Административно-правовое регулирование отношений в области оборота вредной информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационных сетях

(Лапина М. А., Николаенко Б. С.) («Юридический мир», 2013, N 3)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ

М. А. ЛАПИНА, Б. С. НИКОЛАЕНКО

Лапина Марина Афанасьевна, заведующая кафедрой «Административное и информационное право» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», профессор кафедры государственного и муниципального управления Международного института государственной службы и управления ФГОБУ ВПО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации», доктор юридических наук, профессор.

Николаенко Борис Сергеевич, магистрант Международного института государственной службы и управления ФГОБУ ВПО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации».

В статье подняты актуальные вопросы информационной функции государства по обеспечению безопасности информации, содержащейся в сети Интернет. Авторы, анализируя функции федеральных служб по контролю запрещенной информации и блокировке сайтов, приходят к выводу о малой эффективности такой деятельности и предлагают путем административно-правового регулирования, оптимизации функций органов государственной власти и международного сотрудничества, повысить эффективность информационной функции государства.

Ключевые слова: безопасность информации, информационная функция государства, сеть Интернет, информационно-телекоммуникационные сети, Международный союз электросвязи (International Telecommunications Unit), Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Administrative-law regulation of relationships in the field of turnover of harmful information in informational-telecommunication networks M. A. Lapina, B. S. Nikolaenko

The article raises topical issues of informational function of the state on ensuring security of information in the Internet. The authors on analyzing the functions of federal services on control of prohibited information and blocking of websites, make a conclusion on poor efficiency of this activity and propose by the means of administrative-law regulation, optimization of the functions of agencies of state power and international cooperation to raise the efficiency of informational function of the state.

Key words: security of information, informational function of the state, Internet, informational-telecommunication networks, International Telecommunications Unit, Ministry of Telecom and Mass Communications of the Russian Federation, Federal Service of the Russian Federation on Control and Turnover of Drugs, Federal Service on Supervision in the Sphere of Protection of Rights of Consumers and Human Welfare, Federal Service on Supervision in the Sphere of Telecom, Informational Technologies and Mass Communications.

Информация — это, пожалуй, единственный ресурс, важность которого в ходе развития человеческого общества не уменьшается, а постоянно увеличивается. Обладание и обмен информацией всегда были важны, но именно во второй половине XX в. из-за развития персональных компьютеров, телекоммуникаций и сети Интернет ее роль в развитии общества значительно возросла. Согласно аналитике Всероссийского центра изучения общественного мнения, проникновение Интернета в нашей стране уже достигает 58%. Исследование компании ComScore еще 2011 г. показало, что Россия стала европейским лидером по числу интернет-пользователей, обогнав Германию, которая на протяжении многих лет лидировала по этому показателю <1>. ——————————— <1> Comscore Press Release/2011/11 Overview of European Internet Usage in September 2011.

Появление мировых систем коммуникаций на основе объединения компьютерной технологии, связи и телевидения стало требовать усиления контроля государства для защиты конституционных прав граждан (свободы слова, свободы информации и т. д.), а также нравственных интересов общества и, в частности, детства и юношества. Именно необходимость административно-правового регулирования информационной сферы обусловливает потребность в соответствующем направлении деятельности государства — информационной функции государства. Одной из составляющих информационной функции государства является выработка и реализация политики государства в отношении обеспечения безопасности информации для общества, создание и совершенствование нормативно-правовой базы для контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти за содержимым телекоммуникационных сетей. И если, с одной стороны, «стремительно происходящий в настоящее время в нашей стране процесс информатизации предоставляет реальную возможность создавать условия информационной самореализации каждой личности для раскрытия творческих возможностей и способностей в обстановке свободного доступа к любой информации, включенной в память общества, социальные коммуникации и информационные банки на базе новейших информационных технологий» <2>, то, с другой стороны, как подметил проф. А. А. Фатьянов, «не менее жестко необходимо определять условия, при которых может быть ограничено право человека в доступе к необходимой ему информации» <3>. ——————————— <2> Цит. по: Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Под ред. И. Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. 335 с. <3> Фатьянов А. А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2001. С. 32.

Что же такое безопасность информации (безопасная информация), информационная безопасность и в чем ее отличие от обеспечения информационной безопасности? На эти вопросы встречаем неоднозначные ответы в научной и учебной литературе. К примеру, под безопасностью информации, по мнению проф. И. М. Рассолова, следует понимать «состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в киберпространстве (части информационной сферы) на основе общепризнанных принципов и норм международного и национального права» <4>. Фактически данное понятие корреспондирует с общепризнанными понятиями информационной безопасности, содержащимися в российском законодательстве <5>. ——————————— <4> Рассолов И. М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2009. <5> Напр., «информационная безопасность» — состояние защищенности от внешних и внутренних угроз информационной сферы, формируемой, развиваемой и используемой с учетом жизненно важных интересов личности, общества и государства. Ст. 2 распоряжения Правительства РФ от 28.05.2012 N 856-р «О подписании Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 23. Ст. 3058.

Совокупность методов, средств и мероприятий, направленных на исключение искажений, уничтожения и несанкционированного использования и доступа к накапливаемым, обрабатываемым и хранимым данным, проф. И. М. Рассолов предлагает трактовать как понятие информационной безопасности <6>. Однако в нормативных правовых актах это означает обеспечение информационной безопасности <7>. ——————————— <6> Рассолов И. М. Указ. соч. <7> «Обеспечение информационной безопасности» — система мер правового, организационно-технического и организационно-экономического характера по выявлению угроз информационной безопасности, предотвращению их реализации, пресечению и ликвидации последствий реализации таких угроз. Ст. 2 распоряжения Правительства РФ от 28.05.2012 N 856-р «О подписании Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 23. Ст. 3058.

Полагаем, что для того, чтобы исключить путаницу в терминологии основных понятий в области информационной безопасности, необходимо законодательно сформулировать понятие «безопасная информация», под которым следует понимать информацию, не представляющую опасности для общества в целом или для его отдельных категорий (к примеру, детей). Для защиты общества от небезопасной для личности, общества и Российского государства информации государственная власть приняла ряд законов, а также создала систему государственных органов, в обязанности которых входит обеспечение их исполнения. Одним из основных законов, регулирующих данную сферу общественных отношений, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <8>. Данный Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации; правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. ——————————— <8> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Согласно этому Закону (п. 3 ст. 12) государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает также создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей <9>. ——————————— <9> Там же.

Одним из законов, на основании которого Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь России) контролирует Интернет, является Закон от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» N 2124-1 <10>, в котором дается определение массовой информации, а также определение средства массовой информации: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)». ——————————— <10> Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (в ред. от 28.07.2012) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Если детально анализировать этот Закон, то по большей части он посвящен разным СМИ, как печатным, так и телевидению и радио. Об Интернете в нем написано очень немного. Для рассматриваемых в статье проблем нас интересует определение сетевого издания <11>: «…под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом». ——————————— <11> Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».

В случае если сайт не регистрировать как СМИ, то согласно этому Закону (ст. 8) <12> он СМИ и не является. То есть если кто-то не зарегистрировал сайт как СМИ, то информация, на нем распространяемая, не подпадает под действие этого Закона. Тогда возникает проблема: на основании каких правовых норм его контролировать? Видимо, для этих случаев было принято Постановление Правительства Российской Федерации о едином реестре сайтов, на которых имеется запрещенная информация <13>. ——————————— <12> Там же. <13> Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 44. Ст. 6044.

По этому Постановлению три федеральные службы должны будут вести реестр сайтов и сетевых адресов, «содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков — в отношении распространяемой информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — в отношении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; кроме этого, эта служба еще и контролирует те же материалы, что и вышеуказанные две службы. Но что будет в случае, если сайт не зарегистрирован как «сетевое издание», не публикует материалы о суициде, наркотиках или порнографические изображения, но тем не менее публикует материалы экстремистского характера? По сути, такими проблемами обязана заниматься Федеральная служба безопасности. Примером этого стала ситуация с ограничением страницы в социальной сети «Вконтакте» «русского Брейвика» <14> — юриста Дмитрия Виноградова, который утром 7 ноября этого года вошел в офис, где он работал, и начал стрелять в своих коллег, в результате чего 5 человек скончались. На своей странице «Вконтакте» он разместил человеконенавистнические манифесты и призывы к уничтожению как можно больших «частиц человеческого компоста». Прокуратура запросила Роскомнадзор закрыть доступ к этой странице, однако пресс-секретарь этой службы Владимир Пиков заявил «Интерфаксу», что закрытие этой страницы возможно только по решению суда. ——————————— <14> URL: http://www. kommersant. ru/doc/2065570?isSearch=True.

Суд может закрыть данную страницу на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» <15>. В нем дается определение экстремистской деятельности, в частности, как «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность». Под это определение как раз и подпадает вышеупомянутый манифест, но в этом Законе говорится только о средствах массовой информации. ——————————— <15> Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3031.

В ст. 11 этого Федерального закона N 114-ФЗ закреплено: «В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности… в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора» <16>. ——————————— <16> Там же.

Интересно то, что администрация «Вконтакте» по собственной инициативе удалила комментарии под «Манифестом» Дмитрия Виноградова еще 9 ноября, однако сам документ продолжает «висеть» на странице автора и собрал уже более 20 тыс. «лайков» пользователей <17>. Никаких официальных запросов на удаление страницы администрация до сих пор не получала. ——————————— <17> URL: http://vk. com/id108446090.

Также Интернет частично контролируется благодаря нормам Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 28 июля 2012 г.) <18>. В Законе дается определение информационной продукции, под которой понимаются «предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция… а также информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи». ——————————— <18> Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 48.

В этом же Законе выделяется информация, запрещенная для просмотра детьми разных возрастных групп, и утверждается необходимость и порядок проведения экспертизы государственными органами информационной продукции. Контроль запрещенных материалов в Сети осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. На своем официальном сайте в сети Интернет служба разместила форму для приема обращений от граждан и юридических лиц о наличии на страницах сайтов запрещенной информации. После поступления в Федеральную службу обращений в течение суток запрос направляется в электронном виде уполномоченным органам. Если сотрудники этой службы, сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков или Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выносят решение о наличии в материалах противозаконной информации, то сайт включается в реестр запрещенных. Далее уполномоченный сотрудник службы в сфере связи определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети Интернет указанного сайта, и направляет провайдеру уведомление на русском и английском языках о включении в единый реестр доменного имени. По истечении трех суток с момента направления уведомления сотрудник службы проверяет, удалена ли информация. В случае если информация удалена или доступ к странице, на которой она находилась, невозможен, сотрудник службы удаляет сайт из реестра. Если владелец сайта отказывается ее удалять или бездействует, провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет в течение суток. Если ни провайдер, ни владелец сайта не удаляют информацию, то сайт включается в реестр на постоянной основе. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети Интернет. Описанная административная процедура не мешает сначала удалить информацию, сообщить об этом в службу, дождаться того, что служба удалит сайт из реестра, а потом снова разместить информацию. Представляется сомнительным, что служба будет проверять сайты дважды, учитывая, что согласно статистике Координационного центра национального домена сети Интернет всего в домене. RU зарегистрировано 4 134 128 доменных имен. Остается надеяться на то, что кто-то проверит повторно и снова сообщит службе. При этом существует множество способов обойти блокировку сайтов. Так, все сайты в Сети, кроме названия (домена), имеют еще и IP-адрес, который указывает на сервер, где расположен сайт. Записи о том, какому сайту какой адрес принадлежит, хранятся на специальных «DNS» серверах. Когда пользователь набирает в строке браузера доменное имя, компьютер соединяется с DNS-сервером провайдера, чтобы узнать, где находится искомый сайт. Получив IP-адрес сайта, браузер уже напрямую соединяется с указанным сервером и получает в ответ нужную веб-страницу. Роскомнадзор ведет реестр веб-ресурсов, подлежащих блокировке, который содержит как названия сайтов (домены), так и их технические адреса (IP-адреса). Закон обязывает провайдеров блокировать доступ к таким ресурсам. Так как видов записей запрещенных сайтов два, то и блокировок у провайдера тоже может быть две: — блокировка по DNS. При обращении к DNS-серверу провайдера компьютер пользователя вместо реального IP-адреса веб-сервера получает (вторая стрелочка сверху) адрес со страницей-уведомлением о блокировке или же не получает вообще ничего; — блокировка по IP. При обращении к серверу, расположенному по искомому IP-адресу, компьютер пользователя соединяется не с веб-сервером нужного сайта, а с веб-сервером провайдера, который выдает страницу-уведомление о блокировке, либо соединение вообще не происходит. Таким образом, чтобы обойти первый тип блокировки, достаточно воспользоваться публичными DNS-сервисами. Гораздо больше способов обойти блокировку по IP. Принцип обхода заключается в том, что раз провайдер не дает компьютеру соединиться с нужным сервером напрямую, можно подключиться к сайту, используя промежуточные серверы, с которых заблокированный ресурс «виден». Для обхода большинства ограничений можно воспользоваться прокси-серверами. Прокси-сервера — это компьютеры, на которых функционирует специализированное программное обеспечение, позволяющее принимать запросы на соединение с различными сайтами. При работе с прокси-сервером компьютер пользователя «перепоручает» такому серверу соединиться с определенным сайтом. Следующий уровень безопасности — это сеть луковой маршрутизации TOR <19>. Из-за своей недоступности эта часть Интернета называется DeepWeb или DarkWeb. ——————————— <19> Каждый пакет данных, попадающий в систему, проходит через три различных прокси-сервера (нода), которые выбираются случайным образом. Перед отправлением пакет последовательно шифруется тремя ключами: сначала для третьего узла, потом для второго и в конце концов для первого. Когда первый узел получает пакет, он расшифровывает «верхний» слой шифра (аналогия с тем, как чистят луковицу) и узнает, куда отправить пакет дальше. Второй и третий серверы поступают аналогичным образом. TOR позволяет подключаться анонимно не только клиентам и пользователям, но и серверам, отчего в этой сети имеются многочисленные сайты по продаже оружия, наркотиков и коллекции детской порнографии.

Примечательно, что луковая маршрутизация была развита и запатентована Военно-морскими силами США в секретности, но потом была рассекречена. Кроме этих способов есть еще VPN-туннели, сайты-анонимайзеры и сверхзакрытая сеть I2P. Исходя из приведенных способов обхода блокировки, следует, что информационная функция государства по обеспечению безопасности информации, содержащейся в сети Интернет, не может быть в полной мере реализована силами, методами и средствами, предлагаемыми российским законодательством и подзаконными актами, необходимо международное сотрудничество. В настоящее время Интернет не контролируется каким-то одним международным органом. Специализированным учреждением ООН в области информационно-коммуникационных технологий является Международный союз электросвязи (МСЭ) (International Telecommunications Unit) <20>, созданный в 1865 г. Названный орган выступает инициатором по получению полномочий в области международного контроля над Интернетом. Россия, Китай, Таджикистан и Узбекистан выступают сторонниками этой идеи создания международного органа контроля и в сентябре 2011 г. уже подали общее предложение на 66 Ассамблее ООН для создания Международного кодекса правил информационной безопасности (International Code of Conduct for Information Security) <21>. ——————————— <20> URL: http://www. itu. int/ru/about/Pages/default. aspx. <21> URL: http://www. rusemb. org. uk/policycontact/49.

В Кодексе имеется несколько предложений по обеспечению защиты сетей и информации, которая затрагивает политические, военные, экономические, социальные, технические и другие вопросы. Суть предложений заключается в том, что страны не должны использовать информацию и свои телекоммуникации для враждебного поведения и актов агрессии против других стран. Любая страна имеет право на защиту своих сетей и киберпространства, а также ключевой информации и сетевой инфраструктуры от угроз, вмешательства и саботажа. В Кодексе также предлагается создание прозрачного и демократического международного государственного механизма за контролем над Интернетом. С 3 по 14 декабря 2012 г. в Дубае состоялась Всемирная ассамблея по стандартизации электросвязи, одна из основных целей которой — включить контроль над Интернетом в полномочия МСЭ. Основная цель России на этой Ассамблее — утверждение национального суверенитета киберпространства, контроль над анонимностью в Интернете и смена в глобальном управлении Интернетом. Следует отметить, что в России на уровне высших органов государственной власти, в Администрации Президента Российской Федерации определенными полномочиями по реализации информационной функции государства наделено Управление Президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии. Основными задачами Управления являются: обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по вопросам государственной политики в области применения информационных технологий и развития электронной демократии; подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся применения информационных технологий и развития электронной демократии в государственном и муниципальном управлении, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений. В системе законодательной власти обе палаты Федерального Собрания имеют профильные комитеты по правовому регулированию сети Интернет. Так, вопросами, связанными с законодательным регулированием деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в т. ч. сети Интернет, занимается Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Также он законодательно регулирует Сеть. Среди вопросов ведения Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, касающихся законодательного регулирования Сети, следует выделить государственную политику в сфере средств массовой информации, информационных технологий и защиты информации, развитие единого информационного пространства Российской Федерации, создание информационного общества, информационный обмен, развитие компьютерных сетей общего пользования. Органы государственной власти понимают важность контроля Интернета, поэтому в данный момент готовятся к рассмотрению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации изменений и дополнений в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части установления особенностей государственного регулирования деятельности, осуществляемой с использованием глобальных компьютерных сетей. В этом законопроекте планируется ввести в основные понятия определения «Интернет» и «веб-сайт»; также предлагается на основании и во исполнение этого Федерального закона и иных законов, указов Президента Российской Федерации дать Правительству Российской Федерации право принимать постановления, содержащие положения об особенностях регулирования деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей <22>. ——————————— <22> URL: http://komitet5.km. duma. gov. ru/site. xp/051056054.html.

Несмотря на обилие контролирующих органов, эффективность их общей работы чрезвычайно мала. Также анализ показал, что законодательная база требует существенной доработки. Представляется, что создание единой федеральной службы по выполнению контрольно-надзорной функции глобальных телекоммуникационных сетей, в составе которой будут находиться специалисты по каждому направлению защиты опасной информации, содержащейся в сетях, позволит существенно повысить эффективность и результативность административной деятельности по блокированию любого контента в Сети, распространение которого запрещено на территории России. Будет уместным такую службу сделать подведомственной Минкомсвязи России. Также необходимо принять Федеральный закон «О кибернетическом пространстве», который бы установил базовые принципы правового регулирования этой среды, единый понятийный аппарат. В нем же ввести нормы-запреты за публикацию запрещенного контента на тех сайтах, где он проходит предварительное утверждение. Представляется возможным дополнить этот закон возможностью блокировки сайтов с азартными играми. Предлагаемая служба также сможет проводить экспертизу материалов в Интернете на предмет ее опасности для детской психики и развития, а также сертифицировать школы и библиотеки на наличие в их компьютерах программного обеспечения, блокирующего запрещенный контент.

——————————————————————