)». Опубликован не был.

Кроме того, Приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103 утверждены Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок <5>. Приказом Росфинмониторинга от 5 октября 2009 г. N 245 устанавливаются: единый формат представления информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю; форма кодирования; перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении; каналы связи для передачи информации; формы письменных запросов Росфинмониторинга в организации о представлении информации и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов), подтверждающих эту информацию, и перечень должностных лиц, имеющих право направлять письменные запросы в организации <6>. ——————————— <5> Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» // Финансовая газета. 2009. 24 сент. <6> Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 окт. 2009 г. N 245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2010. 10 марта.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц <7>. Нормативными актами Банка России устанавливаются основы внутреннего контроля в кредитных организациях. Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П устанавливает общие для всех кредитных организаций требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <8>. Положением Банка России от 19 августа 2004 г. N 262-П устанавливается обязанность разработки и утверждения кредитной организацией программы идентификации клиентов, а также выгодоприобретателей, которая должна включать порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, в т. ч. порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и основания оценки такого риска <9>. ——————————— <7> Федер. закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. 2002. 13 июля. <8> Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2012. 18 апр. <9> Положение ЦБ РФ от 19 авг. 2004 г. N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2004. 10 сент.

Кроме нормативных правовых актов, Банком России могут издаваться также методические рекомендации, которые имеют форму писем и не обладают статусом нормативно-правового акта, т. е. не являются общеобязательными. К ним относятся, например, письмо Банка России от 13 июля 2005 г. N 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <10>, письмо Банка России от 30 августа 2006 г. N 115-Т «Об исполнении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг)» <11>. ——————————— <10> Письмо ЦБ РФ от 13 июля 2005 г. N 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2005. 20 июля. <11> Письмо ЦБ РФ от 30 авг. 2006 г. N 115-Т «Об исполнении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг)» // Вестник Банка России. 2006. 7 сент.

Банком России установлена следующая процедура банковского контроля. При возникновении сомнений при квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, или при выявлении необычных сделок сотрудник кредитной организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет сообщение — документ, содержащий сведения об операции (сделке). Сообщение передается специальному должностному лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления. Уполномоченный сотрудник принимает окончательное решение о признании операции клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в уполномоченный орган. При выявлении необычных сделок уполномоченный сотрудник принимает решение о дальнейших действиях кредитной организации в отношении клиента и его операции (сделки). При выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация может предпринять следующие действия: — обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в т. ч. дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки; — обеспечить повышенное внимание ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через кредитную организацию; — предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Российской Федерации. В качестве одного из наиболее важных элементов процедуры банковского контроля выступает определение уровня риска осуществления клиентом операций по легализации, которое проводится на основе документа, описывающего процедуру его оценки. Положением ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливаются общие критерии признания критериям оценки степени (уровня) риска. Согласно Положению к операциям повышенной степени риска относятся: — операции по снятию денежных средств в наличной форме с банковского счета юридического лица; — операции с резидентами офшорных зон; — деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, а также деятельность ломбардов; — деятельность, связанная с реализацией антиквариата, мебели, легковых транспортных средств; — совершение сделок с драгоценными металлами, ювелирными изделиями; — совершение сделок с недвижимым имуществом; — операции с юридическим лицом, органы управления которого отсутствуют по местонахождению этого юридического лица; — наличие в деятельности клиента подозрительных операций; — неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; — осуществление юридическими лицами переводов денежных средств на банковские счета физических лиц; — осуществление банковских операций с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания; — операции с резидентами государств или территорий, не соблюдающих общепринятых стандартов в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; государств, на территории которых незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также государств или территорий, разрешающих свободный оборот наркотических веществ. Помимо перечисленных выше обязательных признаков операции с повышенной степенью риска, кредитная организация в зависимости от специфики ее деятельности и специфики деятельности ее клиентов может использовать дополнительные критерии оценки степени (уровня) риска банковских операций, такие так: — туристская деятельность; — деятельность, связанная с реализацией предметов искусства; — любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности <12>. ——————————— <12> Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Одним из принципов построения подхода, основанного на оценке рисков, установленных ФАТФ, является принцип обмена информацией между частными компаниями и государственными учреждениями. Согласно Рекомендациям ФАТФ в каждой стране эффективный обмен информацией между государственными структурами и частным сектором должен стать неотъемлемой частью стратегии борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Во многих случаях это позволит частным компаниям снабжать компетентные органы такими сведениями, которые раньше, как принято считать, могли добывать только разведывательные органы. Органы государственной власти имеют привилегированный доступ к информации, способной помочь компаниям, обслуживающим денежные операции, выносить обоснованные суждения при осуществлении подхода, основанного на оценке рисков, в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Со своей стороны компании, обслуживающие денежные операции, в повседневной работе взаимодействуют с огромным числом клиентов и уверенно ориентируются в их базах данных. Поэтому желательно, чтобы частные и государственные структуры в сотрудничестве определяли, какая информация пригодна для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, и разрабатывали средства, с помощью которых эту информацию можно быстро передавать. В Рекомендациях также отмечается, что все участники этого процесса должны продумать, какими средствами защиты они будут пользоваться для предотвращения слишком широкого распространения важной информации <13>. ——————————— <13> Руководство по применению подхода, основанного на оценке рисков, в секторе обслуживания денежных операций. ФАТФ, 2009. Сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. URL: http://eurasiangroup. org/ ru/news/typ_5.pdf.

Особую актуальность взаимодействие банков с компетентными государственными органами приобретает в выявлении случаев использования легализаторами подложных документов в ходе процедур банковского контроля. Несмотря на значимость проблемы, антилегализационное законодательство не содержит четких процедур взаимодействия между уполномоченными органами государственной власти и кредитными организациями по вопросам обмена информацией, оказания технической помощи в целях выявления поддельных документов. Закрепление в Законе о противодействии легализации единственного положения, предусматривающего возможность получения кредитными организациями информации от уполномоченных органов государственной власти из Единого государственного реестра юридических лиц, сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также об утерянных, недействительных паспортах (в т. ч. о паспортах умерших лиц и об утерянных бланках паспортов), является явно недостаточным для эффективного выявления лиц, намеренных совершать банковские операции с целью легализации (отмывания) доходов, добытых преступным путем, и/или финансирования терроризма. Без эффективного взаимодействия с компетентными органами государственной власти невозможно также качественное осуществление такой обязанности, предусмотренной ст. 7.3 Закона о противодействии легализации, как дополнительные меры банковского контроля в отношении иностранных публичных должностных лиц. К таким обязанностям относятся следующие: 1) принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц; 2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации; 3) принимать о меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц; 4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах; 5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации. Еще более жесткие меры контроля должны применяться по отношению к операциям, совершаемым иностранными, а также национальными публичными лицами и публичными лицами международных организаций.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *