Фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности

(Халиков А.) ("Уголовное право", 2013, N 2) Текст документа

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. ХАЛИКОВ

Аслям Халиков, старший следователь по особо важным делам следственного управления Следственного комитета РФ по Приволжскому федеральному округу, доктор юридических наук, доцент.

Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ в ст. 303 Уголовного кодекса РФ в качестве отдельной части внесена новая норма. В измененной редакции ст. 303 озаглавлена "Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности". Дополнение в виде части четвертой изложено следующим образом: "4. Фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации...". Рассматриваемая норма устраняет серьезные сложности уголовно-правовой оценки описанных в ней действий, которые ранее порождали проблему конкуренции норм об ответственности за должностные преступления (ст. ст. 285 и 286 УК РФ). Для привлечения к уголовной ответственности за соответствующее деяние теперь не требуется установления такого оценочного признака, как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Впервые специальным субъектом преступления в уголовном законе названо должностное лицо, уполномоченное на проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). Под таким субъектом следует понимать должностное лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), поскольку согласно ст. 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" основным видом рассматриваемой деятельности является проведение ОРМ. Учитывая сложность структуры диспозиции рассматриваемого состава преступления и специфику оперативно-розыскной деятельности, считаем, что практическое применение новой нормы будет иметь ряд сложностей. В этой связи попробуем рассмотреть ее по элементам состава преступления. На основании ст. ст. 1 - 5 и 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", ст. ст. 6, 20, 21, 73, 85 - 89 УПК РФ и положений теории уголовного права объект преступления в анализируемой норме является сложным, поскольку затрагивает публичные интересы и интересы личности. В этой связи непосредственным основным объектом фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности, как мы считаем, будут выступать интересы законной деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД в соответствии с целями и задачами данной деятельности, при правильном установлении сведений, необходимых и достаточных для формирования их в качестве результатов ОРД. Факультативным объектом могут выступать интересы законной деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры, суда, государственных и муниципальных органов по использованию результатов ОРД, а также интересы личности, связанные с охраной от незаконного уголовного преследования, охраной чести, достоинства и деловой репутации. Рассматривая объект и объективную сторону фальсификации доказательств и результатов ОРД, определим социальные сферы, в которых может совершаться данное преступление. 1. Институт использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве, которые могут служить поводом и основанием возбуждения уголовного дела, в том числе в отношении конкретных лиц, использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Кроме этого, результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и проведения следственных и судебных действий, оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с задачами оперативно-розыскной деятельности по выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений (ст. 89 УПК РФ и ст. 11 ФЗ об ОРД). Положениями ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определен особый порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 17 апреля 2007 г., утвержденной Приказами руководителей правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность <1>. -------------------------------- <1> См.: Российская газета. 2007. 16 мая.

2. Проверка лиц для допуска к специальным работам и специальной деятельности. Органы и должностные лица, осуществляющие ОРД, вправе проводить ОРМ для принятия решений о допуске должностных и иных лиц к специальным видам деятельности, связанной с государственной тайной, эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также о выдаче разрешений на частную и детективную деятельность (ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД). В этом случае результаты оперативно-розыскной проверки могут непосредственно влиять на степень деловой репутации лица в сфере трудовых отношений. В данном контексте под репутацией мы понимаем "создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо" <2>. В сочетании с прилагательным "деловая" речь идет о сфере, связанной с делом, службой, работой <3>. Разумеется, слово "репутация" используется в более широком смысле и не ограничивается мнением о лице на основании его проверки спецслужбами. Тем не менее результаты такой проверки, представляемые в виде официальной справки или заключения, могут понизить, уронить или даже погубить деловую репутацию конкретного лица в глазах руководителя организации или учреждения, коллег, кадровых и иных служб, положить конец карьере человека, нередко являющейся для него смыслом жизни. -------------------------------- <2> Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. С. 1118. <3> См.: Там же. С. 248.

3. Антикоррупционная проверка государственных и муниципальных служащих и судей. Новым основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" - далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329) являются положения Закона "О противодействии коррупции", в соответствии с которыми органы, осуществляющие ОРД, при наличии надлежащего запроса в пределах своих полномочий проводят ОРМ в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, гражданами, претендующими на замещение либо состоящими на государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях глав муниципальных образований и других муниципальных должностях на постоянной основе, должностях федеральной государственной службы, должностях государственной гражданской службы субъектов РФ, должностях муниципальной службы, должностях государственных корпораций, отдельных иных должностях федеральных государственных органов, должностях судьи. В данном случае необходимо иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" проводятся только в целях добывания информации о достоверности представляемых сведений. Названный Закон в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329 налагает на государственных и муниципальных служащих обязанности: 1) представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе супруга и несовершеннолетних детей (ст. 8); 2) уведомлять о склонении их к коррупционным правонарушениям (ст. 11.1); 3) соблюдать ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности (ст. ст. 12.1 - 12.4); 4) соблюдать иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения, налагаемые отдельными федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными актами на лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности (ст. 12.5). Следует отметить, что во всех законах, регулирующих правовой статус и трудовую деятельность перечисленных государственных и муниципальных должностных лиц в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329, предусмотрена норма об увольнении с должности в связи с утратой доверия за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции. Соответственно, перечисленные должностные лица имеют предусмотренные законом обязанности некоррупционного поведения, выполнение которых напрямую влияет на их деловую репутацию. В этой связи понятия "честь" и "достоинство" могут включать в себя деловую репутацию либо иметь более широкое содержание исходя из их толкования. Слово "честь" означает совокупность высших моральных принципов личности (честность, порядочность, добросовестность); незапятнанную репутацию; почет и уважение - то, чем лицо гордится <4>. Под достоинством понимается положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, их уважение в самом себе, осознание своих прав, своей значимости <5>. Таким образом, сведения о коррупционном поведении государственных и муниципальных служащих могут нанести в первую очередь ощутимый вред их деловым и личным интересам. В то же время законодатель, учитывая специфику проводимых ОРМ, огромный объем добываемых сведений о жизни и деятельности граждан, в том числе личного характера, обоснованно предусмотрел расширительный подход к понятию результатов ОРД, которые вместе с деловой репутацией могут наносить в целом вред чести и достоинству человека. -------------------------------- <4> См.: Там же. С. 1477. <5> См.: Там же. С. 279.

Тем самым приведенные виды оперативно-розыскной деятельности в области трудовых отношений (по проверке "допусков" и антикоррупционному поведению должностных лиц) в случае фальсификации их результатов со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов могут нанести серьезный ущерб правам и интересам граждан. Следует учитывать, что при таких незаконных действиях, как фальсификация результатов ОРД, возможно противоправное использование весьма мощного технического и оперативного потенциала влиятельных силовых структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Причем указанные действия выполняются под видом обеспечения государственной безопасности, борьбы с коррупцией и иными правонарушениями. Вследствие перечисленных факторов реальный вред, который может быть причинен как деловой репутации человека, так и его чести и достоинству со стороны оперативно-розыскных органов в области трудовых отношений, следует оценивать по самой высокой шкале общественной опасности и для интересов государства, и для интересов человека и гражданина. По смыслу ч. 4 ст. 303 УК РФ фальсификация результатов ОРД в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации не ограничивается только сферой противодействия коррупции. Объективно такой вред может быть нанесен и в результате фальсификации результатов ОРД с целью их распространения в средствах массовой информации, в иных государственных, коммерческих или некоммерческих организациях. То есть речь идет о любых фактах фальсификации результатов ОРД, когда имеется цель причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации человека. Обозначив сферы деятельности, где возможно осуществление фальсификации результатов ОРД, перейдем к другим элементам анализируемого состава преступления. Объективная сторона фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности согласно ч. 4 ст. 303 УК РФ включает в себя ряд компонентов, рассматриваемых в системном единстве. Под фальсификацией подразумевается подделка вещи, документов, выдаваемых за действительные, изменение их качества в сторону ухудшения при сохранении внешнего вида <6>. Также слово "фальсификация" означает подделывание, искажение чего-либо с целью выдать за подлинное, настоящее; изменение с корыстной целью качества предмета в сторону ухудшения при сохранении внешнего вида; подделку, подделанную вещь <7>; подмену чего-нибудь ложным, мнимым <8>. Следовательно, фальсификация результатов ОРД означает их подделку, искажение, подмену, изменение качества в сторону ухудшения при сохранении внешнего вида. -------------------------------- <6> См.: там же. С. 1415. <7> См.: Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / РАН; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2010. С. 812. <8> Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. М., 2009. С. 885.

Термин "результаты оперативно-розыскной деятельности" в п. 36.1 ст. 5 УПК РФ формулируется как "сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда". Само понимание термина "результаты ОРД" подразумевает завершенность деятельности в целом или определенного ее этапа и получение информации, позволяющей сделать выводы или заключения о выполненной работе. По существу, результаты ОРД - это не фактические данные, а только сведения о фактах, источники сведений, которые могут быть подтверждены оперативными данными <9>. -------------------------------- <9> См.: Нагиленко Б. Я. О понятии результата оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2006. N 4. С. 21 - 26; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2006. С. 556 - 557; и др.

Результатами ОРД могут быть итоги одного или нескольких оперативно-розыскных мероприятий, комплекс мер оперативно-розыскной деятельности, которые документально оформлены надлежащим образом (на бумажных, электронных и иных носителях информации) и проверены оперативным путем. При этом изъятые документы, предметы или вещества могут быть фактическими данными, но могут носить характер сведений о фактах. Результаты оперативно-розыскных мероприятий и ОРД отражаются в оперативно-служебных документах и составляют содержание той информации, которая в них изложена. Результаты ОРД могут быть представлены как отдельное постановление с приложенными к нему материалами проведенных ОРМ, а также изложены в виде акта, справки, рапорта, меморандума, официальных ответов на поручения следователя, на поручения других оперативно-розыскных органов или международных правоохранительных структур. Фальсификация результатов ОРД может иметь место при проведении одного или нескольких оперативно-розыскных мероприятий с документальным представлением заведомо ложных результатов или выводов по выполненной работе, а значит, искажающих сведения о фактах. Например, лицу, в отношении которого проводится проверочная закупка или оперативный эксперимент, может быть незаметно подброшен наркотик с последующим оформлением соответствующего акта закупки с ложными сведениями. Может быть составлена подложная справка об исследовании оружия, на котором якобы обнаружены отпечатки пальцев конкретного лица. Как вариант: на оружии действительно могут иметься отпечатки пальцев конкретного лица, если этим оружием прикасались к пальцам его рук, закованных в наручники. В последнем случае может быть составлен акт об изъятии оружия с ранее произведенными искажениями следов в изымаемом предмете. Может иметь место подмена изъятых по акту (протоколу) документов или предметов, указывающих на их связь с совершением преступления. Возможно подделывание части или всего дела оперативного учета (далее - ДОУ) о якобы проведенной оперативной работе с фальсифицированным "раскрытием" преступления (серии преступлений), т. е. приведением совокупности фальсифицированных данных, состоящих из комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Выводы по данному оперативному делу представляются в органы следствия, как правило, с вынесением специального постановления и приложением ряда документов о выполненных оперативно-розыскных мероприятиях. Поскольку в диспозиции уголовно-правовой новеллы указано, что одной из целей фальсификации результатов ОРД является уголовное преследование лиц, фальсификация данных результатов должна быть направлена на принятие органами предварительного следствия, прокурором и судом соответствующего решения - возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения, утверждение обвинительного заключения, осуждение. Данный вывод следует из анализа понятия уголовного преследования, т. е. процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). В случае выявления фальсификации результатов ОРД (например, при изучении дел оперативного учета в ходе прокурорской проверки либо проверке, проводимой подразделениями собственной безопасности органов, осуществляющих ОРД), когда установлено, что лицо, уполномоченное на проведение оперативно-розыскных мероприятий, не имело намерения представлять содержащие ложные сведения документы органам уголовного преследования либо использовать эти документы для причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации, состав преступления, предусмотренный ч. 4 ст. 303 УК РФ, в содеянном отсутствует. Содеянное может образовывать признаки дисциплинарных правонарушений либо при наличии к тому оснований состав служебного подлога. Можно ли рассматривать в качестве фальсификации результаты ОРД, полученные не в надлежащем оперативно-процессуальном порядке, т. е. без заведения дел оперативного учета, без выполнения соответствующих требований приказов и инструкций, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность? Считаем, что в данном случае главным является вопрос о субъекте, представляющем результаты ОРД. Если результаты ОРД фальсифицирует соответствующее должностное лицо, уполномоченное на проведение оперативно-розыскных мероприятий, то для квалификации по ч. 4 ст. 303 УК РФ не имеет значения, что оперативные мероприятия проводились без заведения дела оперативного учета, получения судебных или ведомственных разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, соблюдения иных формальных требований норм законодательства об ОРД. К тому же данное обстоятельство о нарушении порядка проведения мер ОРД само по себе будет прямо или косвенно свидетельствовать о факте фальсификации результатов ОРД. В данном случае закон не связывает понятие фальсификации ОРД с надлежащим выполнением оперативными сотрудниками своих служебных полномочий, а указывает лишь на служебные полномочия, т. е. право проведения оперативно-розыскных мероприятий. При таких обстоятельствах содеянное должно квалифицироваться по ч. 4 ст. 303 УК РФ и в том случае, когда названные в уголовном законе цели лица, проводившего ОРМ, не были достигнуты ввиду выявления факта получения результатов ОРД с нарушением закона. Фальсификация результатов ОРД как преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 303 УК РФ, имеет место, когда данные результаты представляются в отношении лица, заведомо не причастного к совершению якобы выявленного преступления. Понятие заведомости раскрыто в ряде документов высшего судебного органа <10>, с учетом этого оперативный сотрудник должен достоверно знать, что лицо, в отношении которого он фальсифицирует результаты ОРД, безусловно непричастно к совершению преступления. -------------------------------- <10> См., например: пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)"; п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации"; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем".

Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, оперативно-розыскных мероприятий в целях решения оперативных задач (ч. 1 ст. 11 Федерального закона об ОРД). Однако на практике мы не встречали фактов фальсификации при указанных действиях, причем лишь теоретически они могут быть направлены на незаконное уголовное преследование. Судя по материалам изученных автором уголовных дел, чаще всего фальсифицируются результаты ОРД, служащие поводом и основанием для возбуждения уголовных дел в отношении конкретных лиц по признакам ст. 228 УК РФ (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ), ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия и боеприпасов) и др. Для определения момента окончания данного преступления следует рассматривать фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности вместе с ее целями, обозначенными как уголовное преследование лица, заведомо непричастного к совершению преступления, причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации <11>. Только при совмещении названных действий (фальсификация результатов ОРД) и их целей следует определять объективную картину момента окончания преступления, т. е. когда результатом любой деятельности будет продукт, отражающий достижение желаемой цели. Следовательно, момент окончания преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 303 УК РФ, будет включать следующие элементы: -------------------------------- <11> В теории и практике оперативно-розыскной деятельности понятие "результаты ОРД" рассматривается гораздо шире, исходя из предусмотренных целей и задач, определяемых ст. ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД, что в целом возможно понимать как борьбу с преступностью (см.: Доля Е. А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография. М., 2009. С. 74 - 85; Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об ОРД" / Под ред. А. И. Алексеева и В. С. Овчинского, М., 2011. С. 109 - 116; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. Указ. соч. С. 552 - 559). Мы же в данном случае исходим из понимания результатов ОРД применительно к целям уголовного преследования, т. е. в сфере деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, а также возможностей причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации путем использования результатов ОРД в области деятельности государственных и муниципальных органов власти и в иных сферах, непосредственно не связанных с борьбой с преступностью.

- фактическое или поддельное (несуществующее) окончание одного, нескольких ОРМ либо завершение ведения ДОУ. Данный момент исходит из понимания результатов ОРД как завершения определенного вида деятельности; - документальное фиксирование окончания одного или ряда ОРМ либо завершения ведения ДОУ. Как известно, правовая познавательная деятельность требует документальной фиксации сведений, получаемых должностными лицами правоохранительных органов. В связи с этим окончание проведения любого ОРМ, как и иных мер оперативно-розыскной деятельности, должно быть отражено в надлежащих документах оперативно-розыскного характера; - наличие искаженных (поддельных, подмененных, измененных) сведений в документах об окончании ОРМ или ДОУ, необходимых и достаточных для уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо для причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации гражданина или человека; - реальная возможность использования названных результатов ОРД другими должностными лицами, государственными и муниципальными органами власти (руководством или должностными лицами правоохранительного органа, в том числе осуществляющего ОРД, следователем, государственными или муниципальными органами, СМИ и др.) в связи с их функциональными обязанностями по обеспечению или осуществлению уголовного преследования либо возможностью использования полученных сведений или их распространения среди других лиц, организаций, в средствах массовой информации с причинением вреда чести, достоинству и деловой репутации гражданину или человеку. Сам факт уголовного преследования (возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения, обвинительный приговор), непосредственное причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации человека в виде, например, решения государственных и муниципальных органов власти по итогам рассмотрения фальсифицированных результатов ОРД (отказ в приеме на работу, применение дисциплинарных мер воздействия) не входят в оконченный состав данного преступления, однако при наличии оснований могут стать обстоятельствами, отягчающими наказание (например, в случае наступления тяжких последствий в результате совершения преступления - п. "б" ч. 1 ст. 63 УК РФ). Субъектом фальсификации результатов ОРД является должностное лицо - штатный сотрудник или руководитель правоохранительных органов, осуществляющих ОРД (органы внутренних дел, ФСБ, ФСО, таможня, службы внешней разведки РФ, ФСИН, ФСКН), служащий в подразделениях, осуществляющих ОРД. Кроме того, уголовный закон оговаривает, что лицо, состоящее на службе в названных подразделениях, должно быть уполномочено на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Данные полномочия должностных лиц оперативно-розыскных органов регламентируются ч. 4 ст. 6, ст. ст. 13 - 16 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", законами, регулирующими правовой статус отдельных правоохранительных органов и служащих там должностных лиц (Федеральные законы "О полиции", "О федеральной службе безопасности" и др.), а также специальными внутриведомственными приказами или инструкциями должностного лица (чаще всего оперуполномоченных), в которых в числе других его прав и обязанностей оговаривается, что оно имеет право или уполномочено проводить оперативно-розыскные мероприятия. Тем самым субъектами рассматриваемого преступления являются должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 4 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Думается, субъектами преступления должны быть признаны и иные должностные лица, имеющие отношение к формированию результатов ОРД. Например, должностные лица специальных подразделений, которые не являются инициаторами оперативно-розыскных мероприятий, а осуществляют только техническую их часть - прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и т. д. Эти лица имеют возможности формирования, а значит, и фальсификации результатов ОРД. Не могут являться субъектами рассматриваемого преступления лица, находящиеся на службе в названных органах, не уполномоченные на проведение оперативно-розыскных мероприятий (технические работники, не являющиеся должностными лицами, следователи, дознаватели), лица, содействующие ОРД (доверенные лица, агенты и др.). При наличии оснований они могут быть привлечены к уголовной ответственности за подобные деяния по иным составам преступлений (ст. ст. 292, 327 УК РФ и др.). Субъективная сторона фальсификации результатов ОРД характеризуется исключительно прямым умыслом. Целью фальсификации результатов ОРД лицом, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, должны быть такие предусмотренные законом обстоятельства, как 1) уголовное преследование заведомо непричастного к совершению преступления лица, т. е. возбуждение в отношении его уголовного дела, предъявление обвинения, направление уголовного дела в суд, осуждение; 2) причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации. Должностное лицо, уполномоченное на проведение ОРМ, сознает, что лицо, в отношении которого были сфальсифицированы результаты ОРД, не только не причастно к совершению преступлений, но и не нарушало никаких норм этики, административных или дисциплинарных норм, которые были отражены в качестве результатов ОРД и препятствуют допуску к отдельным видам деятельности или характеризуют поведение лица как коррупционное. Понятно, что преимущественно речь может идти о результатах проверки государственных и иных служащих, судей на предмет достоверности предоставляемых ими сведений, хотя потерпевшими в данном случае могут быть любые физические лица. Установление, как этого требует ст. 73 УПК РФ, мотива (корыстный, карьерный, политический и т. д.) преступления помогает определить и цель деяния, что является одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 303 УК РФ.

Пристатейный библиографический список

1. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. 2. Доля Е. А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография. М., 2009. 3. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об ОРД" / Под ред. А. И. Алексеева и В. С. Овчинского. М., 2011. 4. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / РАН; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2010. 5. Нагиленко Б. Я. О понятии результата оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2006. N 4. 6. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2006. 7. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. М., 2009.

------------------------------------------------------------------

Название документа