Надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в молодежной среде

(Борисов С. В., Вагурин Д. В.) ("Законность", 2013, N 4) Текст документа

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

С. В. БОРИСОВ, Д. В. ВАГУРИН

Борисов Сергей Вячеславович, ведущий научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Вагурин Дмитрий Владимирович, прокурор управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Авторы статьи пишут об актуальных вопросах прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму в молодежной среде.

Ключевые слова: прокурорский надзор, экстремизм, молодежь, преступление, противодействие.

Supervision over implementation of laws on combating extremism in the sphere of youth S. V. Borisov, D. V. Vagurin

The authors writes about such an important problem as countering youth extremism and the role of prosecutor's office of the Russian Federation in it.

Key words: prosecutorial supervision, extremism, youth, crime, countering.

В современный период в России, да и во многих других странах заметно актуализировались проблемы в обществе и государстве, связанные с молодежным экстремизмом. Кроме того, это явление стало носить все более общественно опасный характер, а именно: увеличивается количество преступлений с участием несовершеннолетних, поднимается уровень насилия в молодежной среде, его проявления становятся более жестокими. Противодействие проявлениям экстремизма среди молодежи становится общегосударственной задачей, включающей в себя различные аспекты ее реализации. Прокуроры систематически проводят проверки по исполнению законодательства об образовании и противодействии экстремистской деятельности с принятием мер реагирования по выявленным нарушениям. Особое внимание при этом уделяется региональным и муниципальным нормативным правовым актам, противоречащим положениям Конституции РФ и федеральным законам, создающим угрозу возникновения очагов межнациональной напряженности, межрелигиозных конфликтов и терроризма в субъектах Федерации. Наиболее типичными нарушениями являются несоответствие требованиям законодательства учредительных документов, издание незаконных решений об отчислении детей до получения общего образования, невыплата стипендий и других выплат учащимся и студентам в нарушение федерального законодательства, непринятие соответствующих нормативных правовых актов в части обеспечения пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, антитеррористической защищенности, а также в сфере защиты прав детей-сирот в "интернатных" учреждениях. Осуществляя надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, значительное внимание прокуроры уделяют недопущению вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистскую деятельность, пресечению случаев распространения среди молодежи идей религиозного экстремизма. К примеру, прокурором района Республики Дагестан в суд направлено заявление о ликвидации образовательного учреждения - медресе им. "Магомед - гаджи" в связи с осуществлением им образовательной деятельности без соответствующей лицензии. Решением районного суда Республики Дагестан заявление прокурора удовлетворено в полном объеме. Наиболее характерными нарушениями закона в анализируемой сфере являются факты бездействия директоров школ и отдела образования, выражающиеся в непринятии соответствующих организационно-распорядительных документов для установки в соответствии с действующим законодательством систем фильтрации доступа в Интернет, ограждающей учащихся от экстремистских сайтов. Так, органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики при проверке соблюдения порядка пользования учащимися сетью Интернет установлено, что в муниципальном образовательном учреждении - средней общеобразовательной школе средства фильтрации негативной информации и иные технические средства, предназначенные для защиты несовершеннолетних, не отвечают установленным требованиям. При этом для учащихся открыт беспрепятственный доступ к материалам, включенным в федеральный список экстремистских материалов. Указанные факты свидетельствуют о непринятии мер по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию. По изложенным основаниям прокуратурой района в Карачаевский районный суд предъявлены исковые заявления о признании незаконным бездействия директоров школ и отдела образования администрации Карачаевского муниципального района, которые в установленном порядке были рассмотрены и удовлетворены. Мероприятия по противодействию экстремистской деятельности в субъектах Федерации проводятся в рамках реализации Целевой программы по профилактике экстремистской деятельности и терроризма: мероприятия информационно-пропагандистского направления, воспитательная работа с населением, в том числе направленная на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде. Например, Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики организованы конкурсы и олимпиады среди студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования на тему профилактики экстремизма в молодежной среде, разработаны методические материалы и проведены в образовательных учреждениях занятия по разъяснению основ законодательства в сфере межконфессиональных, межнациональных отношений. Проведены циклы бесед и лекций, классные часы, направленные на развитие у учащихся толерантности в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. В целях совершенствования работы по противодействию экстремистской деятельности и терроризму, взаимообмена, накопления и анализа информации при координационном совещании руководителей правоохранительных органов в регионах созданы постоянно действующие межведомственные рабочие группы по вопросам противодействия экстремистской деятельности и терроризму. С участием органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, органов прокуратуры, других правоохранительных органов, представителей учебных и научных учреждений, общественных, религиозных организаций практикуется проведение научно-практических конференций, семинаров-совещаний, заседаний "круглых столов", на которых обсуждаются вопросы противодействия экстремистской деятельности, в том числе проблемы молодежного экстремизма. Так, в Республике Татарстан с участием представителей органов прокуратуры по вопросам предупреждения молодежного экстремизма были проведены такие мероприятия, как брифинг с представителями СМИ на тему "О борьбе с молодежными преступными формированиями"; встреча в формате "круглого стола" с лидерами молодежных объединений республики по вопросам противодействия неформальным молодежным группировкам; межведомственная научно-практическая конференция с участием представителей заинтересованных ведомств, научно-образовательных учреждений республики, руководителей подразделений по противодействию экстремизму по Приволжскому федеральному округу "О совершенствовании деятельности правоохранительных органов по предупреждению экстремизма"; встреча в формате "круглого стола" на тему "Молодежные неформальные объединения и субкультуры"; заседание Общественной молодежной палаты при Государственном Совете Республики Татарстан, на котором обсуждались вопросы деятельности молодежных неформальных субкультур и др. Также проводились подобные мероприятия с участием молодежных, студенческих и школьных формирований по охране общественного порядка, руководителей военно-патриотических клубов, работников системы образования, представителей национальных диаспор, религиозных конфессий и в других регионах. В то же время в последнее время наметились тенденции, которые могут повлечь за собой дестабилизацию в обществе. Наблюдается влияние приверженцев нетрадиционного ислама, которые проявляют активность и настойчивость в распространении своих взглядов. Наиболее значимым дестабилизирующим фактором в современный период в общественной жизни страны является деятельность молодежных националистических и экстремистских группировок, а именно сторонников Движения против нелегальной иммиграции, "антифа", "скинхедов" и др. "Антифа" - неформальное молодежное объединение, члены которого, прикрываясь идеями антифашистского движения, совершают преступления в отношении "скинхедов" и других националистических группировок. Несмотря на то что эти группировки пока не многочисленны и есть только в крупных городах, их деятельность вызывает значительный общественный резонанс. Как правило, "скинхеды", "антифа" и другие неформальные молодежные группировки совершают хулиганство, умышленное причинение телесных повреждений, побои, т. е. преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 213, п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 115, п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 116 УК РФ. Эти преступления совершаются по мотивам идеологической вражды и ненависти в отношении членов противоборствующей группировки, а также лиц "неславянской национальности". Также отмечаются проявления сторонников запрещенной судом общественной организации "Национал-большевистская партия" (далее - НБП) в различных регионах страны, которые активно участвуют в несанкционированных шествиях, митингах, распространяют листовки, материалы, литературу экстремистской направленности, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет. Так, идеологи и организаторы "Фронта Казанских патриотов" на основе национал-социалистической идеологии создали в г. Казани экстремистскую группировку с целью совершения насильственных действий в отношении лиц "неславянской" внешности. По этому факту правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282.1 УК и в ходе расследования было установлено, что участники организации помимо преступлений экстремистской направленности совершили еще и несколько общеуголовных преступлений, таких как кражи, грабежи и разбойные нападения. Правоохранительные органы во многих регионах выявили и взяли на оперативный контроль членов таких неформальных молодежных объединений, как футбольные фанаты, готы, панки, рэперы, металлисты, свободные неформалы и др. Кроме того, проявляет активность общественное движение граждан, которые не согласны с результатами выборов некоторых депутатов Государственной Думы и Президента РФ, в котором также участвуют и представители различных молодежных организаций. Лидеры движения призывают гражданское общество признать нелегитимными прошедшие выборы. При этом, используя сеть Интернет, провоцируют население на массовые беспорядки, шествия граждан с отличительными знаками - белыми ленточками - по всем регионам Российской Федерации. Одна из таких акций проходила в г. Москве 6 мая 2012 г. под названием "Марш миллионов", которая была проведена с нарушением российского законодательства, а к нарушителям общественного порядка были применены меры правового воздействия. Прокуратуры г. Москвы (Центрального административного округа и Савеловская межрайонная), получив информацию о возможных нарушениях федерального законодательства, в том числе несоблюдении запланированного регламента акции и предельного количества участников, приняли меры, направленные на предупреждение противоправных действий в ходе массовой акции, организуемой оппозиционерами, а именно: 4 и 5 мая 2012 г. были направлены предостережения организаторам мероприятия (Удальцову, Давидису, Гальперину, Чернышевой, Казаковой и др.) <1>. -------------------------------- <1> "Прокуратура направила предостережения организаторам несогласованных мероприятий 6 мая в гор. Москве" (04.05.2012); "Органы прокуратуры г. Москвы направили предостережения Сергею Удальцову и Сергею Давидису с целью предупреждения противоправных действий" (05.05.2012). Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Органы государственной власти в своей деятельности учли высказанные социологами прогнозы о возможном осложнении криминальной обстановки, связанной с экстремистскими проявлениями, и последовавшее за этим принятие дополнительных мер для предотвращения политизации этнического и религиозного фактора позволило во многом избежать влияния деструктивных сил - национал-радикальных, религиозных и иных организаций, пользующихся поддержкой некоторых иностранных правительств и спецслужб, направленного на дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране в период после выборов. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что отмеченные рост либо снижение числа зарегистрированных преступлений и выявленных лиц в различных субъектах Федерации обусловлены, с одной стороны, повышением (снижением) активности со стороны радикально настроенных групп граждан и экстремистских объединений и организаций, а также степенью эффективности разрешения межнациональных, межэтнических, межрелигиозных и иных конфликтов на ранней стадии. С другой стороны, принятие дополнительных мер, направленных на выявление и пресечение преступлений указанной категории, и последовательная их реализация в некоторых регионах повлияли на результаты реагирования правоохранительных органов на преступления экстремистской направленности. В настоящее время благодаря активным действиям правоохранительных органов было достигнуто снижение динамики организованных экстремистских проявлений, увеличилось число уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории, направленных в суд, и число выявленных правонарушений. Прокурорами также был проделан значительный объем работы в 2012 г., превышающий аналогичные показатели 2011 г. Правильная организация надзора, прежде всего за исполнением законодательства о противодействии экстремизму, о межнациональных и конфессиональных отношениях федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями общественных, религиозных объединений и иных организаций, стала эффективным средством профилактики совершения преступлений экстремистской направленности на ранних стадиях. В результате принятых мер, направленных на усиление прокурорского надзора, увеличилось количество проведенных прокурорских проверок в первом полугодии 2012 г. в сфере противодействия экстремистской деятельности - 15191 (14475), а также количество выявленных нарушений - 30966 (28534). Прокуроры направили 3870 заявлений в суды общей юрисдикции по вопросам межнациональных отношений и противодействия экстремизму, в том числе о ликвидации, запрете деятельности экстремистских объединений и признании информационных материалов экстремистскими (2435). В связи с нарушением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму количество актов прокурорского реагирования составило 11979, из них: 2326 предупреждений и предостережений, 9653 представлений и протестов (в аналогичный период 2011 г. было внесено 12626 актов реагирования, из них: 2273 предупреждений и предостережений, 10353 представлений и протестов). Снижение числа принятых мер реагирования обусловлено результативностью проделанной органами прокуратуры в предыдущем году работы и устранением большого числа выявленных ранее нарушений. Структура преступности экстремистского характера по-прежнему свидетельствует о заметном преобладании преступлений против личности (умышленное причинение легкого, среднего, тяжкого вреда здоровью, побоев, угрозы убийством), общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство), а также против государственной власти (возбуждение ненависти и вражды). В первом полугодии 2012 г. зарегистрировано 391 преступление экстремистской направленности, что на 13% больше, чем за аналогичный период 2011 г. (346). Увеличение числа выявленных преступлений экстремистской направленности произошло практически во всех федеральных округах - в Северо-Западном - 68 (40), Северо-Кавказском - 34 (22), Приволжском - 74 (71), Южном - 29 (27), Сибирском - 37 (29), Дальневосточном - 15 (13). В тот же период 2012 г. отмечено снижение преступлений этой категории в Центральном - 95 (109) и Уральском - 27 (28) федеральных округах. Из представленных статистических данных видно, что наибольшее количество преступлений, связанных с экстремистскими проявлениями, в первом полугодии 2012 г., как и прежде, зарегистрировано в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. При этом количество преступлений экстремистской направленности, совершенных участниками и сторонниками неформальных молодежных объединений, остается примерно на том же уровне. Наряду с мерами уголовно-правового характера органы прокуратуры активно применяют меры прокурорского реагирования профилактического характера, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Центром по противодействию экстремизму МВД России, а также ФСБ России проводились соответствующие проверки в отношении сторонников неформальных молодежных объединений экстремистской направленности. Органами прокуратуры по материалам проверок в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 114-ФЗ наиболее активным участникам и лидерам молодежных группировок были направлены предостережения о недопустимости экстремистской деятельности. Кроме того, с целью пресечения и предупреждения экстремистских проявлений в молодежной среде члены и сторонники неформальных молодежных объединений активно привлекались к административной ответственности: по ст. 20.29 КоАП, т. е. за производство и распространение экстремистских материалов, по ч. 1 ст. 20.3 КоАП за публичное демонстрирование нацистской атрибутики. Также правоохранительные органы и органы надзора систематически принимали меры по пресечению использования сети Интернет в целях распространения информации экстремистского характера. К примеру, органы внутренних дел пресекли противоправную деятельность иностранного гражданина К., аспиранта вуза, незаконно предоставлявшего проживающим в общежитии студентам интернет-услуги с использованием спутникового оборудования, что позволяло осуществлять бесконтрольный для надзорных органов обмен информацией с абонентами сети в Российской Федерации и за ее пределами, в том числе и доступ к интернет-ресурсам экстремистского содержания. По представлению органов прокуратуры работа локальной сети была прекращена, а материалы в отношении К. переданы в суд для принятия решения о привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП. В феврале 2012 г. органы прокуратуры Республики Дагестан в порядке ст. 13 Федерального закона N 114-ФЗ направили в суды заявления о признании интернет-сайта http://vdagestan. com (и его дублирующий ресурс http://vdagestan. info), представленного как "официальный ресурс Вилаята Дагестан", экстремистским, так как материалы, размещенные на нем, а именно "Джихад против вероотступников" и "Китабат-Таухид", признаны экстремистскими и занесены в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ. Также в суд направлены заявления о признании выступления гр. К., размещенного на сайте www. guraba. info, и интернет-сайта www. guraba. info с выступлением гр. К. экстремистскими. В целом результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что принимаются необходимые меры к выявлению фактов и материалов, свидетельствующих о наличии в деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций и СМИ проявлений экстремизма. В некоторых случаях своевременное реагирование государства на правонарушения экстремистской направленности в молодежной среде позволило не допустить использование СМИ и сети Интернет для дестабилизации обстановки в обществе. Решение проблем молодежного экстремизма требует реализации комплекса организационных, правовых, профилактических мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных организаций. Полагаем, что в целях эффективного противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде необходимо широкое участие государства и общества в создании комплекса превентивных мер, который включал бы в себя такие меры, как: совершенствование законодательства в области межнациональных, межконфессиональных отношений и противодействия экстремистской деятельности; проведение культурно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения по неприятию идеологии экстремизма; разработка и введение в программы обучения общеобразовательных и специальных учреждений, а также учреждений высшего профессионального образования специальных курсов по вопросам толерантности в современном российском обществе; проведение в средствах массовой информации молодежных программ с участием представителей различных религиозных конфессий по разъяснению смысла духовных вероучений, освещением вопросов толерантного отношения к представителям других вероисповеданий и национальной принадлежности; освещение в СМИ негативных последствий экстремистской деятельности, результатов работы правоохранительных органов по пресечению противоправной деятельности экстремистских формирований, объединений и группировок, а также деятельности государственных органов и общественно-политических объединений по предупреждению экстремизма; принятие мер по недопущению распространения экстремистской идеологии в сети Интернет; разработка, совместно с зарегистрированными религиозными организациями, системы мер государственного регулирования процесса получения религиозного образования в других государствах, дальнейшей преподавательской и иной трудовой деятельности лиц, его получивших. В рамках координационной деятельности органам прокуратуры следует обеспечить согласованность и объединение усилий и потенциала правоохранительных органов по разработке и реализации мер, форм, сил и средств, используемых ими в противодействии экстремистской деятельности в молодежной среде. Кроме того, при организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, необходимо обращать особое внимание на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности или препятствующих повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму в молодежной среде.

------------------------------------------------------------------

Название документа