Надзор за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности по делам о легализации преступных доходов

(Жубрин Р. В.) («Законность», 2013, N 1)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЛАМ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Р. В. ЖУБРИН

Жубрин Роман Владимирович, ведущий научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается роль прокурорского надзора как средства обеспечения законности в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по делам о легализации преступных доходов, организация и методы выявления прокурором нарушений закона при проведении проверок.

Ключевые слова: прокурорский надзор, проверка, легализация преступных доходов, оперативно-розыскная деятельность, методика.

Supervision over implementation of laws on operative and search activities in cases on legalization of proceeds of crime R. V. Zhurbin

In article the role of public prosecutor’s supervision as means of ensuring of legality in activities of the bodies which are carrying out operational search activity, for affairs on legalization of illegally profits, the organization and methods of identification by the prosecutor infraction the law is considered at carrying out checks.

Key words: public prosecutor’s supervision, check, legalization of illegally profits, operational search activity, methodology.

В комплексе средств и методов выявления легализации преступных доходов наиболее значительными возможностями обладает оперативно-розыскная деятельность. Определить преступное происхождение легализируемых наличных денежных средств или иного имущества зачастую возможно, только используя результаты оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на большие возможности выявления легализации преступных доходов оперативно-розыскными средствами, на практике они реализуются не полностью. В деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов зачастую нет планомерности оперативных проверок и разработок, не реализуется весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, необходимых для выявления легализации преступных доходов, допускаются нарушения закона. В результате правоохранительными органами в 2011 г. выявлено 704 преступления, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, на сумму 1,9 млрд. руб. В то же время, по данным Росфинмониторинга, в 2011 г. с признаками «отмывания» за рубеж выведено около 1 трлн. руб., еще порядка 1 трлн. руб. незаконно обналичено внутри страны <1>, что свидетельствует о высоком уровне латентности легализации преступных доходов. ——————————— <1> См.: Совещание по вопросам исполнения поручений Президента Российской Федерации. 16.02.2012. URL: http://kremlin. ru/transcripts.

Выявлению и устранению допускаемых нарушений закона в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, способствует прокурорский надзор. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурорский надзор за его исполнением осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Кроме того, деятельность прокурора в рассматриваемой сфере регламентирована Приказами Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» и от 19 января 2010 г. N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В процессе надзорной деятельности прокурор проверяет законность и обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий, ведения дел оперативного учета, исполнение требований закона о передаче следователю результатов оперативно-розыскной деятельности, соблюдение прав юридических и физических лиц. При осуществлении надзора необходимо исключить дублирование проверок исполнения законов об оперативно-розыскной деятельности по делам о легализации преступных доходов различными подразделениями прокуратуры, проведение повторных проверок по одному и тому же предмету. В ходе проверки прокурору надлежит истребовать материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий, дел оперативного учета в полном объеме, реагируя на факты их укрытия. Случаи незаконного отказа от выполнения требований прокурора в зависимости от обстоятельств следует рассматривать как воспрепятствование его законной деятельности. Прокурорские проверки исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводятся по обращениям граждан, юридических и должностных лиц; по результатам изучения материалов уголовных дел; в плановом порядке и в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности. Например, Ассоциация российских банков обратилась в Генеральную прокуратуру РФ с вопросом об обоснованности направления органами внутренних дел в банки запросов об организации противодействия легализации преступных доходов, в которых истребуются отчеты в виде электронных сообщений о подозрительной деятельности. Проверка показала, что запрашиваемые сообщения о подозрительной деятельности содержат информацию, относящуюся к банковской тайне, для получения которой установлен специальный порядок, предусмотренный ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Органы внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не вправе истребовать у кредитных организаций данные об операциях и счетах юридических и физических лиц. Кроме того, ни Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ни подзаконными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность кредитных организаций направлять сообщение о подозрительной деятельности помимо Росфинмониторинга органам внутренних дел. В процессе надзора прокурор проверяет соответствие проведенного оперативно-розыскного мероприятия исчерпывающему перечню, указанному в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Действия, не относящиеся к указанному списку мероприятий, и их результаты должны признаваться незаконными. Например, если оперативный работник без возбуждения уголовного дела или поручения следователя проводит допросы, осмотры, выемки, прокурор должен потребовать немедленного прекращения подобных действий и поставить вопрос о привлечении должностного лица к ответственности, вплоть до уголовной. В дальнейшем прокурор проверяет наличие законных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий по делам о легализации преступных доходов, выявляет фальсификацию документов, содержащих основание и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий. Помимо проверки соблюдения формальных требований закона, прокурор вправе оценить соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности. Так, при проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, дознавателя, руководителей органов дознания и предварительного следствия, прокурору в каждом случае следует рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц. Следует отметить, что решению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению легализации преступных доходов способствует реализация таких мероприятий, как наблюдение, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент, оперативное внедрение. При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении оперативно-розыскных мероприятий, уполномоченный прокурор помимо актов прокурорского реагирования направляет руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования. Оценивая законность заведения дела оперативного учета, прокурор проверяет соблюдение установленной ведомственными актами процедуры и сроков заведения дела, наличие у должностного лица соответствующих полномочий для решения вопроса о заведении дела, соблюдение порядка регистрации дела оперативного учета. Необходимо пресекать попытки манипулирования показателями заведенных дел оперативного учета. В заведенных по этой тематике делах зачастую нет конкретной информации о результатах проведения оперативно-розыскных мероприятий или сведения, полученные в результате их реализации, отрывочны и не систематизированы. Недостатки в планировании и проведении оперативно-розыскных мероприятий, документировании их результатов впоследствии затрудняют процессуальную проверку и закрепление доказательств преступной деятельности. В результате дела оперативного учета о легализации преступных доходов прекращаются без представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела даже при наличии для этого достаточных оснований. Результативность выявления легализации преступных доходов оперативно-розыскными средствами снижают недостатки взаимодействия с Росфинмониторингом. В некоторых подразделениях правоохранительных органов сложилась практика, когда материалы Росфинмониторинга под предлогом их конфиденциальности направляются только для производства оперативно-розыскной деятельности и не рассматриваются в уголовно-процессуальном порядке. Однако оперативно-розыскные мероприятия, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проводятся при наличии сведений о признаках противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В то же время направляемые Росфинмониторингом материалы, подготовленные по запросам правоохранительных органов, помимо признаков «отмывания» могут содержать и признаки предикатных преступлений, что требует уголовно-процессуальной оценки в порядке ст. ст. 144 — 145 УПК. На практике такие материалы способствуют выявлению незаконной банковской деятельности, хищений, коррупции. Прокуроры обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В 2010 г. органы прокуратуры выявили 672 нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», что значительно превысило показатель предыдущего периода (454). В частности, обследование нередко проводилось без достаточной информации о наличии признаков преступления, изъятие предметов и документов оформлялось с нарушением закона, не принимались меры к сохранности документов, не изготавливались их копии. Эти нарушения нередко влекут причинение ущерба субъектам предпринимательской деятельности. Ведомственный контроль при проведении оперативно-розыскных мероприятий не всегда организован надлежащим образом. По итогам проверок прокурор уполномочен требовать устранения выявленных по делам оперативного учета, иным оперативно-служебным материалам нарушений закона; опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов; требовать передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании; вносить представления об устранении нарушений закона.

——————————————————————