Факторы, влияющие на нарушение законности в деятельности органов внутренних дел, и средства воздействия на них

(Федулаев Д. А., Мартыненко Н. Э.) («Адвокатская практика», 2005, N 6)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, И СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НИХ

Д. А. ФЕДУЛАЕВ, Н. Э. МАРТЫНЕНКО

Федулаев Д. А., адъюнкт кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России, капитан милиции.

Мартыненко Н. Э., научный руководитель, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1 — 2 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией на первое место в уголовном праве России поставлена цель охраны от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ), в интересах которого должно действовать государство. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество. Традиционно законность отождествлялась с нормопослушностью, правоприменительной дисциплиной, точным и неуклонным исполнением всех предписаний закона. В уголовном праве принцип законности подразумевает соблюдение закона органами власти при квалификации деяния либо отнесении деяния в разряд преступления. Органы внутренних дел призваны выступать гарантом прав и законных интересов всех без исключения граждан (будь то преступник или пострадавший от преступления, материально обеспеченный человек или нищий и т. д.) и в своей деятельности должны подчиняться только закону. Выступая в качестве субъекта уголовно-правовых отношений, органы внутренних дел осуществляют деятельность по реализации норм уголовного права. В указанной сфере отношений задачей органов внутренних дел является борьба с преступностью. П. Ф. Гришанин выделяет следующие группы мер уголовно-правового воздействия на преступность <*>. ——————————— <*> Гришанин П. Ф. Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализация органами внутренних дел. Лекция. М.: Академия МВД России, 1996. С. 5 — 6.

1. Уголовно-правовые меры предупреждения преступлений (пропаганда законодательства, официальное предостережение потенциальных правонарушителей, побуждение правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатых преступлений, побуждению правонарушителей к деятельному раскаянию, содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказание); 2. Уголовно-правовые меры пресечения преступлений (пресечение преступлений путем необходимой обороны и задержания преступников, путем привлечения к ответственности за приготовление или покушение на преступление, путем своевременного применения уголовно-правовых запретов с двойной превенцией); 3. Уголовно-правовые меры реализации ответственности правонарушителей (выявление, регистрация преступлений, возбуждение уголовных дел, раскрытие преступлений; обеспечение возмещения вреда, причиняемого преступлениями, обоснованная квалификация общественно опасных деяний; замена уголовной ответственности иной, более мягкой, ответственностью; применение мер пресечения к подозреваемым и обвиняемым; отправление правосудия, что охватывает осуждение лиц, виновных в совершении преступлений; индивидуализация наказаний осужденных, что может быть сопряжено с назначением принудительных мер медицинского характера; исполнение наказаний и смягчение наказаний осужденных). Органы внутренних дел применяют почти все перечисленные меры уголовно-правового воздействия на преступность. В реализации части этих мер органы внутренних дел принимают опосредованное участие путем предоставления необходимой информации. Так, они обеспечивают судебную индивидуализацию наказания путем сбора и процессуального закрепления необходимых для этого доказательств. Одной из наиболее важных форм деятельности органов внутренних дел по реализации уголовно-правового принципа законности является правоприменение. На основе правоприменительной деятельности осуществляется деятельность по охране прав и свобод личности (правоохранительная деятельность): предупреждение, выявление, раскрытие, расследование преступлений и иных правонарушений. Реализация норм уголовного права представляет собой правоприменительный процесс указанной отрасли права. Соблюдение субъектами правоприменения принципов уголовного права обеспечивает четкое, своевременное, правильное претворение в жизнь нормативных предписаний, их реальное воздействие на участников общественных отношений. Непосредственными обязанностями органов внутренних дел являются: установление имевших место в действительности фактов, событий и всех сопутствующих им обстоятельств преступления; выяснение правовых признаков, объективно присущих этим фактам и событиям в соответствии с действующим уголовным законом; квалификация этих фактов, событий; оправдание, прекращение уголовного дела со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Все это составляет процесс применения уголовного закона. Именно точное и правильное исполнение данных обязанностей подразделениями ОВД называется реализацией уголовно-правового принципа законности. Пока же зачастую мы имеем положение, «когда те, кто призван по закону охранять и защищать права и интересы граждан, сами совершают преступления, наносят вред гражданам… Это явление ведет к размежеванию общества и власти, и сейчас создается опасная ситуация, когда гражданин в сотруднике милиции не видит защитника» <*>. ——————————— <*> Миронов О. О. Государство обязано защищать права человека // Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 — 20 апреля 2002 г.). Выпуск 1. М., 2002. С. 49.

В настоящее время в своей деятельности органы внутренних дел нередко нарушают права и законные интересы граждан, что выражается в несвоевременной регистрации сообщений о преступлениях, принятии незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, поверхностном выяснении объективных обстоятельств произошедшего, фальсификации объяснений потерпевших и свидетелей, искажении истинной картины происшествий. Все это в конечном итоге приводит к отрицательному отношению граждан к правоохранительным органам и государству, которое они представляют. В период с 1 февраля по 30 апреля 2004 г. в подразделениях органов внутренних дел Республик Татарстан и Саха (Якутия), Красноярского края, Липецкой и Московской областей, г. Санкт-Петербурга был осуществлен эксперимент по участию органов государственной статистики в регистрации и статистическом учете преступлений. В ходе эксперимента было установлено, что подавляющее большинство укрытых преступлений совершается при разрешении материалов оперативными сотрудниками, следователями и дознавателями, в том числе при вынесении ими необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, его незаконном прекращении либо приостановлении. Необходимо заметить, что не во всех случаях причинами нарушения законности являются недобросовестное отношение сотрудников к исполнению должностных обязанностей, поверхностное изучение материалов должностными лицами, некомпетентность сотрудников, недобросовестное отношение оперативных дежурных частей к выполнению требований нормативных документов, регламентирующих порядок приема и регистрации заявлений и сообщений граждан о противоправных действиях <*>. ——————————— <*> См.: Меховик А. М., Мордовец А. С., Силантьева А. В. Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел // Правоведение. 1999. N 3.

Хотя данные обстоятельства, безусловно, имеют место в деятельности органов внутренних дел, все же нельзя списывать со счетов и такие причины нарушения законности, как несовершенство самих законов и нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов. Кроме перечисленных, существует еще множество неблагоприятных факторов, с которыми в современных условиях сталкиваются органы внутренних дел. Отсутствие должного внимания к повышению уровня профессиональной подготовки руководителей приводит к ослаблению контроля со стороны начальников за деятельностью подчиненных, что, в свою очередь, влечет за собой ухудшение психологического климата внутри коллектива, снижение правосознания отдельных сотрудников. Правовой нигилизм является причиной того, что сотрудник милиции ставит свои личные интересы превыше интересов государства, в результате чего попадает в условия, способствующие нарушению им дисциплины, его коррумпированию. Большое значение имеют и такие факторы, как недостаточное финансирование деятельности органов внутренних дел, неправильная кадровая политика. За честную службу сотрудник милиции получает из казны зарплату, на которую при постоянно растущих ценах день ото дня все труднее сводить концы с концами. А за нечестную — имеет от лиц, стремящихся любыми путями обойти закон, такую «подпитку», что зарплату можно отдать детям на мороженое <*>. ——————————— <*> Колмаков В. А. О коррупции, службе и законе // Российское государство и углубление реформ в контексте внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 — 20 апреля 2001 г.). Выпуск 1. Калуга, 2001. С. 488.

В совокупности эти факторы приводят к тому, что человеку, решившему посвятить себя защите прав и законных интересов личности, неимоверно тяжело справляться со всей массой нарушений этих прав и свобод, порой, смотреть «сквозь пальцы» на менее тяжкие преступления для того, чтобы предупредить совершение более тяжких либо раскрыть их. Соблюдение принципа законности в деятельности органов внутренних дел подразумевает недопущения проявлений предвзятости, тенденциозного подхода при проведении дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, волокиты, черствости, безразличия к судьбе людей, полного исключения случаев необоснованных задержаний и арестов, незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности и освобождения от нее. Нельзя не согласиться с мнением авторов, работавших над решением этой проблемы еще в 70 — 80-е гг., которое состояло в том, что для укрепления законности, следует использовать весь арсенал средств управленческого воздействия на ее состояние <*>. В. С. Афанасьев, исходя из объекта воздействия, разделяет указанные средства на четыре основные группы. ——————————— <*> Более подробно об этом см.: Афанасьев В. С. Организационно-управленческие основы обеспечения социалистической законности в деятельности органов внутренних дел // Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. Вып. 2. М., 1978. С. 47 — 66.

К первой группе относятся средства, определяющие организацию органов внутренних дел и заключающиеся в установлении или изменении их структуры, целей, задач, функций, обязанностей сотрудников и т. д. Вторую группу составляют средства, определяющие порядок функционирования органов внутренних дел. Они связаны с установлением, изменением и практической реализацией порядка подготовки и принятия ведомственных нормативных актов и других управленческих решений, а также с организацией их исполнения; расстановкой сил и средств; порядком осуществления внутриведомственного контроля и оказания практической помощи подчиненным органам и сотрудникам; системой оценки их работы; порядком использования внутриведомственной информации и др. В третью группу средств входит работа по профессиональной ориентации и отбору кадров; их профессиональной подготовке и переподготовке; распределению и расстановке; дисциплинарной практике; воспитанию и т. д. К четвертой группе относятся средства, обеспечивающие реализацию факторов внешнего (по отношению к органам внутренних дел) воздействия на состояние законности в их работе — экономических, политических, правовых, культурных и иных. К ним, в частности, относятся: распределение и использование материальных ресурсов (техника, транспорт, средства связи и т. п.); получение и использование информации других ведомств (научная и иная литература; материалы правоохранительных органов и др.); дача разъяснений о порядке применения норм права; выявление и устранение недостатков в работе; организация взаимодействия с другими государственными органами и общественностью и т. д. Использование данных средств остается актуальным и в условиях настоящего времени. Конечно, на состоянии законности, а равно и на морально-психологической готовности личного состава органов внутренних дел к выполнению служебного долга сказывается весь комплекс не в полной мере решенных вопросов социальной и правовой защиты сотрудников, низкий уровень денежного содержания, материально-технического и бытового обеспечения и т. п., неблагополучные условия прохождения службы. Однако для того, чтобы органы внутренних дел достойно выполняли свое предназначение, не допускали роста преступности, обеспечивали правовую защищенность граждан, личность каждого сотрудника должна отвечать высоким профессиональным и этическим требованиям. Только люди, имеющие твердые моральные устои, обладающие высоким уровнем правосознания и профессиональной квалификации, способны обеспечить порядок в стране.

——————————————————————