Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы

(Кабанов П. А.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 4) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МОНИТОРИНГА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

П. А. КАБАНОВ

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор НИИ противодействия коррупции, член Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции.

В работе рассматриваются административно-правовые основы организации и осуществления антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации как основного измерительного инструмента состояния коррупции, ее причин и эффективности мер региональной антикоррупционной политики. Автором выявляются и описываются основные недостатки административно-правового регулирования антикоррупционного мониторинга и организации его применения: избирательность его использования, отсутствие единого подхода к его правовому регулированию, организации и проведению, неполнота проведения (искажение реального положения дел), а также предлагаются меры по изменению основ правового регулирования антикоррупционного мониторинга.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционный мониторинг, правовое регулирование, мониторинг, мониторинг коррупции, порядок мониторинга, мониторинг причин.

Legal regulation of anti-corruption monitoring in the Russian Federation constituents: problems and future development P. A. Kabanov

The article is devoted to administrative law grounds for arranging and carrying out anti-corruption monitoring in the Russian Federation constituents as the basic tool for measuring the level of corruption, its causes and efficiency of anti-corruption policy implemented in a region. The author defines and describes the main drawbacks of administrative law regulation of anti-corruption monitoring and arrangement of its implementation: selective nature of using such monitoring, no common approach to legal regulation, arrangement and carrying out such monitoring, incomplete conduction of monitoring (faked results of monitoring). The author of the article also suggests particular ways to change the grounds of legal regulation of anti-corruption monitoring.

Key words: corruption, corruption management, anti-corruption monitoring, legal regulation, monitoring, corruption monitoring, monitoring procedure, monitoring of causes.

Вопросам антикоррупционного мониторинга как одному их элементов эффективной антикоррупционной политики в последнее десятилетие уделяется определенное внимание как представителями научного сообщества <1>, так и руководителями органов государственной власти <2>. Однако крупных научных исследований, посвященных правовому регулированию этого инструмента антикоррупционной политики в субъектах РФ, не проводилось. ——————————— <1> Астанин В. В. Антикоррупционный мониторинг законодательства как направление научно-практического исследования // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. N 3(3). С. 108 — 111; Он же. Антикоррупционный мониторинг в РФ: цели, задачи и содержание // Российская юстиция. 2010. N 7. С. 2 — 4; Панкратов А. Ю. Мониторинг коррупции и мер реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. N 3(19). С. 255 — 258; Куприянов И. С. Социологический мониторинг бытовой коррупции в Ивановской области // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2010. N 2. С. 92 — 94; Ковалев В. В. О специфике мониторинга коррупционных практик в образовательном процессе высших образовательных учреждений // Административное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 33 — 34; Будатаров С. М. Региональный антикоррупционный мониторинг: цели и задачи // Борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ: Сборник докладов 2-ой международной научно-практической конференции: В 3 ч. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. Ч. 1. С. 210 — 217; Малышева Т. В. Антикоррупционный мониторинг в Республике Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. 2012. N 2. С. 30 — 36; Нурутдинов Л. Р. Понятие и проблемы правоприменения антикоррупционного мониторинга // Совершенствование антикоррупционной политики в Республике Татарстан: теория и практика: Материалы республиканского конкурса научных работ по вопросам противодействия коррупции (29 ноября 2012 г. Казань). 2012. С. 93 — 96; Бикеев И. И., Кабанов П. А. Криминологический мониторинг состояния взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, с институтами гражданского общества при формировании и деятельности специализированных антикоррупционных органов // Следователь. 2011. N 10. С. 9 — 14; Бикеев И. И., Кабанов П. А., Маклакова А. Н., Мингалеев И. И., Цыганова О. Н. Мониторинг государственной антикоррупционной политики в Республике Татарстан: результаты независимой экспертной оценки // Следователь. 2012. N 12. С. 2 — 7; Стороженко И. В. Антикоррупционный мониторинг в криминологическом значении: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011; Он же. О национальной системе антикоррупционного мониторинга // Мониторинг правоприменения. 2013. N 1. С. 4 — 5. <2> Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2338.

Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах РФ не ограничивается лишь включением этого инструмента региональной и муниципальной антикоррупционной политики в антикоррупционное законодательство. Как показывает практика формирования регионального и муниципального правотворчества, правовое регулирование антикоррупционного мониторинга активно формируется в рамках двух направлений. Первое направление формируется и развивается как самостоятельная область регионального и/или муниципального административно-правового регулирования антикоррупционного мониторинга. Второе направление активно используется как инструмент измерения и контроля результативности (эффективности) государственных региональных, ведомственных и муниципальных целевых среднесрочных и долгосрочных антикоррупционных программ. Безусловно, первое направление подразумевает подготовку, издание и исполнение уполномоченными на то органами государственной власти и/или органами местного самоуправления подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение антикоррупционного мониторинга на территории субъекта РФ и/или муниципального образования, а также эффективное использование полученных от его проведения результатов. Второе направление является необходимым элементом системы контроля за результативным исполнением антикоррупционных программ субъектами региональной антикоррупционной политики и входит в состав нормативных правовых актов, регулирующих исполнение программ противодействия коррупции. Это обоснованное требование к разработке (содержанию и структуре) и реализации федеральных государственных программ — мониторинг реализации государственной программы предусматривается и методическими указаниями федеральных органов исполнительной власти РФ <3>. ——————————— <3> Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2012 г. N 817 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ» // Российская газета. 2013. 22 февраля.

Для нас наибольший научный и практический интерес представляет административно-правовое регулирование антикоррупционного мониторинга как самостоятельного отраслевого направления регионального антикоррупционного правотворчества. На начало марта 2013 г., по полученным нами данным из открытых и доступных информационных источников (справочно-правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», официальных сайтов региональных органов государственной власти, официальных сайтов муниципальных образований и органов местного самоуправления), лишь только в 25 субъектах РФ, или 30,1% от общего их количества, существуют подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют организацию и проведение антикоррупционного мониторинга на их территории. Как правило, эти нормативные правовые акты приняты во исполнение регионального антикоррупционного законодательства, где антикоррупционный мониторинг предусмотрен в качестве инструмента противодействия коррупции. Хотя имеется уникальный случай, когда в региональном антикоррупционном законодательстве антикоррупционный мониторинг не предусмотрен в качестве инструмента противодействия коррупции, однако правовые механизмы его реализации уже запущены на региональном и муниципальном уровнях. Такое положение наблюдается в Краснодарском крае, где помимо постановлений администрации края по вопросам организации и проведения антикоррупционного мониторинга <4> имеются и нормативно-правовые акты муниципальных образований, регулирующих использование антикоррупционного мониторинга на их территории <5>. ——————————— <4> Постановление администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 г. N 656 «О мониторинге восприятия уровня коррупции в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края» // Кубанские новости. 2009. 6 августа; Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.02.2013 N 140 «О мониторинге коррупционных рисков в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 2013. 21 февраля. <5> См., напр.: Постановление администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края от 03.08.2012 N 1626 «Об утверждении мониторинга восприятия уровня коррупции и методики мониторинга коррупционных рисков в администрации муниципального образования Темрюкский район» // Тамань. 2012. 15 августа; Постановление администрации муниципального образования г. Новороссийск от 24.03.2011 N 1261 «Об утверждении методики мониторинга коррупционных рисков структурных подразделений, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации муниципального образования город Новороссийск для определения перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, и об отмене Постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск от 6 сентября 2010 г. N 3118, от 1 апреля 2010 г. N 919» // Новороссийские вести. 2011. 13 апреля; и др.

В числе субъектов РФ, где организация и проведение антикоррупционного мониторинга предусмотрены региональными подзаконными нормативными правовыми актами, начитывается 15 областей (Владимирская, Волгоградская, Костромская, Калужская, Липецкая, Смоленская, Ярославская, Калининградская, Ульяновская, Мурманская, Ростовская, Нижегородская, Оренбургская, Свердловская, Новосибирская), 6 республик (Республика Карелия, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика), 3 края (Краснодарский, Пермский, Красноярский) и город Санкт-Петербург. Общее количество специальных подзаконных региональных нормативных правовых актов по организации и проведению антикоррупционного мониторинга (действующих и утративших юридическую силу) на территории субъектов РФ и размещенных для общего пользования составило 42. Более чем в два раза принято нормативных правовых актов, посвященных правовому регулированию организации и проведения антикоррупционного мониторинга в муниципальных образованиях РФ — 95. Организационно-правовые основы проведения регионального антикоррупционного мониторинга закрепляются различными по статусу и юридической силе подзаконными нормативными правовыми актами. Чаще всего правовое регулирование антикоррупционного мониторинга региональные органы исполнительной власти осуществляют в виде нормативного правового акта правительства субъекта РФ. Специальные нормативные правовые акты, регулирующие антикоррупионный мониторинг, региональным правительством издаются в форме постановления и распоряжения. Постановлениями правительства регулируется антикоррупционный мониторинг в республиках Саха (Якутия) <6>, Дагестан <7>, Татарстан <8>, Калмыкия <9>, а также в Ростовской <10>, Новосибирской <11>, Ярославской <12> и Калининградской <13> областях. Только в одном субъекте РФ — Республике Калмыкия нормативным правовым актом, регулирующим антикоррупционный мониторинг, является распоряжение республиканского правительства <14>. ——————————— <6> Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2012 г. N 389 «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционного мониторинга в Республике Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. 2012. 8 сентября. <7> Постановление правительства Республики Дагестан от 20 апреля 2012 г. N 119 «О порядке осуществления антикоррупционного мониторинга» // СЗ Республики Дагестан. 2012. N 8. Ст. 312. <8> Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 10 июня 2011 г. N 463 «Об организации и проведении мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по реализации антикоррупционных мер на территории Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. N 25. Ст. 1081. <9> Распоряжение правительства Республики Калмыкия от 8 июня 2012 г. N 108-р «О Методике осуществления антикоррупционного мониторинга эффективности системы противодействия коррупции в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, руководство деятельностью которых осуществляется правительством Республики Калмыкия». <10> Постановление правительства Ростовской области от 19 апреля 2012 г. N 300 «О порядке осуществления комиссией по противодействию коррупции в Ростовской области антикоррупционного мониторинга» // Наше время. 2012. 3 мая. <11> Постановление правительства Новосибирской области от 20 октября 2011 г. N 458-п «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга» (в ред. от 18 июня 2012 г. N 299-п) // Советская Сибирь. 2011. 8 ноября. <12> Постановление правительства Ярославской области от 12.09.2012 N 888-п «Об осуществлении антикоррупционного мониторинга соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции» // Документ-Регион. 2012. 21 сентября. <13> Постановление правительства Калининградской области от 23 мая 2012 г. N 350 «О порядке проведения антикоррупционного мониторинга» // Калининградская правда. 2012. 30 мая. <14> Распоряжение правительства Республики Калмыкия от 8 июня 2012 г. N 108-р «О Методике осуществления антикоррупционного мониторинга эффективности системы противодействия коррупции в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, руководство деятельностью которых осуществляется Правительством Республики Калмыкия» // http://www. corrupcii. Net/iNdex. php? optioN=com_coNteNt&view;=article&id;=126%3A——8—2012—N-108-&catid;=35%3A2011-08-09-10-50-12&Itemid;=27.

Значительную долю подзаконных нормативных правовых актов по организации и осуществлению антикоррупционного мониторинга в регионах принимают высшие должностные лица субъектов РФ. Они издают свои нормативные правовые акты в форме указов, постановлений и распоряжений. Указами высших должностных лиц субъектов РФ регулируются организация и проведение антикоррупционного мониторинга в Республике Татарстан <15>, Ярославской <16>, Оренбургской <17>, Свердловской <18> областях, Пермском <19> и Красноярском <20> краях. Постановлениями высших должностных лиц субъектов РФ организация и проведение антикоррупционного мониторинга регулируются в Краснодарском крае <21>, Липецкой <22> и Владимирской <23> областях. Распоряжениями высших должностных лиц субъектов РФ организация и проведение антикоррупционного мониторинга предусмотрены в Смоленской области <24> и Удмуртской Республике <25>. В Калужской области организация и осуществление антикоррупционного мониторинга урегулированы распоряжением руководителя администрации губернатора области <26>. Однако имеются и другие способы правового регулирования организации и осуществления антикоррупционного мониторинга. Например, в Волгоградской области организация антикоррупционного мониторинга утверждается губернатором без издания правового акта, а лишь визируется порядок его проведения <27>. В Ульяновской области на официальном сайте уполномоченного по противодействию коррупции размещена методика проведения мониторинга эффективности антикоррупционной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ульяновской области, в которой не указано, кем и когда она утверждена <28>. Судя по исследованным нами информационным материалам официальных сайтов региональных органов государственной власти, в отдельных случаях полномочия по организации и проведению антикоррупционного мониторинга в субъекте РФ передаются уполномоченным на то органам государственной власти, которые своими нормативными правовыми актами регулируют этот вид деятельности. Например, в Мурманской области полномочия по организации и проведению антикоррупционного мониторинга переданы региональному министерству юстиции, которое и занимается этим, утвердив форму предоставления информации (порядок) осуществления антикоррупционного мониторинга собственным нормативным правовым актом — распоряжением <29>. ——————————— <15> Указ Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 г. N УП-148 «О мерах по организации и проведению мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по реализации» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. N 11, 18. Ст. 0636. <16> Указ губернатора Ярославской области от 7 июня 2012 г. N 256 «Об осуществлении антикоррупционного мониторинга соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции» // Документ-Регион. 2012. 13 июня. <17> Указ губернатора Оренбургской области от 09.03.2010 N 36-ук «О создании совета по антикоррупционной политике при Губернаторе Оренбургской области» (в ред. от 11.10.2011 N 779-ук) // Оренбуржье. 2010. 23 марта. <18> Указ губернатора Свердловской области от 13 марта 2009 г. N 229-УГ «О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области» // Областная газета. 2009. 20 марта; Указ губернатора Свердловской области от 3 ноября 2010 г. N 971-УГ «О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области. 2011. N 11-3(2010). Ст. 1827. <19> Указ губернатора Пермского края от 25 февраля 2011 г. N 14 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга в Пермском крае» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского карая, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2011. 7 марта. <20> Указ губернатора Красноярского края от 5 августа 2010 г. N 146-УГ «О проведении антикоррупционного мониторинга» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2010. 16 августа. <21> Постановление администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 г. N 656 «О мониторинге восприятия уровня коррупции в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края» (в ред. от 21.12.2012 N 1588) // Кубанские новости. 2009. 6 августа; Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.02.2013 N 140 «О мониторинге коррупционных рисков в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 2013. 21 февраля. <22> Постановление администрации Липецкой области от 30 октября 2009 г. N 370 «О регулярном антикоррупционном мониторинге» // Липецкая газета. 2009. 11 декабря. <23> Постановление губернатора Владимирской области от 25 мая 2009 г. N 420 «О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга во Владимирской области» // Владимирские ведомости. 2009. 3 июня. <24> Распоряжение администрации Смоленской области от 01.04.2010 N 369-р/адм «Об утверждении Порядка проведения в Смоленской области антикоррупционного мониторинга» // Документ официально опубликован не был и находится в архиве автора. <25> Распоряжение Президента Удмуртской Республики от 15 октября 2012 г. N 299-РП «О порядке проведения антикоррупционного мониторинга» // Документ размещен на официальном сайте правительства Удмуртской Республики. <26> Распоряжение руководителя администрации Губернатора Калужской области от 02.03.2009 N 116-ра «О проведении ежегодного антикоррупционного мониторинга» // Документ официально не опубликован и находится в архиве автора. <27> Порядок проведения антикоррупционного мониторинга в Волгоградской области, утвержденный губернатором Волгоградской области 24 декабря 2009 г.; Порядок проведения антикоррупционного мониторинга в Волгоградской области, утвержденный губернатором Волгоградской области в декабре 2012 г. // Документы официально не опубликованы и находятся в личном архиве автора. <28> http://www. aNticorrupt-ul. ru/iNspectioN_moNitor/metodica/ <29> http://ak. gov-murmaN. ru/official/moNitoriNg/methodics. php

Вместе с тем в субъектах РФ имеются случаи, когда организация и осуществление антикоррупционного мониторинга регулируются одновременно несколькими нормативными правовыми актами, одинаковыми или разными по юридической силе. Примерами могут служить нормативные правовые акты Ярославской области и Республики Татарстан. Так, в Ярославской области существует три нормативных правовых акта о регулировании антикоррупционного мониторинга — два постановления Правительства области и указ губернатора области. Одним Постановлением правительства Ярославской области регулируются вопросы организации и производства специального вида антикоррупционного мониторинга цен на товары, услуги и при осуществлении закупок для нужд Ярославской области <30>, другим — осуществление общего антикоррупционного мониторинга соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции <31>. По второму вопросу дополнительно имеется и Указ губернатора Ярославской области с аналогичным наименованием, что и постановление областного правительства <32>. Анализ нормативных правовых актов, регулирующих общий антикоррупционный мониторинг, свидетельствует о том, что указом губернатора области определен субъект антикоррупционного мониторинга — управление по противодействию коррупции правительства области и ему даны соответствующие поручения, а в одноименном постановлении правительства области закреплен порядок (регламент) осуществления антикоррупционного мониторинга. Похожим образом решена проблема организации и производства антикоррупционного мониторинга в Республике Татарстан, где указом президента республики определен субъект антикоррупционного мониторинга — Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, утвержден перечень основных показателей антикоррупционного мониторинга, даны поручения региональным органам государственной власти по осуществлению этого инструмента антикоррупционной политики <33>. Постановление Кабинета министров республики утвердило регламент осуществления антикоррупционного мониторинга, включая форму предоставления информации и перечень дополнительных специальных показателей антикоррупционного мониторинга <34>. Эти региональные правовые акты, на наш взгляд, имеют определенные недостатки и нуждаются в дальнейшем совершенствовании <35>. Несколько иначе регулируются организация и проведение антикоррупционного мониторинга в Липецкой области. Там в соответствии с постановлением правительства области определен уполномоченный орган по осуществлению антикоррупционного мониторинга и определен порядок предоставления ему информации для осуществления регулярного антикоррупционного мониторинга <36>. Уполномоченный орган для исполнения возложенной на него функции установил административный регламент, определив сроки и последовательность действий по исполнению этой функции <37>. Однако наиболее полно определены организация и осуществление антикоррупционного мониторинга в городе Санкт-Петербурге, где кроме Постановления правительства по данному вопросу <38> имеется и несколько других нормативных правовых актов, регулирующих порядок (регламент) его проведения и иные процедурные и технологические вопросы <39>. ——————————— <30> Постановление правительства Ярославской области от 26 августа 2011 г. N 624 «Об утверждении методики проведения антикоррупционного мониторинга цен на товары, услуги и при осуществлении закупок для нужд Ярославской области» // Документ-Регион. 2011. 6 сентября. <31> Постановление правительства области от 12.09.2012 N 888-п «Об осуществлении антикоррупционного мониторинга соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции» // Документ-Регион. 2012. 21 сентября. <32> Указ губернатора Ярославской области от 7 июня 2012 г. N 256 «Об осуществлении антикоррупционного мониторинга соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции» // Документ-Регион. 2012. 13 июня. <33> Указ Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 г. N УП-148 «Об организации и проведении мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по реализации антикоррупционных мер на территории Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. N 11, 18. Ст. 0636. <34> Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2011 г. N 463 «Об организации и проведении мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по реализации антикоррупционных мер на территории Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. N 25. Ст. 1081. <35> Кабанов П. А. Особенности организации и правового регулирования антикоррупционного мониторинга в Республике Татарстан: проблемы и перспективы развития // Следователь. 2011. N 12. С. 18 — 19. <36> Постановление администрации Липецкой области от 30 октября 2009 г. N 370 «О регулярном антикоррупционном мониторинге» // Липецкая газета. 2009. 11 декабря. <37> Приказ начальника Управления административных органов Липецкой области от 19 октября 2012 г. N 80 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регулярного антикоррупционного мониторинга» // Липецкая газета. 2012. 28 ноября. <38> Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 декабря 2009 г. N 1448 «О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге» // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2010. 29 января. <39> Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Санкт-Петербурга от 22 июня 2011 г. N 168-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге»; распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2010 N 62-р «Об утверждении административных регламентов Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности по исполнению государственных функций» // Документы расположены на официальном сайте органов государственной власти Санкт-Петербурга; //http://www. gov. spb. ru.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отдельных субъектах РФ, судя по имеющимся нормативным правовым актам по его организации и проведению, организуется и осуществляется не общий антикоррупционный мониторинг (мониторинг коррупции и/или ее видов, причин коррупции и мер реализации региональной антикоррупционной политики), а отдельные (специальные) виды антикоррупционного мониторинга. Следовательно, в этих субъектах РФ искусственно сужается измерительное поле антикоррупционного мониторинга. Так, в Ярославской области осуществляется правовое регулирование лишь двух видов антикоррупционного мониторинга: мониторинг цен на товары, услуги и при осуществлении закупок для нужд Ярославской области <40> и мониторинг соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции <41>. Результаты второго вида антикоррупционного мониторинга публикуются в региональных средствах массовой информации <42>. В Краснодарском крае региональными нормативными правовыми актами предусмотрены и осуществляются мониторинг восприятия уровня коррупции в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края <43> и мониторинг коррупционных рисков <44>. В Республике Калмыкия предусмотрено лишь осуществление мониторинга эффективности системы противодействия коррупции в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, руководство деятельностью которых осуществляется правительством Республики Калмыкия <45>. Аналогичным образом избран объект антикоррупционного мониторинга и в Республике Татарстан, хотя и в более широкой трактовке — мониторинг эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по реализации антикоррупционных мер <46>. Именно на оценку состояния и эффективности противодействия коррупции направлен и антикоррупционный мониторинг в Свердловской области <47>. ——————————— <40> Постановление правительства Ярославской области от 26 августа 2011 г. N 624 «Об утверждении методики проведения антикоррупционного мониторинга цен на товары, услуги и при осуществлении закупок для нужд Ярославской области» // Документ-Регион. 2011. 6 сентября. <41> Указ губернатора Ярославской области от 7 июня 2012 г. N 256 «Об осуществлении антикоррупционного мониторинга соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции» // Документ-Регион. 2012. 13 июня. <42> Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 6 декабря 2012 г. N 320-пс «О результатах мониторинга Закона Липецкой области «О предупреждении коррупции в Липецкой области» // Липецкая газета. 2012. 14 декабря. <43> Постановление администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 г. N 656 «О мониторинге восприятия уровня коррупции в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края» (в ред. от 21.12.2012 N 1588) // Кубанские новости. 2009. 6 августа. <44> Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.02.2013 N 140 «О мониторинге коррупционных рисков в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 2013. 21 февраля. <45> Распоряжение правительства Республики Калмыкия от 8 июня 2012 г. N 108-р «О Методике осуществления антикоррупционного мониторинга эффективности системы противодействия коррупции в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, руководство деятельностью которых осуществляется Правительством Республики Калмыкия» // http://www. corrupcii. Net/iNdex. php? optioN=com_coNteNt&view;=article&id;=126%3A——8—2012—N-108-&catid;=35%3A2011-08-09-10-50-12&Itemid;=27. <46> Указ Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 г. N УП-148 «О мерах по организации и проведению мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по реализации антикоррупционных мер на территории Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. N 11, 18. Ст. 0636. <47> Указ губернатора Свердловской области от 3 ноября 2010 г. N 971-УГ «О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области» // СЗ Свердловской области. 2011. N 11-3(2010). Ст. 1827.

Анализ подзаконных нормативных правовых актов субъектов РФ по организации и проведению антикоррупционного мониторинга позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, антикоррупционный мониторинг как самостоятельный измерительный (диагностический) инструмент региональной антикоррупционной политики используется менее чем в одной третьей субъектов РФ, что свидетельствует о некой избирательности его применения. Во-вторых, в регионах нет единого подхода к правовому регулированию, организации и проведению антикоррупционного мониторинга, поскольку этот вид профессиональной деятельности регулируется различными по юридической силе нормативными правовыми актами. В-третьих, даже в тех субъектах РФ, где имеется правовое регулирование антикоррупционного мониторинга, не всегда в его измерительное поле попадаются все необходимые объекты, что приводит к неполноте такого измерения (искажению реального состояния дел). В-четвертых, избирательность использования антикоррупционного мониторинга в субъектах РФ, отсутствие единого подхода к его правовому регулированию, организации и проведению и неполнота проведения (искажение реального положения дел) являются следствием отсутствия глубоких научных исследований этого инструмента антикоррупционной политики современными науками. Изложенное выше позволяет сформулировать некоторые предложения, касающиеся совершенствования региональной системы антикоррупционного мониторинга. Во-первых, необходима дальнейшая разработка теоретических основ антикоррупционного мониторинга на основе положительного регионального опыта его организации и проведения для создания единого модельного нормативного правового акта по организации и осуществлению антикоррупционного мониторинга в субъекте РФ. Во-вторых, система регионального антикоррупционного мониторинга должна формироваться одновременно с национальной системой антикоррупционного мониторинга и являться его составной частью.

Библиографический список

1. Астанин В. В. Антикоррупционный мониторинг в РФ: цели, задачи и содержание // Российская юстиция. 2010. N 7. С. 2 — 4. 2. Астанин В. В. Антикоррупционный мониторинг законодательства как направление научно-практического исследования // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. N 3(3). 3. Бикеев И. И., Кабанов П. А. Криминологический мониторинг состояния взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, с институтами гражданского общества при формировании и деятельности специализированных антикоррупционных органов // Следователь. 2011. N 10. 4. Бикеев И. И., Кабанов П. А., Маклакова А. Н., Мингалеев И. И., Цыганова О. Н. Мониторинг государственной антикоррупционной политики в Республике Татарстан: результаты независимой экспертной оценки // Следователь. 2012. N 12. 5. Будатаров С. М. Региональный антикоррупционный мониторинг: цели и задачи // Борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ: Сборник докладов 2-ой международной научно-практической конференции: В 3 ч. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. Ч. 1. 6. Кабанов П. А. Особенности организации и правового регулирования антикоррупционного мониторинга в Республике Татарстан: проблемы и перспективы развития // Следователь. 2011. N 12. С. 18 — 19. 7. Ковалев В. В. О специфике мониторинга коррупционных практик в образовательном процессе высших образовательных учреждений // Административное и муниципальное право. 2011. N 7. 8. Куприянов И. С. Социологический мониторинг бытовой коррупции в Ивановской области // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2010. N 2. 9. Малышева Т. В. Антикоррупционный мониторинг в Республике Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. 2012. N 2. 10. Нурутдинов Л. Р. Понятие и проблемы правоприменения антикоррупционного мониторинга // Совершенствование антикоррупционной политики в Республике Татарстан: теория и практика: Материалы республиканского конкурса научных работ по вопросам противодействия коррупции (29 ноября 2012 г. Казань). 2012. 11. Панкратов А. Ю. Мониторинг коррупции и мер реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. N 3(19). 12. Стороженко И. В. Антикоррупционный мониторинг в криминологическом значении: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. 13. Стороженко И. В. О национальной системе антикоррупционного мониторинга // Мониторинг правоприменения. 2013. N 1.

References (transliteration)

1. Astanin V. V Antikorruptsionnyy monitoring v RF: tseli, zadachi i soderzhanie // Rossiyskaya yustitsiya. 2010. N 7. 2. Astanin V. V. Antikorruptsionnyy monitoring zakonodatel’stva kak napravlenie nauchno-prakticheskogo issledovaniya // Aktual’nye problemy ekonomiki i prava. 2007. N 3(3). 3. Bikeev I. I., Kabanov P. A. Kriminologicheskiy monitoring sostoyaniya vzaimodeystviya organov gosudarstvennoy vlasti sub’ektov Rossiyskoy Federatsii, vkhodyashchikh v Privolzhskiy federal’nyy okrug, s institutami grazhdanskogo obshchestva pri formirovanii i deyatel’nosti spetsializirovannykh antikorruptsionnykh organov // Sledovatel’. 2011. N 10. 4. Bikeev I. I., Kabanov P. A., Maklakova A. N., Mingaleev I. I., Tsyganova O. N. Monitoring gosudarstvennoy antikorruptsionnoy politiki v Respublike Tatarstan: rezul’taty nezavisimoy ekspertnoy otsenki // Sledovatel’. 2012. N 12. 5. Budatarov S. M. Regional’nyy antikorruptsionnyy monitoring: tseli i zadachi // Bor’ba s korruptsiey v sisteme gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya: uroki reform: Sbornik dokladov 2-oy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: V 3-kh. ch. Novosibirsk: Izd-vo SibAGS, 2011. Ch. 1. 6. Kabanov P. A. Osobennosti organizatsii i pravovogo regulirovaniya antikorruptsionnogo monitoringa v Respublike Tatarstan: problemy i perspektivy razvitiya // Sledovatel’. 2011. N 12. S. 18 — 19. 7. Kovalev V. V. O spetsifike monitoringa korruptsionnykh praktik v obrazovatel’nom protsesse vysshikh obrazovatel’nykh uchrezhdeniy // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2012. N 7. 8. Kupriyanov I. S. Sotsiologicheskiy monitoring bytovoy korruptsii v Ivanovskoy oblasti // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. 2010. N 2. 9. Malysheva T. V. Antikorruptsionnyy monitoring v Respublike Tatarstan // Ekonomicheskiy vestnik Respubliki Tatarstan. 2012. N 2. 10. Nurutdinov L. R. Ponyatie i problemy pravoprimeneniya antikorruptsionnogo monitoringa // Sovershenstvovanie antikorruptsionnoy politiki v Respublike Tatarstan: teoriya i praktika: Materialy respublikanskogo konkursa nauchnykh rabot po voprosam protivodeystviya korruptsii (29 noyabrya 2012 g.). Kazan’, 2012. 11. Pankratov A. Yu. Monitoring korruptsii i mer realizatsii antikorruptsionnoy politiki v Respublike Tatarstan: voprosy teorii i praktiki // Aktual’nye problemy ekonomiki i prava. 2011. N 3(19). 12. Storozhenko I. V. Antikorruptsionnyy monitoring v kriminologicheskom znachenii: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2011. 13. Storozhenko I. V. O natsional’noy sisteme antikorruptsionnogo monitoringa // Monitoring pravoprimeneniya. 2013. N 1.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *