Проблемы международного сотрудничества по борьбе с наркотиками

(Хасан М.) («Право и политика», 2006, N 8)

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ

М. ХАСАН

Хасан Мохаммад — кандидат юридических наук, докторант кафедры международного права Российского университета дружбы народов.

Человек, испокон веков искал и ищет способы доставить себе удовольствие, облегчить свои страдания либо иным образом спрятаться от пугающей его действительности путем применения различных одурманивающих веществ. Все многообразие видов наркомании существует издавна, и наш век высоких технологий не внес ничего принципиально нового в эту область. Так, в странах Индокитая действовали традиции потребления листьев канабиса; в Южной Америке индейцы употребляли (жевали) листья кока; в Юго-Восточной Азии было распространено потребление различных опиатов (опия-сырца, гашиша и некоторых других). Такого рода немедицинское потребление наркотических веществ было небольшим и объяснялось в основном национальными и религиозными традициями. Постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где практически беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги и свободно распространяются идеи, создает реальные предпосылки для активного развития социально опасных явлений. Стремительное распространение наркотиков в мире в последнее десятилетие стало реальной угрозой всей человеческой цивилизации. Незаконная торговля наркотиками уже давно переросла границы отдельных государств и проникла на все континенты. С катастрофической скоростью наркотики распространяются как среди многочисленных народов, так и в малых этнических группах. Вовлечение территорий все большего количества государств в нелегальный оборот наркотиков сопровождается расширением масштабов криминализации общества, увеличением числа людей, страдающих от наркозависимости и других заболеваний, связанных с употреблением наркотических средств (СПИД, гепатит). На сегодняшний день свыше 180 млн. человек (4,2% населения земного шара старше 15 лет) употребляют наркотики различного рода. Около 144 млн. человек пристрастилось к курению канабиса (марихуаны) — самого распространенного наркотического средства. Кокаин употребляют 14 млн. человек в мире, наркотики опийной группы — 13,5 миллионов, из которых потребители героина составляют 9 млн. человек. Стимуляторами амфетаминового ряда злоупотребляют 29 млн. мирового населения <*>. ——————————— <*> World Drag Report 2000. UN ODCCP. New York: Oxford University Press, 2000. P. 70.

Массовое пристрастие к наркотическим средствам неизбежно ведет к интеллектуальной, физической и социальной деградации общества в целом. Человек, страдающий от наркотической зависимости, со временем теряет социальные связи, испытывает духовный вакуум, чувство безысходности и одиночества, утрачивает интерес к умственному и физическому труду, оказывается неспособным создавать семью и т. п. Его жизнь сопровождается бытовой неустроенностью, страданиями различных заболеваний, в большинстве своем обусловленных приемом наркотиков (ВИЧ-инфекция, гепатит). На рубеже XIX — XX вв. такое потребление стало постоянно увеличиваться и приобрело черты целой социальной проблемы в ряде стран. Такой всплеск потребления наркотиков можно объяснить тем, что именно в эти века стала бурно развиваться наука, рушились старые взгляды на мироустройство, начали быстро расти города, и люди стали искать убежища от тяжелой действительности в собственных эйфоричных мечтах, грезах. Этот всплеск был также обусловлен тем, что именно с XIX в. наркотики из районов традиционного потребления (Индокитай, Юго-Восточная Азия) стали появляться в Западной Европе, а оттуда — в США. Здесь необходимо отметить, что на «родине наркотиков» их потребление, хотя и было традиционным, но ограничивалось сильнейшим механизмом: религиозными и социальными общепринятыми и зачастую негласными законами, чего не было в европейских странах и Америке. Однако очень скоро стало ясно, что срочно необходимо разработать действенные и эффективные законы, регулирующие данные общественные отношения. И вот в 1945 году во Франции был принят закон о наркотических веществах, а затем аналогичные постановления против наркомании были приняты в некоторых штатах США. После Первой мировой войны наркомания стала серьезной социальной проблемой, а в некоторых районах потребление наркотиков приобрело размах бедствия, в первую очередь влияя на здоровье человека. На Лигу Наций был возложен контроль за международным сотрудничествам в области борьбы с распространением наркотиков, а также было принято два международных правовых акта: 1. Женевское соглашение о запрещении производства, продажи и использования очищенного опиума — от 11.02.25. 2. Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19.02.25. Тем не менее вопросы уголовно-правового преследования лиц, виновных в незаконном производстве и распространении наркотических веществ, регулировались национальным и внутренним правом каждой отдельно взятой страны. Государства как гарант безопасности и охраны здоровья населения были вынуждены принимать меры не только на национальном уровне, но и консолидировать свои усилия вместе с международным сообществом в рамках широкого международного сотрудничества. Торговцы наркотиками стали объединяться в международные преступные организации, в связи с чем и возникла необходимость введения международных уголовно правовых мер ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Женевская конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами от 26.06.36 предусматривала возможность выдачи преступника иностранному государству для привлечения его к ответственности. Третий этап международного сотрудничества в области борьбы с наркоманией начался с момента создания ООН. В 1946 г. ООН приняла резолюцию, которой утвердила комиссию по наркотическим средствам. В 1961 г. этой комиссией был выработан многосторонний международный договор о наркотических средствах. Следующую стадию создания системы международного контроля над производством и распространением наркотических веществ можно отметить подписанием 21.02.71 в Вене Конвенции о психотропных веществах. В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла международную стратегию в области борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами (Рез. 36, 168), выполнение которой поручено Комиссии по наркотическим средствам. Конференция в Вене в 1988 г. приняла Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая вступила в силу 11 ноября 1990 г. Программа ООН по международному контролю над наркотическими средствами учреждена в соответствии с резолюцией ГА ООН N 45\179 21 декабря 1990 г. в качестве единой структуры, ответственной за координацию международных усилий в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Ее штаб-квартира располагается в Вене, 24 региональных представительства функционируют по всему миру. Одним из ключевых направлений деятельности этой организации является поддержание субрегионального, регионального и международного сотрудничества. Вполне очевидно, что сотрудничество государств в борьбе против наркотиков не только сохраняется, но и усиливается. Следовательно, международная борьба с незаконным оборотом наркотиков стала одной из наиболее злободневных транснациональных проблем. Ни одна отдельно взятая страна не может рассчитывать на успех в борьбе с наркомафией без широкого международного сотрудничества. В отличие от ранее принятых документов новая Конвенция делает упор на принятии международно-правовых мер по пресечению незаконной торговли наркотиками и обеспечению неотвратимости наказания преступников. Она предусматривает возможность ареста и конфискации иностранной собственности, доходов и банковских счетов. В ст. 38 Единой конвенции о наркотических средствах говорится, что стороны уделяют особое внимание созданию условий для лечения наркоманов, заботе о них и восстановлению их трудоспособности. «Если для какой-нибудь стороны наркомания представляет серьезную проблему и ее экономические ресурсы позволяют ей это делать, то желательно, чтобы эта сторона обеспечила надлежащие условия для лечения наркоманов», — отмечается в части 2 указанной статьи. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ предусматривает в качестве альтернативы применение таких мер, как перевоспитание, восстановление трудоспособности, социальная реинтеграция, лечение от наркомании и последующее наблюдение за больным (п. 4 ст. 3). Наркомания имеет большой социальный аспект, так как она приобрела масштабы, имеющие общественную значимость. Это обусловлено, во-первых, массовостью употребления наркотических средств, во-вторых, ростом преступности, вызываемой наркоманией, в третьих, ростом инфекционных заболеваний. Россия участвует в Конвенции 1988 г. Представитель России принимает активное участие и в работе Комиссии по наркотическим средствам. В настоящее время в эту комиссию входят 40 государств. Эксперт от России входит в состав Международного комитета по контролю над наркотиками, состоящего из 13 человек. Комитет осуществляет контроль за соблюдением странами договоров о наркотических средствах, запрашивает государства о ежегодном производстве, потреблении, ввозе и вывозе наркотиков, осуществляет наблюдение за торговлей наркотиками, информирует государства и получает от них разъяснения по различным вопросам торговли, оборота, распределения наркотических средств… С целью создания более мощной финансовой базы для осуществления сотрудничества в данной области в 1971 г. был создан фонд ООН для борьбы со злоупотреблением наркотиками. В медицинской литературе нет устоявшейся, точной терминологии. В справочнике по психиатрии термины «наркомания» и «токсикомания» равнозначны и описаны как состояние временной или хронической интоксикации, вызываемой употреблением натуральных или синтетических веществ (лекарственные препараты, пищевые и промышленные яды). Согласно определению Всемирной организации здравоохранения под токсикоманией (наркоманией) подразумевается состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной натуральным или синтетическим веществом, опасное для индивида и общества. Это состояние периодической или хронической интоксикации натуральным или синтетическим наркотическим веществом характеризуется влечением к данному веществу, а также психической и физической зависимостью от эффекта этого вещества. Различие наркомании и токсикомании заключаются в предмете потребления. Наркоманию вызывают вещества, официально, в установленном законом порядке, признанные наркотическими и взятые под контроль в качестве таковых. Злоупотребление же другими веществами, не отнесенными к наркотическим и не взятыми в качестве таковых под контроль, но вызывающими привыкание и болезненное пристрастие, следует считать токсикоманией. Следовательно, проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков в настоящее время является для России чрезвычайно актуальной. За последнее десятилетие страна из относительно благополучной превратилась в крупнейший регион потребления и продажи наркотических средств. Несмотря на организационные и практические меры правоохранительных органов и системы здравоохранения, а также усилия антинаркотических общественных организаций эксперты признают, что наркологическая ситуация в России ухудшается с каждым годом. Опасность наркомании очевидна. Наркоманы в силу своей агрессивности, злобности, вспыльчивости, свойственных в периоды воздержания от принятия наркотиков, совершают различного рода преступления против личности, собственности, общественного порядка и общественной безопасности. В стремлении любыми средствами раздобыть наркотики они прибегают к кражам, грабежам, разбоям. В плане повышения эффективности в борьбе с этим явлением большое значение имеет изучение практики других стран. За последнее время появились работы по данной проблеме, посвященные опыту европейских стран, США <*>. В качестве примера можно привести договор о сотрудничестве Мексики и США в области борьбы с торговлей наркотиками. В то же время мы имеем скудную информацию из стран Юго-Восточного региона, стран СНГ. Данная проблема, пути ее преодоления в этих регионах представляют научный и практический интерес и имеют свои особенности. В этом отношении особенно интересен опыт Социалистической Республики Вьетнам и Республики Беларусь. Из другого региона к этим странам можно добавить Афганистан, так как Афганистан по выращиванию, производству и реализации наркотических веществ занимает особое место в мире. Но об этом мы поговорим позже, а также пример Мексики и США будет использован в качестве сравнения. Вышеуказанные страны имеют свою специфику политического, юридического, экономического и географического характера. ——————————— <*> См. Грешко А. Я. Борьба с наркоманией: Россия, Вьетнам, Беларусь (опыт и проблемы) / Международное право (International Law). 1998. N 2. Ст. 213.

По данным МВД РФ, в 1997 г. в России было зарегистрировано 184832 преступления, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильно действующими одурманивающими веществами. Наркоманами были совершены следующие преступления: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ — 175872 (удельный вес — 95,2%); вымогательство наркотических средств или психотропных веществ — 399 (удельный вес — 002%). Темпы роста составили 91%. Было раскрыто более 400 тыс. преступных групп, занимающихся наркобизнесом. Контрабанда наркотиков возросла почти на 50%. Если проанализировать динамику роста числа лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками, в абсолютных показателях, то это выглядит следующим образом: 1993 г. — 2329 чел; 1994 г. — 5871; 1995 г. — 7353; 1996 г. — 8129; 1997 г. — 11070 чел. Количество всех потребителей наркотиков в России составляет более 2 млн. человек. Во Вьетнаме количества таких лиц составляет 62170 чел. Значительное их число в Республике Беларусь. Мировая статистика отмечает, что количество потребителей наркотических средств стабильно растет. Есть все основания полагать, что рост числа наркоманов будет происходить и дальше, а следовательно, будет расти и спрос на наркотики. С целью создания рынка сбыта наркотиков наркобизнес принимает всяческие усилия по склонению к потреблению наркотиков все новых и новых лиц, по организации притонов для их приема, а также по расширению источников поступления и масштабов производства наркотических средств и их распространения. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди подростков, несовершеннолетних и молодежи. Они составляют основную долю среди потребителей наркотиков. Они совершают значительное количество преступлений. В СРВ из — 62170 человек, потребляющих наркотические средства, 26017 человек являются студентами или школьниками. Наиболее активно потребляют наркотики лица в возрасте 18 — 30 лет, причем 80% из них продолжали употреблять наркотические вещества несмотря на принятые в отношении них меры воздействия медицинского, воспитательно-профилактического характера. В этих странах существует серия законов и других нормативных актов по этому вопросу. Например, в Постановлении Правительства СРВ «Об усилении борьбы с проституцией, порнографией и наркоманией» 87 // СРВ от 12 декабря 1995 г. говорится, что наркомания является социальным пережитком, несовместимым с моралью, традициями народа, отрицательно влияющим на здоровье людей, их жизнь и общественный порядок. В Постановлении особый акцент делается на необходимости строго наказывать лиц, вовлекающих несовершеннолетних в наркоманию. В связи с увеличением количества лиц, употребляющих наркотические средства, ростом наркоманийной преступности в новом Уголовном кодексе СРВ, принятом 10 мая 1997 г. выделена отдельная глава V11a: «Наркоманийные преступления» <*>. Думается, что такой подход к проблеме заслуживает внимание и других стран, в том числе России и Республики Беларусь. В указанной главе предусмотрена уголовная ответственность за такие преступления, как незаконное культивирование растений, содержащих наркотические вещества (ст. 185-а); незаконное изготовление наркотических средств (ст. 185-б); незаконное хранение наркотических (ст. 185-в); незаконная перевозка наркотических веществ (ст. 185-г); приобретение наркотических веществ с целью сбыта (ст. 185-д); хищение либо вымогательство наркотических веществ (ст. 185-е), незаконное хранение, перевозка, приобретение либо сбыт сырья для изготовления наркотических веществ (ст. 185-ж); организация, содержание притонов для потребления наркотических веществ (ст. 185-з, к). ——————————— <*> Грешко А. Я. Указ. соч. С. 217 — 218.

Законодатель предусмотрел самые жесткие санкции за совершение указанных преступлений: от штрафа до пожизненного лишения свободы или смертной казни. Надо сказать, что в других странах, и в том числе в России, такого жесткого подхода к проблеме борьбы с наркоманией не наблюдается. Достаточно сказать, что самой жесткой санкцией за совершения наркоманийных преступлений по Уголовному кодексу Российской Федерации является лишение свободы до 15 лет (ст. ст. 228, 229 УК РФ). Кроме того, по новому Уголовному кодексу СРВ предусмотрена уголовная ответственность за такие преступления, как «незаконное потребление наркотических веществ» (ст. 185-л) и «принуждение либо вовлечение других лиц в незаконное потребление наркотических веществ» (ст. 185-м). В случае, если лицо, несмотря на принятые меры медицинского, воспитательного характера, продолжает потреблять наркотические вещества, то оно наказывается лишением свободы на срок от 3 месяцев до 2 лет. При продолжении же дальнейшего незаконного потребления наркотических веществ уголовный закон предусматривает санкцию в виде лишения свободы от 2 до 5 лет (ч. 2 ст. 185-и). Принуждение либо вовлечение других лиц в незаконное потребление наркотических веществ также влечет уголовную ответственность и наказание в виде лишения свободы от 2 до 7 лет (ст. 185-к). За квалифицированный состав данного деяния предусмотрено применение наказания в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет или от 15 до 20 лет (ч. 2 ст. 185-ж). К числу квалифицирующих обстоятельств относятся такие, как неоднократное совершение деяний группой лиц, неоднократно в отношении несовершеннолетних, не достигших 13 лет, в отношении беременных женщин; в отношении лиц, проходящих лечение; приведших к смерти людей; повлекших вред здоровью других лиц; вызвавших опасную болезнь у других лиц. В случаях, если в результате принуждения или вовлечения наступила смерть людей, санкция предусматривает пожизненное заключение или смертную казнь (ст. 185-ж). В Социалистической Республике Вьетнам существует система оказания наркологической помощи больным наркоманией, которая в целом является логически последовательной и завершенной. В стране существует три основных вида учреждений, оказывающих такую помощь: медицинские центры, лечебно-трудовые профилактории и исправительно-трудовые колонии. Медицинские центры осуществляют лечение только на добровольной основе, по желанию больного. Они бывают как государственные, так и частные. Лечение проводится на платной основе: 70 долларов за 10 дней. Широко применяется опыт восточной медицины, используются лекарства, настоянные на травах. Приглашаются специалисты из Австрии, Африки, Франции. Курс лечения длится 10 дней, его эффективность составляет 30 — 37%. Средний возраст больных 30 лет. Следует отметить увеличение числа несовершеннолетних наркоманов, проходящих лечение. Более 30% проходящих в центре лечение ранее совершили преступления. В лечебно-трудовые профилактории больные направляются в принудительном порядке. Указом Национального Собрания Республики «Об ответственности за административные нарушения» от 6 июля 1995 г. (ст. 24) предусмотрено, что лицо, часто употребляющее наркотические вещества и к которому со стороны местных органов власти неоднократно применялись воспитательные меры, по решению исполкома направляется на принудительное лечение на срок от трех месяцев до одного года. Оказание наркологической помощи осужденным наркоманам регламентируется Указом Национального Собрания «Об исполнении уголовных наказаний для осужденных» от 8 марта 1993 г. и совместной Инструкцией 12/TTLB МВД, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства социальной защиты населения СРВ от 20 декабря 1993 г. «Об исполнении уголовных наказаний, рекомендациях исполнения режима питания, проживания, лечения и о социальном страховании осужденных». В названном указе (ст. 27) говорится, что лицо при отбывании наказания имеет право лечиться в медицинской части ИТК. В тяжелых случаях заболевшее наркоманией лицо может лечиться в государственных больницах. В таких случаях начальник ТК должен извещать об этом родных больного. Если лицо, отбывая наказание, находится в состоянии невменяемости, лечение может быть назначено только на основании заключения медицинской комиссии. Судом на основании данного заключения могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Их исполнение возлагается на МВД, Минздрав и Министерство финансов. Следует отметить, что по вьетнамскому законодательству, так же как и по законодательству России и Республики Беларусь, совершение преступления в состоянии наркоманийного опьянения не освобождает лицо от уголовной ответственности. Согласно ст. 35 Указа Национального Собрания «Об исполнении уголовных наказаний для осужденных», лицу, совершившему общественно опасное деяние в состоянии наркоманийного опьянения, суд на основании медицинского заключения может назначить принудительное лечение. Срок принудительного лечения зависит от курса лечения. Если наркоман успешно окончит курс лечения, то прокуратура или суд могут освободить осужденного от дальнейшего его прохождения. Принудительное лечение осужденных наркоманов исполняется по месту отбывания лишения свободы. Прекращение такого лечения производится судом по представлению органа, исполняющего наказание на основании заключения медицинской комиссии. В случае, если на момент освобождения из ИТУ нет заключения о прекращении принудительного лечения, администрация мест лишения свободы направляет необходимые материалы в суд с ходатайством о продлении принудительного лечения, которое в дальнейшем может проводиться медицинскими учреждениями органов здравоохранения: медицинскими центрами, лечебно-трудовыми профилакториями. Говоря об опыте борьбы с наркоманией в Республике Беларусь, следует отметить, что он во многом дублирует опыт России. Однако следует отметить, что уголовное законодательство Республики Беларусь предусматривает более жесткие санкции к наркоманам, к лицам, занимающимся наркоманией. Так, например, санкция ч. 1, ст. 219-1 Уголовного кодекса за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку с целью сбыта, а равно незаконный сбыт наркотических средств предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. Уголовный кодекс России за аналогичное деяние предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 2 ст. 228). Уголовное законодательство России (ч. 1 ст. 228 УК РФ) предусматривает ответственность за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств только в крупном размере. Для уголовного законодательства Республики Беларусь (ст. 219-5 УК) наличие крупного размера необязательно. В свою очередь следует отметить и большой опыт России в деле борьбы с наркоманией, результатом которого являются соответствующие нормы в новых Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах, а также принятие Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года есть раздел VI, посвященный применению принудительных мер медицинского характера. Предусматриваются основания их применения (ст. 97), цели (ст. 98), перечисляются виды этих мер (ст. 99), и др. В частности, принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, совершившим преступления и признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Уголовное законодательство подчеркивает профилактическую направленность данных мер. В ст. 98 УК РФ говорится, что одной из целей применения принудительных мер медицинского характера является предупреждение совершения наркоманом новых преступных деяний, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии невменяемости, но нуждающимся в лечении от наркомании, суд наряду с наказанием может назначить принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного лечения у психиатра. Кроме того, одной из обязанностей, которую суд может возложить при условном осуждении лица, является обязанность пройти курс лечения от наркомании (ч. 5 ст. 73 УК РФ). Уголовное законодательство России предусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 УК РФ); хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ). Острота проблемы борьбы с наркоманией обусловила необходимость принятия 8 января 1998 г. Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». В истории Российского государства такой комплексный закон принят впервые. Данный Закон раскрывает понятие основных терминов, характеризующих наркоманию. Среди них понятие наркотических средств; прекурсоров наркотических средств; аналогов наркотических средств; оборота наркотических средств; наркомании; больного наркоманией; незаконного потребления наркотических средств и др. Закон определяет принципы государственной политики в данной сфере: государственная монополия на основные виды деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; лицензирование всех видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. В 1998 г. исполнилось 50 лет со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот год объявлен годом прав человека, и с этой позиции очень важно отметить, что впервые на законодательном уровне решен вопрос об ограничениях, устанавливаемых для больных на отдельные виды профессиональной деятельности (ст. 45). Важной профилактической мерой в сфере предупреждения наркомании является установление наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с наркоманией. После освобождения из мест лишения свободы за лицом, совершившим тяжкое преступление или особо тяжкое преступление, связанное с наркоманией, по решению суда может быть установлено наблюдение за ходом его социальной реабилитации, предусматривающее запрет посещений определенных мест (ст. 50). Что касается Афганистана, то с апреля 1992 г. проблема наркотиков является не только национальной, но и международной проблемой в этой стране. По оценкам экспертов на долю Афганистана приходится половина мирового производства опиума и героина. Из 29 провинций Афганистана в 27 выращивался опиумный мак, под посевами которого занято более 70 тыс. гектаров земли. В 13 провинциях это основной сельскохозяйственный продукт и источник дохода населения. Выращиванием опиумного мака занято более 200 тыс. крестьянских семей. В 1999 г. собрано примерно 2500 тыс. тонн опиума-сырца. Из них произведено более 250 тонн героина. Для сравнения: в 1984 г. была собрана 41 тонна опиума-сырца, в 1989 г. 650 тонн, в 1996 г. около 2000 тонн, в 1998 г. получено опиума-сырца немногим более 3000 тыс. тонн, в 1999 г. 4500 тыс. тонн. В 2000 г. наркодельцы планировали произвести уже более 5000 тыс. тонн опиума-сырца, и количество переработанного героина могло возрасти до 7000 тыс. тонн. В увеличении сборов опиума-сырца и приобретении тяжелых наркотиков по сниженным ценам заинтересованы различные международные наркокартели для получения сверхприбыли на рынке наркотиков. Подобным экстенсивным способом наркокартели намерены увеличивать свои доходы в ближайшее время. Международная наркомафия превратила Афганистан и прилегающий к нему регион, в том числе страны Средней Азии, в основной и постоянно действующий центр контрабанды наркотиков. Таким образом, Афганистан уже вышел на первое место в мире по производству героина и дает более 70% общего мирового производства. Например: за последние годы цены на наркотики сильно упали в результате увеличения их поставок из Афганистана по низким ценам, если еще в 1997 г. один грамм чистого героина в Москве стоил 240 — 280 долларов США, то в 2000 г. меньше 40 долларов США, причем цены продолжают падать, а число наркоманов стремительно растет. Из Афганистана по демпинговым ценам в российские города и другие города СНГ поставляется огромное количества наркотиков, они из-за дешевизны стали доступны даже детям. Употребление наркотиков увеличило число венерических заболеваний, в том числе и ВИЧ-инфицированных, поскольку главным способом передачи ВИЧ-инфекции являются зараженные иглы, которыми пользуются наркоманы. В вышеуказанных направлениях переправа наркотического вещества давно отработана и осуществляется с малыми для наркомафии потерями. Если реально оценивать ситуацию, то настоящую борьбу против этого крайне опасного явления по периметру афганской границы ведет частично только погранохрана Ирана, а также российские пограничники, расквартированные в Таджикистане. Основной объем выпуска наркотиков был сконцентрирован в районе города Файзабад провинции Бадахшан. Характерно, что, как и в других случаях, наркомаршрут в этом направлении у контрабандистов предельно отлажен и безопасен. Доставка наркотиков из этого региона в Афганистан осуществляется путем подкупа пакистанских таможенников и полицейских. По установленной таксе за пропуск 10 — 12 кг героина они получают 150 долларов «премиальных». Героин в основном перебрасывают из населенного пункта Шах-Салим, через перевал Дора-Ан (Тупхома) в Зебакское Алякадарство и Ишкашимское Улус воли, а также через Барогиль и Ваханский уезд. В уездном центре Ишкашим наркотики реализуются мелкими торговцами и растекаются по всему приграничью с Республикой Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Таким образом, наркотики переправляются контрабандистами на сопредельную территорию, где опять же скупаются наркокурьерами и транспортируются в центральные районы. На таджикско-афганской границе, где несут службу российские пограничники, такая противоправная деятельность, по сравнению с другими направлениями, осуществляется в большей степени объективно (к сожалению, иногда на стороне наркодельцов оказываются российские военнослужащие из пограничных застав и 201-й мотострелковой дивизии). Российскими пограничниками фиксированы несанкционированные полеты на данном направлении. Так, за период 1999 — 2000 гг. было совершено более 800 вылетов из Республики Таджикистан в Афганистан и обратно, из них более 200 — без оповещения российских пограничников. В Таджикистане наркобизнес перестал быть рискованным занятием. В него втянуты и представители правоохранительных органов, и пограничники, в том числе и российские, и руководство местных организаций, и, конечно, значительная часть населения. В наркобизнесе уличена даже таджикская дипломатия. В мае 2000 года в Казахстане была задержана машина посла Таджикистана в этой республике, под сидением автомобили были обнаружены наркотики на сумму более одного миллиона долларов. Отсутствие жестких границ между Таджикистаном и Узбекистаном и Таджикистаном и Киргизией облегчает распространение наркотиков. Товар без особого труда попадает в Россию и оттуда переправляется дальше в Европу. Официальные власти в Душанбе утверждают «что объединенная таджикская оппозиция (ОТО) на 70% содержится за счет продажи наркотиков. Лидеры ОТО имеют хорошие связи с полевыми командирами в Афганистане, которые контролируют наркобизнес в этой стране. Ни одно правительство Центральной Азии не в состоянии справиться с проблемой транзита наркотиков, и это проблема неразрешима до тех пор, пока в Афганистане производятся наркотические вещества. Наркодельцы постоянно заботятся о безопасности своего бизнеса, т. к. до таджикской границы караваны сопровождают боевики ОТО, а в центральных территориях Таджикистана эту роль нередко берут на себя сотрудники местной таможни и милиции. По официальным данным «…ежегодно через Таджикистан проходит более 500 тонн наркотиков, однако правоохранительным органам и пограничникам удается задержать не более десятой части». Самой больной проблемой, несмотря на обилие в Таджикистане и СНГ в целом большого числа спецслужб, нацеленных правительствами на борьбу с транспортировкой наркотиков, является отсутствие действующего эффективного, ответственного единого центра, который бы направлял и координировал эту работу. Однако несмотря на отсутствие такого центра отдельные силовые структуры стран Среднеазиатского региона и России ведут борьбу на транспортных нарко-коммуникациях. Российским пограничникам и взаимодействующим с ними международным организациям, а также силовым и правоохранительным структурам Республики Таджикистан и Республики Кыргызстан в результате целенаправленных мероприятий удалось в значительной мере нейтрализовать «Ошский узел» — своеобразный перевалочный пункт. Выставленные на Памирском тракте пограничные посты, усиление таможенного контроля, более решительные действия спецслужб заставили наркомафию отказаться от концентрации здесь основных объемов наркотиков. Однако этот успех имеет чисто относительное значение и не снимает проблему в целом. Если говорить о принятии каких-либо мер в этот период, то широкий международный резонанс вызвала непоследовательность талибов в осуществлении объявленного ими вначале намерения бороться с наркобизнесом. Большое значение в организации совместной борьбы с контрабандной имеет деятельность подразделений по борьбе с наркотиками, направленная на пополнение центральной коллекции наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, основанной на базе Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД России. Сегодня коллекция содержит более 400 образцов наркотиков. Исследование и химическая экспертиза конфискованных образцов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, производимые на основании запросов, представляет возможность определить источник поступления незаконной партии, место производства наркотика и маршрут их незаконной транспортировки. До войны в Афганистане было не так много курильщиков опиума. В больших количествах употреблялся менее сильный наркотик — гашиш из смолы, выделяемой индийской коноплей. Посевы же опийного мака официально запрещались почти всеми предыдущими режимами. А если все же мак сеяли в труднодоступной горной местности, то с риском было связано не только его выращивание, но и экспорт путем контрабанды. Опий применялся в традиционной афганской медицине как болеутоляющее средство и для анестезии при хирургических операциях. Что касается гашиша, то лидеры талибов сразу же объявили его производство, продажу и потребление, наряду с алкоголем, «противоречащими исламу» и наложили на них строгий запрет. Полиция в массовом порядке конфисковывала обнаруженный у населения гашиш, подвергая покупателей и продавцов жестким наказаниям, а наркоманов, употребляющих гашиш, — принудительному лечению, опуская их трижды в день на несколько часов в холодную воду. И по свидетельству очевидцев все эти меры принесли достаточно ощутимый эффект. Талибы также проявили и некоторое рвение в борьбе с распространением на своей территории героина, вытеснив пункты по переработке опиума к границам Пакистана. А в 1995 — 1996 годах, когда пакистанские власти принялись уничтожать у себя героиновые лаборатории, прежде всего в районе перевала Хайбар, и затем повели борьбу с развернувшейся контрабандной транспортировкой опиумного сырья на юг, через Белуджистан, к Индийскому океану, талибы включились в эту борьбу. Ими были перехвачены несколько караванов и грузовиков, пытавшихся использовать для таких перевозок опия афганскую территорию вдоль границы с Пакистаном и Ираном. Как показывает практика, в то же время талибы были вынуждены разрешить крестьянам на своей территории сеять опийный мак, в том числе и как альтернативу запрещенным посевам конопли. Они не преследовали также продажу опия афганским и иностранным скупщикам и получение от них денежных авансов под урожай будущего сезона. Талибы только взимали с крестьян налог в размере 10 процентов от их доходов. И главная причина, почему были разрешены посевы опийного мака — разорение крестьянства в ходе войны и возможность быстро восстановить хозяйство, а вместе с тем опасность возникновения недовольства. Как заявил в Кандагаре американским корреспондентам высокопоставленный чиновник по контролю за наркотиками, «теперь все у нас выращивают опийный мак. А если мы попытаемся их остановить, народ будет против нас». А также чиновник отрицал факт взимания налога на опийный мак, предположив, что речь идет об обычной десятинной подати — задатке в пользу мусульманского духовенства. Опрос крестьян показал, что это культура дает два урожая в год и приносит вдвое больший доход, чем пшеница. Только благодаря опийному маку крестьянам удается восстанавливать разрушенные войной селения и ирригационную сеть, приобретать пакистанские трактора и удобрения. По данным ООН и Государственного департамента США, к середине 1997 года в Афганистане было сосредоточено не менее 30 процентов всех мировых посевов опийного мака, что вывело его по этому показателю на второе место после Бирмы. И при этом свыше 90 процентов всех площадей в Афганистане было занято под этой культурой. Главным районом ее выращивания (почти 60 процентов всех посевов) стали в последние годы третье место принадлежит расположенной далее к юго-западу провинции Нимруз. Там площади под маком лишь несколько меньше, чем в главном районе его производства на севере, в Бадахшане, но больше, чем во втором северном районе близ Балха. Все попытки ООН и других международных организаций добиться от талибов запрета на посевы опийного мака ни к чему не приводили. Более того, как отмечали западные наблюдатели, и в частности выполнявший миссию посланника Генерального секретаря ООН в Афганистане Н. Холл, талибы были готовы рассмотреть вопрос о прекращении производства опийного сырья при условии политического признания их режима и предоставления экономической помощи, которая могла бы компенсировать им потери доходов от посевов опийного мака. Согласно проекту 2004 г. и в рамках этой инициативы была проведена встреча представителей шести граничащих с Афганистаном государств (Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Пакистана, Китая) с участием России и США «шесть плюс два», на которой был высказан настоятельный призыв к тесному сотрудничеству всех заинтересованных государств. Еще одним направлением международного сотрудничества по борьбе с наркотиками на региональном и субрегиональном уровне является Группа по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом в рамках Совета Европы («Группа Помпиду»), Европол, организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), Межамериканская комиссия по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД) и др. <*> Так, в рамках региональной программы ООН по сотрудничеству пограничных областей Таджикистана, Узбекистана и Киргизии в борьбе с незаконным оборотом наркотиков выделялось 1 млн. 800 тыс. долларов. В 2000 г. общая стоимость проекта по борьбе с наркобизнесом в Таджикистане, по заявлению Генерального директора УООН, составляла почти 2 млн. долларов США. ——————————— <*> Масова А. В. Международно-правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков / Дис. на соиск. учен. степ. канд. юридич. наук / МВД Московская академия. М., 2002.

20 января 2003 г. в газете «Навид» <*> было опубликовано сообщение департамента контроля ООН по борьбе с наркотиками о наличии около 400 заводов по их производству в различных районах Афганистана. Хотя это сообщение официально было отвергнуто, однако, для решения данной проблемы необходимы усилия совместной борьбы, ужесточение национального законодательства с использованием практики более опытных стран по данному вопросу. ——————————— <*> Газета «Навид» на афганском языке от 20.01.03.

В связи с этим представляет интерес опыт других стран, в частности стран американского континента, столкнувшихся с грозным явлением распространения наркотиков значительно раньше. В межгосударственных отношениях Мексики и США проблема торговли и потребления наркотиков является одним из основных вопросов национальной безопасности и осуществления правосудия, в связи с чем в свое время правительства стран предприняли ряд кардинальных шагов, направленных на объединение усилий для совместного решения проблемы. В частности, в течение 90-х годов двустороннее мексикано-американское сотрудничество в этой области развивалось в самых различных формах, что содействовало не только укреплению контактов, но и существенным позитивным результатам в контроле за наркотиками и осуществлении правосудия <*>. ——————————— <*> International Narcotics Control Strtegy Report (Mexico) 1999, www. stete. geov.

Международно-правовая основа сотрудничества представлена в следующих соглашениях: 1. Об исполнении уголовных наказаний, 1976 г. 2. Об экстрадиции, 1978 г. 3. Об возвращении автотранспортных и авиатранспортных средств, украденных или незаконно использовавшихся, 1981 г. 4. О сотрудничестве в оказании взаимной помощи в юридической сфере, 1987 г. 5. О сотрудничестве в борьбе с торговлей наркотиками и наркотической зависимостью, 1989 г. 6. О сотрудничестве в обмене информацией о финансовых операциях, осуществляемых через финансово-кредитные организации, для борьбы с незаконной деятельностью, 1995 г. На основе этих документов сотрудничающие стороны взаимодействуют с учетом строжайшего соблюдения принципа национального суверенитета и территориальной юрисдикции Мексики и США. Сознавая масштабы угрозы торговли наркотиками для национальной безопасности обоих стран, желая придать высокий политический уровень двустороннему сотрудничеству в этой области, президенты США и Мексики приняли решение о создания в марте 1996 г. Контактной группы на высоком уровне по контролю за наркотиками, в состав которой вошли ключевые должностные лица, ответственные за проведение антинаркотической политики в своих странах. Деятельность Группы способствует взаимному доверию и уважению между представителями правоохранительных органов сотрудничающих стран. Для осуществления этой деятельности в рамках Контактной группы создано шесть рабочих групп по следующим направлениям совместной работы: юридические вопросы осуществления правосудия; совместные экспертные оценки; уменьшение спроса на наркотики; незаконная торговля оружием; отмывание денег; контроль над химическими веществами. Сотрудничество Мексики и США в уголовной сфере является наиболее развитым и разносторонним. Первое изложение совместного ведения борьбы с торговлей наркотиками осуществлено в совместном докладе «Мексика и США перед проблемой наркотиков: совместное исследование» <*>. ——————————— <*> Мишаков А. А. Некоторые международно-правовые аспекты сотрудничества Мексики и США в области борьбы с торговлей наркотиками / Московский журнал международного права. 2001. N 3. Ст. 171.

На основании глубокого анализа процессов наркоторговли и наркозависимости документ предупреждает об опасности для наций в связи с ростом спроса на наркотики, о производстве и транспортировке наркотиков в Мексике и США, о незаконной торговле оружием через общую границу, о социальных последствиях этого явления для обеих стран. Совместное исследование послужило основой для разработки двусторонней стратегии борьбы с наркотиками и координированной политики в решении данной проблемы. Такая стратегия изложена в подписанной президентами стран в мае 1997 г. Декларации об альянсе Мексика — США для борьбы с наркоторговлей, как бы в дополнение к национальным программам каждой страны. Деятельность Альянса охватывает все аспекты проблемы контроля наркотиков и обязывает национальные антинаркотические организации разработать политику по каждому из следующих вопросов: уменьшение спроса на наркотики; уменьшение производства и распространение наркотиков; осуществление правосудия против организованной преступности; защита должностных лиц — сотрудников правоохранительных органов; двустороннее сотрудничество и координация политики в сфере осуществления правосудия; поиск бежавших преступников; экстрадиция; протокол к Соглашению для Западного полушария; специальная сессия Генеральная Ассамблеи ООН 1998 г.; борьба с коррупцией путем усиления демократических институтов; приграничное сотрудничество; контроль за химическими веществами; конфискация собственности, принадлежащей наркоторговцам; наземный, воздушный и морской перехват наркотиков; обучение лиц, участвующих в борьбе с наркотиками, и техническое сотрудничество; обмен информацией и доказательствами. Правительства Мексики и США решили установить показатели уровня эффективности для перечисленных задач с целью оценки деятельности каждой из сотрудничающих сторон <*>. Как уже отмечалось, в рамках Альянса для борьбы с наркоторговлей правительства Мексики и США разработали двустороннюю стратегию (от 8.02.1998), которая дополняет национальные стратегические программы и объединяет усилия обеих стран в контроле за потреблением, производством и торговлей наркотиками, а также в области борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками — отмыванием денег, незаконной торговлей оружием. ——————————— <*> Мишаков А. А. Указ. соч. Ст. 172.

В качестве основных принципов взаимодействия стратегия утверждает уважение суверенитета и юрисдикцию каждой страны, признание совместной ответственности в том, что касается наркотиков, необходимость применения комплексного подхода к проблеме, взаимность и равновесие в действиях, предпринимаемых в области осуществления правосудия. Пленарная группа по осуществлению правосудия в двустороннем сотрудничестве по наркотикам занимает как бы второе положение после Контактной группы на высоком уровне по степени представительства и по значимости принимаемых ею решений. Основной ее целью является разработка стратегии в области обмена информацией и юридического сотрудничества, генеральные прокуроры обеих стран координируют ее деятельность. Первое заседание группы по правосудию состоялась 7 февраля 1995 г. под названием «Предварительная встреча представителей Генеральной прокуратуры Мексики и Министерства юстиции США по оперативным вопросам». В дальнейшем заседания проходят регулярно 4 — 5 раз в год поочередно в Вашингтоне и Мехико. В последнее годы укрепились связи между Генеральной прокуратурой Мексики и спецслужбами США — Агентством по борьбе с наркотиками (ДЕА), Таможенной службой и ФБР по вопросам борьбы с транспортировкой наркотиков, особенно в приграничных районах. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании от 31 июля 1996 г. для осуществления совместных действий в приграничной зоне были созданы специальные приграничные совместные группы, состоящие из сотрудников Федеральной оперативной полиции Мексики, ДЕА, ФБР и Таможенной службы США. Целями и задачами групп является расследование и получение возможно полной информации, связанной с членами и modus operandi крупнейших мексиканских наркокартелей, поддержание постоянного обмена информацией с соответствующими структурами связи в ДЕА, ФБР, Рейносе и Матаморесе; группа Гвадалахара — в Колиме. Среди успешных операций этих спецгрупп последнего времени следует упомянуть задержание братьев Амексуа, руководителей картеля Гвадалахары, а также совместную с ДЕА операцию в Сан — Луис — Рио — Колорадо по конфискации крупных партий наркотиков <*>. ——————————— <*> Lopez J., Narcoamenaza, Glijalbo, 2000.

Для обеспечения более тесных контактов в совместных действиях Генеральная прокуратура Мексики имеет свое представительство в Вашингтоне и два региональных представительства в Лос-Анджелесе и в Сан-Антонио с филиалами в Сан-Диего и Эль Пасо. Кроме того, с сентября 1998 г. в соответствии с соглашениями, достигнутыми на Первом заседании Контактной группы на высоком уровне в марте 1997 г. представитель Генеральной прокуратуры Мексики работает в Калифорнии (г. Риверсайд) в тесном контакте с Центром авиаперехвата Минфинансов США. Мексиканские пилоты из представительства в Сан-Антонио, прикомандированные к Центру наблюдения Таможенной службы США (г. Корпус Кристи), осуществляют радарный контроль и координируют с мексиканской стороной меры по перехвату и контролю за торговлей наркотиками, а также по обмену информацией <*>. ——————————— <*> EU dara a conocer hoy lista de jefes narcos//Sol de Mexico, 01.06.2000.

В период 1998 — 2000 гг. усилился процесс экстрадиции между двумя странами, особенно лиц, причастных к торговле наркотиками. За это время США представили 60 запросов о выдаче, а Мексика — 58. Процент выдачи с мексиканской стороны составляет 65%, с американской стороны — 48%. В этой связи представляют интерес международно-правовые основы выдачи мексиканских граждан в США. Выдача мексиканских граждан регулируется ст. 14 Закона «О международной выдаче»: «Никакой мексиканский гражданин не может быть выдан иностранному государству, кроме исключительных случаев, по которым принимает решение исполнительная власть страны». Статья 9 Договора между Мексикой США об экстрадиции от 4 мая 1978 г. предусматривает: «Ни одна из сторон не обязана выдавать своих граждан, но исполнительная власть Запрашиваемой стороны имеет право, если это не противоречит законам, осуществлять выдачу, если, по ее мнению, есть такая необходимость». В период правления президента Седиольо в Мексике в целях усиления борьбы с организованной преступностью регулярно осуществлялись меры по выдаче мексиканских граждан за совершение различных преступлений, в основном связанных с торговлей наркотиками. Для более эффективного сотрудничества в этих вопросах Мексика и США подписали Дополнительный протокол от 17 ноября 1997 г., позволяющий осуществлять временную экстрадицию обвиняемого для судебного процесса в стране, направившей запрос, до того, как это лицо отбудет наказание в запрашиваемой стране. Протокол меняет название ст. 15 Договора об экстрадиции от 4 мая 1978 г. на «Временная выдача» и добавляет два следующих пункта: «1. Запрашиваемая сторона после получения запроса на выдачу, сформулированного в соответствии с данным Договором, может временно выдать лицо, получившее обвинительный приговор в Запрашиваемом государстве, с целью чтобы данное лицо было подвергнуто уголовному процессу в государстве, направившем запрос, до или во время отбывания срока обвинительного приговора, вынесенного Запрашиваемым государством. Лицо, выданное таким образом, должно находиться под стражей в государстве, направившем запрос, и должно быть возвращено Запрашиваемой стороне по окончании процесса в соответствии с условиями, по взаимной договоренности между сторонами, для таких ситуаций. 2. В случаях, когда лицо, выданное временно, получает оправдательный приговор в государстве, направившем запрос, время его пребывания под стражей в государстве, направившем запрос, засчитывается при исчислении срока наказания в Запрашиваемом государстве». Дополнительный протокол позволяет подвергать судебному преследованию лиц, совершивших противоправные действия в одной из двух стран. В то время, как они отбывают заключение в другой, таким образом избегают задержек, которые во многих случаях усложняют ход судебного процесса. Со своей стороны Генеральная прокуратура Мексики с целью избежать случаев безнаказанности, когда по какой-либо причине невозможно произвести выдачу, начинает уголовное преследование, основываясь на статье 4 Федерального уголовного кодекса, которая относит к компетенции мексиканских властей вынесенные решения по преступлениям, совершенным за границей, предусматривает следующее: «Преступления, совершенные на иностранной территории мексиканским гражданином против мексиканских граждан или против иностранных граждан, или иностранным гражданином против мексиканских граждан, подлежит уголовному преследованию на территории Республики в соответствии с федеральными законами, если подпадают под следующие требования: 1. Обвиняемый находится на территории Республики; 2. Обвиняемый не подвергался уголовному преследованию за данное преступление в стране совершения преступления; 3. Противоправное действие является преступным в стране совершения этого деяния и в Мексике». Генеральные прокуроры Мексики и США подписали 2 июня 1998 г. еще один документ, регламентирующий совместную политику в области правосудия, так называемое Совместное Письмо, адресованное президентам обеих стран, и подтверждающее следующие обязательства: 1. Заранее сообщать о любых действиях в сфере осуществления правосудия, которые могут иметь последствия для другой страны, с целью предварительного установления законности таких действий. 2. Информировать о действиях в сфере осуществления правосудия, которые, хотя и производятся на территории третьей страны, могут также иметь последствия для Мексики и США. 3. Развивать программы обучения должностных лиц для ознакомления с юридическими системами и техникой ведения расследований в обеих странах; 4. Подтвердить действие норм 1992 г., установленных для представителей иностранных правоохранительных органов, аккредитованных в Мексике на постоянной основе; 5. Установить прямую линию между генеральными прокуратурами обеих стран для более простой и быстрой связи. Одним из разделов данного документа (п. 3) является совместная программа подготовки сотрудников федеральных правоохранительных органов США и Мексики, которая предусматривает ознакомление с юридическими нормами и техникой расследования обеих стран, ставит задачу дать слушателям более широкое представление о юридических системах, структуре и формах применения законодательства в США и Мексике. В работе первого семинара по программе обучения, который состоялся в ноябре 1998 г., с мексиканской стороны приняли участие сотрудники федеральной оперативной полиции, Генпрокуратуры, а также представительств Генпрокуратуры в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Диего и Сан-Антонио. На семинаре обсуждались вопросы прослушивания частных переговоров, изъятия и конфискации собственности и предметов, служивших для совершения преступлений, сбора и представления документов в рамках мексиканского законодательства. Рассматривая отдельные стороны мексикано-американского сотрудничества в области контроля за наркотиками, особенно его международно-правовые основы, можно отметить, что особенный интерес представляют совместные юридические документы и практические меры по улучшению ситуации с экстрадицией граждан, общей координацией действий правоохранительных органов. Для эффективного сотрудничества государств по борьбе с наркотиками могло бы быть учреждение межгосударственного органа, состоящего из высококвалифицированных специалистов, координирующего взаимодействие компетентных органов заинтересованных государств. В задачи данного органа входили бы анализ информации о состоянии незаконного оборота наркотиков; содействие в подготовке специальных мероприятий и совместных операций; содействие в осуществлении международного розыска лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками; участие в разработке межгосударственных программ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; подготовка и проведение международных конференций, установление и поддержание контактов с другими международными центрами и организациями и т. д. Для сотрудничества в области здравоохранения, подобные примеры имеют вспомогательный характер, в информационном и статистическом плане. Поскольку наркотики являются источником различных заболеваний, любые меры по их уничтожению можно считать шагом к оздоровлению населения.

——————————————————————