Право на чистый воздух. По инициативе Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры в Республике Алтай ликвидированы незаконные захоронения пестицидов 1 — 2-го классов опасности

(Красилов В. В.)

(«Прокурор», 2013, N 1)

ПРАВО НА ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ

ПО ИНИЦИАТИВЕ ГОРНО-АЛТАЙСКОЙ МЕЖРАЙОННОЙ ПРИРОДООХРАННОЙ

ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ ЛИКВИДИРОВАНЫ НЕЗАКОННЫЕ

ЗАХОРОНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ 1 — 2-ГО КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

В. В. КРАСИЛОВ

Красилов В. В., Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор.

Жители Республики Алтай и многочисленные туристы, число которых с каждым годом растет, восхищаются первозданной красотой природы Горного Алтая, богатством его животного и растительного мира. Неслучайно на территории Республики созданы и действуют два государственных природных биосферных заповедника федерального значения. В 1998 г. решением ЮНЕСКО пяти объектам, расположенным в регионе, присвоен статус объектов Всемирного природного наследия. Почти четверть площади всей Республики составляют особо охраняемые природные территории. Все это обусловливает необходимость эффективного и действенного прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.

В рамках этой работы почти с самого начала своей деятельности созданная в регионе Горно-Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура осуществляла последовательные действия по очищению Республики от опасных химических веществ, когда-то применявшихся в народном хозяйстве и представляющих опасность не только окружающей среде, животному миру, но и человеку.

Так, в мае 2011 г. природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай проведена проверка по факту обнаружения на территории с. Верх-Карагуж в Майминском районе Республики несанкционированного склада агрохимикатов.

В результате выездной проверки было установлено, что в населенном пункте на территории бывшего ГУП «Спецхоз «Майминский» в 50 м от ближайшего жилого дома в заброшенном деревянном складе и около него находились полипропиленовые мешки и железные бочки с кристаллическим веществом белого и желтого цвета, имеющим выраженный химический запах.

По результатам лабораторных испытаний, проведенных Федеральным государственным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», установлено, что вещество в железных бочках является пестицидом хлорофосом, который по ГОСТ 17.4.1.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» по степени возможного отрицательного воздействия на почву, растения, животных и человека относится ко 2-му классу опасности.

В связи с необходимостью вывоза незаконно складированных пестицидов за пределы Республики Алтай Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором в Майминский районный суд было направлено соответствующее исковое заявление, которое по результатам судебного рассмотрения удовлетворено в полном объеме.

Во исполнение решения суда администрацией МО «Майминский район» приняты меры по финансированию сбора и вывоза пестицидов для последующей утилизации путем выделения из резервного фонда 50 тыс. рублей. В настоящее время 700 кг пестицидов 2-го класса опасности вывезены ЗАО «Зеленый город» (г. Красноярск) за пределы Республики Алтай и захоронены на специальном полигоне «Серебристый», расположенном в Красноярском крае.

Более опасные пестициды были обнаружены природоохранной прокуратурой в Шебалинском районе на месте слияния рек Сема и Камлак, впадающих в реку Катунь — главную водную артерию региона. Там на расстоянии 300 м от ближайшего жилого дома села Камлак находилось захоронение пестицида ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтана, или так называемого дуста).

Препараты ДДТ в течение длительного времени широко использовались в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями различных сельскохозяйственных, огородных, садовых и других культур. Однако в связи с тем, что ДДТ способен аккумулироваться в организме человека и животных, а также длительное время сохраняться в почве, растительности, пищевых продуктах и т. д., еще в 1971 г. Главным санитарным врачом СССР принято решение обеспечить замену препаратов ДДТ при обработке продовольственных и фуражных культур другими высокоэффективными и безвредными для человека и животных препаратами. При этом Приказом Главного санитарного врача СССР со 2 ноября 1971 г. запрещалась обработка этим пестицидом территорий, используемых под выпас сельскохозяйственных животных, сенокосных угодий, водоемов, имеющих питьевое и хозяйственное значение, рыбохозяйственных прудов, а также водоемов, используемых для водоплавающей птицы, водопоя скота, места забора воды населением, мест купания жителей.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от 27 сентября 2010 г. N 400/2075, проведенных ФГУ «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», содержание пестицида ДДТ и его метаболитов в месте захоронения превышало предельно допустимые концентрации в десятки и тысячи раз (от 55,2 до 3838,8 мг/кг при нормативе в 0,1 мг/кг).

Предварительная масса захоронения была определена в 7 — 10 т. В дальнейшем установлено, что она составила 17,5 т.

Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и Санитарными правилами и нормативами 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» (далее — СанПиН 1.2.2584-10) хранение пестицидов и агрохимикатов строго регламентировано.

Водный кодекс Российской Федерации также запрещает размещение в границах водоохранных зон мест захоронения химических, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. Соединения пестицидов способны проникать в грунтовые водоносные слои и изменять их химический состав.

Для предотвращения вреда экологии приняты меры к ликвидации незаконного захоронения пестицидов. Так, Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Шебалинский районный суд Республики Алтай с соответствующим исковым заявлением, которое по результатам рассмотрения удовлетворено в полном объеме.

Во исполнение решения суда администрация МО «Шебалинский район» и Министерство лесного хозяйства Республики Алтай инициировали размещение Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай заказа на определение организации, которая должна была провести работы по вывозу пестицидов на специализированный полигон. По результатам комиссии проведение вышеуказанных работ было поручено ООО «АлтайАгроХимСоюз» (г. Барнаул) с выделением средств из республиканского бюджета на вывоз 17,5 т этого опасного химического вещества.

В течение июня — октября 2012 г. указанная масса пестицидов была вывезена для утилизации на расположенный в г. Санкт-Петербурге специализированный полигон «Красный бор».

Исполнение решений судов о сборе и вывозе пестицидов для последующей утилизации находилось на особом контроле Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора вплоть до полного окончания всех работ.

Таким образом, на сегодняшний день работники Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры приняли исчерпывающие меры для ликвидации известных в регионе захоронений опасных химических веществ.

Для справки:

ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан) — один из самых экологически опасных пестицидов-инсектицидов, производство и применение которого в настоящее время запрещено во всем мире. Отличается высокой устойчивостью к разложению: не подвержен воздействию критических температур, а также ответственных за обезвреживание чужеродных организму веществ ферментов. При попадании в организм из окружающей среды концентрируется живыми организмами, накапливаясь в значительных количествах в тканях печени, почек и мозга, из которых не выводится естественным путем. Обладает острым токсическим (нейротоксическим, иммунотоксическим и эмбриотоксическим) воздействием на человека, вызывает отравление, может оказать канцерогенное и мутагенное воздействие, носит ингибирующий характер (тормозит активность ферментов, угнетение образования антител);

хлорофос — инсектицид широкого спектра действия, используется для борьбы с вредителями с.-х. растений, эктопаразитами с.-х. животных и вредными насекомыми в быту. Среднетоксичен для человека и животных.

——————————————————————

Интервью: «Главный результат нашей работы — сокращение количества ДТП в регионе» (интервью с прокурором Томской области В. С. Войкиным)

(«Прокурор», 2013, N 1)

«ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НАШЕЙ РАБОТЫ — СОКРАЩЕНИЕ

КОЛИЧЕСТВА ДТП В РЕГИОНЕ»

ИНТЕРВЬЮ С ПРОКУРОРОМ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В. С. ВОЙКИНЫМ

С. М. КРЫМСКАЯ

Проблемы транспортной безопасности актуальны для всей России, и Томская область не исключение. О том, какие вопросы находятся в зоне особого внимания прокуратуры, о выявленных нарушениях в этой сфере и о том, какие меры прокурорского реагирования в связи с этим принимаются, в интервью журналу «Прокурор» рассказал прокурор Томской области В. С. Войкин.

— Василий Савельевич, почему состояние транспортной безопасности Вы определили одним из приоритетов надзорной деятельности Томской прокуратуры?

— Такое решение было продиктовано самой жизнью. Дело в том, что до 2011 г. включительно в нашем регионе неуклонно возрастало как число дорожно-транспортных происшествий, так и число погибших, пострадавших в них людей. Все больше фиксировалось случаев ДТП с участием профессиональных перевозчиков.

Гораздо чаще люди стали обращаться с жалобами на плохие неосвещенные дороги, неудобное расположение рекламных конструкций, качество обучения в автошколах. Как выяснилось при проверках, не все оказалось благополучно и с антитеррористической защищенностью основных транспортных узлов.

Все это свидетельствует о том, что проблемы в этой сфере, к сожалению, разноплановы и системны, для их решения требуются продуманный комплексный подход и значительные материальные вложения. Но цена бездействия в этих вопросах — человеческие жизни. Поэтому надзор за исполнением законов о транспортной безопасности и, конечно, максимальные требования к контролирующим органам будут оставаться одними из основных направлений прокурорской деятельности.

— С какими сложностями прокуратура столкнулась в первую очередь?

— Как это ни парадоксально, но основная проблема — отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях. А ведь качественное правовое регулирование — это основа эффективного правоприменения.

Именно поэтому прокуратура предложила органам государственной власти области принять Закон «О дорожном фонде Томской области», объем бюджетных ассигнований которого уже в 2012 г. составил 2,3 млрд. руб. Кроме того, были разработаны проекты нормативных правовых актов, устанавливающих порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также порядок создания и использования парковок.

Более чем в половине муниципальных образований нашего региона прокуроры устранили свыше 100 аналогичных пробелов правового регулирования, допущенных на местном уровне. Например, по представлениям Колпашевского городского прокурора чиновники утвердили порядки содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а по представлениям прокурора Кожевниковского района — муниципальные акты, утверждающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Прокурор Кривошеинского района добился утверждения перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Во исполнение представления прокуратуры области, внесенного губернатору Томской области, в настоящее время проводится работа по созданию на региональном уровне органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, и определяется порядок осуществления такого надзора.

— Но инициирование принятия правовых актов о содержании и ремонте автомобильных дорог — не единственная возможность прокурорского вмешательства в ситуацию с их неудовлетворительным техническим состоянием?

— Безусловно. В наиболее серьезных случаях приходилось обращаться в суд. Только прокуроры г. Томска, Молчановского, Александровского, Бакчарского и других городов и районов в суд предъявили 104 иска с требованием обязать органы местного самоуправления привести дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов. В настоящее время 15 судебных решений исполнено в полном объеме. Рассмотрение остальных находится на строгом контроле.

Необходимо учитывать еще один правовой нюанс. О каком ремонте можно вести речь, если немалое количество автомобильных дорог местного значения даже не оформлено в муниципальную собственность, должным образом не учтено и не паспортизировано? Поэтому в текущем году прокурорами направлено в суд 52 исковых заявления с требованием исправить эту ситуацию.

— Качество дорог — это, конечно, очень важная составляющая безопасности движения, однако не единственная. Что Вы можете сказать о тех, кто использует эти дороги: массовых перевозчиках и просто гражданах, управляющих своими автомобилями? Осознают ли они свою ответственность за дорожную обстановку?

— Что касается профессиональных перевозчиков, которыми, кстати, эксплуатируется около 46 тысяч единиц подвижного состава, то прокурорские проверки выявили ряд серьезных нарушений, которые, к сожалению, являются типичными в этой сфере. Здесь и перевозка грузов без лицензии и иных разрешительных документов, и выпуск на линию транспорта без предрейсового технического осмотра, и переоборудование транспортных средств без разрешения и регистрации в органах ГИБДД с целью увеличения пассажирских мест, и несоблюдение режима труда и отдыха водителей.

К сожалению, практически все эти нарушения характерны и для перевозок детей.

— Следующий мой вопрос как раз из этой области. Два года назад у нас произошел несчастный случай, связанный с гибелью первоклассницы одной из сельских школ под колесами школьного автобуса. Наказаны ли виновные?

— Перевозки учащихся школьными автобусами — это отдельная тема, которой прокурорами уделяется особое внимание, ведь речь идет о нашем будущем — детях. Органы прокуратуры выявляют нарушения специальных норм, регламентирующих организацию детских перевозок. Допускаются случаи перевозки детей без сопровождающих лиц, что запрещено. Не во всех случаях администрации учреждений издают приказы о назначении ответственных за сопровождение лиц, не всегда с ними проводится инструктаж, нет списков перевозимых школьников. Зачастую эти граждане формально относятся к своим обязанностям и не выполняют свою прямую функцию — контроль посадки и высадки детей. Такие факты установлены в городе Томске, Бакчарском, Кожевниковском и других районах области.

Та трагедия, о которой вы вспомнили, как раз и явилась следствием ряда перечисленных мною грубых нарушений закона об организации перевозок несовершеннолетних. Все виновные понесли наказание. Водитель автобуса осужден на три года лишения свободы. Ему также запрещено три года водить транспортные средства.

— Василий Савельевич, но ведь есть государственный орган, который контролирует положение дел в сфере перевозок?

— Конечно, это Управление государственного автодорожного надзора по Томской области, где прокуратура систематически проводит проверки соблюдения возложенных на этот орган обязанностей.

В целом по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования, внесенных в это ведомство в 2010 — 2012 гг., за допущенные недостатки в работе шесть должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Заместителю начальника Управления объявлено о неполном служебном соответствии. Тем не менее совсем недавно выявлен факт выдачи лицензии перевозчику, у которого фактически отсутствовал подвижной состав. Прокуратурой приняты меры к устранению этого нарушения.

— Перевозки — это автовокзалы с массовым скоплением людей, что подразумевает необходимость повышенной антитеррористической защищенности таких объектов. Как обстоят с этим дела в Томской области?

— В 2011 г. по результатам прокурорских проверок начата активная работа по исполнению требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Так, по результатам рассмотрения представления прокурора Кировского района г. Томска проведены категорирование самого крупного автотранспортного объекта региона — автовокзала в городе Томске и оценка его уязвимости, разработаны и приняты планы обеспечения транспортной безопасности и взаимодействия с территориальными органами МВД, ФСБ, МЧС, органами государственной власти и местного самоуправления.

Ситуация осложняется тем, что на территории Томской области отсутствуют специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности, имеющие аккредитацию для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Тем не менее во исполнение требований прокуратуры договоры на проведение такой оценки всех транспортных узлов заключены с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории других субъектов. Завершение этой работы контролируется прокурорами.

Сейчас в большинстве предприятий налажена пропускная система на принадлежащую им территорию. Объекты транспортной инфраструктуры, в том числе автовокзалы и автостанции и их территории, оснащены инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности. Проводятся мероприятия по оснащению подвижного состава средствами ГЛОНАСС. С работниками предприятий проведены инструктажи по предупреждению чрезвычайных ситуаций и устранению последствий их возникновения. Таким образом, положительные сдвиги несомненны.

— Есть еще одна проблема, связанная с индивидуальными водителями…

— Здесь я вижу два основных вектора возможного приложения прокурорских усилий: выявление слабой квалификации водителей и управление ими автомобилями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Работники областного аппарата прокуратуры проверили, как соблюдается закон при подготовке водителей в трех автошколах: АНО НПО «Мастер-Класс», АНО «Автошкола «Политехник» и НОУ «Клаксон». Во всех учреждениях выявлены различные нарушения. По постановлениям заместителя прокурора области юридические лица и их руководители привлечены к административной ответственности. На мой взгляд, это свидетельствует как минимум о распространенности недостатков обучения водительскому мастерству, что, в свою очередь, негативно сказывается на дорожной ситуации. Поэтому в 2013 г. проверки в автошколах будут продолжены уже силами городских и районных прокуратур. Появились вопросы и к Комитету по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области, которым по представлению прокуратуры области уже приняты дополнительные организационные меры, направленные на устранение имеющихся нареканий.

Уже два года мы выявляем недействительные водительские удостоверения, выданные лицам, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. В этом случае прокурорами используется такая форма прокурорского реагирования, как обращение в суд с заявлением о прекращении права на управление транспортными средствами. В суды области предъявлено 97 исков этой категории. Все они удовлетворены.

— Следующая тема, мимо которой, что называется, не проедешь, — рекламные конструкции на наших дорогах. Не все они установлены законно. Прокуратуре об этом известно?

— Конечно. Такая ситуация — следствие недостатков в работе органов УГИБДД УМВД России по Томской области и местного самоуправления. Ненадлежащее исполнение ими обязанностей по контролю за размещением средств наружной рекламы, а также непринятие мер по демонтажу самовольно размещенных рекламных конструкций стало поводом для внесения представления мэру Томска.

Органами УГИБДД УМВД России по Томской области, несмотря на массовое распространение нарушений законодательства при установке рекламных конструкций на территории г. Томска, за 10 месяцев 2012 г. составлено всего 48 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ (нарушения требований к установке рекламной конструкции). В большинстве случаев нарушения требований закона к установке рекламных конструкций выявлены в ходе проверок, проведенных по инициативе органов прокуратуры. Самостоятельное осуществление органами УГИБДД УМВД России по Томской области надзора в обозначенной сфере является бессистемным и на должном уровне не организовано. Более того, несмотря на выявление в текущем году 48 незаконно установленных рекламных конструкций, предписания об устранении нарушений выданы сотрудниками ГИБДД только в 22 случаях. Этого, мягко говоря, недостаточно.

— А есть ли еще какие-либо претензии у прокуратуры к работе ГИБДД как к одному из основных контролирующих органов в сфере безопасности дорожного движения?

— Есть. В основном они касаются административной практики этого органа. Особенно негативно влияет на состояние законности то, что должностные лица ГИБДД не принимают мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности. Так, прокурором г. Томска и Асиновским городским прокурором выявлены случаи оставления без правовой оценки и непринятия сотрудниками ГИБДД мер по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях Правил дорожного движения, повлекших причинение вреда здоровью. После прокурорского вмешательства виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Плохо организовано взаимодействие ГИБДД с другими ведомствами, отвечающими за состояние дел в дорожной сфере. В частности, при выявлении дорожно-транспортных происшествий, причиной которых являлись низкие сцепные качества дорожного покрытия, необходимая информация для принятия мер по устранению скользкости в ГУП ТО «Областное ДРСУ» не направлялась.

— Понятно, что работа прокуратуры на этом направлении далеко не окончена. Но о каких-то результатах или тенденциях, наверное, уже можно сказать?

— Самый главный результат — достигнутое в прошлом году сокращение на 3,5 тысячи количества ДТП в регионе и значительное снижение числа жертв в этих ДТП. Надеюсь, это начало хорошей тенденции.

— Василий Савельевич, а насколько комфортно на томских дорогах самому прокурору Томской области?

— Я тоже житель этой области и испытываю абсолютно все те же трудности, что и другие граждане, проезжающие по нашим дорогам: считаю те же выбоины, стою в тех же пробках и стараюсь удержать автомобиль на скользкой дороге. Но я прекрасно понимаю ту ответственность, которую налагает на меня занимаемая должность, и буду очень рад, если предоставленными мне полномочиями смогу решить максимально возможное количество вопросов для улучшения качества жизни в нашем регионе.

Интервью подготовлено

старшим помощником прокурора Томской

области по взаимодействию со СМИ

С. М. Крымской

——————————————————————