Противодействие незаконному обороту наркотиков в Австрии как одно из условий обеспечения ее национальной безопасности

(Жукова Т. В.) («Международное публичное и частное право», 2006, N 5)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ В АВСТРИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т. В. ЖУКОВА

Жукова Т. В., доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Австрия по праву может быть причислена к одной из самых безопасных стран мира. Об этом свидетельствуют данные Организации Объединенных Наций <1>. За последние годы в Европе состав угроз внутренней безопасности сильно изменился. Анализ состояния преступности в европейских странах показывает, что в странах Евросоюза основными внутренними угрозами национальной безопасности стали терроризм и неразрывно связанный с ним незаконный оборот наркотиков. ——————————— <1> Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства. Опубликовано для Программы развития ООН. М.: Весь мир, 2005. С. 319.

Географическое положение Австрии традиционно обусловливало пересечение на ее территории торговых путей из Восточной Европы в Западную. Жизненный уровень населения по классификации ООН признан высоким. Валовой национальный доход на душу населения в Австрии равен 26810 долларов США. В России аналогичный показатель составляет 2610 долларов США <2>. ——————————— <2> Страны и регионы: Статистический справочник Всемирного банка / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2005. 240 с. С. 25.

В связи с увеличением стран — членов Евросоюза в Австрии за последнее время наблюдается приток мигрантов из соседних стран (Словении, Польши, Венгрии и др.), которые приносят с собой и свою субкультуру, в частности и по употреблению наркотических средств. Но, несмотря на эти объективные причины, Австрии в течение многих лет удается не превратиться в страну потребителей наркотиков, оставаясь страной транзита наркотических средств (в частности, в составе стран Северо-Балканского пути), сдерживая объемы транзита на достаточно постоянном уровне. Для того чтобы не превратиться в страну потребителей наркотиков, в Австрии проводится тщательно продуманная и спланированная антинаркотическая политика. Ее положительные стороны, по нашему мнению, могли бы найти свое применение и в Российской Федерации. В нашей стране, как и в Австрии, наркоугроза Концепцией национальной безопасности называется среди основных внутренних угроз безопасности России. За 2005 г. в целом в Австрии зарегистрировано 25892 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков <3>. Из них 25041 преступление связано с наркотическими средствами, 848 — с психотропными веществами, 3 — с прекурсорами. ——————————— <3> Republik Oesterreich. Bundesministerium fuer Inneres. Bundeskriminalamt. Suchtmittelkriminalitaet. Jahresbericht 2005. Wien. 2005. S. 4. (Перевод автора статьи.)

По сравнению с 2004 г. количество наркопреступлений выросло в 2005 г. на 2,09% (аналогичный показатель 2004/2003 составляет 12,62%). Наибольший прирост преступлений зарегистрирован в федеральных землях Верхняя Австрия (+7,04%), Каринция (+4,44%), Вена (+3,2%). Среди зарегистрированных наркопреступлений: малозначительные преступления составляют 22733 (+2,83%) и преступления — 2308 (-4,63%). В ходе работы в 2005 г. из незаконного оборота изъято наркотических средств (в сравнении с 2004 г.): 1. Каннабис и его продукты 820 кг (1114). 2. Героин 282 кг (235). 3. Кокаин 245 кг (75,5). 4. ЛСД 2108,5 таблеток (2227,5). 5. Экстази 114103 штук (122662,5) и др. Австрийская Республика не является страной — производителем наркотиков. Весь внутренний нелегальный наркорынок поделен между преступными организованными зарубежными группами сбытчиков и наполняется наркотиками, ввозимыми контрабандно. Одной из сил, противостоящих незаконному обороту наркотиков в Австрии, является федеральная полиция, в которой в настоящее время проводится большая реформа. С 1 июля 2005 г. в стране начала действовать новая организационно-структурная модель полиции. Основная идея реорганизации — переход подразделений в сторону их структурной централизации, укрупнения и более современного и совершенного их оснащения. В результате этих изменений предполагается организовать более эффективную работу полиции по обеспечению общественной безопасности в стране, одновременно сократив бюджетные расходы на содержание полиции. Министр внутренних дел Австрии госпожа Л. Прокоп среди первоочередных задач, поставленных перед полицией в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, назвала недопущение превращения Австрии в страну потребителей наркотиков: «Нам нужно сделать страну непривлекательной для сбыта наркотиков», — заявила госпожа министр <4>. ——————————— <4> «Oeffentliche Sicherheit». Num. 5 — 6. 2006. S. 6.

Для выполнения полицией поставленной задачи сформулирована стратегия противодействия незаконному обороту наркотиков, одним из направлений которой является раскрытие и эффективное доказывание наркопреступлений, совершенных организованными группами с одним, двумя и тремя уровнями сбыта наркотиков. Другим направлением работы является противодействие преступным группам так называемых «уличных сбытчиков» наркотиков <5>. ——————————— <5> Там же.

Законодательное обеспечение государственной антинаркотической политики Австрии закреплено в ряде нормативных актов. Как и в России, противодействие незаконному обороту наркотиков регламентируется Уголовным кодексом Австрии (УК А), Федеральным законом Австрии о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах (ФЗ НС А), Уголовно-процессуальным кодексом Австрии (УПК А), Законом о полицейской безопасности, Законом о телекоммуникациях и рядом других <6>. ——————————— <6> Kodex des Oesterreichischen Rechts. Strafrecht. Wien. «LexisNexis Verlag ARD Orac GmbH&CoKG;», 2005.

Уголовно-процессуальная деятельность по доказыванию любого преступления, в том числе и наркопреступления, во многом определяется уголовно-правовыми положениями. Вместе с тем ни одна из норм уголовного права не может быть реализована вне положений уголовно-процессуального права. Это общетеоретическое положение в полной мере распространяется и на процесс доказывания наркопреступлений в Австрии. По Уголовному кодексу Австрии все преступные деяния подразделяются на преступления и так называемые малозначительные преступления. Преступлением (ч. 1 ст. 17 УК А) считается деяние, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от трех лет и более или пожизненное лишение свободы. Иные преступные деяния относятся к малозначительным преступлениям. Также Уголовный кодекс Австрии формулирует определения преступной организации (ст. 278а УК А) и преступного объединения (ст. 278 УК А). В отличие от российского уголовного законодательства, где все квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, перечислены в ст. 228 — 234 УК РФ, в Австрии эти квалификации содержатся в Федеральном законе «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» («Suchtmittelgesetz»). Этот Закон, принятый в 1997 г., сменил действующий ранее «Закон о наркотиках» («Suchtgiftgesetz»). В настоящее время действует Закон в редакции от 2004 г. В Законе 45 статей, объединенных в 6 глав: Глава 1. «Сфера применения и понятийный аппарат». Глава 2. «Наркотические средства». Глава 3. «Перевозка и оборот прекурсоров». Глава 4. «Контроль за перевозкой и оборотом наркотических средств и прекурсоров». Глава 5. «Уголовно наказуемые деяния и уголовная ответственность». Глава 6. «Заключительные и переходные положения и вступление в законную силу». Так же как и в России, для определения меры уголовной ответственности в антинаркотическом законодательстве Австрии используется понятие «крупного размера» наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данные размеры утверждаются Приказом Министра труда, здравоохранения и социального обеспечения Австрии «О нижних границах крупных размеров наркотических средств» («Suchtgift-Grenzmengenverordnung»). В настоящее время действует редакция этого Приказа от 1 января 1998 года. В частности, нижние границы крупных размеров (в граммах) составляют: кокаин — 15, фентанил — 0,5, героин — 3, метадон — 10, морфин — 10, кодеин — 30, амфетамин — 10, бупренорфин — 1, метамфетамин — 10, МДМА — 30, мескалин — 120, псилоцибин — 3. Анализ ст. 27 — 32 Федерального закона Австрии «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» (ФЗ НС А) показывает, что, как и в РФ, в Австрии наиболее тяжкими считаются организованные формы наркопреступности. Так, в ст. 28 ФЗ НС А говорится: 1. Незаконные приобретение и владение с целью последующей перевозки с использованием транспорта наркотических средств в крупном размере — наказывается лишением свободы на срок до трех лет. 2. Незаконные изготовление, ввоз, вывоз, оборот наркотических средств в крупном размере — наказывается лишением свободы на срок до пять лет. 3. Незаконное производство наркотических средств в крупных размерах или совершенные в крупном размере членом организованной группы изготовление, ввоз, вывоз, оборот наркотических средств — наказывается лишением свободы на срок от года до десяти лет. 4. Те же деяния, совершенные членом организованной группы (3), или лицом, ранее судимым за преступления по ст. 28 ФЗ НС А, или членом преступного объединения (10), созданного для совершения таких преступлений, или, если размер наркотических средств в 25 раз превышает крупный, — наказывается лишением свободы на срок от 1 до 15 лет. 5. Те же деяния, совершенные в особо крупных размерах организатором преступного объединения большого количества человек (10), — наказывается лишением свободы от 10 до 20 лет или пожизненным лишением свободы. Как видно из анализа диспозиций рассматриваемой статьи, термин «сбыт наркотиков» как таковой не встречается. Однако под сбытом в австрийском уголовном праве принято понимать такие деяния, как «оборот», «продажа», «передача». Это схоже с аналогичным российским определением. Все процедурные вопросы, связанные с расследованием наркопреступлений, регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Австрии, структура которого весьма схожа с УПК РФ. Так же как и для России, для Австрии остро стоит вопрос о возмещении государству вреда, причиненного наркопреступлениями. В частности, о возмещении судебных издержек говорится в гл. 12 УПК А, а о компенсации расходов на лечение наркомана — в ст. 41 ФЗ НС А. Самостоятельной службы по борьбе с наркотиками, аналогичной, например, российскому Госнаркоконтролю или американской ДЕА, в Австрии не существует. Специализированные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков появились в структуре полиции сравнительно недавно — три года тому назад. До этого времени вопросами пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков занимались оперативные сотрудники в полицейских подразделениях, например, в каждом из двадцати трех районных управлений полиции города Вены. В данном примере вышестоящим подразделением было Бюро безопасности управления полиции Вены, где также возбуждались и расследовались уголовные дела, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Высшим координирующим органом была объединенная группа по борьбе с наркотиками в Министерстве внутренних дел Австрии. В настоящее время основное и самое многочисленное по количественному составу «низовое» звено противодействия незаконному обороту наркотиков находится на уровне окружных комиссариатов уголовной полиции. Например, в комиссариате уголовной полиции Южного округа города Вены (объединяет пять муниципальных районов с населением около 500 тысяч человек) в антинаркотическом отделе работает 17 полицейских — оперативных работников. Все должности сотрудников — не офицерские, а инспектора и старшие инспектора. Единственный офицер в подразделении в звании подполковник — это его руководитель. Своего учебного заведения, специализирующегося на подготовке полицейских для раскрытия и расследования преступлений, связанных с наркотиками, нет. За три года в этом отделе все учились в процессе работы, проходя подготовку с отрывом от работы в общей сложности примерно в течение трех недель ежегодно. Из отдела за это время никто не уволился (за исключением тех полицейских, которые ушли на пенсию по достижении возраста в 60 или в 65 лет). Такой острой для российской милиции проблемы, как «текучка кадров», в австрийской полиции нет. Это позволяет поддерживать высокий профессиональный уровень сотрудников полиции именно «низового звена». На низовом уровне в отделе по борьбе с наркотиками возбуждаются и расследуются уголовные дела, связанные в основном с уличным сбытом наркотиков. Около 90% подозреваемых сбытчиков — это афроамериканцы, которые приехали в основном из Нигерии, получили в Австрии статус беженца и финансовую помощь, но, несмотря на это, занимающиеся нелегальной продажей наркотиков. Вышестоящее подразделение — это отдел по противодействию наркотикам в Управлении криминальной полиции города Вены, в составе которого работают пять групп по шесть сотрудников каждая. Как и в России, группы подразделяются по работе по виду наркотиков и по лицам, занимающимся их незаконным оборотом. В производстве сотрудников этого уровня более сложные многоэпизодные уголовные дела, имеющие несколько звеньев в цепи сбыта. На этом уровне часто расследуются уголовные дела и в отношении организованных групп сбытчиков наркотиков с международными связями. Высшим в иерархии подразделением, противодействующим незаконному обороту наркотиков, считается небольшой по численности отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в составе МВД Австрии. Его основная задача — координация работы и организация международного сотрудничества в данной сфере. Из приведенной выше структуры очевидно, что организационно деятельность подразделений полиции, противодействующих незаконному обороту наркотиков в Австрии, во многом схожа с аналогичной российской. Основным отличием, на наш взгляд, можно считать то, что в полиции нет деления на оперативных работников и следователей. В Австрии полицейские самостоятельно возбуждают уголовное дело, проводят расследование и передают дело следственному судье. Во многом действия по сбору, проверке и оценке доказательств в ходе расследования уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, в Австрии и России схожи. Так, на проведение ряда следственных действий (обыска в жилом помещении, выемки документов и др.), как и в России, требуется разрешение судьи. Аналогичное разрешение необходимо и для производства прослушивания телефонных переговоров. В отличие от российской практики прослушивание проводят сами полицейские непосредственно в отделе. В Комиссариате уголовной полиции Южного округа города Вена существует специальное помещение, где два определенных начальником сотрудника занимаются прослушиванием телефонных переговоров сбытчиков наркотиков. Это проводится, как и в России, на определенное судьей время, по определенному номеру телефона. Затем, в случае необходимости, нужный фрагмент переговоров переводят (с помощью переводчика), распечатывают часть протокола прослушивания, и эта распечатка служит доказательством в суде. Экспресс-тест изъятых наркотиков проводится всегда самими полицейскими для установления принадлежности изъятого вещества к наркотическим и определения его типа. Если, например, под видом героина сбывается сахарная пудра, то, как и в России, действие сбытчиков квалифицируется как мошенничество. Полицейские в окружном управлении полиции стараются сами экспертизу не назначать, так как это дорого, а полицейский бюджет невелик. В суд передают уголовное дело с результатами экспресс-теста. В случае необходимости судья в ходе судебного разбирательства назначает экспертизу изъятых наркотиков, которая проводится за счет суда. (Например, для проверки чистоты наркотиков.) Согласно УПК Австрии если обвиняемый в суде откажется от своих показаний, данных в ходе следствия полицейским, то ему будет назначено большее наказание. А если согласится с предъявленным обвинением, то меньшее. Как показывают результаты проведенного автором опроса, у судей в Австрии существует презумпция доверия к полицейским. Судья, а также и прокурор, может поучаствовать совместно с полицейским в проводимых рейдах и дежурствах, чтобы посмотреть методы работы конкретного полицейского. Это порождает доверительные отношения и способствует взаимопониманию полиции и суда. (Адвокаты тоже могут таким же образом поработать вместе с полицейскими, по тем же причинам.) Подобное тесное взаимодействие правоохранительных органов, хорошо продуманная нормативная база противодействия незаконному обороту наркотиков, а также высокое качество доказывания наркопреступлений полицейскими всех уровней способствует тому, что судебное разбирательство уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, заканчивается в суде вынесением справедливого приговора. И начатая в полиции реформа способствует повышению эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков в Австрии.

——————————————————————