Социально-правовая защита подчиненных — важнейшая забота командира

(Байков Е. Е.)

(«Закон и армия», 2005, N 5)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПОДЧИНЕННЫХ — ВАЖНЕЙШАЯ

ЗАБОТА КОМАНДИРА

Е. Е. БАЙКОВ

Определяющую роль в организации и проведении военно-социальной работы непосредственно в войсковых частях и подразделениях играют соответствующие командиры (начальники). На важность этой стороны деятельности командиров указывали многие видные российские военачальники прошлого. Так, адмирал С. О. Макаров требовал от командного состава: «Нравственный и служебный долг офицера — неусыпно следить за довольствием и бытом матроса».

Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются в организации правовой подготовки личного состава; обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств, их рачительного расходования в интересах социальной защиты военнослужащих; организации работы по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите.

Юридические полномочия командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.

В интересах решения социальных проблем Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (статья 80) вменяет в обязанность командиров своевременное истребование и организацию получения, хранения и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным; обеспечение полноты доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия; организацию экономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств; постоянную заботу об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдение при этом принципов социальной справедливости и гласности; повышение своих правовых знаний; твердое знание законов, относящихся к своей служебной деятельности, и положений воинских уставов.

Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Так, в соответствии со статьей 91 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи. Важное место в обеспечении социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром части ежедневные приказы по строевой части. Именно этими приказами реализуются многие права и льготы военнослужащих: предоставление отпусков, производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, на лечение и т. п.

Обязанности по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных лиц. Например, начальник штаба полка согласно уставным обязанностям составляет график отпусков военнослужащих полка и контролирует его выполнение. Он обязан постоянно знать наличие людей, наличие и состояние материальных средств, повседневно руководить их учетом в полку; организовывать и не реже двух раз в год проводить проверку наличия материальных средств, а также их хранения непосредственно в подразделениях. Согласно статье 97 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ заместитель командира полка по воспитательной работе отвечает за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. В целях решения социальных проблем личного состава заместитель командира по воспитательной работе обязан поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями. Широкий круг обязанностей по реализации социально-экономических прав военнослужащих возлагается на заместителя командира полка по тылу. Он отвечает за торгово-бытовое обеспечение личного состава, за состояние казарменно-жилищного фонда. Он обязан организовывать своевременное обеспечение материальными средствами и доброкачественное питание личного состава, контролировать доведение положенных норм материальных средств до каждого военнослужащего; организовывать правильную эксплуатацию и своевременный ремонт всех жилых и нежилых зданий; проявлять постоянную заботу о внешнем виде личного состава, организовывать своевременную выдачу обмундирования, его подгонку и ремонт; организовывать банно-прачечное обслуживание подразделений полка. На командира роты возлагается обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следить за соблюдением ими правил личной гигиены. Командир взвода, согласно уставу, обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды.

За упущения в исполнении этих обязанностей предусмотрена юридическая ответственность. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом ответственность.

Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации предполагает необходимость совершенствования военно-социальной работы. Первоочередными задачами при этом являются: повышение ответственности командиров и начальников всех степеней за реализацию установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей; усиление социальной направленности деятельности военных руководителей, какие бы должности они ни занимали; осмысление сути социальной политики государства и специфических направлений ее реализации в Вооруженных Силах посредством военно-социальной работы и др.

Командир обязан сочетать профессиональную компетентность и социальную направленность своей деятельности, личную дисциплинированность и высокую требовательность к подчиненным, служить примером для них в сфере социальных отношений, иметь соответствующую социально-педагогическую подготовку.

——————————————————————