Общее и особенное во взаимодействии норм права и нравственности в условиях гражданского общества и правового государства

(Федоренко Д. В.) («Адвокатская практика», 2006, N 4)

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НОРМ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Д. В. ФЕДОРЕНКО

Федоренко Д. В., помощник прокурора Советского района г. Ростов-на-Дону, соискатель Ростовского государственного университета.

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Для уяснения правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом идей правового сознания общества, социальной группы, но и выяснение взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному юридически значимому делу. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. Законодательная власть в работе по совершенствованию права должна учитывать состояние общественной морали, нравственной культуры населения страны, чтобы разрабатываемые ею законы были справедливыми и востребованными обществом. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение их единства, различия и взаимодействия позволят более глубоко познать эти явления. Сходство морали и права проявляется в том, что они представляют собой разновидности одного и того же общественного явления — единой системы социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, следовательно, имеют нормативное содержание, в силу чего регулируют поведение людей в обществе. Право и мораль имеют одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в общественные отношения организующих начал, совершенствование личности, утверждение справедливости. Объектом регулирования и у права, и у морали являются общественные отношения (хотя и в разном объеме). Жизнь людей в обществе является совместной и взаимообусловленной, вследствие этого деятельность и поведение людей становятся системной организацией, а регламентирующие данную организацию нормы (в первую очередь нормы морали и права) предстают в качестве особых специфических, отражающих условия и закономерности развития самого общества. Кроме того, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов. Правовая и нравственная регуляции включены в единую систему ценностно-нормативной ориентации общества и служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов. Руководствуясь ценностно-нормативными установками в качестве идеально-должного, человек действует, намечает цель и средства ее достижения в соответствии с ними. Право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории. Они обусловлены экономическими, культурными, политическими факторами. Именно это предопределяет их социальную однотипность в том или ином обществе. Право и мораль — это фундаментальные исторические ценности, показатели социального и культурного прогресса в обществе. «Они имеют один общий источник формирования, в роли которого выступают не классовые интересы, а свобода человеческой личности» <1>. Это, с одной стороны, сближает право с моралью, а с другой стороны — проводит между ними четкое различие. Как социальные регуляторы, право и мораль всегда обращены к свободе воли человека и его ответственности за свои действия, вследствие этого обязательным требованием к содержанию и применению норм права является требование справедливости. ——————————— <1> Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 125.

«Справедливость является категорией морального сознания» <2>, но, ввиду того что справедливость в системе моральных категорий занимает ведущее положение и часто соотносится с понятием права, необходимо этот вопрос осветить отдельно. ——————————— <2> Протасов В. Н. Теория государства и права.

Право и справедливость употребляются как тесно взаимосвязанные понятия: когда ссылаются на норму морали, то ожидают, что значимость этой нормы признает всякий человек, поскольку эта норма справедлива. Когда дают оценку с моральной точки зрения какого-либо поступка, то представляют ее как значимую для всех. Подобные же соображения следует высказывать и относительно норм права. Правовые нормы государств, в одно и то же или в разное время регулирующие одни и те же общественные отношения, могут существенно расходиться. Тем не менее обязательным требованием к содержанию и к применению норм права является требование справедливости. «Справедливость предполагает максимальный учет своеобразия ситуации, к которой применяется норма права, но всякое понимание справедливости претендует на объективность и общезначимость, иначе оно не будет пониманием справедливости» <3>. Поэтому всякое суждение о юридической справедливости подразумевает существование всеобщих принципов права, которым должны соответствовать конкретные нормы и их применение. Таким образом, право не может быть сведено только к совокупности норм, оно выражает и меру социальной и юридической справедливости, а значит — должно быть нравственно. ——————————— <3> Любашиц В. Я. Понятие права // Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 123.

Чаще всего справедливость права отождествляется с принципом правового равенства. Характер и формы распространения принципа правового равенства, способы правовой защиты соответствующих запросов и интересов людей и условий для их надлежащего удовлетворения относятся к числу существенных характеристик исторически достигнутой ступени прогресса права и свободы, развития форм общественного сознания и видов социальной регуляции. Соответствующие современные требования в этом плане нашли свое надлежащее выражение в Конституции Российской Федерации (ст. ст. 2, 28, 29 и др.), согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, причем никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Весьма существенными в плане конституционно-правового закрепления моральной, нравственной, религиозной и в целом духовной свободы и автономии личности являются также положения Конституции (ст. ст. 21 — 25) о защите государством достоинства личности, о праве каждого на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки и иных форм сообщений, на неприкосновенность жилища и т. д. В этом ряду следует отметить и такое важное в моральном (нравственном) отношении положение Конституции (ст. 51), как признание за каждым права «не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». Очевидно, что такое правовое (посредством Конституции и текущего законодательства) признание, закрепление и защита свободы личности в соответствующих областях общественной жизни являются необходимыми условиями существования и функционирования не только всех этих неправовых социальных норм и регуляторов, но и самого права в общей системе социальных норм и социальной регуляции данного общества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что единство права и морали как социальных норм обусловлено тем, что в философском понимании и то и другое являются надстроечной категорией, категорией, опирающейся на единый экономический и политический фундамент, имеющие один и тот же объект регулирования. Право и мораль основываются на свободе воли индивида и определяют границы должного и возможного, служат для упорядочения общественной жизни, являются показателями социального и культурного развития общества, норм права (в широком понимании) и морали, имеют единые цели и задачи. Однако, наряду с общими чертами, нормы права и морали имеют существенные различия, обладают своей спецификой. «Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности» <4>. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа. ——————————— <4> Матузов Н. И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. N 2. С. 9.

Специфика права определяется его связью с государством. Несмотря на то что нормы права возникают непосредственно в общественных отношениях, однако институализированный характер, «цивилизованное» выражение они получают в законодательстве государства. Институциализированный характер права является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали. Моральные нормы возникают в процессе жизнедеятельности людей и не имеют специальной «нормополагающей» инстанции. Передача социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей от поколения к поколению. Следует отметить, что этот признак институциализации правовых норм не является абсолютным для всех времен и правовых систем. Г. В. Мальцев отмечает, что отсутствие на ранних стадиях существования права «формальной юридической институализированной нормы в виде закона вовсе не говорит о том, что правовой нормы тогда не было. Она органически вытекала из совместных действий участников производства и обмена» <5>. ——————————— <5> Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. М., 1977. С. 233.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что нормы морали возникли и сформировались ранее норм права, правового сознания и государственной организации общества. В. Н. Протасов пишет: «Мораль проявляется вместе с обществом; а нормы права — с государством» <6>. ——————————— <6> Протасов В. Н. Теория права и государства. М., 2001. С. 86.

Правовые нормы создаются в процессе юридической и законодательной практики, функционирования институтов общества и государства. Они создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество — его исключительная прерогатива, поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю, и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Однако процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций; но в конечном счете правовые нормы вносятся в общество от имени государства. Они сразу же становятся общеобязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия. Но следует учесть, что мораль также имеет исторический период развития и возникает из потребности согласовывать интересы индивида и общества. Она формируется в духовной сфере жизни общества в процессе утверждения, развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости. Мораль формируется и развивается спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения — группами, коллективами, классами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. Нормы морали обретают важное, всеобъемлющее значение постепенно, по мере признания их большинством членов общества. Особенность права и в том, что в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). Однако в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль). Рассматриваемые категории различны и по форме (источнику) выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не отрабатываются. Они содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц. Но моральные нормы — это не только неписаные заповеди и требования (хотя их большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия. Однако нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов и иных правовых актов, ведь «право — возведенная в закон нравственность» <7>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <7> Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2001. С. 217.

Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер. Они представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым; «Не убий…» и т. д.). Правовые нормы имеют строго определенное юридическое содержание. Они являются более детализированными правилами, по сравнению с моральными нормами, содержат в себе четко определенные юридические понятия и категории. Например, в уголовном праве в зависимости от отягчающих или смягчающих обстоятельств убийство может быть простым или квалифицированным. Как указывалось выше, право и мораль имеют один общий источник — свободу человеческой личности. Отличия права и морали заключаются и в различии правовых и моральных санкций, и в различии субъектов, применяющих эти санкции. Специфика правовых санкций состоит не только в их жесткости и формальной определенности, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм. В отличие от права мораль располагает иным «защитительным» механизмом — силой общественного мнения, социально-психологических стереотипов, традиций и привычек духовно-практической жизни людей. Мораль обеспечивается силой общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершил никаких противонравственных поступков. Нарушение же нормы права всегда пресекается государством, так как эта норма — властное требование. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т. д. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу личной жизни людей, те же государства, которые вторгались в них, характеризуются недемократическими режимами, отвергающими демократические принципы и основывающиеся на подавлении личности. Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения. Нравственность в отличие от права проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она «универсальна и вездесуща» <8>. ——————————— <8> Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 70.

Таким образом, специфичность норм права и норм морали (нравственности) определяется по происхождению, по способам их установления и формирования, по сфере действия, по методам их обеспечения, по степени детализации, по форме их выражения, фиксации, по структурной организации, по уровню требований, по используемым категориям, по характеру и порядку ответственности, по характеру и способам их воздействия на сознание людей. Различны и исторические судьбы права и морали. Соотношение норм права и морали заключается не только в их единстве и различии, но и взаимодействии. Право и мораль — два своеобразных, самостоятельных института социального регулирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность. Самый существенный момент взаимосвязи права и морали заключается в том, что при всей самостоятельности, суверенности права и морали они все же находятся в глубоком единстве. С этой точки зрения право должно быть морально обосновано, иметь своего рода легитимацию с позиций господствующей, общепринятой морали. Есть тут и принципиальный сущностный момент. Право призвано воплотить, актуализировать, сделать реальной одну из высших моральных ценностей, имеющую общецивилизационное значение, — справедливость (что было освещено выше). Не случайно поэтому категории «право», «правда», «справедливость» на всех этапах цивилизации рассматривались как нечто единое, нераздельное. Тесная взаимосвязь норм права и морали определяет их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях Конституции России, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и неудивительно — ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным. Цели у этих двух регуляторов в конечном счете одни. Государство по своей природе связано с правом, его деятельность опосредована правом, для достижения государственных целей используются правовые формы. Более того, чтобы предоставить возможности нравственного прогресса своим гражданам, у государства тоже нет иного пути, как укрепление и развитие права, ибо, как весьма справедливо заметил Э. Ю. Соловьев, «правопорядок есть социальное пространство человеческой моральности» <9>. Поэтому в «устойчивом» государстве правовые и моральные компоненты связаны неразрывно, развиваются в единстве, но не подменяют и не вытесняют друг друга. ——————————— <9> Соловьев Э. Ю. Теория «общественного договора» и кантовское моральное обоснование.

Итак, следует подчеркнуть, что взаимодействие права и морали выражается в их поддержке друг друга в деле упорядочения общественных отношений, в том, что их требования во многом совпадают. Мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления. Один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку. Нормы права и морали должны плодотворно сотрудничать в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции.

——————————————————————

Вопрос: Как выехать из России, если срок действия визы истек? («Адвокат», 2006, N 9)

Вопрос: Как выехать из России, если срок действия визы истек?

Ответ: Выезд из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства допустим по визе, срок действия которой не истек. В случае если срок действия визы истек, иностранец должен продлить срок действия визы. Для этого необходимо обратиться в МИД России (при продлении дипломатических либо служебных виз) либо представительство МИД России в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Срок действия визы может быть продлен, как правило, не более чем на 10 суток. Продление срока действия визы допускается в исключительных случаях (болезнь, стихийное бедствие и т. п.). Для продления срока действия визы необходимо: письменное заявление иностранного гражданина; письменное ходатайство приглашающей стороны; документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, обусловливающих необходимость продления визы (например, справка врача о болезни). В случае если в пункте пропуска через Государственную границу РФ отсутствует представительство МИД России, то продление виз осуществляются органами пограничной службы. Порядок продления срока действия виз органами пограничной службы урегулирован Приказом ФПС России от 30 апреля 1997 г. N 272. Основанием для продления пограничными органами действия просроченных российских виз иностранным гражданам на выезд из Российской Федерации могут быть: стихийные бедствия, задерживающие движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; необходимость ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; болезнь, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья; непредусмотренные задержки при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки. Указанные обстоятельства должны быть документально подтверждены справками, выдаваемыми органами местного самоуправления, внутренних дел, здравоохранения, а также администрациями морских (речных), железнодорожных вокзалов, автостанций и аэропортов. Должностными лицами пограничных органов продлевается действие просроченных российских виз иностранным гражданам только при их выезде из Российской Федерации, если визы ранее были зарегистрированы в органах внутренних дел. Решение о продлении действия просроченных российских виз и пропуске их владельцев через Государственную границу РФ принимается командирами частей пограничного контроля или лицами, их замещающими. Продление виз осуществляется по согласованию с органами МВД России и ФСБ России на местах. Действие просроченных российских виз не продлевается в случаях: поступления из органов МВД России или ФСБ России информации, препятствующей продлению действия визы; отсутствия в их заграничных паспортах или российских визах отметок о регистрации в органах внутренних дел; отсутствия документов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для продления действия просроченных российских виз; если действие российских виз просрочено более чем на 20 суток. В соответствии с Налоговым кодексом РФ за продление срока действия визы для выезда из Российской Федерации иностранец должен уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей. За продление срока действия дипломатических и служебных виз, а также виз иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо в связи с обстоятельствами, связанными с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, государственная пошлина не взимается. Если иностранцу будет отказано в продлении российской визы, он будет считаться нарушившим режим пребывания в Российской Федерации. В этом случае он подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей с выдворением за пределы России.

А. Н.Головистикова Юрист-эксперт Института законодательства и нормативно-правовых разработок, кандидат юридических наук

——————————————————————

Вопрос: Всегда ли необходимо наличие визы для въезда в Россию? («Адвокат», 2006, N 9)

Вопрос: Всегда ли необходимо наличие визы для въезда в Россию? Л. П.Худякова, г. Караганда

Ответ: По общему правилу иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию лишь при наличии визы. Вместе с тем российское законодательство и международные договоры РФ предусматривают ряд исключений, допуская безвизовый въезд иностранцев и лиц без гражданства в Российскую Федерацию. Виза для въезда в Россию не требуется: 1) иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые получили вид на жительство в Российской Федерации (ст. 24 Закона о въезде и выезде). Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из России и въезд на ее территорию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Россию на основании документов, удостоверяющих личность, и вида на жительство, а лица без гражданства — на основании вида на жительство; 2) лицам, признанным на территории России беженцами. Они могут въезжать в Россию на основании проездного документа беженца (ст. 24 Закона о въезде и выезде). Проездной документ беженца специально предназначен для выезда за пределы РФ и возвращения (въезда) на территорию РФ лица, признанного беженцем. Проездной документ выдается сроком не более чем на два года. Действие проездного документа может быть продлено на срок, не превышающий срок признания лица беженцем; 3) в случае транзитного проезда иностранца через территорию РФ в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ (ст. 29 Закона о въезде и выезде). В настоящее время перечень магистралей, на участках которых возможен безвизовый транзитный проезд через территорию России, Правительством РФ не установлен, поэтому указанное правило безвизового проезда временно не применяется; 4) в случае транзитного проезда иностранца через территорию РФ в форме беспересадочного полета воздушным транспортом (п. 1 ст. 31 Закона о въезде и выезде); 5) в случае если иностранец следует транзитом через территорию РФ на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ (п. 2 ст. 31 Закона о въезде и выезде). В данном случае наличие визы не потребуется, только если иностранный пассажир в соответствие с расписанием полетов должен покинуть российский аэропорт в течение 24 часов с момента прибытия. При этом он имеет право находиться только на территории аэропорта (в пунктах пересадки аэропорта, где обеспечивается режим, исключающий свободный выход транзитных пассажиров за его пределы). Вместо визы у иностранца должны быть надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из российского аэропорта, в котором осуществляется пересадка, в течение 24 часов с момента прибытия в него; 6) иностранным гражданам-туристам, находящимся в качестве пассажиров на борту круизных судов, прибывающих в Российскую Федерацию через морские и речные порты, открытые для международного пассажирского сообщения, если стоянка круизного судна в российском порту не превышает 72 часов (ст. 25.11 Закона о въезде и выезде; Положение о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан — пассажиров круизных судов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 532). Такие иностранные граждане могут находиться без виз на территории РФ в течение 72 часов в случае проживания на борту круизного судна. Одновременно допускается и безвизовый сход на берег участников круиза. Правда, участник круиза, не имеющий визы, может находиться только в пределах территории, определенной для посещения групповой туристической программой. Законодательством РФ установлена обязанность капитана круизного судна предоставлять властям порта через судового агента списки прибывающих пассажиров за 72 часа до прихода судна в первый российский порт. Чтобы иностранец имел право сойти на российский берег без визы, он должен быть включен в эти списки, а также иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Срок пребывания участника круиза на территории РФ без визы может быть продлен в случае задержки круизного судна в связи с повреждением судна, или стихийным бедствием, или в случае невозможности дальнейшего участия участника круиза в туристической программе из-за экстренного лечения или тяжелой болезни. Надо иметь в виду, что круизное судно — это судно, совершающее международный рейс и перевозящее пассажиров, участвующих в групповой туристической программе и размещенных на судне, с целью кратковременных туристических посещений согласно расписанию одного или нескольких портов, открытых для захода иностранных судов. Круизное судно обычно не осуществляет посадку или высадку каких-либо других пассажиров, выгрузку или погрузку грузов. Пассажирские суда или грузопассажирские паромы, работающие на официально закрепленной линии, не являются круизными судами. Таким образом, если иностранец прибыл на судне, которое круизным не является (например, при прибытии из Турции на пароме «Трабзон-Сочи»), то на него безвизовый режим въезда в Российскую Федерацию и нахождения на территории России не распространяется; 7) гражданам государств, с которыми Российская Федерация заключила международный договор, допускающий безвизовый въезд в Россию.

Согласно справке МИД России право на безвизовый въезд на территорию РФ по общегражданским, дипломатическим и служебным паспортам на основании международных договоров РФ имеют граждане следующих государств.

Азербайджан Без виз по всем видам паспортов.

Албания Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Аргентина Без виз по дипломатическим, служебным и официальным паспортам — до трех месяцев.

Армения Без виз по всем видам паспортов.

Белоруссия Без виз по всем видам паспортов.

Бенин Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней (с 21 августа 2001 г.)

Болгария Без виз по дипломатическим и служебным паспортам до 90 дней. Безвизовый режим для: членов морских экипажей при наличии паспортов моряка и при условии включения в судовую роль или выписку из нее; членов воздушных экипажей гражданской авиации.

Боливия Без виз по дипломатическим, служебным и официальным паспортам — до трех месяцев.

Босния и Герцеговина Без виз по дипломатическим и служебным паспортам. По общегражданским паспортам без виз при наличии приглашения, оформленного в установленном российским законодательством порядке, туристического ваучера; отметки «poslovno», «поделовно».

Бразилия Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Буркина Фасо Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Венгрия Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Венесуэла Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Вьетнам Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней. По общегражданским паспортам без виз при наличии заверенного приглашения (гостевого письма) сотрудника посольства или консульства.

Гватемала Без виз по дипломатическим, консульским и официальным паспортам — до трех месяцев.

Гвинея Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Гондурас Без виз по дипломатическим и официальным паспортам — до 90 дней.

Грузия Визы по всем видам паспортов (с 5 декабря 2000 г.). Безвизовой режим пересечения границы через КПП Верхний Ларс-Казбеги для граждан Грузии, постоянно проживающих на территории Казбегского района Грузии.

Египет Без виз по дипломатическим, служебным и официальным паспортам — до 90 дней (с 17 июля 2003 г.)

Зимбабве Без виз по дипломатическим и служебным паспортам (только для сотрудников официальных учреждений страны на территории РФ).

Иран Без виз по дипломатическим и служебным паспортам до 30 дней.

Кабо-Верде Без виз по дипломатическим и служебным паспортам.

Казахстан Без виз по всем видам паспортов.

Камбоджа Без виз по дипломатическим паспортам и служебным паспортам (временно) — до 90 дней.

Кипр Без виз по дипломатическим паспортам и безвизовой транзит по всем видам паспортов до пяти дней при наличии действительных проездных билетов и визы страны следования.

Киргизия Без виз по всем видам паспортов.

Китайская Без виз по дипломатическим паспортам. Народная Республика Без виз: для туристических групп в составе не менее пяти человек во главе с представителем направляющей турорганизации, включенной в соответствующий список (по заверенным спискам групп и подтверждениям российских турорганизаций о приеме).

Колумбия Без виз по дипломатическим и официальным паспортам — до 90 дней.

Корейская Народно — Без виз по дипломатическим и служебным Демократическая паспортам — до 90 дней. Республика

Коста-Рика Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до трех месяцев.

Куба Без виз по всем видам паспортов — до 30 дней.

Лаос Без виз по дипломатическим и служебным паспортам.

Македония Без виз по дипломатическим и служебным паспортам. По общегражданским паспортам без виз при наличии приглашения, оформленного в установленном российским законодательством порядке, туристического ваучера, отметки в паспорте «poslovno», «поделовно».

Марокко Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней (с 15.10.2002 г.).

Мексика Без виз по дипломатическим, служебным и официальным паспортам — до 90 дней.

Молдова Без виз по всем видам паспортов.

Монголия Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней. По общегражданским паспортам — безвизовой режим (при наличии подтверждающих документов) для: гостей сотрудников посольства и консульств; работников, командируемых на основании межправительственных соглашений; работников, направляемых по линии министерств, ведомств и других государственных учреждений; работников совместных и других предприятий, созданных в соответствии с межправительственными соглашениями; учащихся, студентов, аспирантов и стажеров, обучающихся по межправительственным соглашениям. (Подтверждающими документами являются: заверенное приглашение посольства (консульства), приглашение, оформленное в установленном российским законодательством порядке).

Мьянма Без виз по дипломатическим и служебным и официальным паспортам — до 90 дней.

Непал Без виз по дипломатическим и служебным паспортам.

Никарагуа Без виз по дипломатическим, служебным и официальным паспортам — до 90 дней.

Пакистан Без виз по дипломатическим и служебным паспортам.

Панама Без виз по дипломатическим, служебным, консульским, официальным и специальным паспортам — до 90 дней.

Парагвай Без виз по дипломатическим и официальным паспортам — до трех месяцев.

Перу Без виз по дипломатическим и специальным паспортам — до 90 дней.

Польша Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней. Безвизовый режим для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации по записи в генеральной декларации; членов экипажей гражданских морских судов при наличии судовой роли; члены экипажей и персонал воздушных судов, задействованных в аварийных и спасательных полетах.

Румыния Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней. Безвизовый режим для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации по записи в генеральной декларации; членов экипажей гражданских морских судов при наличии судовой роли.

Сальвадор Без виз по дипломатическим и официальным паспортам — до 90 дней.

Сербия и Черногория Без виз по дипломатическим и служебным паспортам. По общегражданским паспортам без виз при наличии приглашения, оформленного в установленном российским законодательством порядке, туристического ваучера, отметки в паспорте «poslovno», «поделовно».

Словакия Без виз по дипломатическим и служебным паспортам.

Таджикистан Без виз по всем видам паспортов (кроме общегражданских).

Таиланд Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Танзания Визы по всем видам паспортов.

Турция Без виз по дипломатическим паспортам — до 90 дней.

Туркменистан Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 30 дней. Безвизовый режим для членов экипажей гражданских воздушных судов — при наличии записи в генеральной декларации; членов экипажей морских и речных судов; работников поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад железных дорог — при наличии маршрутных листов; сотрудников межправительственной фельдъегерской связи — при наличии соответствующих удостоверений.

Узбекистан Без виз по всем видам паспортов.

Украина Без виз по всем видам паспортов.

Уругвай Без виз по дипломатическим и официальным паспортам — до трех месяцев.

Хорватия Без виз по служебным и дипломатическим паспортам. По общегражданским паспортам без виз при наличии приглашения, оформленного в установленном российским законодательством порядке, туристического ваучера, документов, подтверждающих служебную цель поездки.

Чили Без виз по дипломатическим и официальным паспортам — до трех месяцев.

Эквадор Без виз по дипломатическим, официальным и специальным паспортам — до трех месяцев.

Эфиопия Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Ямайка Без виз по дипломатическим и служебным паспортам — до 90 дней.

Япония Визы по всем видам паспортов. Безвизовый режим для посещения Южно-Курильских островов по определенным целям.

Въезд в Российскую Федерацию граждан других государств по всем видам паспортов возможен только на основании визы. Надо иметь в виду, что данная справка не учитывает безвизового въезда в Россию сотрудников ряда иностранных дипломатических представительств, аккредитованных при МИД России, и имеющих дипломатические, служебные или консульские карточки (послы, консулы, должностные лица министерств и др.).

А. Н.Головистикова Юрист-эксперт Института законодательства и нормативно-правовых разработок, кандидат юридических наук

——————————————————————

Вопрос: Как получить приглашение на въезд в Российскую Федерацию? («Адвокат», 2006, N 9)

Вопрос: Как получить приглашение на въезд в Российскую Федерацию? А. Г.Попов, г. Кинешма

Ответ: Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается МИД России или региональными подразделениями паспортно-визовой службы. МИД России выдает приглашения, если приглашающей стороной выступают: федеральные органы государственной власти (Правительство РФ, министерства, федеральные службы и (или) федеральные агентства); иностранные посольства и консульства в РФ; международные организации и их представительства в РФ; представительства иностранных государств при международных организациях, находящихся в РФ; органы государственной власти субъектов РФ (администрация субъекта РФ, парламент субъекта РФ). ФМС России и региональные подразделения паспортно-визовой службы выдают приглашения, если приглашающей стороной являются: органы местного самоуправления; юридические лица; граждане РФ; постоянно проживающие в России на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства; образовательные учреждения (при оформлении приглашения на въезд в Россию в целях обучения в образовательном учреждении); Минобороны России, ФСБ России, ФТС России, ФСО России, МЧС России (при получении приглашения в целях обучения иностранных граждан в ведомственных образовательных учреждениях). Оформление приглашений осуществляется региональными подразделениями паспортно-визовой службы по ходатайствам органов местного самоуправления и юридических лиц и производится по месту их нахождения, а по ходатайствам граждан РФ и иностранных граждан — по месту их жительства, подтвержденному регистрацией в паспорте или ином документе. Оформление приглашений по ходатайствам Минобороны России, ФСБ России, ФТС России, ФСО России, МЧС России осуществляется паспортно-визовым управлением СОБ МВД России. Для получения приглашения приглашающая сторона предоставляет в МИД России или региональное подразделение паспортно-визовой службы: заявление по установленной форме, которые составляются на русском языке от руки либо с использованием технических средств (пишущей машинки или компьютера). При написании заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур; документ, удостоверяющий личность руководителя или иного представителя приглашающей организации либо документ, удостоверяющий личность приглашающего гражданина РФ или иностранного гражданина (только при получении приглашения в региональном подразделении паспортно-визовой службы); копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина (только при получении приглашения в МИД России); квитанции об уплате государственной пошлины и платы за выдаваемые документы о приглашении. В соответствии с Налоговым кодексом РФ за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства взимается государственная пошлина в размере 200 рублей за каждого приглашенного. За выдачу приглашения на въезд в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении государственная пошлина не взимается; гарантии материального, жилищного и медицинского обеспечения приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств: предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, а также денежных средств, необходимых для выезда иностранного гражданина из Российской Федерации по окончании срока его пребывания в Российской Федерации; обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом (если возможность въезда в Россию без полиса не предусмотрена международным договором РФ с государством, гражданином которого является въезжающий) или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи; жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья <*>. ——————————— <*> Социальная норма площади жилья устанавливается субъектами РФ и может быть различна. Для ориентира можно учитывать Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, который определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м — на семью из двух человек, 33 кв. м — на одиноко проживающих граждан.

Если приглашающей стороной выступает физическое лицо, оно обязано приложить к гарантийному письму сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение указанных обязательств (копия налоговой декларации, справка о доходах с места работы). На практике при получении приглашения на въезд от приглашающей стороны могут затребовать и некоторые иные документы, несмотря на то, что они не предусмотрены в установленном законодательством перечне. Это могут быть, например, учредительные документы юридического лица, лицензия на образовательные услуги и свидетельство о государственной аккредитации, если приглашающей стороной выступает образовательное учреждение. Лицу, представившему документы, выдается справка (квитанция), подтверждающая прием заявления к рассмотрению. Приглашения на въезд оформляются и выдаются в срок, не превышающий 30 дней со дня предоставления приглашающей стороной всех необходимых документов. Выдача готовых приглашений осуществляется по предъявлении справки (квитанции), подтверждающей прием заявления. Срок действия приглашения определяется периодом предполагаемого пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации. Продление срока действия приглашения, а также внесение исправлений в приглашение не допускается. Оформление приглашения не производится в случаях, когда иностранцу запрещается въезд в Российскую Федерацию (см. ст. 26 и 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (в ред. от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Закон о въезде и выезде). В этом случае выносится решение об отказе в выдаче приглашения. Инструкцией МВД России установлено, что в случае отказа в выдаче приглашения в течение 10 рабочий дней со дня принятия такого решения приглашающей организации или приглашающему лицу направляется письменное уведомление с указанием оснований отказа. Некоторыми особенностями обладает получение приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности.

А. Н.Головистикова Юрист-эксперт Института законодательства и нормативно-правовых разработок, кандидат юридических наук

——————————————————————

Вопрос: Какие документы необходимы для въезда в Российскую Федерацию? («Адвокат», 2006, N 9)

Вопрос: Какие документы необходимы для въезда в Российскую Федерацию? Н. Ф.Васильева, г. Звенигород

Ответ: По общему правилу для въезда в Российскую Федерацию иностранный гражданин и лицо без гражданства должны иметь следующие документы. 1. Визу, т. е. выданное соответствующим государственным органом Российской Федерации разрешение на въезд в Россию и транзитный проезд через ее территорию. Виза выдается дипломатическим представительством, консульским учреждением РФ, МИД России либо представительством МИД России в регионах РФ (в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу РФ), ФМС России либо региональными подразделениями паспортно-визовой службы. 2. Документ, удостоверяющий личность иностранца. Основной документ, удостоверяющий личность гражданина иностранного государства, — это заграничный паспорт (в том числе дипломатический либо служебный), в котором должен быть обозначен срок его действия и который должен соответствовать правилам оформления. В международной практике иностранные государства доводят до сведения соответствующих органов других стран образцы паспортов, по которым граждане этих государств могут выезжать за границу. В соответствии с международными договорами РФ в некоторых случаях возможен въезд иностранного гражданина в Россию по обычному национальному паспорту. Такое исключение из общего правила сделано для граждан некоторых стран бывшего СССР: Беларуси, Казахстана, Кыргызстана; Литовской Республики; Республики Молдова; Туркменистана (лица, постоянно проживающие в России, и некоторые другие категории, например члены экипажей воздушных судов гражданской авиации); Азербайджана; Украины; Узбекистана. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства, могут быть выданные государством, в котором оно проживает, следующие документы: разрешение на временное проживание; вид на жительство; документ, удостоверяющий личность и статус человека как лица без гражданства (как правило, паспорт лица без гражданства, паспорт негражданина, либо свидетельство лица без гражданства). Международными договорами РФ в качестве документов, удостоверяющих личность иностранцев, для въезда в Россию признаются также и ряд других документов (например, удостоверение личности моряка или паспорт моряка, свидетельство на возвращение). 3. Полис обязательного медицинского страхования, действительный на территории РФ. Такой полис должен предусматривать покрытие расходов на следующий минимальный перечень медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги): медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи; медицинская помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли; транспортировка медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение; посмертная репатриация (транспортировка) останков. Полис оплачивается въезжающим иностранцем самостоятельно либо оплата производится приглашающей стороной. Предоставление полиса не обязательно для: сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц; находящихся в служебных командировках в иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных при МИД России; пребывающих в Российской Федерации с официальным визитом; находящихся в Российской Федерации по приглашению работников иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при МИД России; имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) в соответствии с международными договорами РФ. Так, Россия является участником Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.), на основании которого право на бесплатную медицинскую помощь в указанном выше минимальном объеме на территории РФ имеют граждане Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины. В этой связи граждане перечисленных государств освобождаются от предоставления полиса обязательного медицинского страхования при въезде в Россию. 4. Гарантию наличия средств для проживания в Российской Федерации и выезда с ее территории или гарантию предоставления таких средств от других лиц. Такой гарантией может выступать один из следующих документов: гарантийное письмо приглашающей стороны, оформленное в установленном порядке; приглашение на въезд в Российскую Федерацию; договор о туристической поездке в Российскую Федерацию и подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность в России (в случае туристической поездки); проездной билет, подтверждающий, что конечный маршрут следования для въезжающего находится вне территории России, или документ, подтверждающий гарантию приобретения таких билетов в пункте пересадки на территории РФ (в случае транзитного проезда через территорию РФ).

А. Н.Головистикова Юрист-эксперт Института законодательства и нормативно-правовых разработок, кандидат юридических наук

——————————————————————