Экономическая безопасность Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства

(Михалина И. Е.) («Таможенное дело», 2012, N 4)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА <*>

И. Е. МИХАЛИНА

——————————— <*> Mikhalina I. E. Economic safety within the common economic space.

Михалина Ирина Евгеньевна, главный специалист — эксперт отдела анализа рынков Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии, аспирант Государственного университета управления (ГУУ).

В статье на основе анализа процесса формирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации рассматривается его влияние на уровень экономической безопасности стран-участниц в условиях развития международных интеграционных процессов.

Ключевые слова: Таможенный союз, экономическая безопасность, Единое экономическое пространство, экономическая интеграция, внешнеэкономическая деятельность.

In the article on the basis of the analysis of process of formation the Customs union of the Republic of Belarus, of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation and its influence on level of economic safety of the countries-participants in the conditions of development of the international integration processes is considered.

Key words: the Customs union, economic safety, uniform economic space, economic integration, foreign trade activities.

Постсоветский период обернулся для России значительным упадком ее международного влияния, резким повышением рисков и угроз ее национальной безопасности, в т. ч. и экономической безопасности. Возникли множественные потенциальные угрозы, которые требовалось устранять: снижение торгового оборота между странами бывшего Союза; уменьшение объемов производства; заполнение внутреннего рынка импортными товарами; невозможность конкурировать с зарубежными товарами и т. д. Крепость связей между странами стала зависеть от уровня развития экономических отношений, поэтому актуальным вопросом стало создание целостности экономического пространства региона на постсоветской территории. Особое значение в рамках интеграционных объединений приобретает обеспечение экономической безопасности. Современная мировая экономика, будучи глобальной по своей природе, все более развивается в направлении усиления интеграционных процессов и на мировом, и на региональном (субрегиональном) уровнях. Все страны мира — как традиционно интегрирующиеся, так и вновь включающиеся в эти процессы — стремятся посредством взаимодействия с партнерами в рамках региональных интеграционных объединений более полно реализовать свои экономические интересы, расширить сферы влияния, сформировать новые возможности. Интеграция требуется для обеспечения экономической безопасности России. Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции в качестве одного из путей интеграции в экономику глобальную. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации <1> главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры и т. д. ——————————— <1> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольного регулирования и поддержку конкурентной политики. Экономическая безопасность является органичным компонентом современной экономики. Учитывая общепринятое выделение уровней в экономической системе, полагаем, что многоуровневое представление экономической безопасности является обязательным условием для достижения результативности в исследованиях по ее обеспечению. Например, Р. Ф. Исмагилов считает, что экономическая система страны имеет сложное иерархическое строение, где в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различного уровня. Указанный автор предлагает следующие уровни экономических отношений, которые формируют уровни экономической безопасности: экономический уровень семьи — экономические интересы каждого гражданина страны; микроэкономический уровень — хозяйствующие субъекты; региональный и отраслевой уровни — экономика субъектов Федерации; макроэкономический уровень — экономика страны в целом <2>. В. А. Богомолов, прямо не выделяя уровни, подчеркивает, что понятие «экономическая безопасность» применимо к различным субъектам: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике, государству в целом <3>. В работе под редакцией В. К. Сенчагова также не называются уровни экономической безопасности. При этом рассматриваются: экономическая безопасность государства, экономическая безопасность хозяйствующего субъекта, экономическая безопасность региона <4>. В классическом представлении экономической системы страны выделяются макро — и микроэкономический уровни. Под макроуровнем понимается национальная экономика. Микроэкономический уровень охватывает хозяйствующие субъекты. Учитывая, что экономическая безопасность является необходимым и неотъемлемым условием развития любой экономической системы и ее составляющей, целесообразно к экономической безопасности применять такой же принцип построения. Поэтому под макроуровнем следует понимать экономическую безопасность страны, а под микроуровнем — экономическую безопасность хозяйствующих субъектов. ——————————— <2> Исмагилов Р. Ф. Экономическая безопасность России: теория и практика: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. С. 15. <3> Богомолов В. А. Экономическая безопасность: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 14. <4> Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.

Исследование экономической безопасности в рамках Единого экономического пространства осуществляется на макроуровне. С созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства Россия вывела экономическую интеграцию на качественно новый этап — ускоренное создание полноценной зоны свободной торговли в рамках СНГ с Белоруссией и Казахстаном, с перспективой расширения проекта на другие страны постсоветского пространства и возможного преобразования в Евразийский союз к 2015 г. Параллельно Россия принимает меры по углублению военно-политической интеграции в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Россия стремится стать полноправным участником мирохозяйственных процессов, использовать преимущества международного обмена в целях экономического роста и эффективного реформирования структуры национальной экономики <5>. ——————————— <5> Максимов Ю. А. Таможенно-тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средство обеспечения экономической безопасности. СПб.: Астер-Пресс, 2010. С. 5.

Ключевая идея формирования Таможенного союза предусматривает создание на постсоветском пространстве единой таможенной территории, в пределах которой (от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской) во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории или из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не будут применяться таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Вплоть до недавнего времени под влиянием как внутренних процессов деградации экономики, так и внешних сил экономического давления со стороны расширяющегося Евросоюза, увеличивающих объемы производства и товарооборота Китая, Турции, а также США в постсоветских странах доминировали дезинтеграционные процессы: сокращались объемы торгового оборота между странами, снижался производственный потенциал, на внутреннем рынке доминировали импортируемые товары. Лишь в 2008 г. с созданием Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России дезинтеграционные процессы переориентировались в интеграционные. Для отечественной экономики характерен высокий потенциал развития, однако в отличие от европейских стран это «потенциал догоняющего развития» <6>, поэтому России исключительно необходима интеграционная модель развития, в связи с чем необходимо укреплять экономические связи со странами ближнего зарубежья для полноценного использования всех имеющихся ресурсов и обращать их в высокие стабильные темпы экономического роста. После нескольких неудачных попыток создания многосторонних интеграционных объединений в 90-х гг. эти три государства образовали ядро интеграционного процесса, сформировав первый в постсоветской истории наднациональный орган — Комиссию Таможенного союза, которому были делегированы полномочия по принятию согласованных решений в области торговой политики и таможенному регулированию. При этом исполнение этих решений осуществлялось на всей единой таможенной территории автоматически без необходимости принятия национальных законодательных актов. ——————————— <6> Степашин С. В. Государственная безопасность России: история и современность. М.: РОССПЭН, 2004. С. 23.

Сконцентрировав полномочия по регулированию внешней торговли в Комиссии Таможенного союза и сняв таможенный контроль на своих межгосударственных границах, государства — члены Таможенного союза унифицировали все виды пограничного контроля движения товаров. Вслед за таможенным, на межгосударственных границах был упразднен санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль, введены единые нормы технического регулирования. Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 6 октября 2007 г. N 1. В развитие этого плана решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 9 июня 2009 г. N 9 были установлены этапы и сроки формирования единой таможенной территории. В дальнейшем был принят еще ряд документов, определивших планы формирования ключевых подсистем управления единой таможенной территорией и передачи соответствующих полномочий Комиссии Таможенного союза (КТС). К концу 2011 г. были реализованы все ключевые решения Межгоссовета ЕврАзЭС, выполнены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования Таможенного союза, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведению согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. После завершения формирования единой таможенной территории эти государства приступили к созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), введя с 1 января 2012 г. пакет соглашений, устанавливающий нормы регулирования общего рынка не только товаров, но и услуг, труда и капитала. Единое экономическое пространство — экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованности их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики <7>. ——————————— <7> Биекенов С. К. Таможенный союз: история и перспективы. Астана, 2011. С. 46.

Решением президентов государств — участников стран Таможенного союза создана Евразийская экономическая комиссия (далее — Комиссия). По ключевым позициям Комиссия — это первая беспрецедентная структура, которая наделена целым рядом полномочий в различных сферах. В рамках интеграционного процесса Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация уделяют большое значение вопросам конкурентной политики, ценообразованию, государственным и (или) муниципальным закупкам, поскольку достижение цели создания Единого экономического пространства невозможно без проведения единой конкурентной политики на пространстве, объединяющем территории государств-участников. Курирует эти направления деятельности Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Н. Ш. Алдабергенов. ЕЭП заработало на территории Белоруссии, Казахстана и России с 1 января 2012 г. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с июля 2012 г. Суммарный объем внешней торговли государств — членов Таможенного союза с третьими странами в первом полугодии 2012 г. составил 459,6 млрд. долл. США (табл. 1), в т. ч. экспорт товаров — 302,9 млрд. долл., импорт — 156,7 млрд. долл. <8>. ——————————— <8> URL: http://www. tsouz. ru/ db/stat/Pages/ internal_stat. aspx.

Таблица 1

Объемы, темпы и пропорции развития взаимной торговли государств — членов Таможенного союза

Таможенный союз в т. ч. экспорт (всего) Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация

млн. долл. % к прошл. млн. долл. % к прошл. удельный млн. долл. % к прошл. удельный млн. долл. % к прошл. удельный США периоду США периоду вес, % США периоду вес, % США периоду вес, %

2011 1 кв. 13 811,2 148,0 208,7 149,9 23,2 2 018,4 166,1 14,6 8 584,1 143,7 62,2 год 2 кв. 16 115,1 141,4 4037,9 160,8 25,1 1 850,9 125,9 11,5 10 226,3 137,9 63,5

3 кв. 16 719,2 135,2 4136,8 147,8 24,7 1 888,4 114,6 11,3 10 694,0 135,1 64,0

4 кв. 16 816,3 119,7 3799,5 128,0 22,6 1 706,5 102,5 10,1 11 310,3 120,2 67,3

2012 1 кв. 16 499,4 119,5 3863,4 120,4 23,4 1 566,7 77,6 9,5 11 069,3 129,0 67,1 год 2 кв. 17 370,4 107,8 4288,0 106,2 24,7 1 698,3 91,8 9,8 11 384,1 111,3 65,5

Источник: http://www. tsouz. ru/db/ stat/iCU201206/ Documents/IALL201206_2.pdf.

По сравнению с аналогичным периодом 2011 г. стоимостный объем внешнеторгового оборота увеличился на 8%, экспорта — на 9,7%, импорта — на 4,8%. В январе — июне 2012 г. вклады государств — членов Таможенного союза в совокупный объем внешней торговли (в процентах к итогу) распределились следующим образом: более 80% объема внешней торговли приходится на Российскую Федерацию (82,4%), в т. ч. 80% совокупного экспорта и 87% импорта товаров. Доля Республики Казахстан составила 12,1%, 14,4% и 7,6%, Республики Беларусь — 5,6%, 5,7% и 5,4% соответственно <9>. ——————————— <9> URL: http://www. tsouz. ru/ db/stat/Pages/ internal_stat. aspx.

Основным покупателем экспортируемых государствами — членами Таможенного союза товаров выступает Европейский союз (58% совокупного экспорта). Среди европейских стран наиболее существенны поставки в Нидерланды (28,4% экспорта в страны ЕС), Италию (13,5%), Германию (12%), Польшу (6,8%) и Францию (5,1%). Суммарная стоимость товаров, проданных на китайском рынке, составила 8,8% общего объема экспорта. Остальным странам СНГ реализовано 7,9% экспортированных товаров, из них Украине — 5,6%. Экспортные поставки в Турцию составили 5,1% общего объема экспорта государств — членов Таможенного союза, в Швейцарию — 2,8%, Японию — 2,4%, Соединенные Штаты — 2,4% (рис. 2). Импортные закупки также сосредоточены в странах Европейского союза (43,3% совокупного импорта товаров). Наибольшие объемы приходятся на Германию (28,7% импорта из стран ЕС), Францию (10,3%), Италию (10,1%). Китай поставляет в государства — члены Таможенного союза 17,5% приобретаемых по импорту товаров, страны СНГ в целом — 8,8%, из них Украина — 7,4%, Соединенные Штаты — 5,7%, Япония — 5,3%, Южная Корея — 3,6% <10>. ——————————— <10> URL: http://www. tsouz. ru/ db/stat/Pages/ internal_stat. aspx.

млрд. долл. США 100

90 x x 88,4 x 83,9 x 80 x x 81,9 x x 82,1 79,8 x 80,2 x 79,8 x 80,2 x x 77,0 78,6 76,4 78,6 x 74,5 x 75,7 70 72,5 x x 66,6 65,4 60 + + 57,1 + + + 53,7 + 50 52,1 + 52,0 51,6 + + + + + 53,2 x + 49,1 50,8 50,0 + 51,4 51,6 51,5 + 47,7 47,2 + 47,4 47,9 + 45,4 40 43,5

31,3 + 28,2 30,3 29,8 30,2 0 28,8 30 32,2 27,8 0 27,1 0 27,8 0 0 28,1 0 27,1 0 27,8 27,3 0 0 0 0 * 26,4 28,7 0 0 0 * 28,8 * 0* * * 21,7 24,3 * * * 25,9 25,0 * 24,4 24,4 20 16,7 *0 * * 23,7 * 23,0 * 23,4 0 22,9 * * 21,8 19,9 20,3 * 21,3 20,2 19,3 20,0 0 18,3 15,5 10

0 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI 2011 2012

x — Оборот + — Экспорт 0 — Импорт * — Сальдо

Рис. 1. Данные об объемах внешней торговли Таможенного союза с третьими странами с января 2011 г. по июнь 2012 г.

Экспорт

180

170

160

150

140

130

120

110

100

90

80

70 — ЕС 175,5/58,0 60

50 ***** *** — АТЭС 56,4/18,5 ***** 40 ***** 00000 ***** 00000 /// — СНГ (без стран ТС) 23,9/7,9 30 ***** 00000 ***** 00000 20 ***** ///// 00000 000 — Другие страны 47,1/15,6 ***** ///// 00000 10 ***** ///// 00000 ***** ///// 00000 0

Импорт

70

60

***** ***** 50 ***** ***** ***** ***** 40 ***** ***** ***** ***** — ЕС 67,9/43,3 30 ***** ***** ***** *** — АТЭС 58,2/37,1 ***** 20 ***** ***** /// — СНГ (без стран ТС) 13,7/8,8 ***** 00000 ***** 00000 10 ***** ///// 00000 000 — Другие страны 16,9/10,8 ***** ///// 00000 ***** ///// 00000 ***** ///// 00000 0

Рис. 2. Объем внешней торговли Таможенного союза по группам стран в первом полугодии 2012 г. (млрд. долл. США/доля группы стран, в %)

В товарной структуре экспорта государств — членов Таможенного союза в третьи страны преобладают минеральные продукты (62,6% общего объема экспорта государств — членов Таможенного союза в третьи страны) и металлы и изделия из них (9,3%). Около 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация. Наибольшую долю в импорте из этих стран занимают машины, оборудование и транспортные средства (48,2% совокупного импорта), продукция химической промышленности (15,7%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,1%). Около 90% объема закупок этих товаров за пределами Таможенного союза осуществляет Российская Федерация <11>. ——————————— <11> URL: http://www. tsouz. ru/ db/stat/Pages/ internal_stat. aspx.

Единое экономическое пространство трех стран — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — это новое по качеству интеграционное экономическое объединение. В рамках гармонизации законодательства трех стран Евразийской экономической комиссией под руководством Министра по конкуренции и антимонопольному регулированию Н. Ш. Алдабергеновым разрабатывается Модельный закон о конкуренции, который позволит объединить законодательства трех стран в области конкурентной политики. С созданием единого документа должен в полном объеме заработать единый рынок товаров, капиталов, услуг и рабочей силы и, как итог, увеличится рост товарооборота между Белоруссией, Казахстаном и Россией, увеличится ассортимент продукции, снизятся цены и повысится качество производимого товара. Развитие внешней торговли государств — членов Таможенного союза с третьими странами в первом полугодии 2012 г. характеризуется заметным ростом, что связано со сформированным Единым экономическим пространством в рамках Таможенного союза. Основную долю в общем объеме внешней торговли занимает Российская Федерация. Следует отметить увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. вклада Республики Беларусь в общий объем экспорта государств — членов Таможенного союза (с 4,2% до 5,7%) и вклада Республики Казахстан в общий объем импорта (с 5,8% до 7,6%). В связи с этим можно сделать вывод, что экономическая безопасность Российской Федерации значительно укрепляется при создании Единого экономического пространства, т. к. участие нескольких стран в едином товарообороте повышает и усиливает интеграционные процессы стран — участниц Таможенного союза. В дальнейшем возможное расширение Единого экономического пространства позволит еще больше усилить и укрепить экономическую безопасность Российской Федерации.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». 2. Биекенов С. К. Таможенный союз: история и перспективы. Астана, 2011. 3. Богомолов В. А. Экономическая безопасность: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 4. Исмагилов Р. Ф. Экономическая безопасность России: теория и практика: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. 5. Максимов Ю. А. Таможенно-тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средство обеспечения экономической безопасности. СПб.: Астер-Пресс, 2010. 6. Степашин С. В. Государственная безопасность России: история и современность. М.: РОССПЭН, 2004. 7. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 8. URL: http://www. tsouz. ru/ db/stat/Pages/ internal_stat. aspx.

——————————————————————