Выступление по теме: «Нормы и практика предупреждения кризисных угроз, планы действий»

(Арну К.)

(«Право и политика», 2006, N 4)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «НОРМЫ И ПРАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

КРИЗИСНЫХ УГРОЗ, ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ»

К. АРНУ

Арну Клэр — уполномоченный представитель Генерального секретариата по вопросам национальной обороны при Премьер-министре Франции.

Дамы и господа, прежде чем представить вам французское планирование в борьбе с терроризмом, я хотела бы представить службу, в которой я работаю.

Я работаю в Секретариате по вопросам национальной обороны, это служба Премьер-министра, которая работает в тесной связи со службой Президента Республики и помогает главе Правительства в выполнении его функций и обязанностей в области национальной обороны и безопасности. То есть это организация межминистерской координации, и я работаю главным образом в той области, которая касается охраны и обеспечения безопасности государства и которая должна обеспечивать функционирование в любых ситуациях деятельности правительственных органов на всей территории страны.

Деятельность организовывается по трем направлениям: подготовка государства к опасности крупных рисков, к новым опасностям благодаря планированию безопасности, проведению учений, а также охрана государственной тайны и закрытой информации, защита средств передачи информации и правительственной связи.

Что касается французского планирования борьбы против терроризма, то у нас есть охрана, бдительность, предупреждение и защита. Мы разработали план Vigipirate (Вижипират), который я вам еще представлю.

У нас есть планы вмешательств, которые существуют в ответ на неотразимую угрозу или теракт, и я вам буду говорить, в частности, об угрозах, связанных с ядерным, биологическим, химическим оружием. А также мы должны оказывать помощь конкретным лицам, такие планы тоже разработаны.

Что касается плана Вижипират, то он имеет своей целью обеспечивать безопасность деятельности государства в целом, предприятий, видных деятелей и французских граждан. Поэтому он связан с правительственными организациями, с общественными организациями, с оказанием помощи населению, с защитой от ядерного, химического, биологического поражения, с защитой питьевой воды, уязвимых строений, систем информации, средств транспорта — наземного, железнодорожного, речного, морского, а также авиационного и даже с защитой интересов французов за границей.

Поэтому в плане есть охрана, бдительность, предупреждение и защита, адаптированные ко всем типам угроз. Это предполагает мобилизацию и работу определенных агентов, которые в любой момент могут вернуться к своей обычной деятельности. План основан на оценке характера угрозы на основе анализа, который представлен средствами разведки. В этих ситуациях вырабатываются различные уровни опасности, их четыре. И они определены соответствующими цветовыми кодами. Есть желтый уровень, который призывает усилить бдительность перед лицом реальных, но еще не уточненных рисков путем принятия локальных методов, в наименьшей степени затрагивающих обычную жизнь, и через несколько дней этот цвет может быть сменен на оранжевый или красный цвет.

Оранжевый цвет представляет собой реакцию на возможную террористическую угрозу, а также соответствует умеренному нарушению нормальной активности, и он может перейти в красный и алый цвета в зависимости от задействованных средств.

Красный уровень позволяет принимать необходимые меры для того, чтобы предупредить выявленную опасность и осуществление одного или двух терактов, принять меры по защите вооружений, а также разработать средства поддержки и защиты соответствующей ситуации.

Алый уровень означает предупреждение рисков крупных терактов, он позволяет задействовать различные оперативные схемы, чтобы предупредить различные разрушительные последствия.

Этот план позволяет действовать достаточно гибко, а также хорошо координировать деятельность различных госструктур.

——————————————————————