Взаимодействие уголовного розыска и подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних органов внутренних дел в раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними

(Дымов Г. А.)

(«Российский следователь», 2005, N 6)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАСКРЫТИИ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ,

СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Г. А. ДЫМОВ

Дымов Г. А., кандидат юридических наук, профессор.

В соответствии с Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 подразделения по профилактике преступлений несовершеннолетних органов внутренних дел переименованы в подразделения по делам несовершеннолетних.

Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, оказали существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. Изменились ее качественные характеристики, повысилась степень ее организованности, активизировалось участие подростков в совершении грабежей, разбоев и преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, наркотиков, валютных ценностей, проституцией, получили распространение заведомо ложные сообщения об актах терроризма и т. д. Удельный вес преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности составляет в среднем 9,8%.

Отмечается тенденция роста групповых преступлений данной категории лиц, их доля примерно в 1,5 — 2 раза превышает аналогичный показатель взрослой преступности. Все большее распространение получили факты вовлечения несовершеннолетних в межэтнические конфликты, деятельность религиозных организаций. Вызывает тревогу вовлечение в преступную деятельность детей младшего школьного возраста. В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и так называемых неблагополучных семей.

В этой связи можно отметить, что профилактическое направление работы с данной категорией преступлений оказалось в значительной степени свернутым. В частности, в структуре ГУУР СКМ МВД России было ликвидировано самостоятельное подразделение по делам несовершеннолетних, и лишь в июле 2002 г. оно было вновь создано по этой линии работы (см. Приказ МВД России от 11 июля 2002 г. N 662 «Об изменении штатного расписания центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделений, ему подчиненных»).

Указанные обстоятельства диктуют необходимость поиска новых путей усиления противодействия преступным проявлениям в среде несовершеннолетних, одним из важнейших аспектов которого является совершенствование организации взаимодействия между аппаратами уголовного розыска и подразделениями по делам несовершеннолетних. Указанные субъекты взаимодействия являются составными элементами единой системы органов внутренних дел, призванными решать общую задачу борьбы с преступностью. Необходимость взаимодействия между ними определяется потребностью использования имеющихся в распоряжении оперативных подразделений специфических, присущих только им сил, средств и методов.

Организация взаимодействия предполагает согласованность действий по целям, месту и времени в рамках своей компетенции как самостоятельно, так и совместно с другими службами органов внутренних дел. Эту деятельность подразделений уголовного розыска и по делам несовершеннолетних можно рассматривать в двух аспектах.

В широком смысле это организация постоянных деловых контактов между подразделениями УР и ПДН ОВД в борьбе с преступностью несовершеннолетних, обеспечивающих:

— совместную деятельность по выработке стратегии борьбы с преступностью подростков;

— проведение совместных совещаний на разных уровнях, направленных на повышение оперативности взаимного информирования, использование сил субъектов взаимодействия в мероприятиях по оперативной проверке материалов и разработке несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступлений, проведение оперативно-профилактических операций;

— регулярный обмен опытом борьбы с преступностью несовершеннолетних;

— использование в борьбе с преступностью несовершеннолетних возможностей иных государственных органов и негосударственных учреждений и организаций;

— совместное принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, способствующих преступности несовершеннолетних.

В узком смысле это отношения оперативных работников и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, возникающие в связи с проведением конкретных мероприятий от получения и оценки исходной информации до материального и оперативно-технического обеспечения реализации собранных данных.

Организацию взаимодействия указанных подразделений можно классифицировать по следующим основаниям:

по характеру связей может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное взаимодействие предполагает установление прямых связей между аппаратами уголовного розыска и подразделениями по делам несовершеннолетних. Такое взаимодействие включает в себя, например, деятельность в составе следственно-оперативной группы или при раскрытии преступлений по горячим следам, где есть веские основания полагать, что они совершены несовершеннолетними. При опосредованном взаимодействии совместная деятельность осуществляется, как правило, по поручению вышестоящего органа;

по времени может быть постоянным и временным. Постоянное взаимодействие осуществляется, например, в процессе раскрытия конкретного преступления. Временное взаимодействие направлено, как правило, на решение небольших по объему задач;

по содержанию может быть внутренним и внешним. Внутреннее взаимодействие осуществляется со службами, входящими в структуру органа внутренних дел, внешнее — с иными службами системы МВД и другими правоохранительными органами.

В процессе взаимодействия его субъекты в пределах своей компетенции осуществляют следующие мероприятия (см: Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и грабежей несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.):

а) подразделения уголовного розыска:

— выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений;

— осуществляют меры по противодействию участия несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

— выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

— принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

б) подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:

— при обнаружении признаков подготовки преступления несовершеннолетними или при их участии осуществляют совместно с УР оперативно-розыскные мероприятия по документированию этих противоправных действий;

— совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления;

— обеспечивают повышение уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях и осуществляют на этой основе целенаправленные мероприятия по выявлению и разоблачению преступных групп подростков;

— информируют работников уголовного розыска о выявленных подростках с устойчивым противоправным поведением для принятия к ним предусмотренных законом мер воздействия;

— выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, а также лиц, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством;

— проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних правонарушителей;

— выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных действующим законодательством;

— осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или иные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях подростков, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних;

— участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Основные цели и задачи взаимодействия в целях предупреждения и раскрытия преступлений несовершеннолетних, в том числе грабежей и разбоев, определены:

— в Законах «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— в Указах Президента Российской Федерации «О защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»;

— в ведомственных нормативных актах МВД России: Приказе МВД России от 20 апреля 1993 г. N 186 «О первоочередных мерах по активизации деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью несовершеннолетних», Приказе МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», Приказе МВД России от 27 апреля 2002 г. N 391 «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних».

В то же время провести жесткое разграничение компетенции субъектов взаимодействия на данном направлении довольно сложно, поскольку работа по предупреждению и раскрытию грабежей, разбоев и преступлений, совершенных несовершеннолетними, по своему объему, содержанию, направлению представляет собой многогранный процесс. В этой связи организацию взаимодействия подразделений уголовного розыска и по делам несовершеннолетних можно разделить на три основные формы: организационно-управленческая, оперативно-тактическая и профилактическая.

I. Организационно-управленческая форма взаимодействия включает:

а) совместную деятельность по выработке стратегии борьбы с преступностью несовершеннолетних, в том числе с грабежами и разбоями. Такое взаимодействие должно строиться на основе совместной информационно-аналитической работы, которая является составным элементом управленческой деятельности уголовного розыска и подразделений по делам несовершеннолетних.

Непосредственный смысл совместной информационно-аналитической работы заключается в том, что взаимодействующие субъекты по своей инициативе определяют ценность информации и круг заинтересованных в ней подразделений, исходя из единства служебных интересов, задач борьбы с преступностью несовершеннолетних. Поэтому такое взаимодействие включает в себя знание и оценку конкретными подразделениями оперативной обстановки на обслуживаемой территории, анализ поступающей информации, разработку соответствующих программ по получению и использованию необходимой информации, разработку запросов, по которым другие подразделения ОВД должны собирать информацию для инициаторов (в них следует указывать источники, которые могут содержать необходимые сведения, а также тактические приемы ее получения), создание банков данных общего пользования и их систематическое пополнение, инициативное распространение имеющейся информации и положительного опыта ее получения.

Своевременное получение и систематизация необходимой информации позволяет разрабатывать комплексные оперативно-профилактические мероприятия по борьбе с грабежами и разбоями, совершаемые несовершеннолетними. В их основе лежит выявление криминогенных факторов, которые способствуют совершению данных преступлений. Располагая соответствующей информацией, субъекты взаимодействия могут разрабатывать мероприятия по ликвидации или нейтрализации таких факторов в среде несовершеннолетних;

б) рабочие встречи сотрудников оперативных подразделений СКМ ОВД и подразделений по делам несовершеннолетних, имеющие целью повышение оперативности взаимного информирования и реагирования по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Такие встречи могут осуществляться как в форме проведения семинаров-совещаний и т. п., так и в рабочем порядке, то есть путем регулярных контактов. При этом должна обеспечиваться конфиденциальность оперативно-розыскной информации и источников ее получения, которые могут расшифровываться перед сотрудниками ПДН и иных служб лишь в крайних случаях, например, в случае определения механизма внедрения конфидента в среду разрабатываемых. В остальных случаях, как правило, оперативная информация фигурирует «обезличенно», т. е. используются только уже проверенные сведения без указания источников ее поступлений.

II. Оперативно-тактическая форма взаимодействия включает:

а) организацию и проведение совместных комплексных целевых операций по борьбе с преступностью, в том числе по грабежам и разбоям, совершаемым несовершеннолетними.

Изучение практики показывает, что в деятельности подразделений уголовного розыска и по делам несовершеннолетних совместные операции различаются по времени их проведения на долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные операции рассчитаны на достаточно длительный период времени (год-два) с последовательным накоплением оперативно-розыскной информации, ее обменом и поэтапным введением необходимых сил и средств органов внутренних дел.

Разработка таких операций основывается на обеспечении координации усилий субъектов взаимодействия между собой и со специализированными службами МВД, которая должна включать в себя проведение аналитического поиска с использованием ранее собранных материалов, формирование автоматизированного банка данных в отношении членов неформальных групп несовершеннолетних и молодежи, анализ оперативных материалов, ориентирование на выявление членов преступных групп, организацию оперативного обслуживания традиционных мест концентрации несовершеннолетних.

Краткосрочные операции предназначены для нанесения массированных целенаправленных «ударов» по определенным объектам, группировкам несовершеннолетних с комплексным использованием сил и средств.

Совместные операции могут быть как федерального значения, так и локального, направленные на предупреждение и раскрытие преступлений несовершеннолетних в конкретном регионе. При подготовке таких операций заранее определяется круг их участников, должностных лиц других государственных учреждений, специалистов, обладающих необходимыми познаниями, целесообразность использования возможностей отдельных граждан. Проведение целевых операций должно в конечном счете служить оздоровлению оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

б) совместная деятельность по грабежам и разбоям, совершаемым несовершеннолетними, предполагает проведение следующих мероприятий:

— формирование оперативно-следственных групп с целью организации работы по «горячим» следам, проведение первоначальных и последующих оперативно-розыскных и следственных действий, обеспечение раскрытия этих преступлений по приостановленным делам. Эта работа включает в себя:

— организацию засад для задержания лиц, совершивших грабежи и разбои;

— совместное патрулирование с целью установления и задержания преступников (правонарушителей);

— совместную проверку подозреваемых в совершении преступлений и проходящих по делам оперативного учета;

— формирование оперативно-зональных групп по отработке конкретных территорий.

III. Профилактическая форма взаимодействия включает:

— получение достоверной информации об источниках криминальной опасности на обслуживаемой территории;

— обеспечение оперативного прикрытия обслуживаемой территории и мест концентрации несовершеннолетних;

— выявление конкретных признаков, свидетельствующих о реальной угрозе криминальных событий:

— построение объективной модели криминальной обстановки на обслуживаемой территории;

— определение мест сосредоточения представителей криминальной среды и объектов, на которых систематически фиксируются факты антиобщественного поведения несовершеннолетних;

— выявление неформальных лидеров в среде несовершеннолетних из числа взрослых, имеющих преступный опыт;

— своевременное пресечение фактов криминального поведения и нейтрализация причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.

Основой эффективной совместной деятельности по борьбе с грабежами и разбоями, совершаемыми несовершеннолетними, являются возможности, которыми располагают аппараты уголовного розыска. Именно их негласные возможности позволяют достаточно глубоко изучить конкретные обстоятельства, влияющие на развитие криминальной ситуации. В среде несовершеннолетних с помощью этих возможностей можно обнаружить скрытые процессы, способствующие развитию преступного поведения у несовершеннолетних, и факторы, характеризующие их криминогенную среду.

Наиболее целенаправленно функция оперативно-розыскной профилактики реализуется в рамках ведения дел оперативного учета. В процессе их ведения проводится работа по сбору дополнительных сведений о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, выявлению признаков подготовительной преступной деятельности несовершеннолетних, реализации полученных материалов в целях предупреждения и раскрытия преступлений.

В то же время оперативная информация может накапливаться и систематизироваться и в других делах оперативного учета, в частности в литерных делах. В них накапливается информация о социально-экономической, демографической, криминологической, оперативной ситуации на обслуживаемой территории, возможностях и результатах использования сил и средств, имеющихся в распоряжении органа внутренних дел. Содержание этих дел может послужить основой формирования банка данных, используемых для борьбы с преступностью несовершеннолетних, в том числе и с грабежами и разбоями.

Важным звеном в организации оперативного обеспечения деятельности по борьбе с преступностью несовершеннолетних является создание надежных оперативных позиций на конкретных криминогенных объектах, которое осуществляется путем привлечения к сотрудничеству граждан, способных по своим личным и деловым качествам, разведывательным возможностям осуществлять оперативное наблюдение за местами концентрации несовершеннолетних.

Определенными особенностями характеризуется организация оперативной работы среди неформальных групп молодежи (НГМ). Так, для прикрытия мест концентрации НГМ необходимо использовать различные противоречия, возникающие как внутри самой группы, так и между различными категориями группировок («хиппи», «рокеров», «металлистов»). Некоторые группы ведут даже «контрразведывательную» деятельность по отношению к НГМ, с которой находятся в конфликте: следят за их передвижением, местами сбора, сменой лидеров и т. п. В их среде концентрируется значительный объем информации о своем «противнике», в том числе и о фактах их антиобщественной, преступной деятельности.

Существенным резервом повышения эффективности данного направления борьбы с преступностью несовершеннолетних, который, как правило, остается нереализованным, является активное использование возможностей подразделений по делам несовершеннолетних. В отличие от аппаратов уголовного розыска они занимаются рассмотрением материалов о малозначительных правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, ведут их учет, в установленном порядке посещают несовершеннолетних по месту их жительства, проводят беседы с ними, запрашивают информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, доставляют в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные поступки, а также безнадзорных и беспризорных, вносят в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, и т. п.

——————————————————————