Результаты научных исследований как одно из направлений оптимизации решения проблем борьбы с терроризмом и его финансированием в первом полугодии 2012 года в России

(Щеблыкина И. В., Паненков А. А.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 1) Текст документа

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОПТИМИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕМ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2012 ГОДА В РОССИИ <*>

И. В. ЩЕБЛЫКИНА, А. А. ПАНЕНКОВ

——————————— <*> Shhebly’kina I. V., Panenkov A. A. Results of scientific researches as one of the directions of optimization of solution of problems of fighting terrorism and financing thereof in the first half of 2012 in Russia.

Щеблыкина Ирина Викторовна, кандидат юридических наук, член Российской криминологической ассоциации.

Паненков Александр Александрович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции, почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

В статье авторы раскрывают некоторые пути решения проблем борьбы с финансированием терроризма в первой половине 2012 года в России, приводят опыт зарубежных стран, акцентируют внимание на комплексном решении проблем борьбы с финансированием терроризма. Приводятся результаты научных исследований 2010 — 2012 гг. Делается вывод о том, что учет результатов научных исследований в практической деятельности правоохранительных органов и спецслужб остается одним из направлений оптимизации решения проблем борьбы с терроризмом и его финансированием в России.

Ключевые слова: проблемы, борьба, финансирование, терроризм, источники, каналы, пути решения, угроза, спецслужбы, оптимизация, наука, исследование.

The authors of the article reveal certain ways of solution of problems of fighting financing of terrorism in the first half of 2012 in Russia, cite the experience of foreign countries, draw attention to the complex solution of problems of fighting financing of terrorism; review the results of scientific pieces of research in 2010 — 2012; make a conclusion that the record of results of scientific pieces of research in practical activities of law-enforcement agencies and special services remains one of directions of optimization of solution of problems of fighting terrorism and financing thereof in Russia.

Key words: problems, fighting, financing, terrorism, sources, channels, ways, decisions, danger, special services, optimization, science, research.

«Верим в Россию. Ей и служим» <1>

——————————— <1> Это предложение выложено большими буквами из белого камня на горе напротив пункта временной дислокации военнослужащих отдела Пограничного Управления ФСБ России в Джейрахском районе Республики Ингушетия. Один из авторов статьи, будучи в составе группы сотрудников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, выезжавшей в прокуратуру Республики Ингушетия в июле 2012 г., лично видел указанный текст. Интернациональный состав пограничников весной 2012 г. после схода с гор мощного селя не только продолжал выполнять боевую задачу по охране Государственной границы Российской Федерации, восстановлению грунтовой дороги к шестой и седьмой отрезанным заставам (продукты и боезапас доставляли только «вертушкой»), но и обеспечивал бесперебойную подачу и доставку электроэнергии, чистой воды и питания в детский лагерь в горах, где отдыхали ингушские дети.

Количество зарегистрированных преступлений террористической направленности всего по России в январе — июне 2012 г. составило 363, снижение на 1,9% к АППГ (в I половине 2011 г. выросло на 28,9%, I половина 2010 г. — 287, I половина 2011 г. — 370). В науке и на практике употребляются следующие выражения: «террористические преступления» <2>, «преступления террористического характера», «преступления террористической направленности». Например, Перечень N 22 преступлений террористического характера (2010 г.) <3>, Перечень N 22 преступлений террористического характера (2012 г.) <4>, введенный указанием Генпрокуратуры России N 52-11, МВД России N 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» дают такую классификацию: ——————————— <2> Документы ООН в работах известных криминологов. См., например: Долгова А. И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом: Пособие. М., 2012. Общая часть. С. 3. <3> Приложение к указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.12.2010 N 450/85/3. <4> Приложение к указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2.

1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 277, 281, 360 УК РФ. 1.2. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела при наличии в статистической карточке отметки о связи совершенных преступлений с террористической деятельностью или финансированием акта терроризма либо террористической организацией: ст. ст. 278, 279, 282.1, 282.2 УК РФ. Термин «преступления террористического характера» употребляется в подп. 1.5 — 1.9, 2.1, 2.3 Приказа Генерального прокурора от 22.10.2009 N 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму». Авторы статьи используют выражение «преступления террористической направленности», как в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности». Несмотря на то что в первой половине 2012 г. удельный вес преступлений террористической направленности в структуре преступности России составлял всего 0,0311% (первая половина 2011 г. — 0,297%), общественная опасность их оставалась очень велика. В первой половине 2012 г. снизилось количество предварительно расследованных дел по преступлениям террористической направленности — 227 (-5,4%) <5>, направлено в суд — 135 (+5,5%) <6>. ——————————— <5> Сведения о преступлениях террористической направленности и экстремистской направленности. Январь — июнь 2012 г. // ГИАЦ МВД России. Раздел 1. Ф. 282 Кн. 5. Л. 3. В первой половине 2011 г. выросло количество предварительно расследованных дел — 240 (+21,2%). <6> В первой половине 2011 г. направлено в суд 128 дел (+4,9%), но в то же время возросло количество приостановленных уголовных дел — 135 (+5,5%).

Поскольку причинные комплексы терроризма в СКФО полностью нейтрализовать не удалось, в январе — июне 2012 г. в России было совершено и зарегистрировано 15 террористических актов: ЦФО — 0 (предварительно расследовано 1 преступление в Орловской области), СКФО — 3 (-62,5%) <7>, ПФО — 1 (-66,7%) <8>, СЗФО — 0, УФО — 0, СФО — 0, ДФО — 1 (-) <9>. ——————————— <7> СКФО — 3 (Ставропольский край (-50%), Республика Дагестан (-80%), Чеченская Республика — (0,0%). <8> ПФО — 1 (Республика Татарстан). <9> ДФО — 1 (Приморский край).

Важно предупреждать террористические акты, и в первую очередь путем улучшения агентурной работы и подрыва финансовых основ организованной преступной деятельности, включая террористическую, т. е. путем выявления и перекрытия внутренних и внешних источников и каналов финансирования терроризма в России. Сложно решаемой проблемой для спецслужб и правоохранительных органов России остается повышение результативности и эффективности в борьбе с финансированием терроризма. С точки зрения профилактики терроризма это наиболее перспективное направление деятельности. В целях оптимизации борьбы с финансированием терроризма (БФТ) в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводятся научные исследования.

Этапы анкетирования по БФТ

В соответствии с п. 4 Приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации была составлена программа исследования с указанием используемых методов, составлена анкета для проведения анкетирования следователей правоохранительных органов, прокуроров, судей, сотрудников полиции, управлений МВД, ФСИН (СИЗО), управлений ФСКН, управлений ФСБ России в связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с финансированием терроризма и подготовки новых «Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма». В целях оптимизации работы были разработаны этапы исследования, составлена предварительная специализированная анкета (ПСА) для опроса экспертов (следователей). Правовая и криминологическая культура организации любого исследования прежде всего требует внимательного изучения всех доступных и имеющихся материалов по избранной тематике, созданных ранее, в том числе результатов исследований по БТ и БФТ, анкет экспертов, осужденных, населения. Предварительная специализированная анкета (ПСА) для опроса экспертов (следователей) была составлена на базе предыдущих исследований, организованных и проведенных под руководством профессора А. И. Долговой, и анкет для опроса экспертов, населения, осужденных. Первый этап исследования — анкетирование следователей международного совещания следователей (МСС) в г. Казани в июне 2010 г. <10>. Там был проведен так называемый пилотажный проект (первый этап исследования): анкетирование следователей по предварительной специализированной анкете (ПСА), которая содержала 73 вопроса. Из распространенных на совещании 100 анкет была возвращена только 31 анкета. ——————————— <10> На первом этапе исследования была составлена анкета для опроса следователей СКП РФ и опрошены представители следственных подразделений на международной конференции в начале июня 2010 г. в г. Казани. Результаты обобщения завершены совместно с сотрудниками отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии ГП РФ.

Второй этап исследования проводился в период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с 16 по 29 мая 2011 г. Было организовано и проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Республики Дагестан по актуальным вопросам борьбы с финансированием терроризма (БФТ). Всего обработано 235 анкет <11>. В анкетировании, проведенном 16 — 29 мая 2011 г. по проблемам борьбы с финансированием терроризма, участвовали сотрудники прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студенты: в Республике Ингушетия — 178 (75,7%) <12> респондентов, в Чеченской Республике — 44 (18,7%) <13>, в Республике Дагестан — 13 (5,5%) <14>. Всего на втором этапе исследования были обобщены анкеты 235 респондентов, получены интересные результаты. ——————————— <11> Обобщение анкет БФТ произвела научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса В. И. Ефимова. <12> Отдел ФСИН (Республика Ингушетия) — 10 (4,3%), УФСКН по Респ. Ингушетия — 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на — 6 (2,6%), Джейрахская прокуратура — 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак — 5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Республика Ингушетия) — 22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на — 6 (2,6%), ОМОН МВД (Республика Ингушетия) — 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в Республика Ингушетия — 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Республика Ингушетия) — 14 (6,0%), УФСБ (Республика Ингушетия) — 42 (17,9%), Пограничное управление УФСБ по Республике Ингушетия — 24 (10,2%), Совет Безопасности (Республика Ингушетия) — 5 (2,1%), военный следственный отдел (Республика Ингушетия) — 5 (2,1%), военная прокуратура Республики Ингушетия — 6 (2,6%). <13> Аппарат прокуратуры (Чеченская Республика), гор. (рай) прокуроры — 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская Республика) — 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская Республика) — 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская Республика) — 3 (1,3%). <14> Студенты (Республика Дагестан) — 13 (5,5%).

В связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с финансированием терроризма и подготовки новых «Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма», в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации уже завершен третий этап научных исследований по повышению эффективности борьбы с финансированием терроризма (БФТ) в России <15>. ——————————— <15> Проведено анкетирование по специально подготовленной анкете (анкета по БФТ) работников прокуратуры г. Москвы, Московской области, прокуратуры Республики Дагестан, Чеченской Республики и следователей Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве (225 анкет). Прокуратура Московской области провела анкетирование работников аппарата прокуратуры области (117 анкет). Прокуратура г. Москвы провела анкетирование работников аппарата прокуратуры (170 анкет) и инициативно осуществила сплошное анкетирование работников окружных, межрайонных и специализированных прокуратур г. Москвы (622 анкеты), сотрудников Управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации (10 анкет) — всего 1144 анкеты. В настоящее время проведена обработка анкет прокуратур Республики Дагестан (299 анкет), Чеченской Республики (267 анкет).

В ходе научных исследований использовались методы анкетирования сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, а также метод интервьюирования. В настоящее время обобщено 1710 анкет работников прокуратуры г. Москвы, Московской области, следователей Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве, Управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Чеченской Республики и Республики Дагестан. В связи с высокой латентностью финансирования терроризма, малым количеством расследованных уголовных дел (2007 — 2011 гг. — 20 дел) <16>, отсутствием необходимого следственного и оперативного опыта у сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, а также опыта прокурорского надзора за указанной категорией уголовных дел, незначительным количеством открытых публикаций по БФТ, в целях ознакомления большинства правоохранителей с тактикой и методикой выявления, возбуждения и расследования преступлений, связанных с терроризмом и его финансированием, внутренними и внешними источниками и каналами финансирования терроризма, правовой основой борьбы с ним, для оптимизации борьбы с ФТ с момента заведения ДОУ до момента освобождения осужденного из мест лишения свободы, для проведения исследования была составлена универсальная анкета (содержащая 80 вопросов по всем отраслям прокурорского надзора) для анкетирования следователей правоохранительных органов, прокуроров, судей, сотрудников полиции, управлений МВД, ФСИН (СИЗО), управлений ФСКН, управлений ФСБ России, то есть всех сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, причастных к этой деятельности. Универсальная анкета по БФТ дает возможность сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб России охватить проблемы в целом (а не по частям), понять высокую общественную опасность ФТ, выработать систему оптимальных мер по борьбе с новыми источниками и каналами финансирования организованной террористической деятельности <17>. ——————————— <16> За 2007 — 2011 гг. было предварительно расследовано всего 20 преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации. <17> Авторы анкетирования отказались от идеи составления ПСА для каждого правоохранительного органа в отдельности и решили не ограничиваться 20 — 30 вопросами, ибо данная тема в науке оказалась недостаточно изученной и разработанной, а на практике количество возбужденных, расследованных и направленных в суд уголовных дел составило всего несколько десятков. При этом большинство уголовных дел имело гриф «секретно». Дефицит информации по проблемам БФТ объективно способствовал созданию универсальной анкеты по БФТ. Цель создания универсальной анкеты по БФТ не только получить новое знание от экспертов, но и ознакомить большинство сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России с международной и российской практикой борьбы с ФТ, правовыми основами осуществления этой борьбы, общими и частными подходами к решению проблем борьбы с финансированием терроризма в России и за рубежом. В универсальной анкете по БФТ использовалась часть вопросов, составленных на основе информации Следственного комитета Российской Федерации, поступивших в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2011 г., для оценки и направления отзыва.

Важна деятельность прокуратуры и следственного аппарата в борьбе с финансированием терроризма. Например, в ходе третьего этапа научных исследований по решению проблем борьбы с финансированием терроризма (БФТ) 1671 эксперт, или 74,5% из числа опрошенных, пояснили, что не знают термина «хавала» <18> (один из внешних каналов финансирования терроризма в России), 349, или 20,9%, ответили положительно, 77, или 4,6%, высказали иное мнение. В анкетировании принимали участие следователи Главного следственного управления Следственного комитета (ГСУ СК) России по г. Москве — 225 (13,2% от всей совокупности, 1710), следственного управления Следственного комитета (СУ СК) России по Республике Дагестан и прокуратуры — всего 299 экспертов. ——————————— <18> «Хавала» — это альтернативная система перевода денежных средств. Она существует и работает вне традиционной банковской системы и финансовых каналов. Система была разработана в Индии до внедрения западных банковских технологий. Существует несколько подобных систем. Другой хорошо известный пример — это система «летающих денег» (также называется chop или chit), зародившаяся в Китае и также использующаяся во всем мире. Эти системы часто называют «подпольной банковской деятельностью», что не всегда корректно, т. к. они часто работают на условиях полной открытости и законности. Зачастую их услуги активно и успешно продвигаются посредством рекламы. Отличительными чертами системы «хавала» от других подобных систем перевода денежных средств является доверие и широкое использование неформальных связей, к примеру с родственниками или земляками. В отличие от «традиционной» банковской системы или даже системы chop в системе «хавала» очень редко используются оборотные документы. Перевод денег осуществляется с опорой на связи между членами сети хаваладаров или дилеров «хавала». URL: http://www. nettrader. ru/ tradersclub/ blogentry/13612 (дата обращения: 05.11.2012).

Сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб России следует знать приказ руководителя Следственного комитета Российской Федерации, которым в пределах установленных полномочий при решении задач в сфере уголовного судопроизводства предписано сконцентрировать усилия на раскрытии каждого преступления, полном, всестороннем и объективном его расследовании, выявлении и устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления <19>. ——————————— <19> Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» (п. 1). Приказ адресован заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в т. ч. военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в т. ч. военные), следственных подразделений СК России, а также их заместителям (далее — руководители следственных органов).

Приказом предписано лично выезжать на место убийства, совершенного без очевидцев, двух и более лиц, акта терроризма, аварии, возникновения чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, повлекших человеческие жертвы, значительные разрушения и иные тяжкие последствия, а также преступлений, имеющих большой общественный резонанс, с целью организации квалифицированного проведения первоначальных следственных действий и взаимодействия с оперативно-розыскными подразделениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (пункт 1.3 Приказа). Руководитель Следственного комитета Российской Федерации обязывает принимать необходимые меры к установлению, розыску и аресту имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и конфискации имущества. При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об аресте имущества, находящегося у других лиц, проверять наличие данных, свидетельствующих о том, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовано или предназначено для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованных групп, незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ (преступных организаций). Обеспечивать контроль за арестованным имуществом, переданным на хранение собственнику или его владельцу либо иному лицу. В случае незаконного отчуждения либо утраты переданного на хранение имущества решать вопрос об ответственности лиц, предупрежденных об ответственности за хранение этого имущества (п. 1.19 Приказа) <20>. ——————————— <20> Там же. Пункт 1.19.

С преступлениями террористической направленности системно связаны коррупционные преступления. На Северном Кавказе масштабы коррупционных проявлений за последнее время приобрели угрожающий для национальной безопасности и целостности страны характер. «…В сообщении ГУ МВД России по СКФО говорится о том, что наиболее подверженными коррупционным проявлениям на протяжении последних лет продолжают оставаться органы госвласти и местного самоуправления, в особенности в сферах распределения и расходования бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию национальных проектов и целевых программ, выделения земельных участков, а также сферы образования и здравоохранения. На территории Северо-Кавказского федерального округа за 8 месяцев 2012 г. зарегистрировано 1 тыс. 665 преступлений коррупционной направленности, из них 1 тыс. 581 преступление выявлено подразделениями по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД, ГУ МВД России субъектов округа, по ним возбуждено 1 тыс. 202 уголовных дела. Из выявленных преступлений данной категории 994 — тяжких и особо тяжких; 295 совершены в крупном или особо крупном размере. Причиненный ущерб по оконченным производством уголовным делам по преступлениям коррупционной направленности составил более 548 млн. рублей. В этом году подразделениями по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД, ГУ МВД России субъектов округа выявлено 174 преступления, предусмотренных статьей «Получение взятки»…» <21>. ——————————— <21> МВД: Коррупция на Северном Кавказе угрожает национальной безопасности. Пятигорск, 29 сентября. На Северном Кавказе масштабы коррупционных проявлений за последнее время приобрели угрожающий для национальной безопасности и целостности страны характер. URL: http://www. rosbalt. ru/ federal/2012/ 09/29/1040211.html (дата обращения: 05.10.2012).

31 октября 2012 г. в г. Пятигорске секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н. П. Патрушев провел выездное совещание в Северо-Кавказском федеральном округе. Как отметил Николай Патрушев, «…Совет Безопасности страны придает особое значение вопросам обеспечения общественной безопасности и правопорядка на Северном Кавказе. Ряд проведенных в последние годы оперативных совещаний позволил выработать дополнительные меры по противодействию возникновению очагов межнациональной напряженности и терроризма, вербовочной деятельности религиозно-террористических организаций, расширению пособнической базы террористического бандподполья». Вместе с тем еще сохраняется ряд проблем, которые далеки от полного решения. В этом контексте отмечены клановость, коррупция, высокий уровень безработицы, угроза экстремистских проявлений, особенно в молодежной среде. Обращаясь к главам субъектов СКФО, Николай Патрушев подчеркнул, что «…в решении задач поддержания общественно-политической стабильности велика доля ответственности руководства регионов…» <22>. ——————————— <22> Анатолий Петров. Среди основных проблем — клановость и коррупция. На выездном Совбезе в Пятигорске обсуждали, как обеспечить общественную безопасность и правопорядок. URL: http://kavkaz. mk. ru/ print/articles/ 769431-sredi — osnovnyih-problem — klanovost-i — korruptsiya. html (дата обращения: 04.11.2012).

Причиной низкой выявляемости финансирования терроризма является ее высокая латентность. На третьем этапе исследования латентность финансирования терроризма эксперты сравнили с экономической преступностью (670, или 39,6%), со взяточничеством (522, или 30,9%), незаконным оборотом оружия (612, или 36,2%), иное мнение высказали 147, или 8,7%, экспертов. Ответили на вопрос 1676 респондентов. В 2004 г. было зарегистрировано 5 преступлений. За 2007 — 2011 гг. было предварительно расследовано всего 20 преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации. По данным ГИАЦ МВД России, за январь — июнь 2012 г. количество предварительно расследованных преступлений (незарегистрированных преступлений!), связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, всего по России — 3 (+50%). Таким образом, в первой половине 2012 г. существенного «прорыва» в выявлении, регистрации и расследовании преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, в России не произошло, и поэтому угроза совершения террористических актов остается достаточно высокой. Резонансные террористические акты, безусловно, финансируются из разных источников, и вероятность их в любом государстве очень велика. По мнению экспертов, «…мегатеракт 11 сентября 2001 года был, безусловно, самой эффективной террористической атакой в истории человечества: число погибших составило 2977 человек, прямой ущерб — 55 млрд. долл. Еще в 123 млрд. долл. оцениваются экономические последствия теракта. А астрономически выросшие расходы на безопасность увеличили общие финансовые потери американцев в разы. Так, опираясь на анализ статистики, американский исследователь Аарон Клозе и его швейцарский коллега Райан Вудард пришли к выводу, что вероятность повторения события, аналогичного 11 сентября, в ближайшие десять лет составляет до 50%…» <23>. ——————————— <23> Евгений Пожидаев. Мегатеракты: США породили монстра. URL: http://www. rosbalt. ru/ main/2012/ 09/29/1040051.html (дата обращения: 05.10.2012).

Сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб России, специализирующихся на борьбе с терроризмом и его финансированием, необходимо знать международное законодательство, в том числе изменения в Рекомендациях ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). В феврале 2012 г. была принята новая редакция Рекомендаций ФАТФ. В связи с особой важностью предотвращения распространения оружия массового уничтожения новая редакция Рекомендаций ФАТФ, включающая 40 рекомендаций вместо 40 + 9, имевшихся ранее, носит теперь название «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». «…При этом ФАТФ концентрирует основные усилия в области ПОД/ФТ на следующих ключевых направлениях: оценка рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, и реализация подхода, основанного на оценке указанных рисков; уголовно-правовое преследование лиц, связанных с отмыванием денег, включая обеспечительные меры и конфискацию преступных доходов, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также соблюдение режима финансовых санкций против указанных лиц; превентивные меры, предпринимаемые государствами, финансовыми организациями, установленными нефинансовыми организациями и лицами определенных профессий в целях предотвращения отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения; институциональные меры, а также правовое и материальное обеспечение деятельности правоохранительных и надзорных органов; международное сотрудничество в области ПОД/ФТ. В рамках новой редакции Сорока рекомендаций ФАТФ для целей управления риском вовлечения в процессы отмывания денег и финансирования терроризма финансовым учреждениям рекомендовано изучать основания и цели всех сложных, особо крупных и необычных операций…» <24>. ——————————— <24> Каратаев М. В. Императивы трансформации международных стандартов финансового мониторинга. URL: http://www. reglament. net/ bank/control/2012_2/ get_article. htm? id=1935 (дата обращения: 08.07.2012).

Терроризм и его финансирование являются наиболее общественно опасным сектором организованной преступности (ОП), и поэтому правоохранителям следует знать международную практику борьбы с ней. Например, в подготовленном сборнике «…в главе, посвященной защите свидетелей, будут предложены точные и подробные описания правовых основ некоторых государств в части, касающейся защиты свидетелей и осведомителей. В качестве иллюстраций действий по защите свидетелей и осведомителей будут представлены национальные программы «специальной защиты», которая предусматривает такие меры, как переселение находящихся под защитой лиц, изменение личных данных, социальная защита и реинтеграция. Изучаемые дела вновь по дтверждают, что программы защиты являются максимально эффективными, когда имеет место комплексный подход, который вначале предусматривает принятие полицией соответствующих краткосрочных и долгосрочных мер и применение специальных правил доказывания при даче свидетельских показаний в суде, таких как использование видеоконференцсвязи (Раздел 5. Защита свидетелей, п. 37)…» <25>. ——————————— <25> Организация Объединенных Наций CTOC/COP/2012/11. Конференция участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Distr.: General. 31 July 2012. Russian Original: English. Шестая сессия. Вена, 15 — 19 октября 2012 г. Обзор хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней: Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Составление сборника дел, связанных с организованной преступностью. Доклад Секретариата. I. Введение. 1. «В своей Резолюции 64/179 Генеральная Ассамблея вновь подтвердила острую необходимость укрепления международного сотрудничества и расширения технической помощи в деле поощрения и содействия ратификации и осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и с этой целью призвала государства-члены обеспечить рассмотрение и распространение существующих руководств и справочников, разработанных и опубликованных Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК). 2. На своей пятой сессии, проведенной в Вене 18 — 22 октября 2010 г., Конференция участников Конвенции одобрила эту рекомендацию и в своей Резолюции 5/1 под названием «Обеспечение эффективного осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней» призвала ЮНОДК, в консультации с государствами-членами, продолжать свою работу по устранению угроз, создаваемых транснациональной организованной преступностью, особенно в том, что касается различных форм преступности, подпадающих под сферу применения Конвенции, которые вызывают общую обеспокоенность государств-участников. В этой Резолюции Конференция также просила ЮНОДК продолжать разрабатывать такие требующие значительных усилий средства технической помощи, как руководства, сборники соответствующих материалов прецедентного права и юридические комментарии, по документам в целом и таким конкретным вопросам, как взаимная правовая помощь и конфискация…». URL: http://www. unodc. org/ documents/treaties/ organized_crime/COP6/ CTOC_COP_2012_11/ CTOC_COP_2012_11_R. pdf (дата обращения: 05.10.2012).

Как известно, свидетели и потерпевшие по уголовным делам террористической направленности, по фактам вымогательства денег у предпринимателей для финансирования терроризма, а также по другим тяжким и особо тяжким преступлениям боятся давать правдивые показания, обоснованно опасаясь за свою жизнь и жизнь близких родственников. По результатам третьего этапа (2012 г.) исследования по решению проблем БФТ можно сделать вывод о том, что большинство экспертов, 1334, или 80,1% (против — 246, или 14,8%; иное мнение — 86, или 5,2%, из 1666 ответивших экспертов), согласны с предложением о том, чтобы обеспечить необходимую охрану лицам, финансировавшим терроризм под угрозой убийства, в том числе их близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований террористического характера. Правительством Российской Федерации 21 сентября 2012 г. утверждены Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее — Правила). Правила определяют порядок применения меры безопасности в виде переселения на другое, постоянное или временное, место жительства органами внутренних дел Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности, таможенными органами Российской Федерации, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием, осуществляющими меры безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (п. 1 Правил). Финансовое обеспечение меры безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных государственной программой обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (п. 2 Правил). До применения меры безопасности может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, а также иных документов защищаемого лица с изменением сведений о нем, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (п. 3) <26>. Принятие и введение в действие данных Правил должно способствовать оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием, а также иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями <27>. ——————————— <26> Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2012 г. N 953. URL: http://government. ru/ gov/results/20851/ (дата обращения: 23.09.2012). Пункт 4. Мера безопасности осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности. <27> Практика применения этих Правил по конкретным уголовным делам покажет их эффективность.

Следует отметить, что не только в России активизировалась борьба с терроризмом и его финансированием. По данным газеты «Коммерсантъ», «…грузинские власти намерены самостоятельно расследовать деятельность арестованного в республике Ахмеда Чатаева (Ахмед Однорукий) — представителя лидера северокавказских боевиков Доку Умарова в Западной Европе. Между тем оказавший вооруженное сопротивление <28>, задержанный в ходе спецоперации грузинских силовиков Чатаев уже давно разыскивался в России по подозрению в вербовке боевиков и сборе средств для вооруженного подполья на Северном Кавказе…» <29>. ——————————— <28> Ахмед Чатаев был задержан в начале сентября в ущелье Лопота, где после столкновения с отрядом боевиков грузинские силовики проводили поисковые мероприятия. Напомним, в том бою были убиты 11 боевиков, среди которых, в частности, оказался телохранитель бывшего эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева Дукваха Душуев (Дошуев), получивший статус беженца от властей Великобритании. Были жертвы и среди грузинских силовиков: трое погибли и несколько ранены. В том бою получил ранение и Ахмед Чатаев, который впоследствии был задержан грузинскими правоохранителями. URL: http://www. kommersant. ru/ doc/2024112 (дата обращения: 17.09.2012). <29> Муса Мурадов, Георгий Двали, Тбилиси. Доку Умаров остался без Однорукого. Его представителя арестовали в Грузии // Газета «Коммерсантъ». 2012. N 173/П. URL: http://www. kommersant. ru/ doc/2024112.

Эксперты отмечают сращивание финансовых основ организованной и террористической деятельности. По мнению некоторых исследователей <30>, «…основной целью сотрудничества террористических организаций и организованных преступных групп является сугубо криминальная деятельность, тем не менее указанное сотрудничество все чаще используется для дестабилизации государственной власти…» <31>. ——————————— <30> Злотникова Е. В. Влияние организованной преступности на политическую безопасность Российской Федерации: Автореф. … канд. полит. наук. М., 2011. С. 22 — 23. <31> Там же. С. 61.

По сообщению пресс-службы УФСБ по Самарской области, в 2010 г. была выявлена и пресечена деятельность ОПГ, причастной к созданию на территории Самарской области подразделения международной внебанковской системы денежных переводов «хавала», используемой в том числе и для финансирования террористической деятельности. Сотрудниками УФСБ было изъято и обращено в доход государства более 1 млн. руб. и 4485 американских долларов…» <32>. ——————————— <32> УФСБ по Самарской области подвело итоги работы за год. URL: http://www. fsb. ru/ (дата обращения: 20.12.2012).

Но приведенный пример — скорее исключение, чем правило. На Северном Кавказе многие предприниматели платят деньги участникам организованных преступных формирований (ОПФ) террористической направленности за свою безопасность. Даже СМИ сообщают о том, что «…масса предпринимателей, торговцев и даже чиновников районных администраций в Дагестане исправно выплачивает боевикам «закят», то есть «налог на джихад». Все об этом прекрасно знают, включая российские спецслужбы, однако эффективных мер против подобной негласной экономической подпитки террора в условиях ущербной модели «суверенной демократии» нельзя принять практически никаких. Столь же проблематично и осудить по всей строгости арестованного боевика — ведь для этого крайне сложно найти как желающих дать правдивые и полные показания свидетелей, так и готовых вынести адекватный приговор судей. «Лесные братья» на Кавказе внушают все большему количеству людей неподдельный страх, но их очевидная сила заставляет очень многих молчаливо прощать им каждодневные тяжкие преступления…» <33>. ——————————— <33> Игорь Бойков. Кавказ и тьма архаическая. Салафиты борются не за справедливость, а за разрушение современного общества. URL: http://www. apn. ru/ publications/ article27028.htm (дата обращения: 19.09.2012).

На втором этапе исследования (2011 г.) по проблемам БФТ ответы экспертов на вопрос о том, что если лет десять назад на Северном Кавказе бандитам платило абсолютное большинство бизнесменов, то сколько платят теперь, распределились следующим образом: 20% бизнесменов — 70, или 32,6% респондентов; 40% бизнесменов — 45, или 20,9%; 60% бизнесменов — 34, или 15,8%; иное мнение высказали 66, или 30,7% экспертов. На третьем этапе исследования (2012 г.) на тот же вопрос эксперты ответили так: 20% бизнесменов — 255, или 16,6%; 40% бизнесменов — 319, или 20,7%; 60% бизнесменов — 450, или 29,2%; иное мнение высказали 515, или 33,5% респондентов (всего ответили на вопрос 1539 экспертов). Что касается международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и его финансированием, то «многие государства активизировали обмен разведданными между национальными правоохранительными и разведывательными органами, а также с органами других государств. Конференция пяти государств, учрежденная Австралией, Канадой, Новой Зеландией, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Соединенными Штатами Америки, предусматривает проверку отпечатков пальцев и другие меры в целях усиления безопасности на границах и недопущения мошеннического использования документов, удостоверяющих личность. В странах Европейского союза и в других государствах совместная работа ведется в рамках Шенгенского соглашения и Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов Европейского союза. Несколько государств сообщили о заключенных с другими государствами двусторонних и многосторонних соглашениях о сотрудничестве в деле борьбы с терроризмом и другими преступлениями…» <34>. ——————————— <34> Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного Резолюцией 1373(2001), о борьбе с терроризмом, от 6 января 2012 г. на имя Председателя Совета Безопасности. Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1624(2005) Совета Безопасности. «В этой связи настоящим я с удовлетворением представляю на рассмотрение Совета глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1624(2005) Совета Безопасности, утвержденный Комитетом 30 декабря 2011 г. Этот обзор был подготовлен Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета на основе информации, имевшейся в его распоряжении по состоянию на октябрь 2011 г. В обзоре представлена оценка осуществления Резолюции 1624(2005) в регионах и субрегионах и изложены выводы в отношении хода осуществления Резолюции в основных тематических областях. Обзор содержит оценку изменения в рисках и угрозах и их воздействие на процесс осуществления государствами-членами Резолюции 1624(2005). В нем также выявлены слабые места в процессе осуществления и предложены новые практические пути выполнения Резолюции». (Подпись) Хардип Сингх Пури, Председатель Комитета Совета Безопасности, учрежд. Резолюцией 1373(2001) о борьбе с терроризмом. Организация Объединенных Наций S/2012/16. Совет Безопасности. Distr.: General 9 January 2012. Russian Original: English 12-20368 (R) 310112150212. *1220368*. Обзор был составлен с использованием информации, полученной из нескольких источников. Отчасти он основывается на докладах, представленных государствами-членами Контртеррористическому комитету во исполнение п. 5 Резолюции 1624(2005), в котором все государства призывают сообщать о мерах, принимаемых ими в целях осуществления Резолюции. По состоянию на 31 октября 2011 г. доклады о своей деятельности по осуществлению Резолюции представили 113 государств. В обзоре также использована дополнительная информация, представленная 35 государствами в ответ на просьбу Председателя Комитета от 27 мая 2011 г., обращенную к государствам, ранее представившим доклады. Исполнительный директорат выражает признательность государствам, представившим такую информацию (п. 4). URL: http://daccess-dds-ny. un. org/ doc/UNDOC/GEN/ N12/203/68/PDF/N1220368.pdf (дата обращения: 07.07.2012).

В целях улучшения борьбы с финансированием терроризма необходимо перестроить организацию оперативно-розыскной деятельности, совершенствовать формы взаимодействия между следственными и оперативными подразделениями всех субъектов ОРД, действовать на опережение террористов и их спонсоров, крепить международное сотрудничество по борьбе с терроризмом и его финансированием. Таким образом, борьба с финансированием терроризма продолжает оставаться одной из важных и главных проблем правоохранительных органов и спецслужб России, и поэтому велика и реальна угроза совершения преступлений террористической направленности. Учет результатов научных исследований в практической деятельности правоохранительных органов и спецслужб остается одним из направлений оптимизации решения проблем борьбы с терроризмом и его финансированием в России.

Литература

1. Долгова А. И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом: Пособие. М., 2012. Общая часть. С. 3; Перечень N 22 преступлений террористического характера (приложение к указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.12.2010 N 450/85/3); Перечень N 22 преступлений террористического характера (приложение к указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»). 2. Сведения о преступлениях террористической направленности и экстремистской направленности. Январь — июнь 2012 г. // ГИАЦ МВД России. Раздел 1. Ф. 282 Кн. 5. Л. 3. 3. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации». 4. МВД: коррупция на Северном Кавказе угрожает национальной безопасности. Пятигорск, 29 сентября. URL: http://www. rosbalt. ru/ federal/2012/09/ 29/1040211.html (дата обращения: 05.10.2012). 5. Евгений Пожидаев. Мегатеракты: США породили монстра. URL: http://www. rosbalt. ru/ main/2012/ 09/29/1040051.html (дата обращения: 05.10.2012). 6. Каратаев М. В. Императивы трансформации международных стандартов финансового мониторинга. URL: http://www. reglament. net/ bank/control/2012_2/ get_article. htm? id=1935 (дата обращения: 08.07.2012). 7. Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2012 г. N 953. URL: http://government. ru/ gov/results/20851/ (дата обращения: 23.09.2012). 8. URL: http://www. kommersant. ru/ doc/2024112 (дата обращения: 17.09.2012). 9. Газета «Коммерсантъ». 2012. N 173. URL: http://www. kommersant. ru/doc/2024112. 10. Злотникова Е. В. Влияние организованной преступности на политическую безопасность Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2011. С. 22 — 23. 11. УФСБ по Самарской области подвело итоги работы за год. URL: http://www. fsb. ru (дата обращения: 08.10.2012). 12. Игорь Бойков. Кавказ и тьма архаическая. Салафиты борются не за справедливость, а за разрушение современного общества. URL: http://www. apn. ru/ publications/ article27028.htm (дата обращения: 16.09.2012). 13. Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного Резолюцией 1373(2001) о борьбе с терроризмом, от 6 января 2012 года на имя Председателя Совета Безопасности. Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1624(2005) Совета Безопасности. URL: http://daccess-dds-ny. un. org/ doc/UNDOC/ GEN/N12/203/ 68/PDF/N1220368.pdf.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *