Нравственное совершенствование общества как первооснова национальной безопасности

(Ефимова Е. В.)

(«Безопасность бизнеса», 2005, N 1)

НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВА

КАК ПЕРВООСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. В. ЕФИМОВА

В научной литературе выделяется несколько дефиниций национальной безопасности. Нередко она трактуется как состояние защищенности государственно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. У некоторых авторов национальная безопасность сводится к понятию состояния страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне на существование, суверенное и независимое развитие. В ряде источников национальная безопасность определяется как состояние государства, позволяющее ему сохранить свою целостность и выступать самостоятельным субъектом системы международного права. В целом соглашаясь с каждой из предложенных трактовок, все же следует заметить, что вторая и третья дефиниции не являются безупречным. В частности, национальная безопасность в них представлена как явление, связанное только с государством. Общество и личность в этом случае как бы исключаются из данного понятия. Кроме того, в них выделяется лишь внешняя (по отношению к государству) сторона дела, что не является достаточно точным отражением фактического состояния дел в области безопасности. Итак, общепризнанная формулировка национальной безопасности — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Однако если посмотреть на положение национальной безопасности как государственного источника защищенности со стороны оскорбленного национально-патриотического чувства, то можно прийти к следующему выводу: практически в каждой сфере — правовой, экономической, политической, военной, экологической, которые находятся под опекой безопасности, есть свои проблемы, трещины, которые в корне могут привести к кризису, к состоянию безысходности нашего общества, подорвать национальную безопасность в целом. Во всех этих составляющих частях присутствует человек (гражданин), и от того, каков он в содержательном плане, зависит все остальное. Автору предстоит затронуть болевые точки национальной безопасности, касающиеся таких понятий, как государство и народ, личность и общество, культура духовная и культура нравственная, культура правовая и социальная, образование и преступление, молодежь и воспитание и т. д.

Итак, сегодня в Казахстане, впрочем, как и во всем мире, наблюдается неслыханная порча человека — угасание морально-нравственного пафоса. Одним из многих таких результатов порчи духа является порча политиков и самой государственной власти. Политическая среда в Казахстане загрязняется никак не менее, чем природная, человеческими шлаками (отбросами), концентрируемыми у нас со всего мира. Маргиналы и авантюристы всех мастей, выталкиваемые из более защищенных стран, устремились сегодня в Казахстан и, договорившись с местным номенклатурно-мафиозным альянсом, устраивают свои дела на беду нашего незащищенного большинства. Урезонить это бесстыдство и нахальство одной только силой — сомнительное дело. Сомнительно не в том, что это физически невозможно. Опыт показывает, что, как только размах организованного государственного насилия достигает определенной величины, стихийно разлитое в обществе насилие прячется и стихает на какое-то время, чтобы потом выплеснуться в более глобальном и извращенном виде. Но выстраданный уже Казахстаном опыт государственного насилия многому учит. Та тишина, которая устанавливается в результате тотальной государственной чистки, — это поистине мертвая тишина, в ней нет жизни. Дилемма: разлитое в обществе диффузное насилие бесчисленных мафиозных групп или концентрированное государственное насилие — является тупиковой. Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющейся уже сейчас в глубоком распаде идеалов права и законности в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций в ставшем международным бедствием националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении цинизма и безыдейности, алкоголизма и наркомании. В разных странах объяснение причин этих явлений несколько различается. Все же, предполагает автор, первичная причина лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются бесчеловечным, аморальным, эгоистичным авторитетом. Современное государство — явный продукт цивилизации. И отношение к нему человека проливает свет на многое: или он гордится государством и знает, что именно оно гарантирует ему жизнь, или вне его, но он порой не сознает, что это творение человеческих рук, что оно создано определенными людьми и держится на определенных человеческих ценностях, которые сегодня еще пока на плаву, а завтра могут и вовсе улетучиться. Здесь самое страшное то, что государство (в лице чиновников-бюрократов) может превратить человека в механическую машину. Это может кончиться плачевно. Государство удушит окончательно всякую социальную самонадеянность, духовность и нравственность, и никакие новые семена уже не взойдут. Общество вынудят жить для государства, человека — для государственной машины. Впрочем, как ни печально, но мы близимся к этому (голод, бедность, высокие налоги и цены, низкая рождаемость и преждевременная смерть, бескультурье, социальные болезни нищеты — педикулез, сифилис и многое другое). И поскольку это всего лишь машина, исправность и состояние которой зависят от живой силы окружения, в конце концов государство, высосав из общества все соки, выдохнется, зачахнет и умрет самой мертвенной из смертей — ржавой смертью механизма. На сегодняшний день нет начальственных кабинетов, где могли бы родиться планы, во имя которых можно требовать от каждого послушания и согласованности действий. Да и начальников (реальных или существующих лишь в собственном воображении), настолько нахальных и самоуверенных, чтобы выдержать тяжесть таких замыслов, теперь не хватает. Им нужна живая волшебная вода, от которой они смогли бы прийти в норму, но некому сбрызнуть ею, и они усыхают на корню. Живой пример в подтверждение вышесказанному — в словах бывшего кандидата в депутаты мажилиса парламента С. Р. Куттыкадам: «Власть и лучшее в Республике погрязли в воровстве, мафии и обмане, лицемерии, демагогии. По их вине общество доведено до крайней степени и нищеты, и отчаяния, а государство на грани развала. Отсюда сверху недостатки существуют и в экономической сфере нашего государства (как уже выше отмечалось: голод, бедность, нищета, мизерные заработные платы, смешные пенсии, обесценивание национальной валюты, нарушение п. 5 ст. 77 Конституции РК (отмена льгот военнослужащим) и т. д.). Что делают с нашими пожилыми людьми, участниками ВОВ? Это же наша история, наша традиция, которую мы должны и обязаны прочувствовать, сохранить и передать будущему поколению. Нельзя построить истинно правильное государство, не познав историю наших предков, наших отцов и дедов. Сохраняя и преумножая наш опыт и нашу память, мы тем самым становимся человечнее, добрее. Мы должны поддержать их, создать все условия, которые необходимы для них. Ибо они в свое время старались ради нашего будущего, которое хоть не идеально, но все же оно есть, и отрицать мы этого не можем.

Сегодня остро стоит вопрос о подростковой молодежной преступности. Кстати, угоны автотранспорта, грабежи, разбои, хулиганство — типичный набор преступлений несовершеннолетних, а ведь они должны строить будущее. На кого мы возлагаем свои надежды в 2030 г.? Кто будет править государством, кому доверить?! И самое страшное, что преступления совершаются с невиданной жестокостью. Немалая заслуга в этом принадлежит электронным средствам массовой информации, по каналам которых сплошным потоком идет демонстрация сцен жестокости и насилия. Регулярное созерцание супергероев формирует у молодежи убежденность, что только с помощью силы можно добиться жизненного успеха. Такое поведение подростков не соответствует закономерностям взрослого преступного поведения. Чаще подросток, не отрицая содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает. Подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних правонарушителей представления о своей безнаказанности, и это является одной из причин омолаживания преступности. Наши средние школы, поставленные на колени, не в состоянии воздействовать на своих питомцев. Задача ученых, прежде всего юристов, социологов, — привлечь внимание общественности к этой глобальной (наряду с экологической) катастрофе. Фактор духовной нищеты влияет на преступное поведение не меньше, чем нищета финансовая. Картина выглядит печальной. Сейчас для нас важным является тщательное исследование нравственности и духовных опасностей в казахстанском обществе, основные пути достижения правильности обеспечения жизнедеятельности и основные программы, ценностные ориентации индивида в семье, обществе и государстве.

Мы должны сделать все возможное, чтобы 2030 г. не был просто очередным годом. Поэтому первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям.

Как говорил А. Д. Сахаров: «Я убежден, что сверхзадачей человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое: радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Второй задачей является целый комплекс улучшения и преобразования следующих категорий: улучшение школ, повышение качества медицинского обслуживания детей, нужно сделать достаточными выплаты по социальному обеспечению — и в то же время обеспечить стимулы конструктивного поведения в работе и в семейных отношениях. Именно в семейных отношениях, где закладывается не только основные принципы поведения, но и культура, нравственность и духовность. Психологический климат в семье особенно важен для детей. Исследователи отмечают, что отсутствие отца или матери или их аморальное поведение далеко не всегда формирует личность с отклоняющимся поведением. Не состав семьи, хотя он необходим для воспитания личности, а эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или отвержение играет решающую роль, какую личность получит общество. Отсутствие психологического — эмоционального — комфорта при неблагоприятном нравственном влиянии, усвоении индивидом антиобщественных способов решения жизненных задач могут иметь криминогенные последствия. И чем менее комфортно живется детям в семье, тем сложнее будут проблемы у самого общества. В семье, таким образом, закладывается комплексный фундамент качеств поведения, которые постепенно дополняются общеобразовательной, специальной и высшей школой, а затем профессиональным обучением. Главнейшим условием окультуривания и нравственного поведения человека является система образования и воспитания. Ухудшение экологической системы плохо воздействует на образование, и это сказывается на качестве знаний нынешнего поколения школьников, учащихся и студентов. В потенциале страна через 10 лет будет иметь реальное снижение общей культуры, знаний среди молодого поколения, что чревато падением интеллектуального потенциала Казахстана. Необходимо совершенствование финансовых механизмов функционирования учреждений образований, расширения их хозяйственной самостоятельности, обновления образовательного процесса, где делается большой упор на развитие нравственных и культурных качеств в молодом поколении, умение самовыражаться, вести беседы и способности выживания в современном обществе. Перед нами дорога непрерывного прогресса, в частности познания и мудрости. Мы — люди, мы — homo sapiens — разумные. Мы должны обновить культуру, но не поранить прошлое, только тогда, когда этика станет делом мыслящего человека, а людям надо будет стремиться утвердиться в обществе как нравственным личностям. Мы, конечно, не сможем принять и признать в качестве этики бессмысленные идеалы власти, нации, политических пристрастий, предлагаемые нам политиками и раздуваемые одурманивающей пропагандой. Все принципы, убеждения и идеалы, возникающие в обществе, мы должны очень внимательно измерять мерой этики благоговения перед жизнью. Одобрять мы должны только то, что согласуется с гуманностью, мы должны свято защищать интересы жизни и счастья человека. Мы обязаны поднять на вершину священные права человека. Не те права, о которых разглагольствуют на банкетах политические деятели, на деле попирая их ногами, — речь идет об истинных правах. Нужно требовать восстановления справедливости. Не той, о которой твердят в юридической схоластике сумасбродные авторитеты, и не той, о которой до хрипоты кричат демагоги всех мастей, но той, которая преисполнена идеей ценности каждого человеческого бытия. Фундаментом права является гуманность только тогда, когда большинство людей в своих мыслях и поступках будут постоянно побуждать гуманность сопоставлять с действительностью, гуманность перестанут считать несбывшейся идеей, и она станет тем, чем она должна быть, — основой убеждений человека и общества. В древности тот, кто хотел навести порядок в Поднебесной, наводил его в своей провинции. Кто собирался навести порядок в провинции, наводил его в своем уезде. Кто намеревался навести порядок в уезде, наводил сперва его в своем доме. А тот, кто хотел навести порядок в своем доме, совершенствовал прежде всего себя!

——————————————————————