Управление экономической безопасностью бизнеса в сфере услуг

(Курманова Д. А.)

(«Безопасность бизнеса», 2005, N 3)

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ

Д. А. КУРМАНОВА

На современном этапе социально-экономического развития сфера сервиса становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в экономическую деятельность. По официальным статистическим данным, в нашей стране в сфере услуг занято около половины населения, в Республике Башкортостан — немногим более 1/3 численности активного населения.

В сфере услуг, как и в других сферах экономики, процесс разгосударствления действующих предприятий создал систему значительных по своим масштабам негосударственных хозяйствующих субъектов частного сектора, базирующихся на рыночных принципах. Так, в общем объеме услуг населению Республики Башкортостан 43,4% занимают услуги, оказанные организациями частной формы собственности. Рыночные условия, в которых действуют предприниматели, требуют создания новой идеологии управления экономической безопасностью субъектов предпринимательской деятельности.

Экономическая безопасность бизнеса представляет собой совокупность внешних и внутренних условий, при которых обеспечивается надежная защита его экономических интересов от всех возможных видов угроз и способность сохранять стабильность функционирования и обеспечивать его устойчивое развитие. Система обеспечения безопасности бизнеса должна разрабатываться, формироваться и эффективно управляться с учетом целей, задач, принципов реализации, характеристик объектов защиты, наличия сил, средств и ресурсов.

В системе управления экономической безопасностью можно выделить следующие функции:

— прогнозирование вероятности возникновения угроз и их оценку;

— планирование мероприятий по предотвращению этих угроз, определение комплекса организованных действий в кризисных ситуациях;

— организация и внедрение мероприятий по обеспечению экономической безопасности;

— учет и контроль реализации мероприятий;

— анализ и оценка эффективности обеспечения экономической безопасности.

Общим критерием эффективности управления экономической безопасностью деятельности фирмы служит способность руководства предприятия при минимальных ресурсах и за определенный период достичь поставленной цели в форме конкретных результатов. Главным критерием эффективности и качества системы обеспечения безопасности фирмы является стабильность ее финансового и экономического развития в соответствии с намеченными планами.

Исходя из этого, организация управления экономической безопасностью бизнеса должна опираться на соблюдение следующих принципов:

1. Комплексность, то есть полный охват объектов защиты всей совокупностью форм противодействия и защиты на основе правовых, организационных и технических мероприятий.

2. Своевременность. Упреждающий характер мер обеспечения безопасности на основе анализа и прогнозирования обстановки, угроз безопасности, а также разработка эффективных мер предупреждения посягательств на законные интересы.

3. Непрерывность и активность. Защита интересов фирмы с достаточной степенью настойчивости, широко используя силы и средства обеспечения безопасности и нестандартные меры защиты.

4. Законность. Разработка системы безопасности на основе федерального законодательства. На сегодня при разработке нормативно-правовых актов не учитываются возможность и необходимость их выполнения, то есть не предусмотрен механизм реализации принятых законодательных актов. А это, в свою очередь, порождает неоднозначность их возможной интерпретации в практике использования, особенно в сфере услуг, а также во многих случаях служит основой волюнтаризма чиновничества, коррупции и «узаконенного воровства» (в виде, например, оттока капитала за границу).

Подобная неоднозначность интерпретации законодательных актов приводит к тому, что каждое из ведомств стремится к выработке так называемых подзаконных актов, в которых приоритетными, и это естественно при подобной неразберихе, выступают интересы соответствующего ведомства, часто не совпадающие между собой.

5. Обоснованность. Меры и средства защиты должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, быть обоснованными с точки зрения заданного уровня безопасности. Совершенствование мер и средств защиты на основе собственного опыта, появления новых технических средств, нормативно-технических требований, накопленного отечественного и зарубежного опыта.

6. Взаимодействие и координация всех заинтересованных подразделений и служб, а также интеграция деятельности с органами государственного управления и правоохранительными органами.

7. Привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, эксплуатация технических средств и реализация мер безопасности профессионально подготовленными специалистами службы безопасности.

8. Экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности.

9. Централизация управления: действие системы безопасности по единым организационным, функциональным и методологическим принципам с централизованным управлением ее деятельностью.

Следовательно, система управления экономической безопасностью — это комплекс мер (административно-правовых, организационно-управленческих, специальных, технических, психологических, информационно-аналитических и других), позволяющих с помощью всех совокупных сил и средств, одновременно и постоянно, законными способами выявлять, предупреждать и пресекать угрозы в отношении бизнеса, обеспечивая ему при этом высокую эффективность.

——————————————————————