Соблюдение законов в сфере топливно-энергетического комплекса. Авторский материал прокурора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры А. Ф. Кондратьева

(Кондратьев А. Ф.)

(«Прокурор», 2014, N 1)

Текст документа

СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОКУРОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ А. Ф. КОНДРАТЬЕВА

А. Ф. КОНДРАТЬЕВ

В силу своей специфики Ханты-Мансийский автономный округ — Югра относится к числу важнейших минерально-сырьевых регионов Российской Федерации. Более 90% территории оценивается как перспективная в нефтегазоносном отношении. Основным полезным ископаемым для округа является нефть, на сырьевой базе которой созданы и эксплуатируются мощнейшие нефтедобывающие и газоперерабатывающие комплексы. В Югре насчитывается 465 месторождений нефти, 234 из которых находятся в разработке. На территории округа добывается 51% общероссийской нефти и преодолен порог добычи в 10,5 млрд. тонн нефти.

Добычу нефти и газа на территории автономного округа осуществляют более 80 нефтегазодобывающих предприятий, в том числе крупнейшие в России организации: ОАО «НК «Роснефть», ООО «Лукойл — Западная Сибирь», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Русснефть».

Учитывая специфику автономного округа как крупнейшего нефтегазодобывающего региона России, акцент работы прокуратуры ХМАО — Югры сделан на надзоре за соблюдением требований законодательства, в первую очередь предприятиями топливно-энергетического комплекса. Ежегодно прокуратурой в данной сфере выявляется более 1 тыс. нарушений закона, которые отрицательно влияют практически на все сферы жизнедеятельности населения.

На территории автономного округа более 5 млрд. кубометров попутного нефтяного газа ежегодно сжигается на факельных установках. Ханты-Мансийский автономный округ находится в лидерах среди регионов Российской Федерации по объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Так, ежегодно в атмосферу поступает свыше 2,5 млн. тонн загрязняющих веществ, что составляет 12% от общей массы выбросов на территории всей страны.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа одна из первых в России приступила к комплексным проверкам недропользователей.

На территории округа они проводятся на системной основе с 2010 года. За указанный период в судах рассмотрено свыше 100 исков о понуждении недропользователей рационально использовать природные ресурсы, не допускать сжигание попутного нефтяного газа. В отношении юридических лиц возбуждено 150 дел об административных правонарушениях, по которым виновные лица привлечены к административной ответственности с назначением штрафов на общую сумму 80 млн. рублей. Все иски судами удовлетворены и исполнены либо находятся на исполнении в службе судебных приставов.

Ханты-Мансийский автономный округ занимает первое место в Российской Федерации по количеству нефтепроводов, водоводов и газопроводов, общая протяженность которых превышает 120 тыс. км.

К сожалению, эксплуатация этих объектов в связи с износом технологического оборудования, нарушениями при строительстве сопряжена и с большим количеством порывов, которые достигают 3 тысяч в год — недопустимо высокий показатель. Прокуратурой автономного округа ежегодно планируются и проводятся проверки соблюдения федерального законодательства при эксплуатации трубопроводного транспорта, которые имеют положительный результат. Выявляются факты эксплуатации трубопроводов в отсутствие проектной и исполнительной документации. Распространены случаи эксплуатации объектов без выполнения мероприятий по определению остаточного ресурса труб и экспертизы промышленной безопасности технических сооружений. Не выполняются диагностические мероприятия по экологической безопасности трубопроводного транспорта. По этим фактам прокуратура округа в судебном порядке требует запрещения эксплуатации нефтегазопроводов, формирует судебную практику.

Выявляя нарушения закона, прокуратура столкнулась с неэффективным нормативным регулированием основ промышленной безопасности, рядом пробелов действующего законодательства.

Так, по территории автономного округа проходят ряд магистральных газопроводов из Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа в европейскую часть России. Общая протяженность магистральных газопроводов на территории ХМАО — Югры превышает 14 тыс. км. Значительная часть трубопроводов (более 60%) эксплуатируется уже более 20 лет. Ежегодно фиксируются взрывы, возгорание природного газа и как следствие — лесные пожары. Основная причина этого — отсутствие в Российской Федерации нормативного правового акта или даже технического документа, который бы устанавливал сроки службы магистральных газопроводов. Аналогичная ситуация и с нефтепроводами и водоводами. Основным документом, который на сегодняшний день устанавливает требования к эксплуатации трубопроводов для транспорта нефти, газа и попутно добываемой пластовой воды, является РД-39-132-94 — Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов, утвержденные 30 декабря 1993 года Минтопэнерго РФ. Но и данные Правила не зарегистрированы в Минюсте РФ. Они безнадежно устарели. Технологии укладки труб, применения марок стали, проведения ревизий, расчетов остаточного ресурса подлежат безусловному пересмотру, уточнению с учетом современных реалий.

Прокуратурой округа уделяется значительное внимание проверкам соблюдения градостроительного законодательства при сооружении нефтяных скважин и трубопроводов.

По результатам таких проверок в 2013 году выявлено 50 нефтяных объектов, эксплуатируемых в отсутствие заключения органа государственного строительного надзора. По результатам проверок в суды к недропользователям предъявляются иски о запрещении незаконной эксплуатации опасных производственных объектов. В отношении юридических лиц возбуждаются дела об административных правонарушениях по ст. 9.5 КоАП РФ (нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию). Аналогичные проверки планируются к проведению и в 2014 году.

Особое внимание прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа уделяется пресечению нарушений закона в сфере промышленной безопасности производственных объектов.

Только в 2013 году прокуратурой выявлено 500 нарушений закона в деятельности 100 предприятий, в том числе таких крупных, как ООО «Газпром трансгаз Югорск», ООО «Газпром переработка», ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», ООО «Лукойл — Западная Сибирь», ЗАО «Самотлорнефтепромхим». Установлено, что обществом для хранения нефтепродуктов используются 17 резервуаров стальных горизонтальных объемом 100 куб. м (РГС-100), а также 4 резервуара стальных горизонтальных объемом 50 куб. м (РГС-50) без соблюдения требований промышленной безопасности. Объекты эксплуатируются более 20 лет без определения остаточного ресурса и допустимости их дальнейшей работы. При этом экспертиза промышленной безопасности, установленная действующим законодательством, на указанные объекты обществом не проведена.

Кроме того, установлено, что для производственной базы ЗАО «Самотлорнефтепромхим», на которой перегружаются и хранятся сырая нефть, битум, другие нефтепродукты, не установлена санитарно-защитная зона. А это — необходимый барьер, обеспечивающий безопасность населения. Прокуратура в судебном порядке обязала общество устранить нарушения закона.

Как это ни покажется странным, но негативно влияют на состояние окружающей среды и некоторые изменения в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», устанавливающие классы опасности опасных производственных объектов и периодичность их проверок.

В частности, с 1 января 2014 года в отношении опасных производственных объектов 4-го класса опасности плановые проверки не проводятся. В то же время, по информации Северо-Уральского управления Ростехнадзора, практически все нефтепромысловые трубопроводы и нефтяные скважины будут отнесены к 4-му классу опасности, а следовательно, выпадут из поля зрения контролирующих органов. Каким образом это скажется на состоянии аварийности, конечно, покажет время. Но радужных надежд питать не приходится. В любом случае, мы можем с уверенностью утверждать: соблюдение законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса находится на постоянном контроле прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Только за минувший год прокуроры ХМАО — Югры выявили тысячу нарушений закона в сфере ТЭК. Они внесли 100 представлений, объявили 65 предостережений и предъявили тысячу исков на сумму более 293 млн. рублей. По итогам надзорных мероприятий в дисциплинарном порядке наказано 99 нарушителей, а 183 должностных и юридических лиц оштрафованы на общую сумму 43 млн. рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел.

——————————————————————

Название документа

Интервью: «Предупреждение межнациональных конфликтов — стратегически важная задача государства» (интервью с начальником управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ю. П. Хохловым)

(«Прокурор», 2014, N 1)

Текст документа

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ — СТРАТЕГИЧЕСКИ

ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА»

ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ УПРАВЛЕНИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОВ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЯХ, ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ю. П. ХОХЛОВЫМ

Экстремизм — одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, дестабилизирующих политическую систему и угрожающих жизнедеятельности граждан. Это явление в разных формах и проявлениях получило распространение практически на всей территории России. О причинах и условиях, способствующих распространению межнациональной напряженности и экстремистских проявлений, а также о мерах по совершенствованию прокурорского надзора на этом чрезвычайно важном направлении в интервью журналу «Прокурор» рассказал начальник управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ю. П. Хохлов.

— Юрий Павлович, почему проблемы межнациональной напряженности, проявления экстремизма приняли такую остроту в последнее время?

— Предупреждение межнациональных конфликтов, преодоление преступности, связанной с экстремизмом и как следствие — с терроризмом, — это стратегически важная задача нашего государства, так как она напрямую касается национальной безопасности. В настоящее время нас не может не беспокоить широкое распространение экстремистской идеологии. Настойчиво осуществляют деятельность сторонники запрещенных судом международных религиозных объединений, в задачи которых входит формирование на территории России радикального исламского мировоззрения. В последние годы участились случаи проявления национальной неприязни, напряженности и конфликтов в межэтнических отношениях. Таким образом, существенно возрастает риск социальных взрывов. Имеют место факты противостояния лиц различной национальности как в крупных городах, так и в районных центрах. Как правило, конфликт изначально возникал на бытовой почве, а затем усилиями экстремистски настроенных граждан перерастал в массовые протестные акции или акции неповиновения с вовлечением значительной части населения, в ходе которых озвучивались националистические лозунги.

В своем обращении к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент России В. Путин отметил готовность отдельных групп сделать любую бытовую трагедию поводом для вандализма. В справедливости этого вывода мы имели возможность убедиться в ходе изучения причин и обстоятельств последних протестных выступлений.

Когда локальный конфликт между представителями различных национальностей не устраняется, он, как правило, затем развивается, в него втягивается большое количество людей и он приобретает массовый характер. Такие конфликты, возникшие изначально на почве бытовых или экономических противоречий, преобразуются в массовые несанкционированные выступления, митинги, шествия и даже в преступления. Всем известны, поскольку активно обсуждались в СМИ и социальных сетях, события в городах Кондопоге, Сургуте, Пугачеве, Арзамасе, в поселке Бильчир Иркутской области и других населенных пунктах.

— Каковы же причины таких протестных акций?

— На первый взгляд суть этих конфликтов заключается в межнациональной нетерпимости. Однако при более глубоком изучении ситуации в подавляющем большинстве случаев причинами напряженности являются длительная неразрешенность проблем экономического и социального характера, бездуховность молодежи, миграционные процессы, протекающие вне рамок правового поля, активность экстремистских элементов и как результат — недоверие населения к местным органам управления и чиновникам.

Итоги анализа развития межэтнических конфликтов свидетельствуют также о существенных упущениях как в профилактической деятельности региональных органов государственной власти и местного самоуправления, так и в работе контролирующих и правоохранительных органов. Несмотря на то что в большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по профилактике экстремизма и гармонизации межнациональных отношений, утверждены и реализуются соответствующие региональные и муниципальные программы, содержание этих программ и их финансовое обеспечение по-прежнему не отвечают остроте складывающейся обстановки. Соответствующие мероприятия не обеспечены достаточным финансированием в Республике Тыва, Забайкальском крае, Новосибирской, Омской, Саратовской, Челябинской областях. Здесь потребовалось серьезное прокурорское вмешательство.

Так, при проверке причин массовых протестных акций в городе Арзамасе выявлены многочисленные нарушения в деятельности органов местного самоуправления, выразившиеся в отсутствии финансирования мероприятий по профилактике экстремизма, непринятии мер по гармонизации межэтнических отношений, формальном подходе при разрешении этих и других вопросов. При этом невозможно добиться успеха лишь констатацией планируемых мероприятий. Необходимо с учетом межэтнической и оперативной обстановки в регионе внесение соответствующих изменений в уже действующие программные мероприятия и обеспечение их достаточным финансированием.

— Какая роль в этом процессе отводится прокурорским работникам?

— Прокурорам необходимо, используя все предоставленные полномочия, влиять на то, чтобы в региональные и муниципальные программы были включены содержательные, действенные и обеспеченные соответствующими средствами мероприятия, в реализации которых должны быть задействованы все субъекты противодействия экстремизму. Предупреждение межэтнических конфликтов и противодействие экстремизму должны быть поставлены на системную основу, разовые мероприятия не дают ощутимых результатов.

Негативными факторами, влияющими на стабилизацию ситуации, являются взаимосвязанные проблемы в социально-экономической сфере. Длительная их неразрешенность, уклонение органов власти от исполнения полномочий по обеспечению надлежащей социальной защищенности граждан, повышению уровня жизни населения создают предпосылки для напряженности в регионе и публичных выступлений населения. Как показали проведенные прокурорами проверки в ряде субъектов Российской Федерации, где имели место массовые выступления, наряду с требованиями националистического характера в значительной степени протесты были обусловлены отсутствием должного внимания со стороны власти и органов местного самоуправления к проблемам занятости, здравоохранения и безопасности в населенных пунктах.

Анализ работы Координационных совещаний по обеспечению правопорядка при главах субъектов на территории округов показал их малоэффективность. Как правило, их деятельность носит формальный характер и включает мероприятия, относящиеся к повседневной работе соответствующих органов. В этом направлении прокурорами субъектов скорректированы надзорная работа и уровень взаимодействия с органами власти. По итогам анализа ситуации на местах инициируется предметное обсуждение выявленных проблем и тенденций возможного обострения межнациональной ситуации на Координационных совещаниях по обеспечению правопорядка при главах субъектов Российской Федерации.

— Немаловажная роль в противодействии экстремизму принадлежит и правоохранительным органам. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Можно, безусловно, констатировать, что мерами прокурорского реагирования удалось существенно активизировать работу и повысить эффективность оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму. Отмечается значительно возросший объем проводимой оперативной и профилактической работы. В некоторых регионах увеличение количества зарегистрированных преступлений данной категории явилось следствием значительной активизации деятельности подразделений по противодействию экстремизму при профилактике экстремистских проявлений и выявлении данных преступлений. В лучшую сторону здесь выделяются Пермский край, Кировская, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Пензенская области. В этих субъектах стопроцентная регистрация преступлений экстремистской направленности. В Алтайском крае, Новосибирской, Ульяновской областях такой показатель превышает 80%.

Кроме того, необходимо отметить, что уклонение органов внутренних дел от надлежащего исполнения полномочий по предупреждению правонарушений обусловливает систематичность нарушений общественного порядка и как следствие — распространение межнациональной напряженности. В частности, отсутствие профилактической работы по охране общественного порядка силами патрульно-постовой службы, пресечению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних граждан, привлечению к ответственности лиц, осуществляющих незаконную реализацию алкогольной продукции, создает предпосылки к совершению преступлений и развитию межнациональных конфликтов. Тому есть яркий пример — город Пугачев Саратовской области, где такие нарушения имели место. Как следствие — конфликт между лицами разных национальностей, убийства и обострение межэтнической ситуации.

Существенные упущения выявлены прокурорами в работе органов внутренних дел при обеспечении общественной безопасности и правопорядка в районе Бирюлево города Москвы. По всем установленным фактам нарушения законодательства приняты меры прокурорского реагирования.

— В нашем разговоре нельзя обойти вниманием такую серьезную проблему, как неконтролируемая миграция.

— Безусловно, одним из значительных факторов, влияющих на рост межэтнической напряженности, выступают процессы неконтролируемой миграции. Она не только оказывает негативное влияние на социальную обстановку и рост ксенофобских настроений в обществе, но и расширяет возможности для активизации этнической преступности, создает условия для коррупции, приводит к значительному ухудшению криминогенной обстановки в целом.

— А каковы роль и значение средств массовой информации в освещении данной проблематики?

— Проблема освещения в СМИ событий, связанных с конфликтами между лицами разных национальностей, в последнее время приобрела без преувеличения важнейшее значение. Все потому, что массовое распространение информации оказывает большое влияние на формирование общественного мнения. Есть факты, когда неверная интерпретация средствами массовой информации и интернет-сообществом происходящего, искажение тиражируемой информации влияют на формирование агрессивной модели поведения граждан. Используя конфликтную ситуацию с участием представителей Северо-Кавказского региона России или лиц, прибывших из стран Средней Азии, определенными силами нагнетается межэтническая напряженность.

Вот как, например, события в Пугачеве «подогревались» в печатных и электронных изданиях неподтвержденными сведениями о том, что «разгоряченные горожане направляются с явно агрессивными намерениями на место компактного проживания лиц кавказской национальности»; «чеченцы каждый год прилюдно убивают человека»; «в Пугачев съезжаются националисты»; «Пугачев настроился на самосуд и депортацию»; «усмирять пугачевцев будут силовыми методами. Жители, просившие власть защитить их детей и навести порядок в городе, могут оказаться в местах не столь отдаленных». Ситуация усугублялась комментариями в социальных сетях и высказываниями блогеров, иллюстрировавших резко негативные отношения между представителями славянских и кавказских национальностей. И это на фоне почти полного отсутствия контринформации со стороны представителей областных и местных властей, Роскомнадзора и правоохранительных органов.

— В таком случае во всей полноте встает вопрос о контрпропагандистской работе.

— Конечно. Полагаю, что контрпропагандистская работа имеет особое значение для профилактики экстремистских проявлений, в вопросах пресечения и профилактики экстремистской деятельности в информационной сфере. Эта деятельность должна осуществляться во взаимодействии с представителями диаспор, традиционных религиозных объединений, с вовлечением духовных лидеров, выступающих с солидарным осуждением межнациональных конфликтов, деятельности экстремистских и террористических организаций. Думаю, что роль СМИ в развитии этих конфликтов для всех очевидна. Предложение о введении административной ответственности для редакций средств массовой информации за распространение недостоверной информации в СМИ, провоцирующей конфликты на национальной почве, высказал Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка на Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям в Уфе 22 ноября 2013 года, и проработка этого вопроса признана целесообразной.

В январе вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым ужесточена ответственность за нарушение правил регистрационного учета граждан России и иностранных граждан; введено понятие «фиктивная регистрация» и установлена уголовная ответственность за такую регистрацию.

Вступил в силу Федеральный закон от 22 октября 2013 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», разработанный при участии прокуратуры. Теперь к полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы укрепления межнационального, межконфессионального согласия; предотвращения дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальной и культурной адаптации мигрантов. Мы возлагаем большие надежды на указанный Закон как на инструмент, способный сбалансировать полномочия органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере и выработать единообразный подход при реализации государственной национальной политики на местах.

В заключение хотел бы еще раз отметить, что это далеко не весь перечень проблем, требующих решения, но тем не менее важность и безотлагательность их устранения очевидны. В целом для преодоления негативных тенденций и обеспечения безопасности и стабильности в общественных отношениях необходимо принятие исчерпывающих, результативных мер по устранению нарушений в деятельности органов власти и местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов в сфере предупреждения, выявления и пресечения фактов межнациональной напряженности и экстремистских проявлений.

——————————————————————

Название документа