Принцип «правовой безопасности» и система уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного законодательства России

(Галузин А. Ф.) («Право и политика», 2005, N 4)

ПРИНЦИП «ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

А. Ф. ГАЛУЗИН

Галузин Александр Федорович — кандидат юридических наук, доцент института права Самарской государственной экономической академии.

Правовая безопасность — это осуществляемая в правовой системе и посредством права, законодательства о видах безопасности социально-правовая система обеспечения (осуществления, охраны, защиты) и обеспеченность правового положения (статусов, состояний, условий, правоотношений, режимов, правопорядка <*> и т. п.) субъектов (личность, общество, государство) права, в котором они гарантированно и на свой риск, самостоятельно и совместно противодействуют (предупреждают, нейтрализуют, устраняют) опасностям, прежде всего социально-правовым (правонарушениям), обеспечению и обеспеченности (материализации) их законных прав, свобод, интересов — видов безопасности личности, общества, государства или видов национальной безопасности. ——————————— <*> Правопорядок в этой связи представляется состоянием — условием обеспечения видов безопасности личности, общества, государства правовой упорядоченностью общественных отношений правомерной реализацией юридических обязанностей.

Национальная безопасность — это: 1) система всех видов правовой безопасности личности, общества, государства в различных сферах (экономической, политической, военной обороны, социальной, семейной, экологической, информационной и т. д.) в аспекте внутренней и внешней безопасности; 2) безопасность как социальное (точнее, социально-правовое как обеспечиваемое непосредственно или опосредованно правом, законодательством об обеспечении видов национальной безопасности РФ — А. Г.) явление и система, функционирующая и развивающаяся под воздействием множества природных, социальных факторов <*>, включая социально-правовые (социально обусловленные, опосредованные правом и собственно правовые) факторы (негативные и позитивные причины, условия, а также меры, средства, механизм обеспечения) и опасности (правовые, но противоправные явления, деяния, нарушающие запреты, дозволения, иные требования норм любых отраслей права), прежде всего — преступность. ——————————— <*> Возжевников А. В. Национальная безопасность России: методология комплексного исследования и политика обеспечения. М., 2002. С. 3, 10, 397 и др.

Преступность (преступления, их общественно опасные последствия и лица, их совершившие) в системе социально-правовых и иных опасностей является источником самых тяжких опасностей для личности, общества, государства — преступлений и их общественно опасных последствий. Фойницкий И. Я. в своих лекциях, изданных в 1889 году, указывал, что обеспечение внешней и внутренней безопасности общества, государства от «врагов внутренних (преступников, состояния преступности)» является целью, задачей уголовного наказания как меры «общественного самосохранения» <*>. ——————————— <*> Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М.: Городец, 2000. С. 65 — 68.

Безопасность может быть обеспечена как с использованием правовых мер-санкций (реальная безопасность), так и без их использования вследствие роста правовой культуры, экономической и иной выгодности социально-позитивного, законопослушного поведения (идеальная безопасность). В структуре механизма обеспечения видов безопасности необходимо различать объективно существующие «охрану» и «защиту» — взаимосвязанные, самостоятельные формы-уровни («охрана» — уровень предзащиты) обеспечения (осуществления, охраны, защиты) видов правовой безопасности. Осуществление безопасности невозможно без уголовно-правовой охраны и защиты. Причем охрана, ориентированная на минимизацию применения защиты, ведет к расширению числа форм, видов, средств, объемов, возможностей охраны в обеспечение идеальной безопасности, преобладание которой является позитивной тенденцией, закономерностью формирования правового государства. Охрана представляется единством правового воздействия статики (неприменения) и динамики (подготовки применения, демонстрации угроз применения) мер, способов механизма правовой безопасности. Статику и динамику содержат и два варианта значения в русском языке слова «охрана»: охранять и охраняющая кого-, что-нибудь группа охраны <*>. Охранять — оберегать (бережно охранять, защищать), относиться бережно (внимательно, заботливо, осторожно), стеречь (следить за сохранностью кого-, чего-нибудь; выжидать появления кого-, чего-нибудь, выслеживая; подкарауливать, поджидать, подстерегать). Охрана-обережение ассоциируется с предупреждением посягательств, предупредительной и охранительной, а точнее — охранительно-предупредительной функцией уголовного законодательства. ——————————— <*> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 486.

Категория «охрана» обозначает уровень предзащиты (предшествующий собственно защите — применению мер правовой безопасности) осуществления идеальной безопасности и осуществленной реальной и идеальной правовой безопасности. Охрана заключается в том, что правовые (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные и иные) меры безопасности не применяются, но своим наличием упреждают противоправные посягательства на обеспечение и обеспеченную безопасность личности, общества, государства. В этом заключается правовой и социальный смысл, предназначение, самостоятельность и отличительная (от «защиты») особенность охраны как обережения осуществления и осуществленной безопасности статикой (возможностью применения защиты) и динамикой — действиями по подготовке применения, демонстрации угроз применения, защиты (мер безопасности), включающими оперативно-розыскные мероприятия (наблюдение, опрос, осмотр и т. п.) для подготовки применения мер защиты. В отличие от охраны термином «защита», который в словаре русского языка растолковывается как то, что защищает <*>, возможно обозначать: 1) уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и связанные с их реализацией оперативно-розыскные меры, которыми обеспечивается защита потерпевших, свидетелей, других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, иных участников процесса, их прав от реальных криминальных угроз и посягательств в связи с обеспечением расследованием, правосудием уголовно-правовой безопасности; 2) применение этих мер с целью защитить, то есть согласно значению слова «защищать» — охраняя, ограничить от фактических посягательств, опасностей или обезопасить, предохранить <**> обеспеченную и обеспечиваемую безопасность. ——————————— <*> Там же. С. 225. <**> Там же.

Для концепции правовой безопасности представляется существенно важным то, что права, свободы человека органично вплетаются в общественные отношения и являются нормативной формой упорядочения общественных отношений — взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборств, конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального функционирования индивида, общества, государства <*>. Эти формы, условия, способы обеспечения, функционирования личности, общества, государства есть не что иное, как проявления «правовой безопасности», отражающей социально-правовую сущность, предназначения прав человека и правовой безопасности. Реализация прав, свобод — бытие, материализация «правовой безопасности» как условий, состояний, отношений и т. д. Правовая безопасность — сущность социально-правового предназначения прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, их «бытия». ——————————— <*> Общая теория прав человека / Отв. ред. докт. юрид. наук. Лукашева. М.: Норма, 1996. С. 1.

В Декларации 1776 г. прав Вирджинии (США) — первом государственном и законодательном определении прав человека — провозглашалось: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают прирожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь… правом стремления к счастью и безопасности и их приобретение» <*>. Право на безопасность впервые юридически закреплялось как одно из основных фундаментальных прав человека и гражданина, как право субъективное и коллективное. ——————————— <*> Там же. С. 8.

В соответствии с принципом «связанности законодателей правами и свободами человека и гражданина» <*> право субъектов на безопасность и принципы обеспечения правовой безопасности (об этом подробно далее) «связывают» законодателя в формировании законодательства о безопасности, правоприменителей и обеспечиваемую безопасность «человеческим измерением» — системой основных фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, включающих и право на безопасность, или их «человеческим измерением» <**>. Но эти права могут быть в соответствии со ст. 29 «Всеобщей декларации прав человека» ограничены «с целью обеспечения должного признания и уважения права свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка (безопасности — А. Г.) и общего благосостояния в демократическом обществе». Поэтому представляется недопустимой в силу несоответствия «человеческому измерению» возможность недемократических, неправовых мер противодействия любым социально-правовым опасностям. ——————————— <*> Там же. С. 74. <**> Там же.

Осуществленная безопасность — это реализованность (материализованность) содержания конституционных и иных законных прав, свобод, интересов человека и гражданина (материализованная или фактическая безопасность личности), включающих присущее их содержанию «совокупное право на безопасность» (на виды безопасности, безопасность их обеспечения, безопасный результат и его безопасность), посредством которой (безопасности личности) обеспечиваются в конечном счете интересы гражданского общества, правового государства или виды национальной безопасности. Например, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ устанавливает: «Достоинство личности охраняется государством». Тем самым субъективное право формулируется посредством одного из элементов обеспечения безопасности (охрана) и как «включенное» «совокупное право на безопасность». «Совокупное» и «включенное» право на безопасность — это сущностная сторона, свойство, взаимосвязи, системный элемент любого законного права, свободы, интереса, материализующийся сопряженно с содержанием конкретного права, свободы, интереса личности, общества, государства. «Совокупное» право на безопасность может быть «включенным» или обособленным, формализованным в отдельной правовой норме, быть правом-гарантией обеспечения безопасности или законных прав, свобод, интересов человека, общества и государства. Иллюстрацией обособленного права-гарантии, в связи с приведенным примером, является ч. 2 ст. 21 Конституции РФ и ее ч. 1, устанавливающая: «Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности». Кроме того, содержание любого субъективного, коллективного права представляется комплексом еще и потому, что является или сосредоточением, или источником запрограммированной правом системы обеспечивающих реализацию его содержания юридических обязанностей (права одних — обязанности других), которые часто могут не обособляться в отдельную норму и «обнаруживаются», «выявляются» для исполнения из содержания комплекса субъективного, коллективного права. Юридический состав (комплекс) любого единичного права субъекта вбирает присущий ему объем свойств, взаимосвязей, элементов системности «совокупного» права на безопасность, который, как правило, составляет единство: 1) права на материальные или нематериальные блага, состояния, отношения как материализованную, фактическую безопасность; 2) «совокупного» обособленного или «включенного» права на безопасность; 3) права на гарантии обеспечения этого комплекса права исполнением соответствующего комплекса юридических обязанностей. Фактический состав обеспеченной безопасности — это материализованное в установленном законом порядке и формах как качественно безопасное: 1) содержание комплекса законного права, свободы, интереса (собственно права, свободы, интереса; их совокупного «включенного» или обособленного права на безопасность); 2) содержание обеспечивших осуществление этого комплекса правовых и их реализующих материальных мер, средств, условий, качеств и т. п.; 3) содержание исполненных в обеспечение первого и второго юридических обязанностей. Материализованность законных прав, свобод, интересов личности, общества, государства как самостоятельных правовых комплексов — это и есть обеспеченность соответствующих видов безопасности личности, общества, государства, первоосновой, целью, ценностью которых является безопасность личности как биосоциальной, биоэтической <*> сущности и ценности права, социально-правового бытия, гражданского общества, правового государства. ——————————— <*> Биоэтика — междисциплинарная наука и общественная практика, охватывающие сферу философских, этических проблем, связанных с развитием современной биологии (раскрытие структуры ДНК, возникновение молекулярной биологии и генетики, генной и клеточной инженерии, трансплантологии и т. д.), ведущие к осознанию жизни как центра мирового целого, фундаментальной категории наук, изменяющие современную картину мира и формирующие представление об этосфере как более высокой, чем ноосфера (В. И. Вернадский) реальности. В этосфере этические и биоэтические принципы (например, принцип «благоговения перед жизнью») становятся регуляторами всех сущностно важных отношений людей и всего человечества со всей живой природой Земли. Биоэтика и биоэтическое сознание регулируют поведение человека в условиях выбора, связанного с вмешательством в процессы жизнедеятельности, которые представляют возможную или реальную опасность. (Излагается по: Сергеев В. В. Биоэтическое сознание: лекция. Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, ГОУВПО Самарский гос. мед. университет, 2005. С. 6 — 7, 20). Идеи биоэтики, осмысленные как «юридическая биоэтика», могут быть восприняты теорией права, правовой безопасности, законотворчества, правосознания, юридической этики и т. д. в качестве методологической основы ценностных подходов в исследовании права.

Обеспечение и самообеспечение безопасности, в том числе и уголовно-правовой, личностью, обществом, государством представляется объективно обусловленной и объективно необходимой системой функций личности, общества, государства. Нормативно закрепленные (закрепленные, в частности, как нормы-принципы в уголовном, уголовно-процессуальном, оперативно-розыскном законодательстве) требования обеспечения правовой безопасности, выражая сущность, социальное назначение права, направляя правовое регулирование, определяя системность, развитие отраслей законодательства, приобретают качества общеправового, межотраслевого, отраслевого принципа. Принцип правовой безопасности представляется единством принципов безопасности закона, безопасности правоприменения и обеспечения правовой безопасности личности, общества, государства (или национальной безопасности) и заключается в требованиях недопустимости приведения (разработкой, принятием, толкованием, применением) законов, а вследствие этого и иных факторов применения законов, самого правоприменения в «социально опасные состояния», благоприятные для криминализации законотворчества, правоприменения и противодействия достижению социально-правовых задач, целей (предназначения), например, УК и УПК <*> — уголовно-правовой безопасности от порождаемых преступностью опасностей. ——————————— <*> Подробнее см.: Галузин А. Ф. Безопасность как принцип и функция права // Право и политика. 2004. N 11(59). С. 10 — 15.

2. УК РФ закрепляет, УПК РФ гарантирует материализацию права личности, общества, государства на уголовно-правовую безопасность как «совокупное» право комплексов их конституционных, иных законных прав, свобод, интересов, защищаемых УК и УПК, заключающееся в праве на уголовную ответственность, наказание, иные меры уголовно-правового характера — меры противодействия (предупреждения, нейтрализации, устранения) исходящим от преступности опасностям осуществленной и осуществляемой уголовно-правовой безопасности личности (потерпевшего, преступника), общества, государства. Преступление в УК РСФСР и РФ последовательно определяется как общественно опасное деяние (или уголовно-правовая опасность безопасности личности, общества, государства — авт.), а задачи уголовного законодательства — как обеспечение охраны законных прав граждан, общественного порядка, общественной безопасности, экономических, политических, социальных, конституционных основ общества и государства <*>, то есть отдельных, а не всех фактически обеспечиваемых УК видов национальной безопасности (безопасности видов общественных отношений). ——————————— <*> Уголовное право. Часть общая / Под ред. проф. Н. А. Беляева, проф. М. Д. Шаргородского. М.: Юридическая литература, 1969. С. 67 — 68; Уголовный кодекс РСФСР. М.: Инфра-НОРМА, 1996. С. 5; Уголовный кодекс РФ. М.: Кодекс, 2004. С. 7.

Если решением задач (задачи — краткосрочные цели) достигаются цели <*>, то посредством прежде всего мер уголовно-правовой безопасности за отдельные преступления достигаются и краткосрочная, и долгосрочная цель УК — обеспечение уголовно-правового аспекта, соответственно, конкретных видов и национальной безопасности в целом. ——————————— <*> Уголовное право. Часть общая / Под ред. проф. Н. А. Беляева, проф. М. Д. Шаргородского. М.: Юридическая литература, 1969. С. 67 — 68; Уголовный кодекс РСФСР. М.: Инфра-НОРМА, 1996. С. 5; Уголовный кодекс РФ. М.: Кодекс, 2004. С. 7.

В статье 7 УК РФ обеспечение уголовным законодательством безопасности человека (системообразующего элемента структуры обеспечиваемых УК видов безопасности общества, государства) закреплено в качестве самостоятельного принципа обеспечения уголовно-правовой безопасности человека. Следовательно, обеспечение уголовно-правовой безопасности личности (человека) и взаимосвязанных с ней видов безопасности общества, государства или национальной безопасности закреплено в УК в качестве принципа <*>, задач уголовного законодательства (права), правоприменения, законотворчества, уголовной ответственности и иных институтов, уголовно-правовой функции. Этот вывод представляется обоснованным. ——————————— <*> В уголовном праве под принципами понимают основополагающие исходные предписания, обязательные для законодателя, правоприменения (правоохранительных органов, граждан) в сфере борьбы с преступностью, без строгого соблюдения которых невозможно выполнить охранительные и предупредительные задачи уголовного законодательства (см.: Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. М., 1987; Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. Учение о преступлении: Учебник для вузов / Под. ред. докт. юрид. наук., проф. Н. Ф. Кузнецовой и канд. юрид. наук., доцента И. И. Тяжковой. М., 2002. С. 63). В таком понимании уголовно-правовой принцип является принципом правотворчества, законотворчества, законодательства, права, правоприменения, правосознания.

Нормы-принципы, сформулированные в ст. ст. 3 — 8 УК, устанавливаются, согласно ч. 2 ст. 2 УК, для осуществления задач (целей, функций) УК, но сформулированы как принципы уголовной ответственности, посредством которой решаются задачи УК и достигается уголовно-правовая безопасность. Но, согласно этой логике утилитарной соподчиненности принципов решению задач УК не опосредованно, а непосредственно, принципы сформулированы как принципы только уголовной ответственности, на что явно указывают такие ключевые для смысла ст. ст. 3 — 8 УК термины, как «наказание», «уголовная ответственность», «наказуемость», которых, в соответствии с требованиями формализации отраслевых принципов, нет лишь в ч. 2 ст. 3 УК, запрещающей применение уголовного закона по аналогии, и в ч. 1 ст. 7 УК, устанавливающей: «Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека». В ситуации таких конструктивных несовершенств (неполноты, противоречивости) формулировок ст. ст. 2 — 8 УК представляется, что принцип обеспечения уголовно-правовой безопасности человека (потерпевшего, обвиняемого) сформулирован в УК теоретически верно (не как принцип преимущественно уголовной ответственности), но заключен в форму, свойственную уголовно-правовым задачам УК, то есть определен как «особая» задача обеспечения (осуществления, охраны, защиты) защищаемых УК прав и свобод человека и гражданина, дублирующая, охватывающая аналогичную задачу ч. 2 ст. 2 УК. Важно то, что эта «особая» задача является составной частью ст. 7 УК («Принцип гуманизма»), то есть принципа, отличающегося от других принципов УК неподчиненностью осуществлению только уголовной ответственности. Обеспечение уголовно-правовой безопасности личности не может толковаться как задача-принцип, то есть с позиции закрепленной УК подчиненности принципов задачам. Общеправовая логика (принципы определяют содержание, сущность задач, функции законов, а не наоборот) присуща принципу обеспечения уголовно-правовой безопасности личности, общества, государства, как и иным уголовно-правовым принципам, несмотря на то что они формализованы в УК как принципы уголовной ответственности, что является ошибкой и существенным конструктивным недостатком этих статей УК. Показательно, что ч. 1 ст. 7 УК (обеспечение уголовным законодательством безопасности человека) комментирует как принцип безопасности личности «положение, означающее указание на приоритетную задачу УК — охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств» <*>, то есть с учетом логики определения принципом иных правовых основ (задач, целей, функций, институтов и т. д.) отраслевого законодательства и с учетом того, что обеспечение безопасности личности — это и есть обеспечение ее прав и свобод. Но таким толкованием не преодолеваются «головоломки» конструктивных недостатков формализации принципа в двух статьях (ч. 1 ст. 2 и ч. 1. ст. 7) УК: это «раздвоение» принципа буквальное толкование «преодолевает» сведением значения самостоятельного принципа уголовного законодательства и права до указания, удваивающего приоритетность защиты УК прав и свобод человека. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (под ред. В. М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательство «Юрайт», 2004 (издание третье, дополненное и исправленное). —————————————————————— <*> Уголовный кодекс Российской Федерации: Научно-практический комментарий Отв. ред. В. М. Лебедев. М., 1998. С. 16.

В ч. 1 ст. 2 УК сформулированы задачи охраны и предупреждения преступлений, то есть охранительная и предупредительная функции (фактически одна — охранительно-предупредительная) уголовного закона в обеспечении национальной безопасности, а ч. 2 ст. 2 УК связывает осуществление этих задач с регулятивной функцией уголовного закона — определением только УК деяний преступлениями. Названные функции вместе и каждая выражают и указывают одну направленность — уголовную ответственность, иные меры уголовно-правового характера, посредством которых обеспечивается уголовно-правовая безопасность как присущая уголовному закону цель, задача, функция. Содержание обеспечения УК уголовно-правовой безопасности личности заключается в содействии осуществлению, а также охране (обережении как предупреждении криминальных посягательств) и защите (противодействии пресечением, нейтрализацией, устранением криминальных опасностей) как осуществления законных прав, свобод, интересов потерпевших, подозреваемых, общества и государства (безопасности), так и осуществленной уголовно-правовой составляющей субъективной, субъективно-объективной, объективной безопасности. Общеправовой принцип «обеспечения национальной безопасности» формализован в ст. ст. 2 и 7 УК в части безопасности личности (потерпевшего, подозреваемого) и как элемент принципа гуманизма (ст. 7), что дополняет уголовно-правовую безопасность личности спецификой уголовно-правового гуманизма (гуманность наказания и иных мер уголовно-правового характера, включая их справедливость; приоритет защиты прав, свобод, чести, достоинства человека — особого объекта и субъекта мер уголовно-правовой безопасности). Это позволяет выделять, учитывать в обеспечении безопасности потерпевшего и уголовно-правовой аспект безопасности обвиняемого в уголовном судопроизводстве, назначении и исполнении уголовного наказания как меры социальной защиты от криминальных опасностей, исходящих от правоприменителей, попирающих комплексы законных прав, свобод, интересов подозреваемых, подсудимых и осужденных, а не только от конкретного преступника и преступности, личности, общества, государства. Недостатком действующего УК является то, что обеспечиваемая УК безопасность (личности, общества, государства) по объему содержания шире сформулированной в нем «безопасности человека» как формы «уголовно-правового гуманизма». Отчасти этот недостаток обусловлен необоснованным ограничением ч. 1 ст. 2 УК перечня обеспечиваемых видов уголовно-правовой безопасности, противоречащим реальному обеспечению УК как предусмотренных ч. 1 ст. 2, так и Особенной частью УК видов национальной безопасности (информационной, экономической, экологической и др.), базовым элементом содержания которых является субъективная безопасность личности. Преодоление недостатков формализации в УК общеправового принципа «обеспечения правовой безопасности» может быть достигнуто: 1) закреплением его в одной норме или статье УК как принципа «обеспечения уголовно-правовой безопасности личности, общества, государства» с конкретизацией его требований обеспечения УК уголовно-правовой безопасности как реализации комплексов защищаемых УК законных прав, свобод, интересов субъектов правоотношений; 2) признанием в теории и УК обеспечения уголовно-правовой безопасности предназначением (целью, задачей), функцией уголовного законодательства (права), а принципа «обеспечения уголовно-правовой безопасности личности, общества, государства» — определяющими системность принципов, структуры, задач УК, гуманизм, иные основы уголовного закона и его применения. В связи с этим статья вторая действующего УК РФ может быть сформулирована примерно так: «Назначением, задачами настоящего Кодекса является обеспечение уголовно-правовой безопасности потерпевших от преступлений, иных видов внутренней и внешней национальной безопасности Российской Федерации (возможно перечисление видов безопасности или особо значимых сфер, видов охраняемых общественных отношений, а именно: личности, собственности и т. д.) установлением принципов УК, оснований уголовной ответственности, видов наказаний и иных мер обеспечения уголовно-правовой безопасности, а также определением подрывающих национальную безопасность опасных деяний в качестве преступлений». При этом ч. 1 ст. 7 УК РФ, «возводящая» обеспечение безопасности человека в принцип УК, может конкретизировать назначение УК в части обеспечения уголовно-правовой безопасности личности (потерпевшего, подозреваемого) как содействие осуществлению конституционных, иных законных прав, свобод, интересов личности защитой и охраной их реализации осуществленной безопасности от преступных посягательств. Предлагаемая редакция ч. 1 ст. 7 будет гармонизировать с действующей редакцией ч. 2 ст. 7 УК, так как гуманизм как этическая категория обозначает мировоззрение, отражающее не только суть общественных отношений — удовлетворение материальных и духовных благ человека как условий его развития и проявления его положительных способностей, но и является формой отношений между людьми (уважения, справедливости, толерантности, человеколюбия, сострадания, милосердия), <*> в том числе субъектов уголовно-правовых отношений, в которых властно-уполномоченные субъекты применением УК обеспечивают не только уголовно-правовую безопасность гуманизма общественных отношений, но и гуманизм самого обеспечения уголовно-правовой безопасности. ——————————— <*> Рыбин В. А. Гуманизм как этическая категория. М.: Логос, 2004. С. 247.

Принцип «правовой безопасности» предполагает новый подход к системности принципов, содержанию, структуре УК, совершенствованию уголовного закона. 3. Реальная уголовно-правовая безопасность обеспечивается уголовно-процессуальной деятельностью в процессуальных стадиях, правоотношениях, формах. Материальным содержанием уголовного процесса является уголовное, оперативно-розыскное законодательство. Их взаимосвязи отражает единство ряда категорий, терминов, понятий, целей, принципов уголовного, оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законов, нормы которых образуют единый способ правового воздействия, а уголовная и уголовно-процессуальная политика — единую уголовную политику как политику борьбы с преступностью <*>, точнее, правовую политику обеспечения уголовно-правовой составляющей национальной безопасности. ——————————— <*> Уголовный процесс России. Общая часть: Учебник для юридических вузов и факультетов / Александров А. И., Величкин С. А., Кириллова Н. П. и др.; Под ред. В. З. Лукашевича. СПб., 2004. С. 25.

Очевидно и единство систем принципов уголовного законодательства (ст. ст. 3 — 8 УК РФ), оперативно-розыскной деятельности (ст. ст. 1, 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») и процессуальной формы осуществления уголовной ответственности (ст. ст. 6 — 17 УПК РФ) в обеспечении уголовно-правовой составляющей видов национальной безопасности. В таких взаимосвязях общеправовой принцип «обеспечения правовой безопасности личности, общества, государства» является для указанных отраслей законодательства одним из связующих начал, конкретизированным этим законодательством в качестве самостоятельного отраслевого принципа, реализующегося в системе и посредством системы отраслевых принципов. Принципы, составляющие «принцип правовой безопасности», выражая социальное назначение (цель), определяя единые для уголовного, оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства задачи, функции по обеспечению уголовно-правовой составляющей видов национальной безопасности, различно формализованы в УК, ФЗ об ОРД, УПК из-за свойственных этому принципу, законодательству особенностей, от раслевых различий и подлежащих устранению недостатков. Согласно ст. 6 УПК РФ назначением, определяющим принципы, задачи судопроизводства, является, во-первых, защита прав и законных интересов лиц, организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1), во-вторых, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1). То есть общеправовой принцип «правовой безопасности» конкретизирован в УПК двояко: 1) дублированием содержания уголовно-правового принципа «обеспечения уголовно-правовой безопасности личности, общества, государства» как предназначения УПК; 2) введением обеспечения безопасности в судопроизводстве и судопроизводства. Защита личности от преступности судопроизводством отличается от защиты личности в судопроизводстве, они соотносятся как общая и специальная уголовно-правовая безопасность. Специальная потому, что это защита ведущегося судопроизводства (процессуальной деятельности, правоприменения) и вовлеченных в него участников от процессуальных правонарушений и от преступлений против правосудия, угроз в отношении участников процесса, их родственников убийством, насилием, уничтожением имущества и т. п. противодействий — опасностей расследованию и правосудию (безопасности судопроизводства), ограничений реализации процессуальных прав участниками судопроизводства (безопасность в судопроизводстве). В обоих пунктах ч. 1 ст. 6 (в п. 1 в связи с преступлением как основанием возбуждения уголовного дела для обеспечения судопроизводством уголовно-правовой безопасности потерпевших, а в п. 2 в достижение этой безопасности как предназначения УК и УПК посредством обеспечения физической неприкосновенности и защиты прав участников судопроизводства от преступных посягательств на расследование, правосудие и связанных с их совершением процессуальных правонарушений) сформулированы по сути такие же, как и в УК, цель, задача обеспечения уголовно-правовой безопасности. Но в УПК она становится единством уровней общей и специальной уголовно-правовой безопасности, обеспечиваемых, соответственно: 1) судопроизводством как правовой формой материализации мер уголовно-правовой безопасности за совершенные преступления; 2) в судопроизводстве от преступных посягательств на процесс применения процессуальными и следственными действиями норм УПК, правоприменителей, иных участников и связанных с ними лиц, противодействующих этим реализации предназначения как УК, так и УПК изнутри процесса и внешним криминально-коррупционным воздействием. Следовательно, если п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК содержит единое для УК и УПК требование обеспечения судопроизводством уголовно-правовой безопасности, то в ее обеспечение п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК корреспондирует требование обеспечения уголовно-правовой безопасности самому судопроизводству как требование обеспечения уголовно-правовой безопасности судопроизводства и в судопроизводстве, детализируя ее как специальную уголовно-правовую составляющую обеспечения безопасности личности в уголовном судопроизводстве безопасным судопроизводством трех видов: 1) собственно уголовно-правовую безопасность от преступных посягательств, не связанных с процессуальными правонарушениями; 2) собственно процессуальную безопасность от процессуальных правонарушений и не реализовавшихся в преступление угроз криминального характера; 3) смешанную уголовно-процессуально-правовую безопасность участников и самого судопроизводства (процессуальных действий, правоотношений, применения норм УПК и т. п.) от внутренних и внешних преступных посягательств, сопряженных с процессуальными правонарушениями против правосудия. В ст. 11 УПК требования п. 2 ч. 1 ст. 6 конкретизированы как принцип («Охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве»), определяющий обеспечение безопасности в судопроизводстве через исполнение процессуальных обязанностей осуществляющими судопроизводство властно-уполномоченными лицами (следователем, прокурором, судьей), и как обеспечение собственно процессуальной и «смешанной» (процессуально-уголовно-правовой) безопасности процессуальными и уголовно-правовыми мерами безопасности. Кроме того, ст. 11 УПК детализирует механизм обеспечения уголовно-процессуальной безопасности как реализацию процессуальных прав участников, включающих «совокупное» право на безопасность в судопроизводстве и судопроизводства. Необходимость обеспечения безопасности личности в судопроизводстве не только процессуальными мерами безопасности, но и уголовно-правовыми косвенно отражена и в ст. 11 УПК как взаимосвязь собственно процессуальной и уголовно-правовой безопасности. С учетом соотношения и взаимосвязей норм ч. 1 ст. 6 и ст. 11 УПК есть основания полагать, что в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 и ст. 11 УПК закреплен единый принцип обеспечения безопасности личности, общества, государства в уголовном судопроизводстве. В обеих статьях он отражен единой сущностью уголовно-процессуальной безопасности — обеспечением комплексов конституционных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных прав участников судопроизводства. Принцип отражает единство в уголовно-процессуальной безопасности обеспечения двух групп прав лиц, вовлеченных в судопроизводство (защищаемых УК и собственно процессуальных), причем тремя видами мер безопасности (собственно процессуальными, собственно уголовно-правовыми и их единством — процессуально-уголовно-правовыми). Нереализованность целей, задач УК и УПК, то есть нереализованность уголовно-правовой и обеспечивающей ее уголовно-процессуальной безопасности — это оправдание, прекращение, невозбуждение уголовного преследования виновного, осуждение невиновного в совершении преступления. Непривлечение к ответственности и оправдание возможны вследствие процессуальных нарушений и совершения преступлений против правосудия (укрытие преступлений, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности и т. д.). Совершение указанных преступлений, как правило, сопряжено с процессуальными нарушениями, фальсификацией материалов уголовного дела и т. п. Устранение процессуальных, уголовно-правовых, процессуально-уголовно-правовых опасностей достижению предназначения УК и УПК происходит, как правило, в рамках ведущегося расследования и уголовного дела, по которому могут быть приняты меры устранения процессуальных нарушений и меры уголовно-правового воздействия: зафиксированы поводы и основания к возбуждению уголовного дела, которое может быть выделено в отдельное производство, соединено с расследуемым и завершено направлением дела в суд, приговором суда. Специфична собственно процессуальная безопасность и тем, что она обеспечивается мерами, предусмотренными ч. 3 ст. 11 УПК и Федеральными законами («О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.). Совокупность этих мер безопасности применяется в связи с ведущимся судопроизводством (в его рамках, в отдельном производстве), направляется против возможных преступных посягательств на участников процесса, для их предупреждения и пресечения в процессе охраны, защиты свидетелей, потерпевших и других лиц. Пресечение этих преступлений сопряжено с применением мер уголовно-правовой ответственности. Причем основанием применения ч. 3 ст. 11 УПК РФ может быть угроза убийством, являющаяся согласно ст. 119 УК РФ уголовно наказуемым деянием, которое может выявляться, расследоваться в рамках уже возбужденного уголовного дела о преступлении, в связи с которым совершена угроза убийством. Важно, что общеправовой принцип «обеспечения правовой безопасности личности, общества, государства» закреплен и в УК и УПК. Будучи в УК принципом «обеспечения уголовно-правовой безопасности личности, общества, государства», он закреплен в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК как взаимосвязь уголовно-правового содержания и процессуальной формы, что отражено в ст. 11 УПК тем, что применение процессуальных мер безопасности обусловливается совершением преступления (угроза убийством) или необходимостью их предупреждения. Эта взаимосвязь в целом охватывается только принципом «обеспечения безопасности личности, общества, государства в уголовном судопроизводстве», указывающим на собственно уголовно-правовой, процессуальный (связанный только с процессуальными правонарушениями) и смешанный (процессуально-уголовно-правовой) аспекты безопасности судопроизводства в уголовном судопроизводстве. Это определяет следующие аспекты обеспечения процессуальной безопасности в уголовном судопроизводстве: 1) процессуальный — от процессуальных правонарушений и от несостоявшихся как преступление криминальных угроз (на это указывают п. 2. ч. 1 ст. 6, ч. 1, 2, 3, 4 ст. 11 УПК) процессуальными мерами безопасности (ст. 11, 166, 186, 193, 241, 278 УПК); 2) смешанный процессуально-уголовно-правовой — от процессуальных нарушений и сопряженных с их совершением состоявшихся как преступление криминальных посягательств и их угроз со стороны лиц, ведущих расследование, других участников и неучастников процесса, а также 3) собственно уголовно-правовой — от криминальных посягательств, не связанных с процессуальными правонарушениями (на это указывают п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 3, 4 ст. 11 УПК) системой процессуальных, уголовно-правовых и, связанных с их осуществлением, оперативно-розыскных мер обеспечения безопасности. Подвиды процессуальной безопасности личности в судопроизводстве, их обеспеченность являются системой двух степеней и уровней гарантий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая право на уголовно-правовую безопасность от преступности (ст. 52, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ст. 25 Конституции РФ и др.), обеспечиваемую применением норм УК, УПК, ФЗ об ОРД. Уголовно-правовой аспект безопасности в судопроизводстве имеет две стороны (направления) обеспечения: 1) собственно уголовно-правовую составляющую видов национальной безопасности как единства предназначения УК и УПК; 2) подвиды уголовно-процессуальной безопасности в судопроизводстве и судопроизводства: безопасность биосоциального статуса его участников; безопасность процессуальной деятельности, толкования и применения норм УПК от преступных посягательств и их реальных угроз, исходящих от неучастников процесса (внешняя безопасность судопроизводства) и от участников процесса, включая правоприменителей (внутренняя безопасность судопроизводства), совершающих преступления против правосудия, и иные должностные, коррупционные, сопряженные, как правило, с процессуальными правонарушениями. Процессуальный аспект — это обеспечение безопасности личности и судопроизводства (процессуальной деятельности и правоприменения) процессуальными мерами (без взаимосвязи с уголовно-правовыми) безопасности, гарантирующими внутреннюю (в судопроизводстве) и внешнюю (судопроизводства) безопасность личности, общества, государства реализацией требований ст. 11 УПК — охраны прав и свобод человека (участника процесса) в уголовном судопроизводстве. Оба основных направления системно (самостоятельно и во взаимосвязи) обеспечивают право подозреваемых, потерпевших, свидетелей, вовлеченных в уголовное судопроизводство, на обеспечиваемую УК, УПК, ФЗ об ОРД правовую безопасность судопроизводства и в судопроизводстве в трех указанных аспектах безопасности от процессуальных правонарушений и от несостоявшихся и состоявшихся криминальных посягательств и угроз правоприменению как любых участников (внутренняя безопасность), так и неучастников процесса (внешняя безопасность), противодействующих правомерному осуществлению расследования, правосудия. Реализованность личностью права на внутреннюю и внешнюю безопасность — это обеспеченность не только субъективной безопасности, но и коллективной безопасности общества, государства от преступности. А. Ю. Епихин полагал, что обеспечение безопасности участников судопроизводства является принципом уголовного процесса но, ограничив предмет исследования процессуальной формой, пришел к иным утверждениям: «Обеспечение безопасности личности является одним из средств реализации прав и защиты законных интересов личности, вовлекаемой в сферу уголовного судопроизводства». «Принцип обеспечения законных интересов личности в уголовном процессе включает в себя и необходимость обеспечения безопасности личности, тем самым он как бы поглощает процесс безопасности, рассматривая ее как средство достижения основной цели». «…обеспечение безопасности является составной, важной частью (средством) принципа обеспечения законных интересов личности в уголовном судопроизводстве». «Обеспечение безопасности участников процесса и их близких в связи с производством по делу — одно из важных средств достижения цели и задач (назначения) процессуальной деятельности по уголовным делам, как наиболее эффективное средство противодействия преступности и получения доказательственной информации о событии преступления» <*>. Не вызывает сомнения то, что обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве — это: 1) реализация прав и защита законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства (точнее,: реализация прав на уголовно-правовую, обеспечивающие ее внутреннюю и внешнюю безопасность в судопроизводстве и судопроизводства, с одной стороны, осуществлением комплексов процессуальных прав, свобод, интересов, с другой стороны, исполнением процессуальных обязанностей — А. Г.) применением процессуальных мер обеспечения безопасности участников процесса, их близких; 2) средство достижения целей, задач процессуальной деятельности по конкретному уголовному делу в противодействии преступности (обеспечения уголовно-правовой составляющей национальной безопасности как предназначения УК и УПК — А. Г.); 3) средство получения достоверной (не искаженной криминальным воздействием — А. Г.) доказательственной информации о событии преступления (посредством обеспечения внутренней и внешней безопасности судопроизводства как уголовно-процессуального закона, его применения процессуальной деятельностью — А. Г.). ——————————— <*> Епихин А. Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. СПб., 2004. С. 56, 65 — 66 и др.

Вместе с тем утверждение о том, что обеспечение безопасности личности в уголовном процессе — важная часть (средство) принципа (» и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве» — ст. 11 УПК), поглощающего процесс обеспечения безопасности, вызывает следующие возражения. Сомнительно, что обеспечение безопасности (деятельность, реализация норм ч. 3 ст. 11 УПК о применении мер безопасности) является частью принципа (правовой нормы, требования), а не его реализации или средством, гарантией прав, в том числе процессуальных, участников судопроизводства исполнением налагаемых на прокурора, следователя, суд обязанностей всеми частями ст. 11 УПК, иными статьями, предназначением (ст. 6) УПК. Обеспечение безопасности как реализация правовых норм ч. 3 ст. 11 УПК сходна с реализацией принципа-нормы, но содержание ст. 11 УПК — это не одна норма и не все содержание принципа «Обеспечения законных прав и интересов личности в уголовном судопроизводстве», сформулированного преимущественно через обязанности правоприменителя. И в этом смысле ст. 11 УПК не вполне удачно определяет принцип и раскрывает его содержание. Обеспечение безопасности как правовое средство, а в теории права правовое средство — это правовые установления (инструменты) и деяния (технологии) удовлетворения интересов субъектов права <*>, тоже не может безоговорочно признаваться частью принципа-нормы. ——————————— <*> Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Саратов: СГАП, 1999. С. 118.

«Безопасность» и «принцип» соотносимы, но несводимы в единое как разные правовые явления и категории, имеющие различные правовые функции, масштабы, формы действия. Реализация уголовно-процессуальных мер безопасности — это и есть реализация принципа, но не как его составной части (средства), а как идеи, требования в правовой норме, то есть опосредованно, в том числе через нормы, определяющие меры безопасности, условия, порядок их применения. Представляется, что безопасность личности в уголовном процессе — это не только защита, а обеспечение (осуществление, охрана, защита) конституционных и иных законных прав и свобод личности, в том числе предусмотренных УПК, с их «совокупным» правом на «тройную» (уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и процессуально-уголовно-правовую) «включенную» и «обособленную» безопасность применением мер безопасности (ст. ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Правовая безопасность в уголовном судопроизводстве многомерна: 1) это системная реализация (материализация) и реализованность конституционных, других законных прав, свобод, интересов человека и гражданина как комплексов, охватывающих «включенные» и «обособленные» права на уголовно-правовую и обеспечивающую ее уголовно-процессуальную безопасность исполнением процессуальных обязанностей властно-уполномоченными участниками судопроизводства в обеспечение (самообеспечение) уголовно-правовой, уголовно-процессуально-правовой, процессуальной безопасности физических и юридических лиц без применения уголовно-правовых и процессуальных мер ее обеспечения (идеальная безопасность) либо с их использованием (реальная безопасность); 2) это реализация предназначения УК и УПК (уголовно-правовой безопасности) уголовным судопроизводством, имеющим должные правовые и организационные средства для обеспечения его внешней и внутренней безопасности от процессуальных правонарушений и преступлений, препятствующих достижению предназначения уголовного и уголовно-процессуального законодательства — национальной безопасности; 3) это относительно самостоятельная разновидность национальной безопасности (юридического процесса, в юридическом процессе), системно сочетающая элементы уголовно-правовой и уголовно-процессуальной безопасности судопроизводства как закона, правоприменения; 4) это преломление в УПК «правовой безопасности» (ее форм, механизма обеспечения, принципов: безопасности закона, безопасности правоприменения в обеспечение видов национальной безопасности) как правового явления, предполагающего социальную безопасность УПК как закона, безопасность его применения, а также необходимость определения обеспечения безопасности личности, ее прав в судопроизводстве и обеспечивающую ее безопасность судопроизводства в качестве самостоятельного принципа УПК; 5) это уголовно-процессуальная реальность, отражающая потребность обеспечения безопасности современного юридического процесса, идею которой выражает общеправовой принцип «правовой безопасности», который в действующем УПК не определен в качестве самостоятельного, а рассредоточен по нескольким статьям и сформулирован одним элементом обеспечения правовой безопасности в ст. 11 УПК (» и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве»). В силу этого содержащийся в ст. 11 УПК принцип может расцениваться лишь как элемент принципа «обеспечения правовой безопасности личности, общества, государства уголовным судопроизводством» и принципа «правовой безопасности». Признание принципа «правовой безопасности» в качестве общеправового, преломляющегося в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве (праве) в самостоятельный, отраслевой позволяет преодолевать ограниченность толкования безопасности в уголовном судопроизводстве рамками только процессуальной формы, которая сама по себе, как система норм, не лишена с позиции криминологии и социологии права «правовых опасностей» <*>, идеями преодоления которых являются общеправовые принципы «безопасности закона» и «безопасности правоприменения», правовым полем действия которых является процессуальное законодательство, его применение, совершенствование УПК. ——————————— <*> Подробнее см.: Галузин А. Ф. Указ. соч. С. 11 — 13.

Приведенные взаимосвязи элементов (принципов, функций, целей, материальных и процессуальных форм) уголовного и уголовно-процессуального права и законодательства, очевидные и необходимые в обеспечении уголовно-правовой безопасности в целом признаются большинством ученых. В развитие правовых основ обеспечения национальной безопасности взаимосвязи уголовного и уголовно-процессуального аспекта безопасности необходимо выделить в УПК через закрепление и детализацию в отдельных нормах таких принципов правовой безопасности, как обеспечение безопасности правоприменения, безопасности личности, общества и государства, тем более что составляющая содержание обеспечения уголовно-правовой безопасности защита законных прав, свобод, интересов человека и гражданина сформулирована как предназначение, принцип в ст. ст. 6, 11 УПК. Принципы правовой безопасности могут быть отражены в УПК изменением редакции ч. 1 ст. 6 УПК следующим образом: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением обеспечение уголовно-правовой составляющей видов национальной безопасности Российской Федерации охраной и защитой осуществления: 1) прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения прав и свобод». Название ст. 11 УПК может быть таким: «Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве». 4. Обеспечению уголовно-правовой безопасности решением уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач содействует оперативно-розыскная деятельность (ОРД) в ее процессуальных формах и процессе, который определяют (задают цель, основания и ограничения проведения ОРД, допустимость их результатов как доказательств по уголовному делу и т. п.) нормы, институты уголовного <*> и уголовно-процессуального <**> права. ——————————— <*> Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. М., 2004. С. 58 — 75. <**> Там же. С. 76 — 81.

Уголовное право является материальным содержанием оперативно-розыскного процесса. Уголовный процесс, с одной стороны, определяет (обуславливает, ограничивает, обосновывает, допускает) ОРД, ее мероприятия, их результаты до и для судопроизводства, посредством судопроизводства и в самом судопроизводстве, а с другой стороны, уголовный процесс взаимосвязан с оперативно-розыскным общностью задач, функций, обусловленных единым принципом обеспечения правовой (уголовно-правовой) безопасности личности, общества, государства, который сформулирован в ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» как цель, предназначение ОРД, состоящие в: «…защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств». Очевидно, что взаимосвязь уголовного и оперативно-розыскных процессов — это взаимосвязь разных уровней юридического процесса, в которой ведущей является связь-зависимость, связь-подчинение оперативно-розыскного процесса уголовному процессу. Выводы. Принцип правовой безопасности представляется новой основой системности уголовного, уголовно-процессуального законодательства: их принципов, назначения (цели, задачи), содержания. Принцип обеспечения правовой безопасности личности, общества, государства (национальной безопасности) УК РФ, УПК РФ, ФЗ об ОРД раскрывает их новые грани, придавая новые свойства их системности как основному законодательству, обеспечивающему борьбу с преступностью — правовую безопасность как форму реализации основных, фундаментальных и иных законных прав, свобод, интересов личности, общества, государства, включающих субъективное и коллективное совокупное право на правовую безопасность, осуществляемую, охраняемую, защищаемую в правовой системе, посредством социально безопасного закона, безопасным его применением в соответствии с идеями гражданского общества и правового государства. Принцип правовой безопасности предполагает новые взгляды на системное совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и иного законодательства, их применения, обеспечивающего уголовно-правовую безопасность, борьбу с преступностью, совершенствование следственно-прокурорской практики, задачей-требованием которой становится недопустимость необоснованного возбуждения уголовных дел, прекращение уголовного преследования виновных, привлечение к ответственности невиновных, то есть требование недопустимости необеспечения уголовно-правовой составляющей видов национальной безопасности по каждому уголовному делу, равнозначного ослаблению, подрыву национальной безопасности.

——————————————————————