Типология криминалистической деятельности

(Зайналабидов А.) («Юридический мир», 2005, N 11)

ТИПОЛОГИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. ЗАЙНАЛАБИДОВ

А. Зайналабидов, доктор философских наук.

Русский литературный язык использует отдельные термины иностранного происхождения, которые входят в понятийный аппарат правовых наук. Одним из них является латинское слово criminalis <*>, имеющее в русском языке аналог в виде такого термина, как «уголовное преступление». Термин «криминал» является опорной смысловой единицей целого ряда слов и словосочетаний. Среди них и такие, как «криминалист», «криминалистика» и «криминалистическая деятельность». Вполне закономерно возникает вопрос о сущности этих слов и словосочетаний в современном русском языке и их соотношениях между собой. ——————————— <*> Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. С. 267.

При рассмотрении сущности такого термина, как «криминалистическая деятельность», необходимо констатировать, что отдельные ученые относят данную категорию к предмету криминалистики <*>. Криминалистами и криминологами признается, что в силу различных обстоятельств люди совершают преступления, образующие в своем единстве преступную деятельность. Для человеческой цивилизации характерен такой этап в ее развитии, когда в обществе появляются особые негативные социальные системы. Прежде всего это касается криминальной среды, которую составляют лица, избравшие преступный образ жизни, в том числе отдающие предпочтение профессионализму при совершении противоправных деяний <**>. Речь идет о том, что отдельные граждане «специализируются» в определенной криминалистической сфере, отрабатывают вплоть до совершенства способы совершения и сокрытия следов преступлений. При этом практика назначения наказаний за совершаемые преступления не всегда гарантирует абсолютную изоляцию их от общества. Прослеживаются определенные тенденции, характерные для преступной деятельности, связанные со способами совершения преступлений, их специфичной тактикой криминального поведения. ——————————— <*> Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н. П. Яблоков. М.: Юристъ, 2001. С. 16. <**> Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юритлит., 1990. С. 55, 205.

Если исходить из криминального характера преступлений, то несомненный интерес представляет классификация, выделяющая следующие виды противоправных деяний <*>: ——————————— <*> Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С. В. Степашина. СПб.: Издательство «Лань», 1999. С. 433, 549 — 557; Кваша Ю. Ф., Зайналабидов А. С. Криминалистика: теоретические, методологические и науковедческие основы. Часть 1. Курс лекций / Под ред. доктора юридических наук, проф. Кваши Ю. Ф. // М.: Налоговый вестник, 2003. С. 6 — 28.

— тайные маскируемые преступления, под которыми понимаются деяния, способ совершения и сокрытия следов которых в течение длительного времени позволяют преступнику оставаться вне поля зрения правоохранительных органов. Одновременно тайной остается и его преступная деятельность. Это, как правило, является характерным для преступлений в сфере экономической деятельности; — преступления-инциденты, понимаемые в качестве неприятных происшествий, происходящих нежданно, внезапно, и в силу этого являющиеся непредвиденными для правоохранительных органов. Факт совершения преступления-инцидента всегда общеизвестен, что же касается преступника, то он по-разному себя ведет в подобных случаях. Если это преступление носит ситуационный, как бы беспричинный характер, то виновный, как правило, не скрывается от правоохранительных органов. Однако практике известны предварительно подготовленные преступления-инциденты. Оба типа вышеприведенного преступного поведения, безусловно, опасны. И профессиональные, и случайные преступники создают сложную оперативную обстановку, побуждая государство принимать соответствующие меры реагирования. Это и обусловливает необходимость осуществления антагонистической преступной деятельности (ее антипода), выражающейся в непосредственной постоянной и последовательной деятельности следователей, оперативных работников, экспертов-криминалистов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. Государство включает в свою структурную организацию правоохранительные и контрольно-проверочные органы в качестве особых государственных учреждений, обладающих возможностями выявлять, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения согласно соответствующей подследственности и юрисдикции. Законодателем обеспечивается их специализация, поскольку им предоставляются определенные полномочия для разрешения строго определенного круга задач. Однако непосредственная деятельность по раскрытию и расследованию преступлений все же предопределяется их криминалистическим характером, обусловленным способом их совершения и характером приемов, используемых для маскировки следов. Поэтому недостаточно определить только круг субъектов, реализующих такие функции уголовной юстиции, как ОРД, дознание, предварительное следствие, а затем зафиксировать на законодательном уровне средства и методы этих видов правоохранительной деятельности. Требуется дифференциация непосредственной постоянной и последовательной деятельности следователей, оперативных работников и экспертов-криминалистов на определенные виды, посредством которых и реализуется логически упорядоченная совокупность процессуальных правил и действий, обеспечивающих разрешение задач выявления, раскрытия и расследования преступлений определенного типа. Исходя из криминального характера преступлений, представляется возможным выделить разновидность криминалистической деятельности, направленной на борьбу с общеуголовными преступлениями-инцидентами. Она реализуется усилиями соответствующего круга субъектов, на которых возлагается обязанность выявлять, раскрывать и расследовать названные противоправные деяния. В их числе оперативные уполномоченные уголовного розыска, к подведомственности которых относится практически весь массив общеуголовных преступлений; следователи ОВД, к подследственности которых относится расследование общеуголовных преступлений согласно ст. 151 УПК РФ; эксперты-криминалисты ОВД, в обязанности которых входит производство экспертиз по уголовным делам, возбужденным по факту общеуголовных преступлений; дознаватели и оперативные работники, которые осуществляют расследование по ряду общеуголовных преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Субъектами рассматриваемой разновидности криминалистической деятельности являются и должностные лица органов прокуратуры (следователи прокуратуры и прокуроры-криминалисты). При этом оперативно-розыскное сопровождение расследования общеуголовных преступлений обеспечивают оперативные подразделения уголовного розыска органов внутренних дел. Криминалистическая деятельность по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений-инцидентов предполагает сочетание различных правоохранных функций. Необходимо отметить важность этапа поддержания готовности в интересах получения сообщения о преступлении и реагирования на него со стороны работников милиции, например несущих патрульно-постовую службу. С учетом этого существуют типовые алгоритмы действий сотрудника ППС МОБ в случае обнаружения убийства, нанесения телесных повреждений, разбоя, грабежа, изнасилования, краж. Правовые предпосылки для их осуществления создает законодательство о милиции, указывающее в общем виде на возможности функции административной деятельности милиции, которая подлежит использованию при обнаружении преступления. Можно указать на определенные нормы Закона РФ «О милиции», создающие правовые предпосылки, обеспечивающие поступление в дежурную часть ГРОВД или к сотрудникам патрульно-постовой службы сигнала о совершении преступления, что влечет за собой последующее обеспечение преследования преступника по горячим следам, охрану места происшествия и создание условий для первоначального этапа расследования <*>. Далее названная функция сочетается с функциями уголовной юстиции, так как на место происшествия прибывает следственно-оперативная группа. С учетом специфики организационного устройства территориального органа внутренних дел в ее состав, как правило, включаются представители оперативного аппарата уголовного розыска ГОРОВД, инструктор-кинолог, следователь, к подследственности которого относится производство по уголовному делу, а также представителей экспертно-криминалистических подразделений, чьи специальные познания требуются для выявления и фиксации следов расследуемого преступления. ——————————— <*> Справочник милиционера: Нормативные акты, комментарии, рекомендации. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 173, 186.

Если преступление имеет единую подследственность и подведомственность, то участники следственно-оперативной группы могут быть представителями одного и того же правоохранительного органа, например отдела внутренних дел, где имеется и оперативное подразделение уголовного розыска, и следственный отдел, и экспертно-криминалистическое подразделение. Корректировка состава следственно-оперативной группы возможна в том случае, когда подследственность касается органов прокуратуры, а также требуется помощь представителей экспертных учреждений Минюста РФ. Однако принципиально важным и неизменным всегда будет феномен криминалистической деятельности, интегрально осуществляемой силами и следователя, и сотрудника оперативного подразделения, и эксперта-криминалиста в интересах успешного раскрытия и расследования преступления-инцидента. В этом случае криминалистическая деятельность проявляется в форме совместного осуществления на основе взаимодействия сотрудниками и уголовного розыска, и следователем, и экспертом-криминалистом таких функций уголовной юстиции, как предварительное следствие, оперативно-розыскная деятельность с опорой на методические рекомендации в области тактики, техники и методики осуществления расследования, специально выработанной применительно к определенному преступлению-инциденту. Основываясь на специфике преступного поведения, представляется целесообразным выделить криминалистическую деятельность, обеспечивающую выявление, раскрытие и расследование тайных маскируемых преступлений. Субъектами этой разновидности криминалистической деятельности в современных условиях выступают сотрудники специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, ориентированные на выявление и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности, которые по своей криминалистической природе являются тайными и маскируемыми. Поэтому эта оперативная служба обладает полномочиями проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, а также иных преступлений в сфере экономической деятельности, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к подследственности органов внутренних дел. С учетом этого в интересах разрешения задачи выявления названных преступлений оперативные подразделения по экономическим и налоговым преступлениям осуществляют оперативно-аналитический поиск информации, указывающей на признаки тайных маскируемых преступлений в сфере экономической деятельности, проводят диагностику соответствующей противоправной деятельности, проверяют добытую информацию, что находится в пределах такой функции уголовной юстиции, как оперативно-розыскная деятельность. Субъектами рассматриваемой разновидности криминалистической деятельности являются и контролеры-ревизоры, обладающие полномочиями осуществлять документальные проверки и ревизии, исследовать предметы и документы в интересах раскрытия и расследования экономических и налоговых преступлений. Учитывая криминалистическую специфику тайных маскируемых преступлений в сфере экономической деятельности, когда документирование соответствующего круга преступлений требует применения контрольно-проверочных методов, законодатель в пунктах 33 и 35 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции» предоставил данной категории сотрудников право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки организаций и физических лиц, а также участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъектами этого вида криминалистической деятельности являются дознаватели и следователи органов внутренних дел, так как разрешение задач в виде раскрытия и расследования тайного маскируемого преступления в сфере экономической деятельности обусловливает необходимость интегрирования оперативно-розыскной функции органов внутренних дел с функциями дознания, предварительного следствия. В последние годы возникли реальные предпосылки для выделения такой разновидности криминалистической деятельности, как непосредственная и последовательная работа органов налогового контроля по раскрытию, административному и налоговому расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, ответственность за совершение которых предусматривают НК РФ и КоАП РФ. Применительно к этой разновидности криминалистической деятельности прослеживается определенная межотраслевая специфика. Она обусловлена тем, что модель выявления, раскрытия и расследования тайных маскируемых преступлений в сфере экономической деятельности может предопределяться тем, что наблюдается интеграция функции контрольно-проверочной работы налоговых органов, силами которых могут быть выявлены нарушения налоговой, финансовой дисциплины, предварительно квалифицируемые как преступления. В этом случае материалы ревизий, проверок, которые проводились по инициативе соответствующего налогового органа, передаются в соответствующий орган по подследственности в десятидневный срок после завершения оформления актов проверок или ревизий. Эти материалы в установленные сроки рассматриваются соответствующими службами ОВД с использованием возможностей оперативно-розыскной функции, а затем при наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и уголовно-процессуальной функции. Таким образом, модель криминалистической деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию тайных маскируемых преступлений в сфере экономической деятельности включает такой элемент, как соответствующие специализированные подразделения органов внутренних дел, а также такие элементы, как функции уголовной юстиции в виде ОРД и досудебного производства по уголовным делам (дознание и предварительное следствие), а также функцию контрольно-проверочной работы. Все сказанное выше позволяет выделить такую разновидность криминалистической деятельности, как непосредственная и последовательная работа по раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономики. Ее можно определить как совместную работу следователя, оперативного работника, эксперта-криминалиста, а в ряде случаев должностных лиц контрольно-проверочных органов, в процессе которой практически реализуются полномочия, предоставленные этим должностным лицам в интересах разрешения поставленных перед ними задач в области борьбы с экономической преступностью и иными противоправными деяниями, посягающими на финансовые интересы государства. Криминалистическую деятельность по выявлению, раскрытию и расследованию тайных маскируемых преступлений в сфере экономики целесообразно дифференцировать в зависимости от того круга субъектов, на которых возлагается обязанность разрешать эти задачи. С учетом этого можно выделить: а) криминалистическую деятельность по борьбе с экономической преступностью органов внутренних дел. Особенность ее в том, что субъектами здесь выступают, во-первых, оперативные работники специализированных подразделений по экономическим и налоговым преступлениям, реализующие функцию ОРД в области борьбы с экономической преступностью; во-вторых, контролеры-ревизоры этих подразделений; в-третьих, следователи ОВД, к подследственности которых отнесено расследование преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 151 УПК РФ); в-четвертых, эксперты-криминалисты ОВД, осуществляющие по данной категории уголовных дел поручения следователей, финансово-экономические и иные экспертизы; б) криминалистическую деятельность органов ФСБ в области борьбы с экономической преступностью. Разрешая задачи, которые возложены на органы ФСБ РФ, сотрудники данного ведомства, прежде всего следователи, оперативные работники, эксперты-криминалисты, обеспечивают криминалистическую деятельность исходя из норм УПК РФ, в том числе с учетом правила альтернативной подследственности раскрытия и расследования экономических преступлений. Особо следует отметить, что в структуре органов ФСБ РФ имеется служба экономической безопасности: Департамент экономической безопасности ФСБ РФ и его органы и подразделения на местах; в) криминалистическую деятельность таможенных органов по выявлению, раскрытию и расследованию экономических преступлений. Следует отметить, что основной функцией таможенных органов является осуществление таможенной политики государства и обеспечение экономической безопасности страны. Среди иных функций, возложенных на органы государственного таможенного комитета, можно отметить контроль за безопасностью ввозимых товаров, ведение борьбы с нарушениями таможенных правил, контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. Таможенные органы также реализуют систему мер по пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, оружия, антиквариата. В целях более успешного выполнения указанных функций в составе таможенных органов созданы и функционируют оперативные подразделения и служба дознания. Таким образом, субъектами криминалистической деятельности таможенных органов являются таможенные органы и дознаватели, работающие в этих подразделениях. При необходимости проведения экспертиз сотрудники отделов дознания таможенных органов обращаются в установленном законом порядке к соответствующим экспертным учреждениям; г) криминалистическую деятельность пограничной службы в области борьбы с экономической преступностью. Субъектами криминалистической деятельности органов пограничной службы являются сотрудники оперативных подразделений этого ведомства, которые осуществляют ОРД на основании как Федерального закона об ОРД, так и на основании ст. 27, 28, 30 Закона РФ «О государственной границе». В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ, а также п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ субъектами криминалистической деятельности органов пограничной службы являются дознаватели, производящие дознание по факту ряда преступлений в сфере экономической деятельности. При необходимости проведения сотрудниками пограничной службы экспертиз они обращались за помощью в соответствующие экспертные учреждения; д) криминалистическую деятельность специализированных служб органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономической деятельности. Криминалистическая деятельность специализированных служб органов уголовно-исполнительной системы обусловлена тем, что в пенитенциарных учреждениях могут создаваться хозяйствующие субъекты, которые вправе осуществлять производственную деятельность. В связи с этим появляется возможность для совершения преступлений в финансово-экономической сфере. Поэтому оперативные подразделения пенитенциарных учреждений органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ призваны обеспечивать экономическую безопасность учреждений, предприятий и организаций любых организационно-правовых форм собственности, находящихся в системе органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, выявляя, раскрывая, осуществляя дознание по фактам экономических преступлений. Криминалистическая деятельность может быть классифицирована и с учетом такого критерия, как субъектный признак. Так, отечественный законодатель счел целесообразным отнести подследственность определенного круга общеуголовных преступлений к компетенции следователей прокуратуры, а производство отдельных экспертиз при расследовании названных противоправных деяний — к обязанностям этого органа правопорядка. С учетом этого можно вести речь о соответствующей криминалистической деятельности органов прокуратуры. Особо следует выделить криминалистическую деятельность органов федеральной службы безопасности, к компетенции которой согласно ст. 10 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» отнесено выявление, пресечение и раскрытие таких общеуголовных преступлений, как незаконный оборот оружия, наркотических средств и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению. Безусловно, в качестве самостоятельной разновидности криминалистической деятельности будет выступать и соответствующая деятельность органов внутренних дел, структурно обеспечиваемая оперативными подразделениями уголовного розыска, оперативными аппаратами по экономическим и налоговым преступлениям, экспертами-криминалистами, следователями и дознавателями соответствующих подразделений. С учетом субъектного признака представляется целесообразным выделить криминалистическую деятельность органов уголовно-исполнительной системы, сотрудники оперативной службы которых обеспечивают реагирование на противоправные деяния — инциденты в виде убийств, иных уголовно наказуемых агрессивных проявлений, совершаемых заключенными под стражу и осужденными.

Иные виды криминалистической деятельности

Здесь необходимо выделить прежде всего криминалистическую деятельность по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в форме соучастия преступными группами, в том числе группами лиц по предварительному сговору, организованными группами и криминальными сообществами. Субъектами данной криминалистической деятельности являются, во-первых, оперативные работники службы органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью, которые выявляют и пресекают преступную деятельность вышеуказанных субъектов, используя возможности, предоставленные им Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». В системе следственных аппаратов МВД РФ имеются организационные звенья, которые специализируются на расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами согласно подследственности, установленной ст. 151 УПК РФ. Эксперты-криминалисты экспертной службы органов внутренних дел по поручениям этих следователей проводят различного рода экспертизы по данной категории уголовных дел. В последние годы бурный всплеск наркопреступности стимулировал становление и развитие криминалистической деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и прекурсоров. Субъектами ее являются сотрудники оперативных аппаратов специализированного правоохранительного органа, уполномоченного противодействовать наркопреступности. Субъектами данной криминалистической деятельности являются и следователи этих органов, к подследственности которых отнесено согласно ст. 151 УПК РФ расследование данной категории преступлений. Экспертизы по данной категории уголовных дел проводят экспертные службы как данного правоохранительного органа, так и иных экспертных учреждений. Подводя итог сказанному, следует признать и то обстоятельство, что законодатель устанавливает автономный правовой режим для определенной правовой функции: дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскной деятельности. Поэтому каждый субъект криминалистической деятельности пребывает в правовом поле определенного вида отраслевого законодательства, автономно регламентирующего деятельность следователя, эксперта-криминалиста, сотрудника оперативных подразделений, иных должностных лиц других органов при разрешении ими задач выявления, раскрытия и расследования преступлений. Однако в ходе практической деятельности происходит комплексная реализация полномочий вышеуказанных должностных лиц. Это и обусловливает постановку вопроса о такой социально-полезной человеческой деятельности, как криминалистическая, и ее видах. Все виды линейной криминалистической деятельности могут сочетаться между собой. В связи с этим существуют в научном обороте определенные словосочетания, обозначающие логическую цепочку процесса раскрытия и расследования: «оперативно-аналитический поиск в криминальной среде», «оперативная проверка криминальной информации», «использование результатов ОРД в уголовном процессе», «оперативно-розыскное сопровождение по уголовным делам». В ином варианте эта цепочка структурных компонентов расследования может выглядеть следующим образом: финансовый, налоговый мониторинг — налоговый контроль — использование его результатов для раскрытия налоговых и финансовых преступлений. Таким образом, криминалистическая деятельность представляет собой непосредственную и последовательную работу особого круга субъектов — следователей, оперативных работников, криминалистов, которые в строго определенном правовом режиме используют специально разработанную криминалистикой технологию выявления, раскрытия и расследования различного рода противоправных деяний. Эта технология интегрирует различные по правовой природе методы расследования с опорой на криминалистические приемы, выработанные с учетом достижений науки и техники. В своем системном единстве все это позволяет реконструировать криминальное событие, исследовать материальные носители доказательственной информации. Криминалистическая деятельность, безусловно, представляет собой и системную совокупность алгоритмизированных моделей, при помощи которых происходит реализация определенных функций уголовной юстиции и контрольно-проверочных функций. Если законодатель устанавливает процессуальные правила для осуществления процесса выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также отдельных видов правонарушений, то криминалистическая деятельность, ориентируясь на эти правила, указывает на конкретные приемы и методики разрешения названных задач.

——————————————————————