Организация службы безопасности предприятия, осуществляющего приватизацию объектов

(Ермаков А. И.)

(«Безопасность бизнеса», 2005, N 3)

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРИВАТИЗАЦИЮ ОБЪЕКТОВ

А. И. ЕРМАКОВ

К службе безопасности предприятия, осуществляющего приватизацию объектов, предъявляются специфические требования, так как сама сделка приватизации требует от специалиста не только высоких профессиональных качеств, но и соблюдения определенных действий, которые мы рассмотрим в этой статье.

Руководителя службы безопасности (СБ) необходимо назначать из числа бывших сотрудников силовых структур, проработавших в них не менее 15 лет, так как работа там способствует повышенной исполнительской дисциплине и учит правильному поведению в нештатных ситуациях. Предпочтение следует отдать работникам оперативных служб.

Для того чтобы сделка приватизации прошла успешно, каждый сотрудник должен пройти не только кадровый отбор, но и быть информирован и подготовлен к нештатным ситуациям, которые неизменно возникают при приватизации объектов.

СБ совместно с юридическим отделом должны просмотреть и проанализировать архив предприятия (кадры, переписку, компьютерные носители), чтобы исключить назначение на должности людей, вызывающих хоть малейшее сомнение.

СБ необходимо провести тренинг по обучению работников приватизируемого объекта и сориентировать их на недопущение и выход из таких ситуаций в случае их возникновения.

Рассмотрим некоторые правовые аспекты решения.

СБ совместно с юридической службой должно быть подготовлено и утверждено положение о служебной и коммерческой тайне. И каждый сотрудник объекта должен быть с ней ознакомлен, а также с сотрудников на основании этого положения должны взять обязательство о неразглашении информации, ставшей им известной в процессе работы. Руководству предприятия должны быть предложены схемы разделения потоков информации, т. е. один из вариантов — это проведение совещаний только с лицами, непосредственно участвующими в решении конкретных вопросов. Разделение потоков информации дает возможность инвестору приватизации в случае утечки информации понять источник утечки. Также необходимо строго пресекать обсуждение среди сотрудников процессов.

Начальнику СБ необходимо составить и согласовать с первым лицом Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, и Перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию, которая доводится до каждого сотрудника персонально. При этом каждому вновь принятому на работу объясняют, что он обязан строго хранить в тайне сведения, ставшие ему известными в силу выполнения служебных обязанностей или отнесенные к коммерческой тайне и конфиденциальной информации. Также объясняется, что разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, использование полученных сведений для занятий другой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб, влечет административную или уголовную ответственность.

Коммерческая тайна отнесена к сведениям конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188. В свою очередь, Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» определяет конфиденциальную информацию как документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К коммерческой тайне можно отнести:

— документированную информацию,

— не являющуюся государственной тайной и

— обладающую признаками, приведенными в ст. 139 ГК РФ.

Конфиденциальная информация

Любая информация, определенная как конфиденциальная ее владельцем, в том числе:

— формы, методы и содержание процедур по охране информации;

— персональные данные;

— недокументированная информация;

— и т. п.

Таким образом, к конфиденциальной информации можно отнести практически любую информацию, разглашение которой, по мнению руководства, нежелательно. Режим коммерческой тайны вводится на предприятии приказом руководителя. Требования по защите коммерческой тайны должны быть оговорены в трудовом договоре. Нарушение предусмотренных требований работником является основанием для расторжения трудового договора по инициативе администрации.

Система безопасности включает в себя три основных блока:

1. Физическая, в которую входят: охранно-пропускной режим, оборудование помещений, системы контроля доступа, подбор кадров в СБ, противопожарные меры и т. д.

2. Информационная предназначена для предотвращения несанкционированного доступа сторонних лиц (нарушителей) к конфиденциальной информации предприятия (организации), а также для обеспечения сохранности, целостности и легального доступа к имеющейся на предприятии информации в любом виде.

3. Экономическая предусматривает прогнозирование нарушителей методами анализа взаимоотношений с контрагентами и общего положения предприятия и его конкурентов, установление взаимоотношений с курирующими правоохранительными органами и т. д.

Следующей обязательной мерой, входящей в комплекс безопасности, является ежедневная проверка помещений, телефонных линий и оргтехники на предмет обнаружения прослушивающей аппаратуры. Особое внимание в помещениях следует обратить на трубы отопления, стены и перегородки, систему вентиляции и электрические плафоны, розетки. Необходимо контролировать оставленные в помещениях листы картона, сигаретные пачки и т. д. Вместе с тем СБ необходимо установить полный аудио — и видеоконтроль за всеми помещениями, которые необходимо оборудовать различной аппаратурой в соответствии с «категорийностью», т. е. помещения особой важности («тихие комнаты» — защита эфира от несанкционированного доступа):

— кабинеты директора и первых замов,

— переговорная комната,

— архив,

— серверная.

Далее следуют бухгалтерия, кабинеты главных и просто менеджеров, кабинеты рядовых сотрудников и помещения общего пользования.

Вышеперечисленное необходимо, так как процесс любой приватизации сопряжен с конкурентной борьбой.

СБ необходимо негласно, круглосуточно отслеживать контакты специалистов, задействованных в приватизации и являющихся носителями информации. Это обеспечит защищенность носителя информации, а также исключит несанкционированные встречи. СБ необходимо заключить договор с организацией, имеющей лицензию на вышеперечисленные виды деятельности.

Также немаловажным фактором безопасности является правильное осуществление пропускного режима на приватизируемый объект. Необходимо ограничить круг людей, имеющих доступ в офисные помещения и к пользованию копирующей техникой. Не допускать в служебные помещения и кабинеты посторонних лиц без соответствующего решения и не оставлять бесконтрольно посетителей, даже на короткое время, вблизи открытых источников информации. В СБ необходимо иметь аналитика, который отслеживал бы ситуацию процесса приватизации с точки зрения безопасности.

В случае обострения конкурентной борьбы необходимо использовать все имеющиеся средства и методы. В случаях проявления повышенного или неоправданного интереса со стороны посторонних лиц к руководителям, сотрудникам, коммерческой, финансовой и иной деятельности, а также угроз и шантажа, нападений на сотрудников немедленно сообщить об этом руководителям, а в их отсутствие начальнику СБ. В целях обеспечения безопасности сотрудников обо всех этих случаях немедленно должны быть информированы соответствующие органы путем подачи заявлений с указанием предполагаемых заказчиков этих противоправных действий.

Одним из примеров использования правового поля в борьбе с недобросовестным конкурентом является случай из приватизации одного крупного объекта в г. Москве. Был использован метод приведения в соответствие «красные линии» путем сноса незаконно возведенных перегородок и пристроек в приватизируемых объектах недвижимости и получения права собственности города на эти строения.

СБ необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в среде конкурентов найти союзника (человека, готового пойти на контакт). Все контакты с ним должны фиксироваться желательно на видео — или аудиопленке. Об этом человеке должны знать только первое лицо предприятия и начальник СБ.

СБ необходимо оказывать полномерную помощь юридическому отделу в получении данных, подтверждающих собственность предприятия, находящегося в стадии приватизации, об объектах, принадлежащих этому предприятию, но находящихся в других регионах.

Особое внимание СБ должна обратить на предотвращение срыва на участие в конкурсе на последнем этапе приватизации.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Постановление Правительства РСФСР N 35 от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Ст. 139 ГК РФ.

2. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

4. Практика защиты коммерческой тайны в США. М.: Крокус Интернэшнл, 1993.

5. Германское торговое уложение.

6. Братусь С. Юридическая ответственность и законность.

7. Технология безопасности. 2000. Издательский дом «Мир».

8. Системы безопасности связи и телекоммуникаций. 2001.

9. Мир безопасности. 2000.

10. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. Комментарий. М.: Изд. «Бек».

11. Мак-Мак В. Служба безопасности предприятий. Изд. «Мир безопасности», 1999.

12. Северин В. А. Правовое обеспечение информационной безопасности предприятия. М.: Изд. «Городец», 2000.

13. Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. Изд. «Ось-89».

14. «Шпионские штучки» и устройства защиты информации. Справочное пособие. СПб.: Изд. «Лань», 1996.

15. Каторин Ю. Ф., Куренко Е. В., Лысов А. В., Остапенко А. Н. Энциклопедия промышленного шпионажа. СПб.: Изд. «Полигон», 1999.

16. Зубин У. Б., Зубин Д. В., Сегедов Р. С., Абдула А. Экономическая безопасность предприятия (фирмы). Минск: Изд. «Вишэйшая школа», 1998.

17. «Maximum Security» Indianapolis Sams Net 1997.

——————————————————————