Психологические феномены опасности и безопасности в контексте понятия "человек"

(Иванов И. С., Серегина А. А.) ("Российский следователь", 2013, N 4) Текст документа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ ОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ "ЧЕЛОВЕК" <*>

И. С. ИВАНОВ, А. А. СЕРЕГИНА

-------------------------------- <*> Ivanov I. S., Seregina A. A. Psychological phenomena of danger and security in the context of the concept of "human being".

Иванов Иван Сергеевич, начальник управления правового регулирования противодействия преступности Договорно-правового департамента МВД России, кандидат юридических наук.

Серегина Анна Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета, кандидат психологических наук.

Статья посвящена рассмотрению психологических феноменов опасности и безопасности в контексте понятия "человек", восприятию личностью этих феноменов через призму ее психологических особенностей.

Ключевые слова: психологический феномен, опасность, безопасность, психологическое понятие "человек".

The article is concerned with the consideration of the psychological phenomena of danger and security in the context of the concept of "human being", perception by the person of these phenomena through the prism of psychological peculiarities thereof.

Key words: psychological phenomenon, danger, security, psychological concept of "human being".

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность по обеспечению безопасности граждан. Термин "безопасность" является ключевым также в Федеральных законах от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Беря за основу диалектико-материалистическое мировоззрение, можно утверждать, что явления "безопасность" не существует вне существования человека в его материалистическом понимании. Безопасность мы рассматриваем как следствие и результат аналитико-синтетической деятельности мозга, как рефлексию ситуации опасности, как результат отражения окружающей действительности. Вместе с тем сторонники идеалистического подхода к пониманию строения мира и души человека вслед за Платоном могут утверждать, что душа первична по отношению к телу и вопрос существования любого явления, в т. ч. "безопасности", вне человеческой психики - вопрос решенный. Однако, несмотря на данное мировоззрение, мы придерживаемся материалистической позиции. Как нами указывалось ранее, "безопасность" является следствием аналитической деятельности мозга, и данное явление появляется только вне ситуации опасности, когда человек уже может проанализировать происшедшее с ним со стороны. При наличии опасности человек стремится ее избежать, включая все свои ресурсы, не задумываясь над терминологией. А если обстановка не характеризуется как опасная, то человеку вообще несвойственно думать об опасности и безопасности, испытывая удовольствие от существования в комфорте. Таким образом, понятие безопасности появляется в основном как следствие рассуждений о ситуации опасности, в которую ранее попадал человек. Итак, опасность и безопасность являются результатом функционирования психики человека. Психика - это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом образа регулировать свое поведение и деятельность <1>. Поэтому человек всегда отражает окружающую и внутреннюю среду и определенным образом на нее реагирует. Данный вид отражения называется психическим и характеризуется субъективным отражением объективного мира, оно не существует вне субъекта, зависит от его субъективных особенностей, обеспечивает целесообразность поведения и деятельности <2>. Психика человека проявляется в разнообразных формах, к которым относятся психические процессы, состояния и свойства личности. При отражении явлений, которые несут в себе опасность, индивид использует, в первую очередь, восприятие. -------------------------------- <1> Психология: слов / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. <2> Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Пед. о-во России, 2006.

Восприятие - это процесс формирования субъективного образа целостного предмета или явления, непосредственно воздействующего на анализаторы, состоящие из рецептора, проводящих нервных путей и определенных зон головного мозга. Чем более чувствительны у человека эти механизмы, тем в большей степени он может ощущать опасность. Восприятие также зависит от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Это явление называется апперцепцией <3>. Поэтому одна и та же ситуация может восприниматься разными людьми не идентично с точки зрения наличия опасности. Важнейшей психологической причиной попадания человека в опасные ситуации является несовершенство его процессов восприятия, не позволяющее построить адекватную картину окружающего мира и своевременно выделить признаки опасности. -------------------------------- <3> Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005.

После получения информации в результате восприятия и ее оценки у человека появляются эмоции, сигнализирующие о степени субъективной опасности или безопасности. Эмоции играют основополагающую роль в реагировании человека на ситуацию опасности. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающихся в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей <4>. Исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь, подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системе. При эмоциональных состояниях меняются пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдаются реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы. Поэтому при продолжительном восприятии ситуации как опасной человек на физиологическом уровне испытывает дискомфорт, что может привести к психосоматическим изменениям в организме и заболеваниям. -------------------------------- <4> Изард К. Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

Ведущую роль в эмоциях выполняет кора больших полушарий головного мозга человека <5>. И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры и управляет ими <6>. -------------------------------- <5> Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981. <6> Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий, и толкают человека на устранение причин, их вызвавших. Поэтому любые отрицательные эмоциональные переживания активизируют человека для поиска выхода из опасной ситуации. К таким эмоциям прежде всего относится страх. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает тогда, когда человеку или его близким угрожает опасность, которую он не знает как предотвратить. Страх может наступить сразу по получении неприятной информации или развиваться постепенно, усиливаясь под влиянием мысли о последствиях случившегося. Поэтому, если у человека существует стратегия выхода из негативной ситуации, то страх уступает ей место, формируя предпосылки появления безопасности как психологического явления. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируются в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Таким образом, по мнению Tornkins (1963), человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате: а) формирования гипотез (воображаемых источников вреда), б) ожидания вреда, в) непосредственного столкновения со сконструированным (воображаемым) объектом страха <7>. -------------------------------- <7> Изард К. Е. Указ. соч.

Еще одним эмоциональным состоянием, выполняющим активизирующую и защитную функцию до определенного момента, является тревога. При достижении некоторого показателя интенсивности тревога может становиться причиной невротических реакций, негативно сказывающихся на организме человека. Тревога возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий <8>. Она часто обусловлена неосознаваемостью источника опасности и не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации самой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. В эмпирических исследованиях принято различать ситуативную тревогу, характеризующую состояние индивида в данный момент, и тревогу как черту личности - повышенную склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей <9>. -------------------------------- <8> Психология: слов. <9> То же.

Понятия тревоги и страха принято различать. Страх - реакция на вполне определенную и конкретную угрозу, объект, который предметно представлен. Тревога - беспредметный, диффузный страх. Поэтому, чтобы устранить тревогу, необходимо конкретизировать ее предмет, а для устранения страха необходимо разработать рациональные способы противостояния объектам, излучающим опасность. Так, известный немецкий психолог К. Левин разработал "теорию психологического поля" <10>. Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые К. Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В случае, если предметы имеют отрицательную валентность, человек чувствует себя в опасности до тех пор, пока либо не выйдет из этого поля, либо не снимет напряжение в нем. -------------------------------- <10> Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. Е. Сурпина. СПб.: Речь, 2000.

Как указывалось ранее, психика выполняет функции отражения объективной действительности и регуляции собственного поведения и деятельности. Перейдем теперь к рассмотрению второй функции. Идея регуляции поведения и деятельности психикой принадлежит И. М. Сеченову и связана с рефлекторной теорией психического. Психическая регуляция обеспечивает соответствие действий человека отражаемой им действительности. Вслед за И. П. Сеченовым С. Л. Рубинштейн разделил регуляцию на побудительную и исполнительную, намечая тем самым переход от общей идеи психической регуляции к изучению ее конкретных форм и механизмов <11>. -------------------------------- <11> Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской, можно выделить уровни психической и личностной регуляции поведения и деятельности. Уровень психической регуляции связан с поддержанием и мобилизацией психической активности, которая выступает как субъективное условие существования человека <12>. Этот уровень включает психические процессы, состояния, которые имеют свои индивидуальные особенности, связанные с нейрофизиологическими свойствами, и, в свою очередь, должны быть согласованы с требованиями ситуации и деятельности. Часто человеку необходим точный расчет психических ресурсов и их рационального расходования. -------------------------------- <12> Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

При регуляции своего поведения используются такие психические процессы, как память, мышление, воображение, речь и т. д. Память представляет собой запечатление, сохранение с последующим узнаванием и воспроизведением следов прошлого опыта <13>. Данный психический процесс играет огромную роль в ситуации опасности, помогая использовать жизненный опыт при решении сложных ситуаций. Находясь же в безопасности, личность вспоминает все то, что связано с опасностью и случалось с ней ранее. Однако иногда даже память не способна справиться с травмирующей обстановкой. Тогда наступает абсолютное забывание всего, что связано с ситуацией опасности. Включается механизм психологической защиты, которую З. Фрейд назвал "вытеснением". Вытеснение представляет собой процесс, в результате которого неприемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать влияние на поведение человека и переживаться им в форме тревоги и страха <14>. Таким образом, все психические процессы взаимосвязаны. Эмоции воздействуют на память; память, в свою очередь, воздействует на эмоции в ситуации опасности. -------------------------------- <13> Маклаков А. Г. Указ. соч. <14> Психология: Слов.

Мышление же представляет собой высший познавательный психический процесс, направленный на порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности <15>. Мышление необходимо человеку для поиска выхода из проблемных ситуаций, к которым относится и ситуация, связанная с опасностью. Более того, чем выше мыслительные и умственные способности человека, тем больше вероятность благоприятного исхода дела и скорейшего попадания в зону безопасности. -------------------------------- <15> Маклаков А. Г. Указ. соч.

В случае, когда мыслительные процессы не приводят к желательному результату для устранения опасности, человек использует такой уникальный психический процесс, как воображение. Суть его заключается в том, что индивид создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще нет, а основой его создания является прошлый опыт <16>. Именно творческое и воссоздающее воображение <17> способствует созданию новых, не имеющих образцов образов. Это своего рода "инсайт", озарение в нахождении выхода из сложившейся опасной для человека ситуации. Применение такого вида воображения часто оказывается крайне эффективным для реализации безопасности и адекватной регуляции поведения, соответствующего сложившейся обстановке. -------------------------------- <16> То же. <17> Воссоздающее воображение - воссоздание представления объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Мы знаем, что большинство вышеперечисленных психических процессов неразрывно связаны с речью. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности <18>. Не секрет, что речевые конструкты могут как предотвращать опасность, так и провоцировать ее. Поэтому развитие коммуникативных навыков является важным звеном профилактики предотвращения опасности. Кроме того, практически всегда человек использует внутреннюю речь, т. е. "речь про себя" для решения мыслительных задач в затруднительных условиях. Иногда для быстрого реагирования в ситуации опасности необходимо уметь "выключать" такого рода речь, запуская иные механизмы реагирования, например, в виде двигательных навыков и инстинктивных движений. -------------------------------- <18> Психология: Слов.

Однако науке известны методы психической регуляции и саморегуляции, основанные на том, что перевод внутренней речи во внешнюю, громкую речь, вокализация внутренних переживаний и чувств, придание им словесной формы способствуют снятию тревоги и даже в некоторых случаях устранению страха. Такие способы часто применяются в целях профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний, связанных с ситуацией опасности. Уровень личностной регуляции характеризуется наличием мотивов, целей, ценностей, способностей <19>. Поведение и деятельность человека в ситуации опасности часто определяются ими. -------------------------------- <19> Абульханова-Славская К. А. Указ. соч.

Таким образом, отражение опасности и безопасности человеком - очень сложный психологический процесс, в котором задействованы психические процессы, состояния и свойства личности. Адекватное отражение является необходимой предпосылкой эффективной регуляции деятельности и поведения человека в ситуации опасности. Полагаем, что учет особенностей психического состояния защищаемого лица является немаловажной составляющей эффективного применения мер безопасности. В первую очередь это касается трудностей в установлении психологического контакта с защищаемым лицом, формирования у него доверия к мерам, принимаемым сотрудниками уполномоченных органов для обеспечения его безопасности, понимания важности участия в судебном процессе. Зачастую меры безопасности (личная охрана, помещение в безопасное место, переселение на другое временное или постоянное место жительства) неразрывно связаны с изоляцией защищаемого лица от привычной для защищаемого социальной среды, лишением связей с его окружением. У защищаемого лица возникают сложности с изменением привычного образа жизни, ограничением в действиях, в выполнении обязанностей, реализации своих гражданских прав. При этом ситуация осложняется тем, что значительное количество защищаемых лиц уже имеют социально-личностные и психические расстройства, а некоторые из них ведут асоциальный образ жизни или являются выходцами из преступной среды. Все вышесказанное наглядно иллюстрирует необходимость использования достижений психологической науки в обеспечении государственной защиты, начиная с этапа принятия решения об осуществлении в отношении лица мер безопасности и заканчивая психологической помощью при возвращении защищаемого в привычную социальную среду, или при обустройстве на новом месте жительства. Необходимость и актуальность указанной работы подтверждаются и международным опытом. С рассматриваемой точки зрения наиболее интересными и содержательными являются результаты деятельности правоохранительных подразделений защиты свидетелей ряда ведущих государств - членов Европейской полицейской организации, а также США. Зарубежные подразделения защиты свидетелей имеют в своем составе психологов или привлекают к работе независимых специалистов, оказывающих психологическую поддержку как защищаемым, так и сотрудникам. Международный опыт предполагает проведение психологической экспертизы и оценки состояния потенциального защищаемого. Заключение психолога по результатам такой работы является обязательным фактором при определении возможности взятия лица под защиту и позволяет разрабатывать рекомендации сотрудникам, ее осуществляющим. В этой связи представляется важным наличие психологических знаний и навыков работы у сотрудников подразделений государственной защиты либо привлечение профессиональных психологов для работы с защищаемыми лицами.

------------------------------------------------------------------

Название документа