О необходимости создания военной полиции как субъекта реализации функции российского государства по охране правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации

(Лобода А. Б.) («Военно-юридический журнал», 2006, N 9)

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ КАК СУБЪЕКТА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Б. ЛОБОДА

Лобода А. Б., майор юстиции, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Военного университета.

В систему государственных органов, участвующих в реализации функции российского государства по охране правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, входят как органы общей компетенции, которые наряду с задачами по охране правопорядка решают задачи, связанные с реализацией других функций российского государства (например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), так и органы специальной компетенции, которые существуют только или главным образом для выполнения задач, связанных с реализацией указанной функции российского государства в Вооруженных Силах РФ (например, военные суды, органы военной прокуратуры, управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах РФ). Представляет большой интерес мнение ряда ученых о целесообразности создания в Российской Федерации военной полиции <1>, которую, в случае ее создания, также необходимо будет отнести к субъектам, осуществляющим реализацию функции российского государства по охране правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. ——————————— <1> См.: Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ). Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000; Комаров М. В. Правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Косован А. А. Предупреждение преступного поведения военнослужащих // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 2(2). С. 188 — 191; Кудашкин А. В. Кодификация Российского военного законодательства — актуальная задача военного строительства на современном этапе // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 2(2). С. 27 — 33; Тарадонов С. В. Воинский правопорядок как необходимое условие боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005; и др.

Опыт многих зарубежных стран свидетельствует о том, что органы военной полиции играют существенную роль в процессе реализации мер, направленных на поддержание правопорядка в войсках. В настоящее время части и подразделения военной полиции действуют в вооруженных силах ФРГ, США, Великобритании, Италии, Японии, Турции и других государств <2>. При всех отличиях в организационной структуре органов военной полиции указанных стран они выполняют в целом одинаковые функции. В мирное время они обеспечивают соблюдение законности и правопорядка в гарнизонах, местах размещения воинских частей и проживания семей военнослужащих, выявление и пресечение правонарушений со стороны военнослужащих и других лиц, находящихся на территории военных городков. К их полномочиям относятся проведение дознаний и оперативно-розыскных мероприятий в отношении военнослужащих-правонарушителей, организация совместно с командованием профилактической работы в подразделениях. Кроме того, обычными функциями военной полиции являются охрана штабов, командных пунктов и пунктов управления, контроль за движением военного транспорта, сопровождение воинских грузов. По мнению руководства армий США и ФРГ, наличие военной полиции благоприятно сказывается на общем состоянии личного состава и повышении боеготовности войск, особенно в деле поддержания должного уровня правопорядка в гарнизонах и при проведении расследований фактов противоправного поведения военнослужащих <3>. ——————————— <2> См.: Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 45 — 49. <3> См.: Тарадонов С. В. Воинский правопорядок как необходимое условие боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 166.

Споры о необходимости создания в Российской Федерации органов военной полиции ведутся уже давно. С новой силой они возобновились, когда в ходе пресс-конференции 31 января 2006 г. Президент России Владимир Путин поручил министру обороны Сергею Иванову подготовить предложения по созданию в российских Вооруженных Силах новых подразделений — военной полиции. Поводом для такого поручения послужил драматический случай в Челябинском танковом училище <4>. ——————————— <4> Российская газета. 2006. 1 февр.

Не вызывает сомнений, что правовые основы деятельности военной полиции и ее задачи должны определяться федеральным законом. Подготовленный Комитетом Государственной Думы по обороне законопроект «О военной полиции» был рассмотрен Советом Государственной Думы в ноябре 2000 г., однако данный закон так и не был принят. Альтернативный законопроект «О военной полиции» был подготовлен по поручению Правительства Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации, но в Государственную Думу так и не вносился <5>. ——————————— <5> См.: Комаров М. В. Правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 98 — 99.

В проекте закона, подготовленном Комитетом Государственной Думы по обороне, предусматривается создание военной полиции не в Вооруженных Силах Российской Федерации, а как межведомственной структуры — федеральной службы военной полиции (ФСВП). Напротив, по проекту указанного закона, предложенному Министерством обороны Российской Федерации, военная полиция должна быть подчинена министру обороны Российской Федерации, что, по мнению депутатов Государственной Думы — авторов проекта закона, может превратить ее лишь в усиленную комендантскую службу, всецело зависимую от соответствующих военачальников. Таким образом, сложилось два принципиально разных подхода к созданию военной полиции <6>. ——————————— <6> См.: Комаров М. В. Правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 98 — 104.

Подробный критический анализ данных законопроектов проведен в диссертационном исследовании М. В. Комарова <7>. Автор данной статьи разделяет мнение М. В. Комарова о том, что законопроект, предлагаемый Министерством обороны Российской Федерации, является наиболее оптимальным. Ведь создание военной полиции как федеральной структуры приведет к многократному увеличению финансовых затрат, а также дублированию функций некоторых уже существующих органов, в частности органов военной прокуратуры. От подчинения военной полиции высшим органам государственной власти отказались и в армиях зарубежных государств. Главным аргументом при этом было то, что в случае подчинения ее структур высшим органам государственной власти напрямую, минуя военное ведомство, теряется управляемость и снижается эффективность деятельности военной полиции в боевой обстановке, нарушается ее взаимодействие с органами военного управления, командирами и штабами. ——————————— <7> См.: Там же.

Представляется, что в организационном плане структура военной полиции могла бы включать криминальную военную полицию и военную полицию общественной безопасности. Задачей первой должна быть в первую очередь борьба с преступностью (оперативно-розыскные и следственные функции); второй — обеспечение общественного порядка: несение патрульно-постовой службы, контроль безопасности дорожного движения с участием военной техники, охрана и досмотр военных грузов, охрана и конвоирование военнослужащих, содержащихся под стражей, и выполнение иных подобных функций. В случае создания в Российской Федерации военной полиции образуется логически стройная система государственных органов специальной компетенции, существующих для выполнения задач, связанных с реализацией в Вооруженных Силах РФ функции российского государства по охране правопорядка: военная полиция — военная прокуратура — военный суд. Необходимо также отметить, что в настоящее время в деятельности органов военного управления, командиров и начальников существует серьезное противоречие. Оно заключается в том, что, с одной стороны, командиры (начальники) непосредственно отвечают за состояние правопорядка и воинской дисциплины, а с другой — как орган дознания должны принимать решение о возбуждении уголовных дел, что в итоге зачастую приводит к сокрытиям преступлений. Представляется, что в случае создания органов военной полиции обязанности по производству дознания в Вооруженных Силах РФ возможно будет полностью возложить на данную структуру, что позволит устранить указанное противоречие.

——————————————————————